САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 21:2026-04-2024
Пятница

 
Бератора "Нет проблем с налогами"
Материал предоставлен редакцией бератора "Нет проблем с налогами"

Как уменьшить облагаемую прибыль за 9 месяцев?

Снизить облагаемую прибыль - одна из основных задач бухгалтера. Иногда это можно сделать без особых проблем.

Предположим, что фирма провернула выгодную сделку (например, в сентябре) и получила большую прибыль. В дальнейшем получить такой же доход не предвидится. А расходы компании останутся прежними, и по итогам года облагаемая прибыль все- же уменьшится.
Однако платить налог нужно уже сейчас.

Пример 1
За период с января по август (включительно) сумма расходов торговой фирмы ООО "Пассив" составила 960 000 руб. Доходы, облагаемые налогом на прибыль, за этот же период времени составили 1 200 000 руб.

В сентябре фирма заключила выгодную сделку на сумму 1 000 000 руб. Предположим, что расходы "Пассива" составляют 120 000 руб. в месяц. Компания платит налог на прибыль ежеквартально. По итогам 9 месяцев "Пассив" должен перечислить авансовые платежи по налогу на прибыль в сумме:

(1 200 000 руб. + 1 000 000 руб. - 960 000 руб. - 120 000 руб.) Х 24% = 268 800 руб.

Для упрощения примера предположим, что других доходов фирма не получала.
Тогда по итогам 2005 года сумма налога на прибыль, которую надо перечислить в бюджет, составит:

(1 200 000 руб. + 1 000 000 руб. - 960 000 руб. - 120 000 руб. ) - (120 000 руб. Х 3 мес.) Х 24% = 182 400 руб.

Таким образом, переплата по налогу на прибыль равна 86 400 руб. (268 800 - 182 400).

Что делать? Есть несколько вариантов.

Первый способ
Конечно, первая мысль - это обналичка. Схема простая, но проблемная. Деньги перечисляются фирме-"однодневке" под любой затратный договор (как правило, об оказании консультационных или посреднических услуг). Вы оформляете все документы: договор, счет-фактуру, акт о выполнении услуг и т. д. "Однодневка" выдает вашей фирме наличные и удерживает свой процент.

У этой схемы есть множество недостатков.
Во-первых, вашей компании может быть не нужен "черный нал". Во-вторых, такие сделки попадают под самое пристальное внимание налоговых инспекторов. Причем интересоваться они будут как "однодневкой", так и вами. В-третьих, если инспекторы докажут, что сделка фиктивна, это грозит фирме штрафом, а ее руководителю - уголовной ответственностью. В-четвертых, фирма рискует остаться вообще без денег, если "однодневка" вместе с ними исчезнет. И последнее. Зачастую расходы нужны фирме временно, а год она хочет закончить с прибылью.

Второй способ
Вы можете заключить с "однодневкой" любой затратный договор, оформить все документы (об этом ниже), однако деньги ей не платить. После окончания полугодия и сдачи расчета по налогу на прибыль (уже с учетом этих затрат) договор следует расторгнуть по тем или иным причинам.

В этом случае ваша компания практически ничем не рискует. Деньги останутся у вас, прибыль по итогам отчетного периода будет занижена, а в конечном счете предприятие закончит год с прибылью.

У налоговых инспекторов и вопросов будет значительно меньше. Так как по итогам года прибыль будет рассчитана без учета расходов по этому договору, они смогут претендовать лишь на пени за несвоевременное внесение авансовых платежей по налогу. Оштрафовать фирму инспекторы не вправе.

Пример 2
Условия аналогичны предыдущему примеру. Чтобы снизить авансовые платежи по налогу на прибыль, "Пассив" заключил в сентябре договор об оказании маркетинговых услуг на сумму 1 180 000 руб. (в том числе НДС - 180 000 руб.).

Бухгалтер фирмы сделал проводки:
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 60
- 1 000 000 руб. (1 180 000 - 180 000) - учтены расходы на оказание маркетинговых услуг;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
- 180 000 руб. - учтен НДС по маркетинговым услугам;
ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 44
- 1 000 000 руб. - списана стоимость маркетинговых услуг.
По итогам 9 месяцев "Пассив" должен перечислить авансовые платежи по налогу на прибыль в сумме:
(1 200 000 руб. + 1 000 000 руб. - 960 000 руб. - 120 000 руб. - 1 000 000 руб.) Х 24% =
28 800 руб.

В октябре из-за некачественного оказания маркетинговых услуг (этот факт был выявлен уже после их приемки) "Пассив" расторгнул договор. Исполнитель не возражал против этого.
Бухгалтер торговой фирмы сделал записи:
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
- 180 000 руб. - сторнирован НДС по маркетинговым услугам;
ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 44
- 1 000 000 руб. - сторнирована стоимость маркетинговых услуг, ранее списанная на реализацию;
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 60
- 1 000 000 руб. - сторнированы расходы на оказание маркетинговых услуг;
ДЕБЕТ 90-9 КРЕДИТ 99
- 1 000 000 руб. - увеличен финансовый результат.

Итак, сумма налога на прибыль, которую надо перечислить в бюджет за год, равна годовой сумме налога, рассчитанной в примере 1. Она составит:
(1 200 000 руб. + 1 000 000 руб. - 960 000 руб. - 120 000 руб. - 1 000 000 руб. + 1 000 000 руб.) - (120 000 руб. Х 3 мес.) Х 24% = 182 400 руб.

Получится, что по итогам года недоплата налога на прибыль равна 153 600 руб. (28 800 - 182 400). Эту сумму надо будет перечислить в бюджет по расчету налога за год.

Чтобы доказать правомерность отражения всех упомянутых операций в бухгалтерском и налоговом учете, нужно оформить следующие документы:
- договор на оказание маркетинговых услуг;
- счет-фактуру исполнителя;
- акт сдачи-приемки услуг;
- претензионную переписку;
- результаты маркетингового исследования (им можно уделить наименьшее внимание, так как в итоге будет выявлено, что исследования окажутся некачественными).

Самое главное - договор. В нем должен быть четко прописан порядок его расторжения.

Этот порядок может выглядеть, например, так:

8. Порядок расторжения договора

8.1. Если после сдачи услуг Исполнителем будет выявлено, что он оказал их некачественно, договор может быть расторгнут по заявлению Заказчика.
8.2. Для расторжения договора Заказчик должен направить Исполнителю претензионное письмо. В письме должны быть указаны недостатки исследований, выявленные Заказчиком.
8.3. Не позднее трех дней после поступления претензионного письма Исполнитель должен направить в адрес Заказчика ответ на претензию. В ответе Исполнитель указывает либо на отклонение, либо на удовлетворение претензии Заказчика.
8.4. В случае удовлетворения претензии договор считается расторгнутым с момента получения Заказчиком ответа на претензию.