САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 08:2825-04-2024
Четверг

 
Газета "Учет, налоги, право"
Материал предоставлен газетой "Учет налоги право"

Публикации газеты "Учет, налоги, право" ≤ 33, 2005

Зачистка директорских постов
Александр ШАХОВ

Руководители предприятий теперь могут остаться "не у дел" аж на целых три года благодаря усердию фискальных органов. "Мы решили наказывать по всей строгости директоров, представляющих ложные сведения при государственной регистрации фирмы", - заявили корреспонденту "УНП" в Федеральной налоговой службе.
А речь идет вот о чем. Законодательство считает нарушением представление в органы госрегистрации документов, содержащих заведомо ложные сведения (п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ). За такой подлог должностным лицам причитается штраф в 50 МРОТ или дисквалификация на срок до трех лет. Под "красной карточкой" в данном случае понимается невозможность занимать высокие посты. Такое наказание вправе назначить только суд. А вот инициировать процесс могут фискальные органы.
Отнюдь не новые положения кодекса привлекли налоговиков настолько, что они в августе опустошили два мягких кресла. "Уже пару лет занимаемся этой проблемой, сейчас стали видны результаты, появились решения судов в нашу пользу", - рассказали нам в ФНС. И сообщили, что окрыленная успехом служба недавно разослала в территориальные управления указания инициировать судебные иски к директорам, нарушающим закон.
Больше всего волнуют налоговиков фиктивные адреса фирм и подтасовка документов при регистрации. "Компании часто регистрируются по утерянным паспортам", - признают в ФНС. Но, как нас заверили в ведомстве, к таким горе-директорам в настоящий момент санкции не применяются. В основном дела инициируются при выявлении ложных адресов местонахождения компаний.

**********************************************************************************************
Прибыль делить не придется

Елена МИНАЕВА

С нового года организациям, имеющим в одном субъекте несколько обособленных подразделений, не нужно будет распределять прибыль по каждому из них. Об этом напомнил Минфин России в письме от 17.08.05 ≤ 03-03-04/1/170.
Дело в том, что с 1 января 2006 года начинает действовать новый порядок уплаты налога на прибыль для таких налогоплательщиков. Он установлен Федеральным законом от 06.06.05 ≤ 58-ФЗ. Согласно новым правилам, организации, имеющие филиальную сеть в одном субъекте страны, должны будут определить сумму налога на прибыль исходя из совокупности показателей всех своих подразделений. А затем выбрать на свое усмотрение один из филиалов и через него заплатить налог. При этом организации должны сообщить во все инспекции, в которых зарегистрированы их подразделения, через какой именно филиал они будут рассчитываться с бюджетом.
Заодно авторы письма уточнили новый порядок подачи декларации. С нового года отчет по налогу на прибыль нужно подавать в инспекцию по месту регистрации головной организации и по месту регистрации того филиала, через который платится налог на прибыль.

*************************************************************************************************

Правила бухучета не для Минфина

Письмо Минфина России от 19.08.05 ≤ 03-11-04/2/53 "О порядке учета расходов на приобретение земельных участков налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения"
(будет опубликовано в приложении "Официальные документы" ≤ 34, 2005)

А.В. Илюшечкин, эксперт "УНП"

Весьма интересный документ главное финансовое ведомство страны посвятило тому, как "упрощенцы" должны учитывать свое имущество, а именно земельные участки. В письме от 19.08.05 ≤ 03-11-04/2/53 Минфин России разрешил списывать в расходы затраты на покупку земли даже в том случае, если в дальнейшем предполагается часть участка продать. Но мы не советуем следовать таким указаниям, так как они могут привести к негативным налоговым последствиям.

А есть ли объект?
За отправную точку специалисты Минфина взяли следующую ситуацию. Организация владеет несколькими зданиями, которые находятся на одном земельном участке. На него компания оформляет право собственности. Но изначально предполагает часть земли сразу же продать. В связи с этим возникает такой вопрос: учитываются ли средства, потраченные на покупку земли, в составе расходов при "упрощенке"?
Да, считают финансисты. В бухгалтерском учете земельные участки относятся к основным средствам (п. 5 ПБУ 6/01 "Учет основных средств"). А "упрощенцы" обязаны вести бухгалтерский учет имеющихся у них основных средств (ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 ≤ 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). На этом основании Минфин делает вывод, что затраты на покупку участка можно учесть в расходах по упрощенной системе (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). А поскольку земельный участок куплен в период применения спецрежима, его стоимость полностью списывается после того, как на него будет зарегистрировано право собственности.
На наш взгляд, Минфин несколько поторопился с переводом земельного участка в состав основных средств. Во-первых, для признания в бухгалтерском учете имущества основным средством нужно выполнить несколько условий (п. 4 ПБУ 6/01). Объект будет использоваться в производстве и способен приносить доход, срок его полезного использования больше года, дальнейшая продажа имущества не предполагается. Именно последнее условие в нашем случае не выполняется. Ведь часть участка еще до его приобретения предполагается продать.
Во-вторых, для "упрощенцев" расходы на приобретение основных средств признаются в момент их ввода в эксплуатацию (подп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ). И не обязательно, что госрегистрация права собственности на участок совпадет с вводом его в эксплуатацию. Поэтому не нужно спешить следовать указаниям Минфина и списывать сразу же после получения свидетельства о госрегистрации всю стоимость участка в расходы. Тем более что такой порядок в дальнейшем добавит проблем.

Поспешишь - на пересчет налетишь
Итак, специалисты главного финансового ведомства считают, что земельный участок целиком нужно учитывать в бухгалтерском учете как основное средство. Соответственно и в расходы по "упрощенке" можно списать всю стоимость объекта единовременно. И это несмотря на то, что его часть впоследствии будет реализована. Правда, после продажи части основного средства нужно будет пересчитать налоговую базу по единому налогу и заплатить пени с части земли, которая будет подана. Таково мнение Минфина.
Как видите, путь, предложенный финансовым ведомством, обернется определенными налоговыми последствиями. Однако, на наш взгляд, есть способ их избежать. Для этого, как мы уже отметили выше, земельный участок не надо признавать основным средством до того момента, пока его часть не будет продана. Тем более что по правилам бухгалтерского учета вы и не имеете на это права.
Стоимость купленной земли нужно учесть на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы". После этого участок нужно разделить и оформить право собственности на каждую часть (сделать это все равно придется, так как по-другому продать часть участка не получится). Участок, не предназначенный для перепродажи, включается в состав основных средств, а его стоимость списывается на расходы. Таким образом, затратив несколько больше времени на оформление необходимых документов, организация избежит пересчета налоговой базы и начисления пеней.