САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 23:2323-04-2024
Вторник

 
Д.В. Алексин, С.В.Разгулин
Материал предоставлен журналом "Документы и комментарии"

Об утверждении единого стандарта обслуживания налогоплательщиков

Приказ Федеральной налоговой службы от 02.09.05 ≤ САЭ-3-25/422
Документ содержит справочную таблицу со всеми процедурами, которые должны выполнять налоговики в отношении плательщиков, а также конкретные сроки проведения процедур, документы, которые при этом составляются, и ссылки на соответствующие нормативные акты.

Приказ ФНС от 02.09.2005 г. ≤ САЭ-3-25/422 (в rar-архиве).
Приказ ФНС от 09.09.2005 г. ≤ САЭ-3-01/444 (в rar-архиве).

Налоговики совершенствуют работу с плательщиками
Чуть больше года прошло с тех пор, как налоговое ведомство решило модернизировать свое общение с налогоплательщиками. Тогда налоговики издали документ, аналога которому раньше не было. Назывался он Регламент организации работы с налогоплательщиками* (далее - прежний Регламент). И вот теперь вышла его обновленная версия (далее - новый Регламент). Сразу скажем, что никаких кардинальных перемен не случилось. Но на некоторые изменения (в частности, в порядке приема отчетности) все же стоит обратить внимание.
Почти одновременно с новым Регламентом налоговики выпустили еще один принципиально новый документ. Это опубликованный выше Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков (далее - Стандарт). В нем перечислены все процедуры и услуги, которые оказывают налоговики, а также сроки, в которые они должны укладываться при выполнении своих обязанностей.

Эти документы не обязательны для плательщиков. Но сами налоговики обязаны их выполнять. Расскажем подробнее, чем это может пригодиться организациям и предпринимателям.

Прием отчетности
В формы налоговых деклараций часто вносят изменения. И может случиться так, что к моменту, когда вы сдаете декларацию, Минфин России уже утвердит ее новую форму. В результате возникают споры: можно ли сдать декларацию по прежней форме или ее надо пересдавать по новой.
Например, за I квартал и за март 2005 года надо было до 20 апреля отчитаться по новым формам деклараций по НДС и расчета авансовых платежей по ЕСН. Но эти формы были официально опубликованы уже в апреле 2005 года - за несколько дней до последнего дня срока подачи отчетности.
В результате Минфин России разрешил плательщикам НДС отчитаться по прежним формам (письмо от 20 апреля 2005 г. ≤ 03-04-08/104; опубликовано в "ДК" ≤ 10, 2005), а по ЕСН требовал подавать только новые формы (письмо от 15 апреля 2005 г. ≤ 03-05-02-03/7; опубликовано в "ДК" ≤ 9, 2005).
Как видите, в каждом случае позиция финансового ведомства может быть разной. А есть ли в Регламенте общее указание на то, как поступать в подобных ситуациях?

Прежний Регламент говорил, что налоговики могут отказать в приеме декларации, если ее форма не соответствует установленной (п. 2.1.4 прежнего Регламента). В результате налоговики возвращали "неправильные" декларации, не регистрируя их. А налогоплательщику это грозило штрафом за непредставление отчетности - ведь он не мог доказать, что отправил декларацию вовремя.

Такое положение дел прямо противоречило Налоговому кодексу РФ. Ведь пункт 2 статьи 80 НК РФ запрещает налоговикам отказывать в принятии налоговых деклараций на каких бы то ни было основаниях. Он обязывает их принять отчетность и проставить на ней отметку с датой представления.
Новый Регламент решает эту проблему иначе. С одной стороны, прежнее правило сформулировали еще более строго. Теперь налоговый инспектор не вправе решать, можно ли принять "неправильную" отчетность или нет. Он в любом случае обязан отказать в ее приеме.
Но с другой стороны, в новом Регламенте появилось правило, которое поможет плательщикам избежать несправедливых штрафов. Теперь налоговики обязаны регистрировать любую почтовую корреспонденцию. Если же окажется, что декларация составлена не по действующей форме, вам, как и прежде, вышлют уведомление о необходимости представить декларацию по установленной форме.

Поэтому, даже если вы не уверены, что составленная вами декларация соответствует последним изменениям, у вас будут доказательства, что отчетность вы представили вовремя. Ведь налоговики зарегистрируют вашу декларацию в составе входящей корреспонденции. И в суде вы сможете оспорить штраф. Ведь если в такой декларации есть все данные, необходимые для исчисления и уплаты налога, значит, декларацию вы представили и штрафовать за ее непредставление нельзя (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 августа 2005 г. по делу ≤ А05-4592/05-11).

Работа с корреспонденцией
Выше мы говорили о сдаче налоговых деклараций. Теперь рассмотрим порядок приема и выдачи иной налоговой корреспонденции. Это всевозможные письма, запросы, заявления и т. д.
Например, по этому порядку у вас станут принимать заявление о переходе на "упрощенку". А при возможности такого перехода выдадут соответствующее уведомление. Этим же порядком налоговики будут руководствоваться, если вы направите им письменный запрос по налогообложению или заявление о зачете переплаты по налогам.
Сами изменения в основном технические. В прежнем Регламенте порядок приема заявлений о переходе на специальные налоговые режимы и порядок приема прочей корреспонденции были прописаны раздельно. Но по сути они мало отличались друг от друга. В новом Регламенте эти два порядка объединили.
Если вы направили корреспонденцию по почте, она сначала поступит в отдел общего обеспечения и лишь затем ее передадут по компетенции отделов.

Если же вы принесли корреспонденцию лично, сдавать ее, как и прежде, нужно в отдел работы с налогоплательщиками. При этом налоговики должны поставить датированную отметку о приеме документа на его копии. Обратите внимание: НК РФ обязывает ставить такие отметки только на копиях налоговых деклараций. Но Регламент обязателен для налоговиков. Поэтому, если они откажутся ставить отметку на сдаваемом документе, вы можете потребовать этого, сославшись на пункт 2.2.2 Регламента (этот пункт одинаков и в прежней, и в обновленной версии).
После того как отдел работы с налогоплательщиками зарегистрирует документ, его в зависимости от вида либо введут в информационную систему (например, заявление о зачете переплаты), либо передадут в отдел общего обеспечения (например, вопрос по налогообложению). Если документ предполагает ответную корреспонденцию, ее направят тем способом, который вы укажете в обращении. Например, почтой. Если же указать "Получить лично", то ответ (свидетельство, разъяснение и т. д.) по готовности направят в отдел работы с налогоплательщиками. Там он будет ждать вашего визита в течение семи дней. Если за это время вы не заберете документ, его отправят по почте.
В письменных обращениях к налоговикам целесообразно указывать свой ИНН и почтовый адрес, по которому можно отправить ответ. Эти данные могут пригодиться, даже если вы собираетесь получить ответ лично. Ведь если по какой-либо причине сделать этого не получится, вам вышлют его почтой.

СВЕРКА РАСЧЕТОВ
Налоговый кодекс РФ предусматривает только одно основание для сверки расчетов. Если налоговики обнаружат признаки переплаты, они могут направить плательщику предложение провести сверку (п. 3 ст. 78 НК РФ).
Но в Регламенте прописали дополнительные основания для сверки: при переводе в другую инспекцию, при ликвидации (реорганизации) плательщика, по инициативе плательщика. А с крупнейшими плательщиками сверку проводят ежеквартально.
Перечень этих оснований и в прежнем, и в новом Регламенте одинаковый.
Однако напомним, что во всех этих случаях обязанность проводить сверку лежит только на налоговиках. Плательщик может принять участие в сверке по своему желанию. Если он этого не сделает, ответственности никакой не будет.
Налоговики в таком случае просто проведут сверку в одностороннем порядке и составят акт сверки по форме 23-а (краткая)*1. А сам акт направят плательщику по почте. Если же вы решите принимать участие в сверке (а во многих случаях это целесообразно), акт составят по форме 23 (полная).
Отметим, что сверка расчетов, как правило, нужна самим налогоплательщикам. Ведь по ее результатам штрафа не будет, он возможен только по результатам налоговой проверки (ст. 101 НК РФ). В то же время сверка поможет доказать, например, что у вас есть переплата в бюджет или что налоговики ошибочно отразили вам недоимку.
В новом Регламенте с трех до пяти рабочих дней увеличился срок, в течение которого налоговики должны исправить в лицевом счете плательщика ошибку, которая возникла по их вине (п. 3.15 нового Регламента). Успокоим читателей: на расчеты с бюджетом это не повлияет. Ведь если сверка выявит, что недоимку плательщику начислили ошибочно, то и списать ее вместе с начисленными пенями должны со дня возникновения ошибки, а не со дня ее исправления.

ИНФОРМИРОВАНИЕ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ
Информированию плательщиков о состоянии расчетов с бюджетом посвящен раздел Регламента. Что в нем изменилось?
Прежде всего, его текст привели в соответствие с новыми полномочиями налоговых органов. Они контролируют уплату не только налогов и сборов, но и взносов на обязательное пенсионное страхование.
Кроме того, справку о состоянии расчетов с бюджетом теперь можно будет получить не в отделе общего обеспечения, а в отделе по работе с налогоплательщиками. Форма справки осталась прежней. Для организаций это форма 39-1, а для физических лиц - 39-1ф.
Несколько изменился срок подготовки этих справок. Если заявление о выдаче справки вы подадите лично, срок будет прежний - 10 дней со дня получения заявления. Но если заявление вам удобнее направить по почте, его будут обрабатывать немного дольше - 12 дней.
Изменились и сроки рассмотрения письменных обращений налогоплательщиков. Эти изменения коснулись плательщиков - физических лиц, а также плательщиков, представляющих отчетность по телекоммуникационным каналам связи. По прежнему Регламенту на запросы физических лиц, не требующие дополнительной проверки, и запросы плательщиков, отчитывающихся по телекоммуникационным каналам связи, налоговики должны были ответить в течение 15 дней. В новом Регламенте это правило исключили. Срок на ответ теперь для всех один - 30 дней с даты получения запроса налоговиками.

СТАНДАРТ ОБСЛУЖИВАНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
Почти одновременно с новым Регламентом появился еще один документ, призванный улучшить работу инспекций, - Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков.
Он вообще не содержит новых норм. Все, что есть в Стандарте, уже установлено законами и подзаконными актами.
Цель этого документа - помочь налогоплательщикам ориентироваться в тех действиях, которые будут производить налоговые органы. Теперь не нужно будет самостоятельно искать информацию в Налоговом кодексе РФ и подзаконных правовых актах. По каждому действию в Стандарте указаны основания совершения, срок, итоговый документ, который в результате выдается налогоплательщику, и т. д.

Как пользоваться Стандартом?
Сначала выберите нужную услугу или процедуру, они перечислены во второй колонке таблицы. В третьей колонке по соответствующей строке вы найдете срок, который отведен на выполнение этого действия.
В четвертой колонке указаны формы документации, установленные для обмена между плательщиками и налоговиками. А в пятой колонке даны ссылки на нормативные акты, которые установили эти формы и сроки.