САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 10:0425-04-2024
Четверг

 
О. Е. Золотова, Т. Ю. Кошкина
Консалдинговая группа "АЮДАР"

Из практики аудитора

Возврат товаров по денежному займу

Вопрос:
Предприятие получило денежный заем от учредителя. Погасить обязательство денежными средствами предприятие не может. Возможен ли возврат займа путем отгрузки в адрес заимодавца товаров?

Ответ:
В соответствии со ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Следовательно, погашение обязательства путем передачи товаров, работ и услуг без новации невозможно.
В данной ситуации уместнее всего заключить договор о новации, согласно которому договор займа заменяется на договор купли-продажи передаваемого имущества. Кроме того, задолженность организации по возврату полученных по договору займа средств считается погашенной, и в учете организации подлежит отражению обязательство по поставке товаров. При этом сумма новированного заемного обязательства организации отражается как полученный аванс под поставку товаров.
На основании пп. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), включаются организацией в налоговую базу по НДС. Поэтому НДС придется начислить в бюджет в момент подписания соглашения о новации обязательства. Передача товаров заимодавцу в соответствии с договором поставки отражается в учете организации как продажа этих товаров. В соответствии с гл. 21 НК РФ передача товаров по соглашению о новации облагается НДС.

Сотовая связь

Вопрос:
Предприятие заключило договор на услуги МТС по корпоративному тарифу. SIM-карты приобретены за счет средств организации. В то же время сами сотовые телефоны принадлежат сотрудникам. Обязательно ли заключать с сотрудниками договоры аренды сотовых телефонов или нужно предусмотреть компенсацию за использование личного имущества в трудовых договорах? Влечет ли незаключение договоров аренды и отсутствие компенсации к возникновению внереализационного дохода согласно пункту 8 статьи 250 НК РФ? Какие могут быть последствия по налогам?

Ответ:
По нашему мнению, отсутствие договоров аренды телефонных аппаратов и установленной компенсации за использование имущества работников в интересах организации может привести к претензиям со стороны налоговых органов по поводу возникновения внереализационного дохода согласно п. 8 ст. 250 НК РФ. В то же время оценить сумму этого дохода достаточно сложно. На этом основании налоговые риски по налогу на прибыль можно признать низкими.
В случае заключения с сотрудниками договоров аренды сотовых телефонов сумма арендной платы подлежит включению в совокупный годовой доход работника (пп. 4 п. 1 ст. 208 НК РФ). Соответственно, организация должна рассчитать, удержать и перечислить в бюджет НДФЛ.
Если в трудовых договорах будет установлена компенсация за использование имущества сотрудника в интересах организации, то при выплате компенсации обязанности удержания НДФЛ у организации не возникает (п. 1 ст. 217 НК РФ).
В обоих случаях данные суммы не включаются в налоговую базу по ЕСН (п. 1 ст. 236 НК РФ).

Ответы подготовила О. Е. Золотова (аудитор КГ "Аюдар")

Передача товаров на хранение

Вопрос:
Юридическое лицо, не являющееся профессиональным хранителем, оказывает нашей организации услуги по хранению товаров. Как в бухгалтерском учете нужно отразить передачу товара на хранение? Достаточно ли договора и ежемесячно составляемых актов приема-сдачи оказанных услуг для признания расходов в целях налогообложения прибыли?

Ответ:
Переданные на хранение товарно-материальные ценности должны отражаться на отдельном субсчете того счета, на котором они учитывались до передачи их на хранение. В данном случае передачу товаров на хранение бухгалтер должен отразить следующей записью:
Дебет 41 субсчет "Товары, переданные на ответственное хранение" Кредит 41 субсчет "Товары на собственном складе".

Обратите внимание: использовать в этой ситуации счет 45 "Товары отгруженные" организация-поклажедатель не вправе. Это противоречит Инструкции по применению Плана счетов[1] , согласно которой счет 45 предназначен для обобщения информации о наличии и движении отгруженной продукции (товаров), выручка от продажи которой определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете. На этом счете учитываются также готовые изделия, переданные другим организациям для продажи на комиссионных началах. При передаче на хранение товары не отгружаются и не передаются на продажу, следовательно, применение этого счета ведет к нарушению методологии бухгалтерского учета.

Расходы организации на оплату услуг по хранению товаров могут быть учтены при исчислении налога на прибыль на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией. Однако при этом произведенные расходы должны отвечать требованиям ст. 252 НК РФ, то есть должны быть экономически оправданы, документально подтверждены и направлены на получение дохода. При этом датой осуществления этих расходов в соответствии с пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ при методе начисления признается:
. либо день, когда поклажедатель произвел расчет за услуги хранения;
. либо день, когда хранитель предъявил расчетные документы;
. либо последний день отчетного (налогового) периода.
При решении вопроса о документальном подтверждении осуществленных расходов на хранение необходимо учитывать следующее. Отношения сторон по договору хранения регулируются главой 47 ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 807 ГК РФ принятие вещи на хранение должно быть удостоверено хранителем выдачей поклажедателю сохранной расписки, квитанции, свидетельства или иного документа, подписанного хранителем.
Порядок выплаты вознаграждения хранителю установлен ст. 896 ГК РФ. Размер вознаграждения за хранение по возмездному договору хранения определяется соглашением сторон при заключении договора хранения или в соответствии с утвержденными сборами, ставками, тарифами. Оно зависит от стоимости и количества передаваемого на хранение имущества, а также от продолжительности хранения.
Возможны следующие варианты расчетов:
1) Оплата производится за весь период хранения по окончании срока хранения.
2) Оплата производится по периодам и вознаграждение хранителю выплачивается соответствующими частями по истечении каждого периода.
Учитывая изложенное, в качестве документов, подтверждающих правомерность учета расходов, по нашему мнению, дополнительно следует оформить и приложить: Акт о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение (ф. ≤ MX-1) и Акт о возврате товарно-материальных ценностей, сданных на хранение (ф. ≤ MX-3). Данные унифицированные формы утверждены Постановлением Росстата ≤ 66[2] .
Обратите внимание: при подписании актов приема-сдачи оказанных услуг стороны не должны ограничиваться стандартными фразами наподобие "Услуги по договору хранения за. месяц выполнены полностью и в срок на сумму. руб. Заказчик претензий не имеет". На наш взгляд, в актах следует указать сведения о количестве, сроках и наименования хранимого товара.
Кроме того, стороны должны четко представлять, в чем состоят отличия договора хранения, договора аренды помещения и договора оказания услуг по охране имущества. Хранение есть оказание услуги, которая выступает в качестве единственной или основной. Не является хранением обеспечение сохранности и целостности имущества в пределах другого обязательства с иным основным содержанием . купли-продажи, подряда, комиссии и др.

Ответы подготовила Т. Ю. Кошкина

[1] Приказ МФ РФ от 31.10.00 ≤ 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению".

[2] Постановление Российского статистического агентства от 09.08.99 ≤ 66 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения".