САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 13:3628-03-2024
Четверг

 
Н. В. Горшенина
Материал предоставлен "Федеральной бухгалтерской газетой"

"Памятка" от финансистов поможет избежать переплаты по налогам

Совсем недавно Минфин выпустил письмо от 03.08.2005 ≤ 03-06-02-02/57. Опубликованные в журнале "Нормативные Акты для бухгалтера" разъяснения Минфина являются как нельзя более актуальными в настоящий момент. В письме обобщены сведения о полномочиях муниципалитетов и властей городов федерального значения по введению в действие налогов на подведомственных территориях.

Налоговое обновление местного масштаба
Местные налоги и единый налог на вмененный доход с 1 января 2006 года фактически придется вводить заново. И не только потому, что с этой даты вступает в силу ряд изменений на федеральном уровне для земельного налога и "вмененного" спецрежима. Еще более веской причиной является обновление системы местного самоуправления в России с начала следующего года (Закон от 06.10.2003 ≤ 131-ФЗ).
В настоящее время происходит реорганизация административно-территориального деления субъектов Российской Федерации, в результате которой будут изменены границы и формы муниципальных образований. Соответственно заново будут сформированы и органы местного самоуправления. Все это повлечет необходимость принятия новых местных нормативных актов взамен действующих, ведь взимать налоги в прежнем виде будет уже нельзя . их устанавливали для другой территории.

Детали процедуры
Напомним, что любой налог считается установленным лишь в том случае, когда определены его плательщики и все необходимые элементы налогообложения (ст. 17 НК РФ).
К местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц (ст. 15 НК РФ). Эти обязательные платежи устанавливают в два этапа. Прежде всего, федеральные законодатели в соответствующей главе Налогового кодекса (либо, на данном этапе, - в соответствующем нормативном акте) определяют налогоплательщиков, объект налогообложения, пределы ставок и льгот по налогу, его базу, а также налоговый (отчетный) период и порядок исчисления платежа (для налога на имущество физических лиц также порядок и сроки уплаты).
Как отметили финансисты в опубликованном письме, необходимые элементы налогообложения по налогу на имущество физических лиц муниципальные власти (власти городов федерального значения) должны определять согласно Закону от 09.12.91 ≤ 2003-1. Ведь специальной главы для этого обязательного платежа Налоговый кодекс в настоящее время не содержит (ст. 3 Закона от 29.07.2004 ≤ 95-ФЗ).
Что касается земельного налога, то по этому платежу соответствующая глава включена в Налоговый кодекс с 1 января 2005 года. Правда, на территориях муниципальных образований (городов федерального значения), представительные органы которых не успели ввести этот налог до указанной даты, в текущем году было разрешено взимать его на прежних основаниях, в соответствии с Законом от 11.10.91 ≤ 1738-1 "О плате за землю". Однако с 1 января 2006 года этот документ утрачивает силу (подп. 1 п. 2 ст. 2 Закона от 29.11.2004 ≤ 141-ФЗ), и для земельного налога будут действовать лишь правила главы 31 кодекса об этом обязательном платеже.
Конкретные же ставки и налоговые льготы в пределах, установленных Налоговым кодексом и федеральным Законом о налоге на имущество физических лиц (а для земельного налога также порядок и сроки его уплаты) определит муниципальный нормативный акт (в городах Москве и Санкт-Петербурге . региональный закон данного субъекта). Этот документ и введет на территории муниципального образования (города федерального значения) местный налог, то есть укажет на обязанность уплачивать его с определенной даты (п. 4 ст. 12 НК РФ).
По аналогичной двухступенчатой схеме вводится и единый налог на вмененный доход . на основании главы 26.3 Налогового кодекса. В действующей ее редакции право вводить "вмененный" спецрежим на подведомственной территории закреплено за региональными властями. Но с 1 января 2006 года эта компетенция будет тоже передана на "местный" уровень . представительным органам муниципальных образований (п. 1 ст. 346.26 НК РФ в редакции Закона от 29.07.2004 ≤ 95-ФЗ).

Временнaя "ловушка"
Как подчеркнуто в комментируемом письме Минфина, огромное значение для своевременного введения местных налогов и ЕНВД имеют сроки принятия и опубликования соответствующих нормативных актов.
Напомним, что, согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса акты, которые вводят налоги и (или) сборы на местном уровне, не могут вступить в силу раньше 1 января года после их принятия. При этом нужно соблюсти и другое ограничение . со дня официального опубликования нормативного документа должно пройти не менее одного месяца.
Таким образом, делают вывод финансисты, для того, чтобы местные налоги и ЕНВД начали действовать с 1 января 2006 года, то есть нормативные акты муниципальных образований (городов федерального значения) вступили в силу уже с этой даты, они должны быть приняты и опубликованы официально до 1 декабря 2005 года. Плательщикам следует обратить внимание, что при невыполнении указанного ограничения налоги местного значения не будут считаться установленными. Иначе говоря, их обоснованно можно не платить до тех пор, пока муниципальные власти (власти городов Москвы и Санкт-Петербурга) не выполнят все необходимые для этого условия.
Поясним, почему допустимы сомнения в своевременности и корректности введения налогов, которым посвящен комментируемый документ.

Местные налоги: переходные положения
Для начала обратимся к проблемам установления местных налогов, которые берут начало в текущем преобразовании административно-территориального деления субъектов. Как видно из опубликованного письма, финансовые специалисты принимают во внимание, что далеко не все муниципальные образования успеют до 1 декабря 2005 года сформировать новые представительные органы, в компетенцию которых как раз и входит введение налогов "на местах" (п. 4 ст. 12 НК РФ). Впрочем, такой вариант законодательно предусмотрен и особых осложнений не вызовет. Дело в том, что указанные правила распространяются лишь на те муниципальные образования, которые уже созданы в соответствии с Законом от 06.10.2003 ≤ 131-ФЗ и сформировали свои властные структуры (п. 2 ст. 7 Закона от 29.07.2004 ≤ 95-ФЗ). На остальных же территориях вводить налоги вправе прежние органы власти, которые существовали на момент вступления в силу главы 12 Закона ≤ 131-ФЗ . 6 октября 2003 года (п. 4 ст. 84 Закона от 06.10.2003 ≤ 131-ФЗ).
Другое дело, что помимо наличия уполномоченных структур для введения местных налогов существует, как отмечено выше, и проблема соблюдения сроков принятия (опубликования) необходимых нормативных актов. Финансисты в письме указали, что отдельные муниципальные образования могут не справиться с "налоговой задачей" именно на этом этапе. Заметим, что в таком случае на данной территории земельный налог и налог на имущество физических лиц смогут быть введены лишь с 1 января 2007 года.

Специфика "вмененки"
На вопросе о введении в муниципальных образованиях и городах федерального значения системы налогообложения в виде ЕНВД следует остановиться особо. Дело в том, что положения Закона от 29.07.2004 ≤ 95-ФЗ, согласно которым "вмененка" переводится на местный уровень, вступают в силу лишь с 1 января 2006 года. Но этот же документ предусматривает и исключения из данного правила.
Так, уже в 2005 году власти Москвы и Санкт-Петербурга вправе принять законы, устанавливающие виды деятельности, подлежащие переводу на "вмененку" в 2006 году на подведомственной территории, а также значения коэффициента К2, которые будут действовать с этой даты. Таким же образом могут поступить власти муниципальных районов и городских округов, которые уже образованы согласно принципам новой системы местного самоуправления в соответствии с Законом ≤ 131-ФЗ (п. 3 ст. 7 Закона ≤ 95-ФЗ). Однако следует помнить, что соответствующие нормативные акты должны быть приняты и опубликованы тоже не позднее 30 ноября 2005 года.
У местных же властей иных муниципальных образований, сроки формирования которых не позволят разработать, принять и опубликовать вовремя законы о ЕНВД, воспользоваться указанным правом не получится. Ведь в отношении "вмененки" не предусмотрено таких же переходных положений, как для налога на имущество физических лиц и земельного налога. Следовательно, прежние властные структуры ввести "вмененный" спецрежим в муниципальном образовании с 1 января 2006 года не смогут. А значит, перемены по части спецрежима на данной территории станут возможны также не ранее 1 января 2007 года (абзац 3 п. 1 ст. 5 НК РФ).