САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 00:4026-04-2024
Пятница

 
А.Родионов, заместитель главного редактора журнала "Двойная запись"
Материал предоставлен журналом "Двойная запись"

А может, лучше налоги снизить? О новых формах государственной заботы

Если у чиновников проблема, ее должны решать налогоплательщики. Такой вывод напрашивается из двух, вроде бы не связанных между собой, событий. Первое - замораживание цен на бензин, которое преподносится как достижение. Второе - арендная война, разразившаяся в Подмосковье.

ПОМНИТЕ, в детстве мама говорила: "Ты с Петей (Мишей, Колей...) не водись. Он плохой". Я всегда поступал наперекор. Для кого-то мои друзья плохие, но для меня-то хорошие!
Детство я вспомнил, читая жалобы налогоплательщиков из Подмосковья. Их чиновники предостерегают от ненужного приятельства. Например, просят не сдавать в аренду помещения организациям, не зарегистрированным в области, и расторгнуть договоры с ними. Еще от предприятий ждут информацию обо всех арендаторах: их названия, ИНН, вид деятельности, руководство. Пожелания доводятся в основном устно, но бывают письменные распоряжения, например в письме ИФНС России по Дмитровскому району Московской области от 23 августа 2005 г. ≤ 12/6398.
Чиновники надеются найти тех, кто, работая в области, не прошел налоговую регистрацию подразделения, и оштрафовать нарушителей. Если, конечно, они будут. Ведь в арендованном помещении может не быть рабочих мест, а следовательно, и подразделения (п. 2 ст. 11 НК РФ). Да и если оно есть, то о нем надо сообщать не сразу, а в течение месяца после создания (п. 4 ст. 83 НК РФ). Так что действия ревизоров сомнительны, но налогоплательщиков-арендодателей волнует не это, а то, что ИФНС неправомерно нарушает их интересы. Среди прав инспектора отсутствует возможность не рекомендовать заключение договоров (см. ст. 31 НК РФ). Упоминания об их расторжении тоже незаконны и противоречат статьям 309 и 310 ГК РФ. Там говорится, что договоры должны соблюдаться, а односторонний отказ от них допустим в исключительных случаях.
Приказы контролеров не вписываются и в НК РФ. Требовать документы инспекция может только в ходе проверок (ст. 93 НК РФ), а не по обычным запросам. Они допустимы при встречной ревизии, но та проводится относительно четко определенных фирм (это видно из ст. 87 НК РФ). Налоговики же просят сообщить обо всех арендаторах.
Неглобально мыслите, разбираясь с ситуацией в одном Подмосковье, - может сказать кто-то из читателей. Но, во-первых, подобные случаи допустимы везде, а во-вторых, можно мыслить и глобально. Вспомним о моратории цен на бензин, введенном крупнейшими нефтяниками. Эта мера если уж не предложена государством, то как минимум одобрена им. Вот только кроме гигантских производителей-продавцов существуют еще и мелкие, и средние, у которых согласия на мораторий не спрашивали. И если для них оптовые цены на покупку ГСМ и другие издержки возрастут, то компании уйдут с рынка. Там и так конкуренция невелика, а будет еще меньше. Несмотря на это рост цен на бензин пытаются остановить за счет налогоплательщиков. Как и с арендой в Московской области.
Для решения подобных сложностей у властей есть способ действий, о котором забывают, - гибкая налоговая политика. В ситуации с нефтепродуктами это особые правила начисления НДПИ с нефти. Пока он зависит от ее цены на мировом рынке, в стоимости бензина все большую часть занимает налоговая составляющая. Точно так же и региональные власти вечно будут искать неучтенных налогоплательщиков, если не заинтересуют их вставать на учет в своих областях. Это несложно сделать, предусмотрев налоговые льготы, - такое право у чиновников есть. Хотя внешне похоже, что есть лишь желания.