САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 04:5225-04-2024
Четверг

 
Эксперты журнала "Расчет"
Материал предоставлен"Федеральным агенством финансовых новостей"

Материалы интернет конференции по теме "Учет кассовых операций"

У нас работает несколько иностранцев. Выдачу зарплаты из кассы мы оформляем не ведомостью, а расходными кассовыми ордерами (чтобы работники не знали о заработках друг друга). В графе расходника "Получил", как известно, работник должен своей рукой указать сумму прописью. Однако иностранцы на русском и говорят-то плохо, а уж правильно написать словами пятизначные числительные для них и вовсе проблема . в расходных ордерах получается нечто плохо читаемое. Боюсь, будут у нас проблемы из-за таких расходников, если проверяющие захотят придраться, да и на душе спокойней, когда документы в порядке. Как быть?
Елена, г. Москва

Выходом может быть доверенность на получение денег. Пусть работник-иностранец оформляет ее какому-нибудь русскоговорящему сотруднику вашей фирмы. Тогда этот сотрудник и должен будет заполнять своей рукой расходный ордер и подписывать его. А чтобы не разглашать размер начисляемых иностранцам выплат, таким сотрудником можно выбрать бухгалтера, который рассчитывает и начисляет зарплату.
Нотариальное заверение такой доверенности не требуется. Достаточно будет, если ее заверит директор фирмы (п. 4 ст. 185 ГК).

Здравствуйте. У меня вот какая проблема. Кассир на прошлой неделе забыл внести запись в кассовую книгу и поэтому отразил в ней выручку 23 сентября вместо 20 сентября. Приходный кассовый ордер оформлен вовремя, да и в книге кассира-операциониста все записи сделаны своевременно. Но боюсь, что при проверке налоговая инспекция может посчитать, что мы не оприходовали выручку. Так ли это?
Ксения, г. Пушкино

Ксения, документом, который подтверждает оприходование в кассу денежных средств, является приходный кассовый ордер (пункт 13 Порядка ведения кассовых операций, утвержденного решением совета директоров Центробанка от 22 сентября 1993 г. ≤ 40). А кассовая книга применяется для учета поступления и выдачи наличных денег из кассы, то есть уже поступившей и оприходованной (пункты 22, 24 Порядка). Поэтому отсутствие в кассовой книге записи об учете поступивших средств, если оформлен кассовый ордер, не свидетельствует о неоприходовании денег. Но все же впредь будьте внимательнее.

Здравствуйте. Наша фирма решила получить от арендатора неустойку по договору аренды наличными деньгами. Прием денег мы оформим приходным кассовым ордером. Нужно ли пробивать чек ККТ?
Светлана Н
.
В вашем случае чек ККТ пробивать не нужно. Дело в том, что применять кассовый аппарат фирмы обязаны только при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. ≤ 54-ФЗ). Неустойка же не является оплатой за реализованные товары (работы, услуги). Ведь она вызвана нарушением обязательств по договору, в вашем случае со стороны арендатора (п. 1 ст. 330 ГК). Неустойка . это компенсация за возможные и реальные убытки с вашей стороны. Поэтому при уплате неустойки ККТ не применяется. Такого мнения придерживается и Минфин в своем письме от 13 июля 2005 г. ≤ 03-01-20/4-130.

Мы потеряли один из Z-отчетов. Остальные документы в порядке, выручка сдана своевременно. Нужно ли что-нибудь делать?
Без подписи

Контрольно-кассовая лента, книга кассира-операциониста и другие документы подтверждают проведение денежных расчетов с покупателями. Организации обязаны их хранить в течение сроков, установленных для первичных документов, но не менее 5 лет (п. 11 положения "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" от 30 июля 1993 г. ≤ 745).
В случае пропажи (гибели) документов руководитель организации должен назначить комиссию для расследования причин пропажи. По результатам ее работы составляют акт, который утверждает руководитель фирмы (п. 6.8 положения "О документах и документообороте в бухгалтерском учете" от 29 июля 1983 г. ≤ 105).

Мы . сервисный центр, оказываем населению услуги по ремонту бытовой техники и применяем соответствующие бланки строгой отчетности. Оплата производится наличными деньгами. Но иногда обращаются клиенты, которые имеют платежные карты, поэтому мы приобрели устройство для считывания с них информации и оплаты услуг. В каком порядке применяются бланки строгой отчетности при оплате услуг с использованием платежных карт?
Лариса К.

Организации могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники при оказании услуг населению, если выдают соответствующие бланки строгой отчетности. Об этом сказано в пункте 2 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. ≤ 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Порядок применения бланков строгой отчетности при расчетах с использованием платежных карт определен Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (подп. "б" п. 25). Этот документ утвержден постановлением Правительства от 31 марта 2005 г. ≤ 171. Вы должны действовать по следующей схеме:
. получить от клиента платежную карту;
. заполнить бланк, за исключением места для подписи;
. вставить платежную карту в устройство считывания информации с платежных карт и получить подтверждение оплаты по карте;
. подписать бланк;
. возвратить клиенту платежную карту вместе с бланком и документом, подтверждающим совершение операции с использованием платежной карты.

Добрый день. У нас сложилась такая ситуация: наша фирма берет займ в размере 100 000 рублей у гражданина наличными. Должны ли мы в данном случае пробивать кассовый чек? И можно ли нам брать наличными такую сумму?
Н. Селиванова, г. Красноярск

Нет, не должны. При осуществлении наличных денежных расчетов ККТ применяется только в случае продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Что касается размера займа, то в вашем случае лимит расчета наличными (установленный Указанием Банка России от 14 ноября 2001г. ≤ 1050-У) применяться не будет. Он действует лишь для расчетов между юридическими лицами.

Можно ли не сдавать выручку в банк, а сразу выплатить из нее заработную плату сотрудникам?
Марина

Если ваша фирма получает выручку постоянно, то по согласованию с банком ее можно расходовать на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот, закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения. Однако фирма не может накапливать наличные деньги сверх установленного лимита остатка кассы (п. 7 "Порядка ведения кассовых операций в РФ" утвержденного ЦБ РФ от 22 сентября 1993 г. ≤ 40).

Можно ли принять у покупателя некачественный товар и выдать за него деньги из кассы, если покупатель потерял кассовый чек? Можно ли оформить все необходимые документы без кассового чека?
Семен, г. Москва

Закон от 7 февраля 1992 г. ≤ 2300-1 "О защите прав потребителей" закрепляет обязанность продавца принять у покупателя некачественный товар и вернуть ему деньги и без предъявления кассового чека (п. 5 ст. 18 Закона от 7 февраля 1992 г. ≤ 2300-1).
Причем за просрочку в выполнении требований Закон устанавливает неустойку . 1 процент от стоимости товара за каждый день просрочки (статья 23 Закона от 7 февраля 1992 г. 2300-1).
Поэтому принять товар, выдать деньги и оформить все кассовые документы на возврат в этом случае придется без кассового чека. Судьи в этом вопросе однозначны . если компания правильно оформила акты по форме КМ-3 (или расходно-кассовые ордера), внесла необходимые записи в кассовую книгу, она не нарушает порядок учета кассовых операций. Пример . Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июня 2005 г. ≤ А56-2903/05.
Подробнее о возврате товара без кассового чека можно прочитать в октябрьском номере журнала "Расчет" на странице 74.

Я единственный бухгалтер в небольшой фирме. Директор на днях купил мебель в офис на 170 тысяч рублей, при этом заплатил наличными из подотчетных денег. Теперь он настаивает, чтобы я приняла у него авансовый отчет. О лимите расчетов наличными между фирмами в 60 тысяч рублей он, оказывается, и слыхом не слыхивал. Но если я сейчас возьму у него такой авансовый отчет и оформлю все как обычно, то, боюсь, подставлю фирму под штраф от 40 до 50 тысяч рублей, а себя . под штраф от 4 до 5 тысяч рублей по статье 15.1 КоАП. Можно как-то выкрутиться из этой ситуации?
Анна, г. Одинцово

Прежде всего, вероятность, что вас оштрафуют, невелика. Ведь это можно сделать только в течение двух месяцев с момента совершения нарушения (ст. 4.5 КоАП). Это касается штрафа и с должностных лиц, и с фирмы. То есть если в ближайшие два месяца проверять соблюдение порядка ведения кассовых операций к вам на фирму не придут, то можете вздохнуть свободно.
Если у вас есть причины ожидать в ближайшее время проверку, то пусть директор сейчас обратится к продавцу мебели с просьбой переделать документы, оформив куплю-продажу мебели не одной, а несколькими сделками . так, чтобы сумма каждой из них не превышала 60 тысяч рублей (к примеру, диван . отдельная покупка, на него один пакет документов, на шкаф . другой, на кресло . третий).
Если же директор и слышать ни о чем таком не хочет, то попробуйте показать ему письмо Минфина от 19 мая 2005 г. ≤ 07-05-04/11. Там сказано, что главный бухгалтер вправе не ставить свою подпись на первичном документе, если не согласен с ним или с операцией, которую оформляет руководитель. И может не принимать документ к учету до тех пор, пока директор не выдаст ему на то свое письменное распоряжение. Если ваш шеф вам такое распоряжение выдаст, то всю ответственность будет нести только он.

Наша фирма при приеме сотрудника на работу берет с него плату за бланк трудовой книжки. Нужно ли при этом применять ККТ?
Екатерина С.

Нет, не нужно. Объясним, почему. Фирмы обязаны применять ККТ только при продаже товара за наличный расчет (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. ≤ 54-ФЗ). Трудовые книжки не относятся к товару. Ведь товар . это имущество, предназначенное для реализации (ст. 38 НК). А трудовые книжки работодатель приобретает не для того, чтобы в дальнейшем их реализовать. А для того, чтобы выполнить свою обязанность, установленную статьями 65 и 66 Трудового кодекса. Кроме того, плата с сотрудника за трудовую книжку покрывает только расходы работодателя на ее приобретение (п. 47 Правил ведения и хранения трудовых книжек, утвержденных постановлением Правительства от 16 апреля 2003 г. ≤ 225).

Здравствуйте. Должны ли мы пробивать чек ККМ, когда материально ответственные лица вносят в кассу суммы недостачи?
Ольга Игоревна, гл. бухгалтер (г. Зеленоград)

Нет. Организации и предприниматели обязаны применять кассовую технику только при продаже товаров (выполнении работ или оказании услуг) за наличный расчет (Закон от 22 мая 2003 г. ≤ 54-ФЗ). В других случаях чек пробивать не надо.

Подскажите, могут ли нас оштрафовать за выдачу денег под отчет сотрудникам, которые еще не отчитались за ранее полученные средства?
Марина (г. Москва)

Должникам выдавать деньги в подотчет нельзя. Вы нарушаете кассовую дисциплину (п. 11 Порядка ведения кассовых операций, утвержденный решением совета директоров ЦБ 22 сентября 1993 г. ≤ 40). Однако все нарушения порядка ведения кассовых операций, за которые начисляется штраф, перечислены в статье 15.1 КоАП, а о подотчетниках там нет ни слова. Следовательно, оштрафовать вас за это не могут.

Тема нашей следующей конференции . "Как защититься от произвола и бюрократии чиновников". На ваши вопросы ответит главный редактор бераторов "К Вам пришла проверка" Виктория Шилкина. Конференция состоится на сайте www.buhnews.ru 6 октября. Вопросы вы можете присылать на электронный адрес: market@buhnews.ru