САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 09:3616-04-2024
Вторник

 
Экперты "Федерального агентства финансовой информации"
Материал предоставлен " Федеральным агентством финансовой информации"

Публикации "Федерального агенства финансовой информации" от 26.09.05

По "старой" форме, но без штрафа
О.М. Никитина, эксперт " Федерального агентства финансовой информации"

Налоговые ведомства довольно часто изменяют формы деклараций по налогам. Бухгалтер, не зная или забыв об этом, может подать сведения на бланке старого образца. Какие проблемы последуют за этим, а также пути их решения рассказаны в данной статье.

Штрафа может и не быть
Рассмотрим конкретную ситуацию. Организация, применяющая "упрощенку", подала декларацию по единому налогу за полугодие. При этом она не нарушила сроки представления. Через некоторое время фирме пришло письмо из налоговой инспекции с указанием невыполненных требований. В своем сообщении работники налоговой службы обратили внимание на то, что фирма сдала документ на бланке старого образца. В частности, организация не заполнила строки 050 и 060 в первом разделе, и это случилось исключительно из-за того, что "старая" декларация таких строк не имела.
Что делать в таком случае? Влечет ли подобная ситуация начисление штрафа или пеней? С этими вопросами нам помог разобраться Виктор Курляндский, аудитор компании "Тартос-инвест".
Налогоплательщик обязан представить в инспекцию декларацию, которая составлена по установленной форме, в соответствующие сроки (п. 2 ст. 80 НК). А работники налоговой инспекции вправе проводить контрольные проверки представленной отчетности. "Если в декларации проверяющие находят ошибки, - говорит Виктор, - они направляют организации сообщение с определенным требованием. Согласно статье 88 Налогового кодекса сделать это инспекторы должны в течение трех месяцев со дня подачи декларации налогоплательщиком.
В своем письме контролеры могли указать на ошибки, в соответствии с которыми организация неправильно исчислила налог. На основании этого они вправе присудить фирме штраф. Привлечь к ответственности компанию можно также в том случае, если она не вовремя предоставит документ. В данной ситуации сообщение этого не содержит, значит штраф организации не грозит".

Что же дальше?
"Если сведения в декларации были отражены неточно, - продолжил Виктор, - фирма в соответствии со статьей 81 Налогового кодекса может подать уточненную декларацию. Вместе с этим руководителю или бухгалтеру необходимо написать письмо. Его примерный текст должен быть таким:
"Принимая во внимание указания налоговой инспекции, в соответствии со статьей 81 Налогового кодекса сдаем уточненную декларацию по новой форме. В нее вносим необходимые изменения. Старая форма была установлена не для данного периода, однако налоговая база при ее заполнении изменений не претерпела".
Учитывая изложенное в статье 119 Налогового кодекса, с организации могли бы взыскать штраф за непредставление сведений в установленный срок. Однако фирма отдала документы в инспекцию вовремя. Следовательно, штрафа по этому пункту не будет. Начислить пени инспекторы также не вправе, поскольку ни один из пунктов, указанных в статье 46 кодекса, под такую ситуацию не подходит.
Конечно, мнения инспекторов в данном вопросе могут расходиться. Однако не лишним будет привести пример из судебной практики. Так, например, судьи Центрального округа в своём Постановлении от 29 июня 2005 года ≤ Ф09-2692/05-С2 отметили, что ответственность за непредставление документов наступает, когда организация не представила в установленный срок именно те сведения, которые необходимы для осуществления налогового контроля.

***********************************************************************************

Кто заплатит государству?
К.Е. Никонова, обозреватель "Федерального агентства финансовой информации"

Зачастую приватизированные сельскохозяйственные угодья находятся в долевой собственности. При этом не все владельцы самостоятельно пользуются своей частью. Многие сдают землю в аренду. Кто в данной ситуации должен платить земельный налог и как определить величину сбора? На эти вопросы ответил Минфин в письме от 1 сентября 2005 г. ≤ 03-06-02/74, опубликованном в журнале "Нормативные акты для бухгалтера"

Кто владеет, тот и платит
Сельскохозяйственная организация получила в пользование земельный участок, который находится в общей долевой собственности. Владелец земли тем не менее продолжает платить земельный налог. Правомерны его действия, или сбор в государственную казну должен поступать все же от организации, поскольку именно она пользуется участком?
Согласно статье 388 Налогового кодекса, налогоплательщиками земельного налога являются организации и физические лица, которые обладают земельными участками на праве собственности или на праве пожизненно наследуемого владения.
В письме от 27 мая 2005 г. ≤ 03-06-02-04/34 Минфин разъясняет вопрос уплаты сбора. В нем указано, что основанием для взимания земельного налога служит акт, который устанавливает право собственности на объект недвижимости. То есть в данном случае правоустанавливающим документом может служить не только полученное собственником свидетельство на право собственности на земельный участок (или его долю), но и списки лиц, составленные местной администрацией.
В сложившейся ситуации собственник земельного пая будет считаться арендодателем, а сельскохозяйственная организация соответственно арендатором. Но арендатор не может быть признан налогоплательщиком земельного налога, следовательно, платить придется владельцу земельной доли. При этом налоговая база должна определяться в отношении каждого земельного участка его кадастровой стоимостью.
А вот по участкам, которые находятся в долевой собственности, база для расчета земельного налога определяется отдельно, в отношении каждой из таких долей, пропорционально части в общей долевой собственности (п. 1 ст. 392 НК). Таким образом, вопрос определения величины земельного налога сводится к вопросу определения доли собственника в земельном участке.

Доля определяет налог
Приватизация сельхозугодий в начале 90-х годов осуществлялась с передачей земельных участков на праве общей долевой собственности. При этом местная администрация, которая передавала эти угодья, составляла список лиц, имеющих право на землю. Размер же земельной доли каждого участника рассчитывался путем деления общей площади сельхозугодий на количество лиц, которые имели право на получение земли в собственность. На каждый переданный в долевую собственность земельный участок местными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству (постановление Правительства от 1 февраля 1995 г. ≤ 96 - утратило силу) выдавалось Свидетельство по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. ≤ 1767 (утратил силу).
Выданные свидетельства о праве на земельные доли и выписки из решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, которые удостоверяют право на ту или иную земельную долю, приравниваются к записям в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ст. 18 Закона от 21 июля 1997 г. ≤ 122-ФЗ). Таким образом, списки лиц, имеющих право на земельную долю, и полученные свидетельства на ту или иную долю в общей долевой собственности на земельный участок являются равнозначными документами.
По мнению финансистов, в случае отсутствия в этом документе физической величины доли собственника в общей долевой собственности на земельный участок, ее можно рассчитать. А именно, разделить указанную в правоустанавливающем документе площадь доли собственника на общую площадь земельного участка. Общая площадь сельскохозяйственных угодий определяется по данным инвентаризации, а при их отсутствии - по государственному акту (свидетельству).
Таким образом, доля собственника в общей долевой собственности будет определена, а значит, будет установлен и размер земельного налога, который он должен будет заплатить государству.