САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 07:1525-04-2024
Четверг

 
Эксперты "Федеральной бухгалтерской газеты".
Материал предоставлен "Федеральной бухгалтерской газетой"

Публикации "Федеральной бухгалтерской газеты" от 12.09.05

Русский перевод для вычета по НДС

Н.В. Горшенина, обозреватель "Федерального агентства финансовой информации"

По операциям экспорта компании-экспортеры применяют нулевую ставку НДС (п. 1 ст. 164 НК РФ). Для этого они должны представить в инспекцию документы, которые подтверждают обоснованность возмещения НДС. Фирма представила в налоговую все необходимые документы, однако в праве вычета по НДС ей отказали. Причина . накладные заполнены на иностранном языке. Юристы компании посчитали действия налоговой незаконными. Правомерны ли возражения юристов компании, и какие доводы можно привести для защиты позиции фирмы рассказали экспертам журнала "Консультант"

"Возмещать НДС отказываются в 98 случаях из 100 ."
По словам Данилы Шабашова, партнера ООО "Коллегия юристов нефтегазового комплекса", при вывозе товаров воздушным транспортом экспортер должен представить в инспекцию копию международной авиационной грузовой накладной (подп. 4 п.1 ст.165 НК РФ.). Однако Налоговый кодекс не говорит о том, что налогоплательщик обязан делать ее перевод.
Тем не менее, претензии налоговых органов, связанные с отсутствием перевода товаросопроводительных документов, встречаются достаточно часто. При этом инспекторы иногда утверждают, что налогоплательщик нарушает сразу две нормы: статью 68 Конституции и статью 17 Федерального закона от 25 октября 1991 г. ≤1807-1 "О языках народов РФ".
Однако арбитражные суды с подобными доводами не соглашаются. Они не считают, что из-за отсутствия перевода товаросопроводительных документов можно отказать в вычете НДС (Постановление ФАС Московской области от 8 апреля 2005 г. по делу ≤ КА-А40/2379-05).
Кроме того, налоговый орган не воспользовался своим правом, предоставленным ему статьей 88 Налогового кодекса. Он мог потребовать от экспортера представить перевод авианакладных на русский язык.
Как правило, действия инспекторов направлены на то, чтобы по любым основаниям отказать в возмещении НДС. Связано это, прежде всего с попытками максимально защитить бюджет от схем лжеэкспорта, но страдают в результате и добросовестные экспортеры. Отказы в возмещении экспортного НДС налогоплательщик получает в 98 случаях из 100. Единственным выходом в таких ситуациях является обращение в арбитражный суд.

"Требования налоговых органов обоснованы."
А вот что ответила Татьяна Подлипская, начальник юридического департамента ООО "Вижн Флот", главный юрисконсульт НП владельцев танкерного флота "Танкерный Союз".
Налоговые органы редко обходят своим вниманием документы, составленные на иностранном языке. Компании же, как правило, с их претензиями не согласны. Они полагают, что налоговое законодательство не содержит каких-либо требований о переводе бумаг на русский язык. Чтобы подтвердить право на нулевую ставку НДС, достаточно лишь своевременно предоставить в инспекцию документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса.
Документы следует передать в налоговую инспекцию в течение 180 дней. Его отсчитывают с даты, когда региональные таможенные органы оформят грузовую таможенную декларацию на вывоз товара в режиме экспорта.
Стоит отметить, что некоторые судьи в данном вопросе поддерживают налогоплательщиков (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 августа 2004 г. по делу ≤ А56-7694/04). Однако на наш взгляд, с этим мнением можно поспорить.
Дело в том, что документы, составленные на иностранном языке, не могут быть использованы налоговыми органами в работе. Фактически инспекторы не имеют возможности определить, насколько подобные документы отвечают требованиям к их составлению. А значит, контролеры не смогут оценить, обоснованно компания применила нулевую ставку НДС или нет. Поэтому требования налоговых органов о предоставлении перевода на русский язык целесообразны. Они основаны на нормах действующего законодательства и подтверждаются судебной практикой (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21 апреля 2003 г. по делу ≤ А56-26549/02, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11 февраля 2003 г. по делу ≤ А19-3970/02-43-Ф02-159/03-С1).
Русский язык является государственным на всей территории Российской Федерации (ст. 68 Конституции РФ). Именно он используется в деятельности государственных органов (ст. 15 Федерального закона от 25 октября 1991 г. ≤ 1807-1 "О языках народов Российской Федерации"; п. 1 ст. 3 Федерального закона от 1 июня 2005 г. ≤53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации").
В рассматриваемой ситуации контролеры не имели права отказывать в применении нулевой налоговой ставки и возмещении НДС. Одного только основания, что авиационная накладная была составлена на иностранном языке, здесь явно недостаточно. Налоговый орган должен был истребовать у налогоплательщика перевод указанных документов (ст. 88 и ст. 93 НК РФ). И только если бы компания его не представила, инспекторы могли сделать вывод о том, что документы не соответствуют перечню, установленному статьей 165 Налогового кодекса.

"Действия инспекторов нарушают права налогоплатильщиков.."
Алексей Караулов, начальник юридического отдела ЗАО "Завод по ремонту электроподвижного состава", г. Москва прокомментировал сложившуюся ситуацию так.
Как правило, налоговые органы не придираются к тому, что документы, поданные на возмещение НДС, заполнены на иностранном языке. Претензии у них вызывает лишь тот факт, что не представлен перевод на русский язык. При этом контролеры мотивируют свой отказ в применении нулевой ставки невозможностью проверки таких документов. Тем не менее, подобные аргументы не соответствуют закону, а действия инспекторов нарушают права налогоплательщиков.
Закон устанавливает условия применения ставки НДС ноль процентов (в данном случае - подп. 1 п. 1 ст. 164 и ст. 165 НК РФ). Их выполнение инспекция проверяет в течение трех месяцев после подачи налоговой декларации и иных документов (п. 4 ст. 176 НК РФ).
Предположительно, в описанной ситуации в возмещении НДС можно было отказать, если бы экспортер представил не все документы или они были бы неверно оформлены. В любом из этих случаев инспекторы в течение трех месяцев могут потребовать от организации дополнительные сведения, документы и объяснения. Это право предоставлено налоговым органам статьей 88 Налогового кодекса. И они обязаны его использовать, если есть сомнения в действительности документов или неясности в отношении их содержания. В противном случае у проверяющих не будет возможности принять обоснованное решение. Таким образом, если организация представила в числе прочих документ, составленный на иностранном языке, само по себе это не может стать основанием для отказа в возмещении НДС. Инспекторы должны подтвердить, что такой документ не действителен, либо что он не относится к данной экспортной операции.

*****************************************************************************************************

Чем грозит валютный контроль

Н.Д. Пашутова, обозреватель "Федерального агентства финансовой информации"

Если фирма занимается экспортом или импортом, у нее есть валютные операции, то она находится под бдительным оком проверяющих структур. Росфиннадзор . одна из них.

Административная или уголовная?
В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года ≤ 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" проверять, соблюдают ли фирмы валютное законодательство, должно уполномоченное на то федеральное ведомство. Таковым стала Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, или Росфиннадзор (постановление Правительства от 15 июня 2004 г. ≤ 278). Именно эта служба рассматривает дела о нарушениях компаниями валютного законодательства и выносит решения о штрафах. О правилах проведения проверок рассказали эксперты журнала "Практическая бухгалтерия".
Все нарушения валютного законодательства можно разделить на две группы: те, которые влекут за собой уголовную ответственность, и те, за что грозят лишь административные санкции.
Под уголовную ответственность (лишение свободы на срок до трех лет) подпадает только руководитель фирмы (ст. 193 УК РФ). Это может произойти в случае, если не были возвращены из-за границы валютные средства в рублевом эквиваленте свыше 5 млн. руб. При этом если фирма приняла все меры для получения экспортной выручки либо возврата перечисленного за рубеж аванса, то это является смягчающим обстоятельством или даже полностью исключает уголовную ответственность. Например, чтобы оградить себя от претензий проверяющих, компания может сделать запрос в торгово-промышленную палату о надежности и деловой репутации своего партнера, застраховать риск по контракту и т.д.
Во всех остальных случаях фирме и ее должностным лицам может грозить только административная ответственность согласно статье 15.25 Кодекса об административных правонарушениях. Самое страшное валютное нарушение в КоАП . осуществление незаконных валютных операций. Компании это будет стоить от 75 до 100 процентов от суммы неразрешенной операции (п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ). Причем существует опасность "нарваться" на этот штраф, даже если фирма сама ничего не предпринимала. Например, банк может списать с вашего валютного счета в безакцептном порядке комиссию за выполнение функций агента валютного контроля. Проверяющие из Росфиннадзора зачастую рассматривают такую ситуацию как незаконные расчеты между резидентами в иностранной валюте. При этом банк руководствуется тем, что данная сумма . оплата его комиссионного вознаграждения, а такие расчеты можно производить в иностранной валюте без ограничений (подп. 6 п. 3 ст. 9 Закона ≤ 173-ФЗ).
Однако самое распространенное нарушение . несоблюдение порядка или сроков предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение правил оформления паспортов сделок или сроков хранения документов по валютным операциям (п. 6 ст. 15.25 КоАП РФ). Эти нарушения влекут за собой штраф в размере от 400 до 500 МРОТ с фирмы и от 40 до 50 МРОТ с должностного лица.

Дополнительный контроль
Статьей 23.5 КоАП установлен перечень правонарушений, которые рассматривают сотрудники налоговой службы. Надо отметить, что в этом списке отсутствует статья 15.25 "Нарушение валютного законодательства". Поэтому если налоговый инспектор обнаружил нарушение, он должен передать информацию о нем в финнадзор. Несмотря на это, налоговики зачастую включают проверку соблюдения валютного законодательства в план выездной проверки и указывают штрафы по статье 15.25 КоАП в решении о привлечении фирмы к ответственности. Однако в таких случаях суды всегда становятся на сторону проверяемой компании (постановление ФАС Уральского округа от 30 декабря 2004 г. по делу ≤ Ф09-5648/04АК, ФАС Московского округа от 14 июля 2004 г. по делу ≤ КА-А40/5631-04).
Кроме Росфиннадзора протоколы об административных правонарушениях в области валютного законодательства имеют право составлять должностные лица таможенной службы (подп. 80 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Но не забывайте, что в соответствии с пунктом 7 статьи 403 Таможенного кодекса в их функции входит только валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу России (неполучение валютной выручки на счет в банке, неправильное оформление паспорта сделки и т.д.). Все же прочие выявленные нарушения таможенники не имеют права рассматривать сами и должны передать о них информацию в Росфиннадзор.

Правила проверки
Итак, вами заинтересовался Росфиннадзор. Такой интерес может быть вызван как передачей информации от других ведомств (например, налогового) или от агентов валютного контроля (банков, таможни), так и необходимостью проведения плановой проверки. Как правило, происходит это так: ваше территориальное управление Росфиннадзора присылает письмо на имя директора организации, в котором сообщается период проверки, а также перечень запрашиваемых документов. В перечне обычно указываются все документы, имеющие отношение к экспортно-импортным и валютным операциям. Кроме того, проверяющих интересуют дебиторская и кредиторская задолженности по внешнеэкономическим контрактам и валютным операциям, перечень соответствующих контрактов и список валютных счетов. Срок предоставления документов указывается в письме.
Обычно сотрудники финнадзора приходят на предприятие сами, тем более что пункт 8.1 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора дает право беспрепятственного прохода сотрудников службы во все помещения организаций любой формы собственности.
После окончания проверки вам присылают вызов на ознакомление с материалами дела. В нем не указываются обстоятельства выявленных нарушений, а называется только статья КоАП, по которой вашу организацию собираются привлечь к ответственности. На этом этапе, а также на других до составления протокола вы можете давать объяснения и представлять доказательства своей правоты.
Затем назначается время рассмотрения дела об административном правонарушении, о чем сообщается организации. При рассмотрении дела сотрудники финнадзора учитывают уже представленные доказательства и объяснения. Кроме того, представитель предприятия может подготовить дополнительные документы для подтверждения своей позиции. По итогам рассмотрения дела инспектор финнадзора составляет протокол об административном правонарушении, на основании которого выносится постановление о назначении административного наказания.
Срок уплаты административного штрафа . не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу (п. 1 ст. 32.2 КоАП РФ). Обжаловать постановление можно как в судебном, так и во внесудебном порядке . в вышестоящую инстанцию. Жалоба может быть подана в соответствии со статьей 30.3 КоАП в течение 10 дней со дня вручения постановления.
Бывают случаи, когда в один день одно уполномоченное лицо рассматривает сразу нескольких протоколов об административных правонарушениях фирмы в сфере валютного регулирования. Напомним, что в этой ситуации должно выноситься только одно постановление с назначением наказания в пределах большей санкции. Это положение закреплено в статье 4.4 Кодекса об административных правонарушениях и подтверждено письмом Минфина России от 9 апреля 2004 года ≤ 15-05-29/455.

*****************************************************************************************************

Иностранное представительство: когда платить налог на прибыль
Н. В. Горшенина, обозреватель "Федерального агентства финансовой информации"

Иностранные фирмы, стремятся не только сотрудничать с российскими, но и самостоятельно осуществлять деятельность на территории нашей страны, организовывать постоянные представительства. В этом случае их деятельность подлежит налогообложению. Порядок признания представительства иностранной фирмы в качестве плательщика налога на прибыль и правила его расчета подробно рассмотрели эксперты журнала "Нормативные акты для бухгалтера"

Когда возникает представительство?
Иностранная организация начинает вести деятельность в нашей стране, а у бухгалтера сразу появляется вопрос: при каких условиях такая деятельность приведет к образованию постоянного представительства.
Ответ на него дает статья 306 Налогового кодека. Она определяет критерии признания постоянного представительства иностранной фирмы на территории России. Основные критерии отнесения представительства зарубежной компании к категории налогоплательщиков налога на прибыль . это наличие любого места деятельности на территории России и осуществление в этом месте регулярной предпринимательской деятельности.
Несмотря на то, что Налоговый кодекс устанавливает критерии определения постоянного представительства, он не дает однозначного ответа на ряд ситуаций, которые возникают у иностранной организации в процессе работы. Например, зарубежная компания оказывает услуги по ремонту оборудования, а специалисты прибывают для оказания этих услуг в командировку. Приводит ли данная деятельность к образованию постоянного представительства западной компании на территории России?
По мнению Минфина России, такая деятельность, приводит к образованию постоянного представительства. В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса такая деятельность является предпринимательской, потому что осуществляется на территории нашей страны. Определяющий критерий . регулярность деятельности, т. к. ремонтные услуги российской фирме иностранная компания оказывает несколько раз в год. Понятие регулярности раскрывается в Положении об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (п. 2.2.1 Методических рекомендаций, утвержденных приказом МНС РФ от 28.03.2003 ≤ БГ 3-23/150). В частности, если постоянное представительство иностранной фирмы, занимается предпринимательской деятельностью на территории России более 30 дней за календарный год (непрерывно или в совокупности), то его деятельность считается регулярной. Однако есть случаи, когда иностранная фирма осуществляет свою деятельность меньше 30 дней, но так же может соответствовать критерию регулярности. Пункт 2.2.1 Методических рекомендаций устанавливает, что на основе анализа фактической деятельности зарубежной компании в России, она может быть признана регулярной.
Важно учесть, что моментом образования постоянного представительства считается не начало деятельности по организации представительства как такового, а начало осуществления регулярной предпринимательской деятельности. А моментом прекращения функционирования постоянного представительства . реальное прекращение ведения предпринимательской деятельности на территории нашей страны.
В случае если иностранная фирма получает доходы в России без организации постоянного представительства, то они подлежат налогообложению у источника таких выплат (ст. 309 НК РФ). Другими словами, с российского контрагента, когда он оплачивает услуги иностранной фирме, должны при перечислении денежных средств удержать налог на прибыль.

Налоговый агент: быть или не быть?
Часто бывает, что постоянное представительство, которое уже зарегистрировано в налоговой инспекции России, выплачивает своим иностранным партнерам доходы. Например, представительство зарубежной компании в России, заключает договор с резидентом другой страны о предоставлении персонала для осуществления своей деятельности. Должно ли представительство, по отношению к своим контрагентам, выступать в роли налогового агента и удерживать с выплачиваемых сумм налог на прибыль?
Прежде надо определить, не возникает ли у иностранной компании, которая предоставляет персонал, постоянное представительство в нашей стране. Ведь если оно образуется, то налог с полученных доходов зарубежная организация будет платить самостоятельно.
Налоговый кодекс предусматривает ряд признаков, которые приводят к организации постоянного представительства на территории России (п. 2 ст. 306 НК РФ). И услуга по предоставлению персонала, для работы в представительстве иностранной компании в России не будет отвечать критериям представительства лишь при соблюдении определенных условий. Так, пункт 2.4.2 Методических рекомендаций налоговым органам по применению отдельных положений главы 25 Налогового кодекса, касающихся особенностей налогообложения прибыли (доходов) иностранных организаций, утвержденных приказом МНС РФ от 28.03.2003 ≤ БГ 3-23/150 устанавливает, что такая деятельность не имеет признаков постоянного представительства, если направляемый подобным образом персонал остается в штате направляющей организации. По мнению финансистов необходимо, чтобы нанятый персонал, действовал исключительно от имени и в интересах той организации, в которую он был направлен.
Таким образом, зарубежная компания, предоставляя персонал для работы российского представительства другой западной фирмы, не осуществляет на территории России предпринимательской деятельности.
Однако проблемы с налоговой инспекцией могут возникнуть, даже если персонал остается в штате организации, которая его предоставила, и действует только от имени и в интересах фирмы, куда он был направлен для работы. Так, если положительная разница между суммами оплаты за услугу предоставления персонала и суммами заработной платы и компенсации, установленными для него, будет превышать 10 процентов от всех выплат в пользу персонала, то деятельность может привести к образованию постоянного представительства. Подтверждением оказания такого рода услуг являются акты или другие документы, которые свидетельствуют о факте предоставления персонала, а также выставленные и оплаченные счета.
Например, компания-резидент Турции, которая предоставляет эту услугу, не должна образовывать постоянное представительство на территории нашей страны. Но это не означает, что контрагенту иностранной фирмы, придется производить удержание налога. Организация, которая оплачивает услуги иностранной фирмы по предоставлению персонала, удерживать налог с этих выплат не должна. Такой доход, подпадает под действие пункта 2 статьи 309 Налогового кодекса. При этом эти доходы не могут облагаться налогом на прибыль у источника выплат, не зависимо от того, кто их выплачивает - российская фирма или постоянное представительство зарубежной фирмы. Это связано с тем, что деятельность по представлению персонала не приводит к образованию постоянного представительства. Также она не попадает в перечень доходов, которые облагаются налогом на прибыль у источника выплат, а значит, не облагается налогом на прибыль.