САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 17:2328-03-2024
Четверг

 
Алена АНДРОПОВА
Материал предоставлен журналом "Расчет"

Обойдется ли компания без налогового планирования?

Что же мы планируем?

Специалисты определяют, что такое налоговое планирование, по-разному:

  • как использование компанией приемов и способов, а также всех предоставленных законом льгот с целью максимально снизить налоговые обязательства;

  • как планирование порядка, оснований и процедуры уплаты налогов;

  • как выбор из всех возможных вариантов осуществления деятельности такого, который приведет к оптимальному результату без нарушения закона. То есть к тому, что компания заплатит минимально возможный для нее уровень налогов, но при этом не нарушит закон. Причем возможность выбрать из предложенных вариантов закрепляется в самом Налоговом кодексе (п. 3, 4 ст. 21, ст. 56, выбор метода списания материалов в производство - п. 8 ст. 254, выбор метода амортизации - п. 1 ст. 259).

  • С помощью налогового планирования можно как оптимизировать налогообложение компании в целом (другими словами - наиболее выгодный порядок уплаты налогов и снижение всех рисков, связанных с этим), так и по возможности снизить сумму налогов в отдельно взятом случае (заплатить настолько меньше, насколько это позволяет закон).
    Девиз всего процесса налогового планирования: что необходимо сделать, чтобы сумма, которая останется у компании после уплаты налогов, была больше?
    Просчитываем варианты
    Мнений, из каких именно действий складывается процесс налогового планирования, также много. Хотя в целом этапы этого процесса выглядят примерно одинаково.
    Во-первых, нужно определить общую налоговую нагрузку компании на текущий период, сумму всех налоговых обязательств. Сроки и порядок уплаты налогов, который применяется компанией.
    Дальше провести анализ всего законодательного массива. Сделать это придется по каждому отдельно взятому налогу (или даже по отдельным вопросам в рамках уплаты одного налога). Основа для этого - все законы, в которых упоминаются те или иные платежи или сборы, порядок их уплаты, сроки, размер. Но сюда же можно отнести и судебную практику, определения и постановления Конституционного Суда, разъяснения Минфина и налоговых органов. Придется изучить публикации по интересующим вопросам, узнать мнения специалистов.
    То есть на этом этапе нужно четко представить себе по возможности все варианты поведения, которые допускаются законом и практикой для той или иной ситуации. Наметив примерные варианты поведения, вы можете проанализировать и риски, связанные с выбором такого варианта. Прежде всего риск привлечения к ответственности за те или иные действия (о том, какие это риски, и о способах снизить их "Расчет" писал в июльском номере).
    На основе анализа нужно выбрать оптимальный вариант и составить схему действий для компании в целом. Решить, какие именно методы и способы, указанные в законе, вы будете использовать.
    Все варианты поведения обязательно доводятся до сведения работников, которые будут отвечать за те или иные действия в рамках налоговой схемы. Отразить те методы, которые вы выбрали, в учетной политике компании (например, будут ли у компании резервы и какие льготы вы собираетесь использовать и в каком порядке). Именно учетная политика и будет тем документом, в котором наиболее полно отразится утвержденная схема действий. Хотя можно составить и документы по отдельным "участкам" поведения компании. Например, Положение о правилах поведения работников при выездных налоговых проверках компании. Кто отвечает за общение с инспекторами, как следить за тем, чтобы проверяющие соблюдали сроки проверки. В каком порядке предоставляются документы (например, только по описи).
    На этом же этапе придется проанализировать все документы компании, ее договоры на предмет их соответствия выбранному плану действий. Чтобы неправильные формулировки или отсутствие каких-то сведений не привели к негативным последствиям. Например, в коллективном договоре обязательно должны быть указаны те виды затрат на оплату труда, на которые компания планирует уменьшать базу по налогу на прибыль. Трудовые договоры должны содержать ссылки на положения коллективного, чтобы избежать риска, что инспекция не признает отдельные виды премий или поощрений расходами при расчете налога на прибыль.
    Проверить формулировки в стандартных договорах компании (купли-продажи, поставки). Чтобы условия о переходе права собственности были выгодны для компании (с точки зрения признания доходов). Вся эта работа осуществляется совместно с бухгалтерией и юристами компании.
    Постоянный контроль
    Едва ли не самое важное в процессе налогового планирования - анализ эффективности работы выбранной вами схемы (как именно это сделать, читайте на стр. 102).
    Также нужен и постоянный анализ изменений закона и судебной практики, мнения налоговиков, чтобы успеть внести коррективы в налоговую схему действия компании. Ведь главный способ налоговой оптимизации - это найти свои ошибки и исправить самим. Другими словами, смысл налогового планирования - работа на опережение.
    Большие "но" налогового планирования
    Однако, несмотря на достаточно ясные плюсы тщательного выбора оптимального и экономного варианта "налогового поведения", компания может столкнуться с определенными трудностями.
    Так, сложно выявить грань между законными способами и методами экономии налоговых расходов и уклонением от уплаты налогов. Между эффективным использованием схем, предложенных законом, и использованием мнимых или притворных сделок (подробнее о такого рода сделках читайте в июльском номере "Расчета" на стр. 89). Ведь в том и другом случае действия компаний формально соответствуют требованиям закона.
    Сейчас эта проблема очень актуальна. Ведь налоговые ораны, пользуясь формулировками судебных решений ( см. августовский номер Расчета, стр. 58), признают, что любой, кто что-то не заплатил, нарушил пределы, установленные законом, и должен понести ответственность.
    Тем не менее примерный критерий, как определить, законны действия компании или нет, содержится, например, в определении Конституционного Суда от 8 июня 2004 г. N 226-О и в информационном письме Высшего Арбитражного Суда от 11 ноября 2004 г. Это разумная деловая цель сделки, подтвержденная документально. Если же цель сделки - только уход от налогов, такая сделка ничтожна.
    Однако этим все проблемы не заканчиваются. Есть еще и чисто "технические" сложности для процесса планирования каких-то действий налоговых отношений:

  • Слабое развитие налогового законодательства (слишком много неясностей и пробелов). С одной стороны, если есть пробел или спорное толкование, этим как раз и можно воспользоваться. Но с учетом риска, что пробел закроют не в пользу вашего варианта поведения.

  • Очень большой объем законодательства для анализа. Плюс к этому нужно просмотреть и законы субъектов Федерации - очень трудно отследить все изменения и выявить общую картину.

  • Частые изменения, что также затрудняет планирование. Схему действия приходится менять практически постоянно, очень сложно пользоваться ей на практике.

  • Неоднозначность в изменении налоговой практики - очень сложно предугадать, куда повернет. Даже если вы учитываете письма налогового ведомства, нет гарантии, что завтра Высший Арбитражный или Конституционный Суд не возьмет другую сторону и выяснится, что вы поступали неверно.

  • Несогласованность позиций налогового ведомства и Минфина. Часто бывают прямо противоположными (например, позиции по уплате налога на имущество для лизинговых компании по отношению к имуществу, которое передано в лизинг).

  • Общеобязательные позиции того же Конституционного Суда не всегда понятны, толкуются по-разному (вспомним случай с определением N 169-О, когда пришлось отдельно разъяснять, что же имели ввиду судьи).

  • Если по вопросу нет решения Высшего Арбитражного Суда, то толкование в разных регионах может сильно отличаться (поэтому, планируя свои действия, лучше всего руководствоваться той практикой, которая сложилась в регионе, в котором вам придется судиться).

  • Недолговечность налоговых льгот.

  • Слишком у многих органов есть контрольные функции, но нет единства подходов. А профессионализм страдает. К тому же плохо прописан сам процесс вынесения решений. Так, если решение налоговых органов можно оспорить, то как оспорить акт милиции? А полномочия очень широкие.

  • Все эти факторы делают достаточно затруднительным планирование на долгое время. Вернее, делают самым важным в планировании постоянное отслеживание ситуации и корректировку. А для этого нужны отдельные люди. К тому же будет трудно на практике постоянно менять курс компании. Более продуманным на этом фоне выглядит планирование поведения для отдельной сделки. Хотя, несомненно, пытаться стоит - ведь в любом случае лучше иметь несовершенный план действий, чем действовать наобум.
    Методолог-консультант компании "BKR-Интерком-Аудит" Ирина Соколова отметила, что осуществлять налоговое планирование в настоящее время можно и нужно. Правильное использование тех возможностей, которые предоставляет закон, поможет сохранить компании средства для расширения бизнеса. Получить их можно за счет экономии на налогах или за счет возврата налоговых платежей.
    В принципе можно сказать, что действующие законы вполне позволяют выбрать ту систему уплаты налогов, те виды и место деятельности копании, которые наиболее оптимальны.
    И хотя над теми, кто занимается налоговым планированием, незримо навис домоклов меч - использование судами абстрактных понятий "недобросовестность" и "разумность", отказываться от законных методов оптимизации не стоит. Нужно всего лишь провести тщательную проверку разработанных методов и схем деятельности (если позволяют средства - с привлечением специалистов в этом направлении).
    Смысл налогового планирования - это работа на опережение

    Мнение судей
    Судьи Конституционного Суда в постановлении от 27 мая 2003 г. N 9-П отметили: если компания использовала предоставленные законом льготы и это привело к неуплате налогов или к уменьшению их суммы, - установить ответственность за такие действия нельзя.

    Лучший способ налоговой оптимизации - найти свои ошибки и исправить их самим