САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 13:1826-04-2024
Пятница

 
Ю.А.Васильев
Материал предоставлен журналом "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения""

Упрощенная система налогообложения и договор комиссии

Существенным элементом договорной политики многих организаций является замена договоров поставки посредническими сделками: комиссией, поручением, агентским соглашением. Но если участники посреднических договоров применяют разные системы налогообложения (например, посредник использует спецрежим, а лицо, в интересах которого совершаются сделки, находится на общей системе налогообложения или наоборот), то у них возникают проблемы и с оформлением первичных документов, и с налогообложением, и с выставлением счетов-фактур.
В статье мы постараемся дать рекомендации по исполнению "спецрежимных" посреднических договоров, в частности, по договору комиссии. Его целесообразно заключать и в том случае, если организация (индивидуальный предприниматель) намеревается продавать свой товар (работы, услуги) или закупать какую-либо продукцию через посредника.

Если комиссионер применяет УСНО, а комитент общий режим налогообложения
Порядок определения налоговой базы

В силу п. 1 ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения по единому налогу при УСНО признаются либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Согласно п. 1 ст. 346.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, а также внереализационные доходы, определяемые согласно ст. 250 НК РФ. При этом доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ, при УСНО не учитываются.
Статья 251 НК РФ содержит норму, напрямую касающуюся участников посреднических договоров. Подпунктом 9 п. 1 этой статьи предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, поступившего комиссионеру в связи с исполнением договора комиссии. То есть имущество (в том числе деньги), полученное от комитента или покупателя (продавца) для комитента, у комиссионера-"упрощенца" доходом не является и единым налогом не облагается. Доходом комиссионера являются суммы комиссионного вознаграждения, дополнительного вознаграждения, если его получение предусмотрено договором комиссии, а также сумма дополнительной выгоды, остающейся в распоряжении комиссионера (Письмо МФ РФ от 28.04.04 ≤ 04-03-11/67). Это положение распространяется и на индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по договорам комиссии и применяющих УСНО.

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения и оказывающие услуги по договорам комиссии или агентским договорам, при определении объекта единым налогом учитывают сумму комиссионного (агентского) вознаграждения (Письмо МФ РФ от 24.05.05 ≤ 03-03-02-05/23).

Денежные средства, полученные от комитента в счет возмещения расходов комиссионера, также не являются доходами.

Как известно, организации, находящиеся на УСНО, используют кассовый метод для определения момента признания доходов. Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Это установлено п. 1 ст. 346.17 НК РФ.
Если комиссионер-"упрощенец" не участвует в расчетах, то доход у него признается на дату поступления на его счет комиссионного вознаграждения (дополнительной выгоды, дополнительного вознаграждения) от комитента. В случае участия комиссионера в расчетах он, как правило, удерживает свое вознаграждение из средств, полученных или от покупателей, или от комитента (в зависимости от того, что делает комиссионер для комитента: продает или покупает).
Доход у комиссионера считается полученным в тот день, когда покупатель или комитент перечислит деньги. При этом не имеет значения, что отчет комиссионера еще не подписан (комиссионные услуги еще не оказаны), поскольку при кассовом методе определения доходов и расходов к доходам относятся и авансы (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Получив от комитента или покупателя денежные средства и удержав из них комиссионное вознаграждение до подписания отчета, комиссионер, таким образом, получает аванс в сумме причитающегося вознаграждения.
В некоторых случаях по условиям договора комиссионер перечисляет всю сумму дохода комитенту. Последний после утверждения отчета комиссионера выплачивает ему вознаграждение. Это уже не аванс, а оплата оказанных посреднических услуг.
Полученное комиссионером-"упрощенцем" вознаграждение (в том числе и авансом) отражается в графе 4 "Доходы" раздела 1 "Доходы и расходы" Книги учета доходов и расходов. При этом денежные средства, поступившие комиссионеру в связи с исполнением обязательств по договору комиссии либо от комитента в счет возмещения расходов комиссионера, в данной книге не отражаются (Решение ВАС РФ от 08.09.04 ≤ 9352/04, Приказ МФ РФ от 04.02.05 ≤ 15н).

Расходы, на сумму которых комиссионер может уменьшить свой налогооблагаемый доход, перечислены в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Кроме того, п. 2 этой статьи установлено, что расходы из указанного перечня должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены, то есть соответствовать критериям п. 1 ст. 252 НК РФ. Налогоплательщики, применяющие УСНО, признают расходы только после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Это обусловлено тем, что "упрощенцы" применяют кассовый метод признания доходов и расходов.
Следует иметь в виду, что в состав расходов комиссионера не включаются денежные средства:
- полученные комиссионером от комитента и перечисленные продавцу согласно договору комиссии на приобретение товаров для комитента;
- полученные комиссионером от покупателей и перечисленные комитенту согласно договору комиссии на реализацию товаров комитента;
- переданные комиссионером в оплату затрат, возмещаемых комитентом.
Комиссионер не имеет права на возмещение расходов на хранение находящегося у него имущества, если договором не установлено иное. Об этом говорится в ст. 1001 ГК РФ. То есть расходы на хранение имущества комитента, находящегося у комиссионера, несет последний. Причем независимо от того, где комиссионер хранит имущество комитента - на арендованном складе или на собственном. У комиссионера-"упрощенца" расходы по аренде склада уменьшают доходы (пп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Затраты на содержание собственного склада уменьшают доходы только по тем статьям расходов, которые предусмотрены для "упрощенцев" п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
Остальные расходы, понесенные комиссионером в связи с исполнением поручения, не уменьшают налогооблагаемую базу. Комитент обязан их возместить. Следовательно, это расходы не комиссионера, а комитента.

Оформление счетов-фактур
Если комиссионер реализует товары комитента, являющегося плательщиком НДС

В данном случае проблема заключается в том, что покупателю и комитенту обязательно нужны документы, в которых выделена сумма НДС (п. 4 ст. 168 НК РФ). Однако комиссионер, работающий на УСНО, не является плательщиком НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ) и личной заинтересованности в выставлении счетов-фактур у него нет (п. 3 ст. 169 НК РФ). Однако напомним, что "упрощенец" продает от своего имени не собственную продукцию, а товар, который принадлежит комитенту - плательщику НДС (п. 1 ст. 996 ГК РФ). Его функция заключается лишь в том, чтобы связать друг с другом настоящего продавца товаров (комитента) и покупателя. Поскольку комитент является плательщиком НДС, в соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ комиссионер обязан в течение пяти дней, считая с даты отгрузки товара покупателю, выписать на имя покупателя счет-фактуру на полную стоимость товаров с выделением суммы НДС (письма МФ РФ от 22.03.05 ≤ 03-04-14/03 и МНС РФ от 22.07.03 ≤ ВГ-6-03/807). При этом следует отметить, что изложенный порядок оформления счетов-фактур не приводит к обязанности комиссионера уплачивать в бюджет НДС по товарам, реализуемым комитентом (Письмо МФ РФ от 05.05.05 ≤ 03-04-11/98).

Порядок действий должен быть таким: собственник товара (комитент) отгружает товар на реализацию посреднику (комиссионеру). При этом комитент выписывает накладную с пометкой "на реализацию", а счет-фактуру не выставляет, так как факта реализации еще нет. Посредник учитывает полученный товар на забалансовом счете 004 "Товары, принятые на комиссию" в оценке, обусловленной договором.
Продавая товар, комиссионер от своего имени оформляет все первичные документы (договор, накладную и счет-фактуру) в двух экземплярах в ценах реализации, включая посредническое вознаграждение (дополнительную выгоду). Отдельной строкой эти суммы в счете-фактуре не выделяются. Номер указанному счету-фактуре присваивается посредником в соответствии с хронологией выставляемых им счетов-фактур (п. 2 Письма МНС РФ от 21.05.01 ≤ ВГ-6-03/404). Один экземпляр передается покупателю, второй подшивается в Журнал учета выставленных счетов-фактур без регистрации его в Книге продаж. Таким образом, у комиссионера, применяющего УСНО, возникает обязанность вести журналы учета выставленных и полученных счетов-фактур.
После реализации товаров (работ, услуг) покупателю комиссионер извещает об этом комитента либо путем сообщения ему показателей выставленных счетов-фактур, либо путем передачи копий счетов-фактур, выставленных покупателю. Срок представления отчета, как правило, не реже одного раза в месяц, стороны устанавливают в договоре.
Получив необходимые данные, комитент выставляет счет-фактуру на имя посредника с нумерацией в соответствии с хронологией выставляемых им счетов-фактур. В документе делается ссылка на показатели счета-фактуры комиссионера, выдавшего его покупателю и отразившего эти сведения в отчете (извещении). Это требование п. 24 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур.
Обратите внимание:если комиссионер сообщает показатели выставленных покупателям счетов-фактур в конце месяца, то комитент может выставить комиссионеру один сводный счет-фактуру.
Собственник товара регистрирует выданный счет-фактуру в Книге продаж в зависимости от принятой им учетной политики. Если он определяет налоговую базу по НДС "по оплате", а деньги за товар ни ему, ни посреднику, если тот участвует в расчетах, еще не поступили, то счет-фактуру в Книге продаж он не регистрирует (пп. 1 п. 2 ст. 167 НК РФ). Счет-фактура будет зарегистрирован после получения оплаты за товар.
Получив от комитента счет-фактуру, комиссионер подшивает его в Журнал учета полученных счетов-фактур.

Вопрос: надо ли комиссионеру, применяющему УСНО, выставлять комитенту на сумму своего комиссионного вознаграждения счет-фактуру?

Поскольку организации, в том числе и посредники, перешедшие на УСНО, не являются плательщиками НДС (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, - п. 2 ст. 346.11), они не имеют права при реализации своих услуг дополнительно к цене реализуемой услуги (вознаграждению) предъявлять к уплате покупателю этих услуг (комитенту) сумму НДС (п. 1 ст. 168 НК РФ). Таким образом, комиссионеры, применяющие УСНО, не должны выставлять комитентам счета-фактуры с выделенным НДС, вести книги покупок и продаж (п. 3 ст. 168 НК РФ).
Пример 1.
Организация-комиссионер, применяющая УСНО, получает от комитента товары, реализация которых, согласно договору, должна быть осуществлена по стоимости 118 000 руб., в том числе НДС - 18 000 руб. Комиссионер реализует товары покупателю и выставляет ему счет-фактуру, где указана сумма НДС - 18 000 руб.
По условиям договора комиссионное вознаграждение в сумме 10 000 руб. удерживается из выручки, полученной от покупателя.

Операции по реализации товаров в бухгалтерском учете комиссионера (если он продолжает вести бухгалтерский учет) будут отражены следующим образом:


Содержание операцииДебетКредитСумма, руб.
Принят на забалансовый учет товар, полученный от комитента  004 118 000
Получены денежные средства от покупателя 5162118 000
Отражена задолженность перед комитентом за проданный товар62 76 118 000
Товар отгружен покупателю   004118 000
Начислено комиссионное вознаграждение 7690-110 000
Перечислены денежные средства комитенту (100 000 - 10 000) руб765190 000

Комиссионер выставляет покупателю счет-фактуру, в котором указывается НДС в сумме 18 000 руб.
Сумму комиссионного вознаграждения комиссионер должен отразить в Книге доходов и расходов. Комиссионер применяет УСНО и не является плательщиком НДС, счет-фактуру на сумму комиссионного вознаграждения комитенту он не выставляет.

Если комиссионер приобретает товары для комитента, являющегося плательщиком НДС
В этом случае продавец товаров (работ, услуг) будет выписывать все документы (накладные, счета-фактуры, если продавец является плательщиком НДС) на имя комиссионера. На основании этих документов комитент не сможет оприходовать у себя в учете приобретенные товары (работы, услуги) и принять НДС к вычету по ним, так как в накладных и счетах-фактурах в качестве покупателя указан комиссионер.
Однако, в силу ст. 996 ГК РФ, при покупке товара для комитента комиссионер не является его собственником. Право собственности на товар принадлежит комитенту. Для того чтобы последний смог оприходовать у себя в учете приобретенные товары (работы, услуги) и воспользоваться налоговым вычетом, комиссионеру придется выписать от своего имени накладные и перевыставить комитенту счет-фактуру.
Обратите внимание: в этой ситуации у комиссионера, применяющего УСНО, также возникает обязанность вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур.
Следует заметить, что порядок движения и регистрации документов, если посредник закупает товар для комитента, в Правилах ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур прописан недостаточно четко. Организациям нужно действовать по аналогии с описанной выше схемой.
Получив от продавца счет-фактуру, комиссионер подшивает его в Журнал учета полученных счетов-фактур. После этого он от своего имени выставляет в двух экземплярах счет-фактуру на имя комитента. Причем в нем должны быть отражены те же показатели, что и в счете-фактуре, выставленном продавцом комиссионеру. Один экземпляр счета-фактуры передается комитенту, а второй подшивается в Журнал учета выставленных счетов-фактур. Номер указанному счету-фактуре присваивается комиссионером в соответствии с хронологией выставляемых им счетов-фактур (п. 2 Письма МНС РФ от 21.05.01 ≤ ВГ-6-03/404).
Точно так же будут перевыставляться счета-фактуры по расходам, которые возмещает комитент (например, на доставку товара), если только не сам комиссионер оказывает соответствующую услугу комитенту.
Получив от комиссионера счет-фактуру, комитент подшивает его в Журнал учета полученных счетов-фактур и, если товары (работы, услуги) оплачены, регистрирует его в Книге покупок и предъявляет НДС к вычету (п. 8 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур).

Если комитент применяет УСНО, а комиссионер общий режим налогообложения

Комиссионер не участвует в расчетах
В этом случае у комитента-"упрощенца" не возникает никаких проблем с определением сумм, включаемых в состав доходов: выручка от реализации его продукции через комиссионера напрямую поступит на расчетный счет или в кассу комитента. То есть всю полученную сумму комитент включит в доход, отразив его в графе 4 раздела 1 "Доходы и расходы" Книги учета доходов и расходов.
Обратите внимание: полученный аванс под предстоящую отгрузку товаров (выполнение работ, оказание услуг) также подлежит включению в состав доходов комитента, поскольку гл. 26.2 НК РФ предусмотрен кассовый метод учета доходов и расходов.

Комиссионер участвует в расчетах
Такой метод расчета подразумевает перечисление денежных средств за покупку непосредственно комиссионеру, который потом перечисляет их комитенту. Если посредник перечисляет комитенту-"упрощенцу" всю полученную от покупателя выручку или аванс, а впоследствии получает вознаграждение, то у комитента не возникает проблем с определением суммы налогооблагаемого дохода. В данном случае доходом считается вся полученная от комиссионера денежная сумма.
Однако на практике, в силу ст. 997 ГК РФ, договором комиссии может быть предусмотрено, что комиссионер перечисляет комитенту сумму денежных средств за вычетом своего вознаграждения и расходов, возмещаемых комитентом. То есть комитент получит на свой расчетный счет (в кассу) не всю выручку от реализации товаров (работ, услуг), а за минусом соответствующих удержаний комиссионера.

Вопрос: какую сумму в указанном случае следует отразить ему в составе доходов: только фактически поступившую на расчетный счет (в кассу) или всю сумму, включая удержания комиссионера?

С одной стороны, для комитента-"упрощенца" предусмотрено использование кассового метода, что дает возможность предположить, что в его доходах следует показать фактически полученную сумму. Но это неправильно. Дело в том, что налогоплательщики, применяющие УСНО, должны учитывать доходы от реализации по правилам ст. 249 НК РФ (п. 1 ст. 346.15 НК РФ), согласно которой выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. Кроме того, согласно ст. 996 ГК РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. Таким образом, в качестве дохода комитента следует считать всю сумму, поступившую на счет комиссионера от покупателя и отражаемую им в своем отчете (см. также письма МФ РФ ≤ 03-03-02-04/1/67 и от 15.03.05 ≤ 03-03-02-04/1/72).
Учесть полученную выручку и отразить ее в Книге доходов и расходов комитент сможет следующим образом:
- часть выручки (за минусом произведенных удержаний комиссионера) включить в состав доходов (графа 4 "Доходы" раздела 1 "Доходы и расходы") в момент ее поступления от комиссионера на расчетный счет (в кассу);
- оставшуюся часть (удержанную комиссионером сумму) - в момент утверждения отчета комиссионера.

Вознаграждение комиссионера - расходы комитента?
В силу ст. 346.15 НК РФ для организаций, использующих УСНО с объектом налогообложения "доходы минус расходы" (ст. 346.14 НК РФ), предусмотрен закрытый перечень налоговых расходов, и комиссионное вознаграждение посредникам в качестве отдельной статьи в нем не упомянуто.

Вопрос: включается ли вознаграждение комиссионера в расходы комитента?
Первоначально позиция Минфина была следующей: расходы по уплате вознаграждений посредникам не должны уменьшать налоговую базу по единому налогу, поскольку они не поименованы в качестве отдельного расхода в перечне расходов и не подпадают под определение работ (услуг) производственного характера, затраты на приобретение которых учитываются в составе материальных расходов. Впоследствии изложенная точка зрения изменилась, о чем свидетельствует Письмо МФ РФ от 21.01.05 ≤ 03-03-02-05/1. Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ при определении налоговой базы по единому налогу учитываются материальные расходы, принимаемые применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций статьей 254 Кодекса.
Так, подпунктом 6 пункта 1 статьи 254 Кодекса установлено, что к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.
К работам (услугам) производственного характера относятся выполнение отдельных операций по производству (изготовлению) продукции, выполнению работ, оказанию услуг, обработке сырья (материалов), контроль за соблюдением установленных технологических процессов, техническое обслуживание основных средств и другие подобные работы.
В том случае, если приобретаемые организацией работы и услуги являются составной частью конечной услуги, оказываемой налогоплательщиком, такие расходы, по нашему мнению, следует относить к материальным расходам, уменьшающим налоговую базу по единому налогу.
Аналогичного мнения придерживаются и налоговые органы (см. Письмо МНС РФ от 09.07.04 ≤ 22-1-14/1184@ "Об упрощенной системе налогообложения").
Несмотря на вышесказанное, обращаем внимание на то, что при включении комиссионного вознаграждения в налоговые расходы у комитента, применяющего УСНО, может возникнуть спор с проверяющими органами о правомерности указанного действия. К сожалению, судебная практика по данному вопросу пока не сложилась. По мнению автора, у налогоплательщика есть все основания доказать свою правоту.

В зависимости от порядка расчетов между комиссионером и комитентом расходы последнего в виде комиссионного вознаграждения учитываются следующим образом.
Если денежные средства перечисляются комиссионеру до утверждения отчета (то есть факт оказания услуг не подтвержден), то для комитента это не расход, а авансовый платеж, который не отражается в налоговом учете и не учитывается при исчислении единого налога при УСНО (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Если денежные средства перечисляются комиссионеру после утверждения отчета, то у комитента возникает расход, так как выполняются два необходимых условия: услуга фактически оказана и оплачена. Сумма комиссионного вознаграждения отражается в графе 5 раздела 1 "Доходы и расходы" Книги учета доходов и расходов.
Если комиссионное вознаграждение удерживается комиссионером из денежных средств, причитающихся комитенту, то, по мнению автора, сумму удержания комитент может учесть в составе расходов в момент утверждения отчета комиссионера, в котором будет указана сумма выручки, полученная от покупателя, и сумма комиссионного вознаграждения, причитающегося комиссионеру. В налоговом учете комиссионное вознаграждение отражается в графе 5 раздела 1 "Доходы и расходы" Книги учета доходов и расходов.