САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 16:2918-04-2024
Четверг

 
С.В. Маковская
Материал предоставлен "Федеральным агентством финансовой информации"

Изменения новые и проблемы - новые

C 2006 года вступают в действие поправки в законодательство по НДС. Эксперты журнала "Консультант" побеседовали с Александром Паперно, руководителем комитета по налогам, учету и фискальной политике общероссийской общественной организации малого и среднего бизнеса "Опора России". Он рассказал, какие изменения ждут предпринимателей и почему налог все же не идеален.

- Александр Леонидович, как Вы в целом оцениваете поправки?
- Как недостаточные и местами плохо проработанные. Единственное реальное положительное изменение, серьезно повлиявшее на бизнес, - это то, что государство не будет требовать оплаты товара для возмещения НДС. Больше никаких глобальных изменений не произошло. Есть еще несколько довольно существенных уточнений. Например, прояснили ситуацию с таможенными перевозчиками, которая в прошлой версии закона не была прописана. Введены разделы, связанные с налогообложением при реструктуризации фирм. Несколько изменилась ситуация с капитальным строительством.

- Разработкой поправок занимались как представители государства, так и бизнес-сообщества. Какие, на ваш взгляд, важные предложения предпринимателей не учли законодатели?
- Самый главный вопрос, в котором Минфин обманул всех - и президента, который дал определенные обещания бизнесу, и самих предпринимателей - это налогообложение авансов. Президент обещал, что НДС с авансов отменят. Минфин это подтвердил. Однако ввел один нюанс - НДС будет уплачиваться с первой из дат: поступления денег или отгрузки товара. Если посмотреть методологию уплаты и определения налоговой базы по новому варианту Налогового кодекса, то в сравнении со старым вариантом с авансовыми платежами методологически не изменилось ничего. Слово "авансы" просто заменено словом "предоплата". Больше никаких перемен не произошло.

- Закон, вводящий поправки, делает оговорку в отношении предприятий с длительным циклом производства.
- Да, это существенная оговорка. Она заключается в том, что, если производственный процесс занимает более шести месяцев, то НДС с авансов можно не платить. Однако перечень документов, подтверждающих продолжительность цикла, нигде не определен. Кроме того, не совсем понятно, что есть производство товаров и услуг. Очень много недоработок на уровне технологии. Есть ощущение, что люди, писавшие Налоговый кодекс, никогда сами не пробовали заполнить налоговую декларацию и очень смутно представляют себе практическое применение этого закона. Теоретически он неплох. Но, к сожалению, практика требует четких и понятных всем инструкций.

- Так каковы ваши предложения? Вносили ли вы их на официальном уровне?
- Наша организация вносила предложения в Минфин. Во-первых, мы выступали за то, чтобы сделать НДС по отгрузке с отменой требования оплаты товара. Министерство приняло соответствующую поправку. Раньше для того чтобы взять НДС на возмещение, нужно было выполнить три базовых условия - оприходовать товар, иметь счет-фактуру и произвести оплату. А с 2006 года - только два. В новой редакции слово "оплатить" вычеркнуто. Это правильно, это тот путь, по которому идет весь Запад.
Во-вторых, мы выступали за отмену НДС с авансов. На это Министерство финансов не пошло. Кроме того, наши предложения касались 26-й главы Кодекса (это спецрежимы налогообложения для малого бизнеса). Мы хотели включить в них добровольный режим с возможностью оплаты НДС.
Отдельным блоком стояла идея изменения ситуации с НДС в целом. Я настаиваю на том, что до тех пор, пока НДС можно будет возмещать деньгами, в стране всегда найдутся "неправильные" и нечестные предприниматели, которые вместе с такими же "неправильными" и нечестными чиновниками (поскольку в одиночку они этого делать не могут) продолжат обворовывать государство.

- Если не деньгами, то, как на Ваш взгляд, должен возмещаться НДС?
- Можно предложить, например, такой вариант налоговой политики. Снизить НДС до пяти процентов и одновременно запретить возврат налога в денежной форме. При этом НДС можно принять в зачет, вычитая его из налогооблагаемой базы по добавленной стоимости, произведенной в стране. Несмотря на то, что ставка будет единой, такой подход будет выгоден всем честным участникам рынка.
Помимо этого нельзя забывать, что налог на добавленную стоимость напрямую связан с легализацией доходов в виде зарплат. Практически в явном виде на фонд заработной платы, помимо всех налогов, которые платят предприниматели (ЕСН и подоходный), еще начисляется НДС. Например, если ваш оклад 100 рублей, то на руки после выплаты подоходного налога (13%) вы получаете 87 рублей. В то же время с этих денег фирма платит государству 26 рублей (26%) ЕСН и с суммы 126 рублей не может взять НДС на возмещение. То есть с этой суммы платит еще 18 процентов НДС (22,68 рублей). Соответственно с 87 рублей, полученных человеком на руки, государство получает 13 + 26 + 22,68 = 61,68 рублей, или 70,9 процента. Что, в общем, революционно. И далеко не все готовы при этом "обелять" зарплаты. "Черные" зарплаты, в свою очередь, основа теневой экономики. Не будет "черных" зарплат, люди откажутся покупать за "черные" деньги. Ситуация начнет меняться. Без существенного реформирования ставки НДС этого не произойдет. Никакими карательными методами проблему решить нельзя. Следовательно, НДС нужно снижать. Я считаю, при предложенной схеме собираемость налога настолько возрастет, что в абсолютных цифрах государство получит средств больше, чем при нынешней ситуации.

- Насколько ваше предложение реализуемо?
- Я считаю, абсолютно реализуемо. В условиях огромного стабфонда государство может себе позволить пойти на риск, который в моем понимании достаточно легко можно просчитать. Подобная ситуация была с подоходным налогом. Все очень боялись ввести плоскую шкалу. Минфин опасался потерять деньги. Однако после того как ее все-таки ввели, государство оказалось только в выигрыше. Я знаю, что многие люди, стремившиеся получить доход за рубежом, после введения плоской шкалы стали пытаться получить деньги в России. В результате вместо нуля государство стало получать средства.
Такое изменение НДС нанесет удар по всей теневой экономике. Ведь проводится огромное количество незаконных схем с этим налогом. При ставке НДС в пять процентов предпринимателям станет неинтересно оптимизировать этот налог, цена вопроса будет не та.

- А сейчас, в связи с новыми поправками, не стало ли у предпринимателей меньше возможностей по оптимизации налогообложения?
- На мой взгляд, нет. Ничего существенно не изменилось. Единственное, теперь предпринимателям не нужно в конце каждого месяца судорожно искать деньги в кредит, чтобы закрыть НДС. Это важный положительный момент. С другой стороны, это снизит прибыльность банков по овердрафтам в конце месяца. На этом кредитные организации прилично зарабатывают. Сейчас им придется давать деньги не на закрытие НДС, а на развитие компаний. На мой взгляд, это лучше структурирует банковскую систему.