САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 19:0026-04-2024
Пятница

 
Н. В. Горшенина
Материал предоставлен "Федеральным агентством финансовой информации"

Экономия не избавит от хлопот

Руководство фирмы нередко считает, что нет смысла покупать новую машину - подержанная обойдется гораздо дешевле.Однако у бухгалтера в такой ситуации возникают проблемы с начислением амортизации.

Теоретический расчет амортизации
Чтобы принять приобретенное основное средство к налоговому учету, бухгалтеру необходимо определить период его службы. Фирмы самостоятельно устанавливают срок полезного использования объекта, но с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. ≤ 1). Для бывших в эксплуатации объектов законодатель предусмотрел особый порядок установления срока. При расчете нормы амортизации организация вправе уменьшить общий срок полезного использования имущества на время его работы у предыдущих собственников (п. 12 ст. 259 НК). Данное правило распространяется на все амортизируемые основные средства (здания, транспортные средства, офисную технику) независимо от того, каким методом начисляется амортизация.
В бухгалтерском учете налогоплательщик также вправе учесть износ основного средства у прежнего владельца. ПБУ 6/01, правда, не предусматривает такой возможности. Но эта недоработка восполнена в Методических указаниях по бухгалтерскому учету основных средств (приказ Минфина России от 13 октября 2003 г. ≤ 91н). Они позволяют определять срок полезного использования "поношенных" объектов исходя из ожидаемого периода времени эксплуатации в организации, возможного износа и других факторов (п. 59 Методических указаний).
Таким образом, налогоплательщик вправе начислять амортизацию по бывшим в употреблении основным средствам на основании:
- общего срока полезного использования (по Классификации);
- оставшегося срока полезного использования (п. 12 ст. 259 НК).
Второй вариант более выгоден руководству организации, поскольку позволит быстрее списать стоимость подержанного основного средства на расходы. Чтобы обосновать такие действия, налогоплательщик должен документально подтвердить период службы объекта предыдущим собственникам. Только тогда он получит право уменьшить срок полезного использования подержанного объекта. Ведь от этого зависит величина амортизационных отчислений и размер налога на прибыль.
Ни один налогоплательщик не застрахован от покупки "самортизированного" основного средства, у которого истек нормативный срок полезного использования. В этом случае Налоговый кодекс позволяет самостоятельно установить период времени, в течение которого "изношенный" объект предположительно будет служить организации. Только следует учесть требования техники безопасности и другие факторы (абзац 2 п. 12 ст. 259 НК). Причем, по мнению столичных налоговых инспекторов, этот срок должен быть свыше 12 месяцев, иначе основное средство не будет отвечать критериям амортизируемого имущества (письмо УМНС России по г. Москве от 28 ноября 2003 г. ≤ 26-12/66552). Но и в этом случае налогоплательщик обязан обосновать свое право самостоятельно устанавливать срок эксплуатации подержанных объектов. Он также должен документально подтвердить, что у приобретенного им основного средства истек нормативный срок полезного использования.

Проблема документального подтверждения.
Финансовые и налоговые работники в один голос требуют от организаций подтверждения сроков эксплуатации основных средств бывшими владельцами. Но чаще всего конкретных разъяснений о том, какой именно документ может служить таким подтверждением, они не приводят. Так, например, специалисты столичного налогового ведомства считают, что письма продавца о сроках фактического использования основного средства недостаточно, чтобы уменьшить нормативный срок службы имущества. К сожалению, на этом их разъяснения заканчиваются (Письмо УМНС России по г. Москве от 22 сентября 2004 г. ≤ 26-12/61646). Так каким же документом фирма может подтвердить предыдущий период использования основного средства?
Налоговый кодекс также не дает четкого ответа на этот вопрос. В то же время законодательство обязывает фирмы оформлять все хозяйственные операции оправдательными документами (Закон РФ от 21 ноября 1996 г. ≤ 129-ФЗ). К их числу, в частности, можно отнести первичные учетные документы, на основании которых фирма ведет бухгалтерский учет.
В большинстве случаев передача основных средств оформляется Актом о приеме-передаче. В зависимости от вида передаваемого объекта он составляется по формам ОС-1, ОС-1а, ОС-1б. Документ должен быть составлен в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон. Из них бухгалтер может почерпнуть информацию о первоначальной дате ввода в эксплуатацию приобретенного объекта, а также о его фактическом сроке службы у бывших владельцев. Но на практике получить эти документы от продавца почти невозможно. Иногда форма ОС не отражает реального срока использования основного средства.
В письме финансисты рассмотрели следующую ситуацию. Владелец подержанного автомобиля в силу обстоятельств не может подтвердить первичными бухгалтерскими документами срок использования транспортного средства предыдущими владельцами. Это произошло потому, что один из них был физическим лицом. А гражданин не ведет карточки бухгалтерского учета основных средств ОС-1 и не может "ввести в эксплуатацию" основное средство. Из каких тогда документов налогоплательщик-покупатель может узнать о полном сроке использования транспортного средства?
А если физическое лицо приобрело этот подержанный автомобиль за границей? Получается, что машина эксплуатировалась еще и за рубежом. При этом ее передача не предусматривает составления необходимых бухгалтеру документов, которые бы позволяли определить срок ее эксплуатации иностранным владельцем. Как же налогоплательщик может учесть срок эксплуатации "изношенного" автомобиля?

. и ее решение
Специалисты финансового ведомства допускают возможность для организаций - авто-владельцев в качестве документального подтверждения срока эксплуатации использовать паспорт транспортного средства. Они исходят из следующих соображений.
В соответствии с пунктом 4 Положения о паспортах транспортных средств паспорт выдается его собственнику (приказ МВД России от 23 июня 2005 г. ≤ 496, Минпромэнерго России ≤ 192, Минэкономразвития России ≤ 134). Причем если организация приобретает в собственность бывшую в употреблении машину, то в паспорте, непременно будут указаны все ее предыдущие хозяева (п. 16 Положения). Порядок оформления паспорта предусматривает заполнение даты приобретения и перехода права собственности на автомобиль от одного владельца к другому (п. 50.2 Положения). То есть этот документ содержит всю необходимую информацию о времени, когда машина находилась в собственности разных хозяев и теоретически использовалась ими по назначению (была в эксплуатации). Следовательно, уменьшение срока полезного использования приобретенного имущества на период времени, в течение которого он служил предыдущему собственнику, можно считать обоснованным и документально подтвержденным. Хотя день приобретения автомобиля, указанный в паспорте, весьма условно можно считать датой ввода его в эксплуатацию. К примеру, машина могла простоять в гараже частника полгода, покуда владелец не получил права на вождение и не начал на ней ездить.
По мнению финансистов, организации вправе рассчитать срок фактической эксплуатации машины у каждого из бывших владельцев. На полученное в результате подсчета количество лет (месяцев) налогоплательщик может уменьшить нормативный срок полезного использования подержанного автомобиля. Но такой порядок расчета приемлем лишь в случае, если организация не может документально подтвердить время фактической эксплуатации у кого-то из бывших собственников, например, у физического лица. Или в случае когда организация-продавец передает транспортное средство по акту приема-передачи, который оформлен в произвольной форме. Например, продажу автомобиля одним юридическим лицом другому сопровождает Акт приема-передачи объекта основных средств, который составлен по форме ОС-1. Тогда налогоплательщику целесообразно использовать в расчете данные именно этого документа. Ведь в нем содержится точная бухгалтерская информация о дате ввода и сроке фактической эксплуатации основного средства, которая, в свою очередь, должна соответствовать данным налогового учета.