САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 19:2220-04-2024
Суббота

 
Эксперты газеты "Учет, налоги, право".
Материал предоставлен газетой "Учет, налоги, право"

Публикации газеты "Учет, налоги, право" .37, 2005

Ставки на игровые автоматы вырастут
Андрей КРЫЛОВ

Минимальная и максимальная ставки налога на игорный бизнес для игровых автоматов, предусмотренные в НК РФ, с нового года скорее всего будут существенно увеличены. Законопроект, содержащий подобное предложение, был одобрен 6 октября на заседании комитета по бюджету и налогам Государственной думы.
Как известно, ставки "игорного" налога определяются законами субъектов Федерации. Однако, устанавливая ставки, региональные законодатели не могут выйти за рамки, определенные Налоговым кодексом. Сейчас максимальная и минимальная суммы, которые можно взимать с владельца игрового автомата, составляют 1,5 и 7,5 тыс. рублей в месяц (подп. 2 п. 1 ст. 369 НК РФ). А поправки, предложенные законодателями Краснодарского края, увеличивают минимум и максимум в два раза - 3 и 15 тыс. рублей в месяц соответственно.
Вероятность того, что с нового года ставки вырастут, весьма велика: еще в мае инициативу краснодарских депутатов одобрило Правительство РФ. Главный аргумент кабинета министров звучал так: количество автоматов резко возросло. Это значит, что бизнес высокодоходный, поэтому можно будет безболезненно повысить налог и получить дополнительные доходы. Правда, не факт, что ставки будут увеличены именно в два раза. В ходе обсуждения законопроекта руководитель департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Михаил Моторин заметил, что, поднимая ставки, необходимо учитывать "экономику игорного бизнеса". А члены бюджетного комитета в своих выступлениях предлагали, в частности, предоставить региональным властям полную свободу, вычеркнув из Налогового кодекса любые ограничения, или снизить разрыв между верхним и нижним пределом. В итоге комитет по бюджету и налогам решил рекомендовать законопроект к принятию в первом чтении, а все замечания внести в виде поправок ко второму чтению.
Как сообщили корреспонденту "УНП" в комитете по бюджету и налогам Госдумы, поправки планируется ввести в действие с 1 января 2006 года. При этом депутаты намерены рассмотреть законопроект как можно быстрее, чтобы регионы успели увеличить налог на игорный бизнес. Ведь новые региональные ставки налога начнут действовать с 2006 года лишь в том случае, если устанавливающие их в субъектах законы будут приняты и опубликованы до 30 ноября 2005 года (ст. 5 НК РФ).

**********************************************************************
Что мешает работать первым кредитным бюро
Олег СПЕШНЕВ

Федеральный закон о кредитных историях снова в центре внимания. Вдохнуть в него немного жизни удалось Центробанку России, который выпустил сразу три важных документа на тему "Бюро кредитных историй и как с ними общаться". Соответствующие указания ЦБ РФ от 31.08.05 ≤ 1610-У, 1611-У и 1612-У Минюст России зарегистрировал 26 сентября.
Напомним, что закон от 30.12.04 ≤ 218-ФЗ "О кредитных историях" должен был заработать с началом осени*. С 1 сентября вступило в силу основное положение закона об обязанности банков передавать информацию о заемщиках в специально созданные бюро кредитных историй. Именно здесь, согласно закону ≤ 218-ФЗ, должна накапливаться информация обо всех выданных займах. Предполагалось, что к осени уже появятся и сами бюро, и центральный каталог кредитных историй, по которому банки или другие пользователи смогут узнать, в каком бюро хранится "досье" потенциального заемщика.
Между тем на сегодняшний день ситуация такова: центрального каталога нет. Как нет и государственного реестра бюро кредитных историй. А без них уже существующие "накопители" информации не могут начать работать. Впрочем, эту проблему сейчас пытается решить ЦБ РФ. Как выяснил корреспондент "УНП", государственный реестр бюро кредитных историй должен появиться к 1 декабря 2005 года.
Другой важной преградой для полноценной работы бюро стало отсутствие методики электронного документооборота. Именно этот пробел и заполнили недавние указания ЦБ. Например, указание ≤ 1610-У расписывает, как банку закодировать данные о заемщике и его согласие на передачу информации в бюро. Кроме того, этот документ пригодится организациям и предпринимателям, которым закон ≤ 218-ФЗ дает право интересоваться данными о полученных и отданных займах. Например, чтобы узнать, в каком кредитном бюро хранится информация о потенциальном партнере, нужно указать в электронном запросе полное наименование своей фирмы, государственный регистрационный номер и ИНН. Если все условия будут соблюдены, то каталог откликнется на запрос в течение рабочего дня.

**********************************************************************
Наказание станет строже
Роксана АХМЕДОВА

"Штрафное" законодательство может существенно ужесточиться в ближайшем будущем. На заседании нижней палаты парламента 5 октября был принят в первом чтении проект поправок в КоАП РФ, направленных на борьбу с неплательщиками штрафов. Еще один проект изменений в кодекс Федеральная антимонопольная служба внесла в правительство. Антимонополисты предлагают рассчитывать некоторые штрафы не в МРОТ, а в процентах от годового оборота провинившихся компаний.
Расскажем обо всем по порядку. Госдума приняла проект поправок в статью 28.3 КоАП РФ о должностных лицах, которые составляют протоколы о правонарушениях. "Предлагаемые изменения расширяют список тех, кто может составлять протоколы о неуплате или несвоевременной уплате штрафов", - объяснил на заседании один из авторов проекта депутат Александр Коган.
Дело в том, что кодекс предусматривает ответственность за неуплату наложенного штрафа. В частности, игнорирование решения о наказании может обернуться штрафом, который в два раза превысит первоначальную сумму (ст. 20.25 КоАП РФ). При этом постановление о привлечении к такой ответственности выносит тот же, кто и принимал решение о наложении предыдущих санкций (п. 5 ст. 32.2 КоАП РФ). Однако начать производство в связи с невыплатой штрафа могут только органы внутренних дел (п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). "То есть налоговики, таможенники или гострогинспекция собирают материалы, выносят решение о привлечении к ответственности, но написать протокол не могут. В итоге милиционерам приходится составлять протоколы о неуплате штрафов по налоговому, земельному, санитарному, таможенному и другим видам законодательства!" - констатировали корреспонденту "УНП" в Госдуме.
Принятый депутатами проект предлагает и остальных контролеров наделить соответствующими полномочиями. "Это сделает систему штрафов более эффективной", - пояснили суть поправок в нижней палате парламента. Кроме того, там сообщили, что законопроект является приоритетным на осеннюю сессию и скорее всего будет принят в ближайшее время.
Между тем Федеральная антимонопольная служба приготовила депутатам новую порцию поправок в КоАП РФ. Как сообщила служба на своем сайте 4 октября, в правительство внесен проект, предлагающий усилить наказание за нарушение антимонопольного законодательства. Авторы проекта предлагают отказаться от нынешней системы, при которой штрафы исчисляются в минимальных размерах оплаты труда. А вместо этого рассчитывать размер санкций в процентах от оборота компании в предыдущем году.
В частности, сейчас максимальный штраф составляет 5 тыс. МРОТ, к примеру, за непредставление в антимонопольную службу необходимых сведений о сделке. Авторы проекта предлагают установить размер штрафов на уровне 2-4 процентов от оборота. Как ранее объяснял глава антимонопольной службы Игорь Артемьев, подобные меры сразу же поднимут штрафы "в тысячи раз".
По словам специалистов службы, проект поправок в КоАП РФ уже согласован с заинтересованными ведомствами и министерствами и в ближайшее время будет рассмотрен кабинетом министров. В Госдуме нас заверили, что поддержат курс на "ужесточение штрафных санкций".

**********************************************************************
Чем грозит превышение лимита выручки
К.Ю. Серова, юрист

Если ежемесячная выручка не превышает миллиона, организация может платить НДС ежеквартально. Но как быть, когда лимит превышен? Нужно ли подавать отдельные декларации за прошедшие месяцы квартала? И надо ли платить пени? Такие вопросы нам задала О.В. Чучина из Москвы. Ответ на них можно найти в первой части НК РФ.
Налоговому периоду по НДС посвящена статья 163 НК РФ. По общему правилу налоговым периодом по НДС признается месяц. Но если выручка плательщика (агента) без учета НДС ежемесячно в течение квартала не превышает миллиона рублей, налоговый период увеличивается до квартала (п. 2 ст. 163 НК РФ). А значит, подавать декларацию и платить налог нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 6 ст. 174 НК РФ). Но если "условие о миллионе" не соблюдается, налоговый период вновь сокращается до месяца. При этом НК РФ не разъясняет, как быть, если условие нарушено в течение квартала.

Доход подрос
Предположим, что во втором или третьем месяце квартала выручка превысила миллион. Формально в таком случае налогоплательщик теряет право на поквартальную уплату НДС и должен отчитываться ежемесячно. Причем с начала квартала. Выходит, что плательщик, во-первых, не перечислил вовремя налог (если превышение лимита было во втором месяце квартала, то просрочен НДС первого месяца, если превышение было в последний месяц, пропущены уже две оплаты). Во-вторых, плательщик не сдал вовремя декларации.
В результате налогоплательщику грозят пени и два штрафа - за неуплату налога (ст. 122 НК РФ) и непредставление декларации (ст. 119 НК РФ). Но на самом деле платить не надо ни то, ни другое.

Без вины нет штрафа
Начнем со штрафов. По сути статья 163 НК РФ обязывает плательщиков с небольшой выручкой перечислять НДС и отчитываться раз в квартал. Причем эта обязанность возникает уже с первого месяца квартала. Фирма не обязана предугадывать свою выручку в будущих месяцах. Поэтому, когда поступления превысят миллионный рубеж, конечно, возникнет обязанность перейти на ежемесячную уплату НДС. Но никаких нарушений в те месяцы, когда "правило миллиона" соблюдалось, плательщик не допускал. Проще говоря, вины организации в том, что за месяцы, в которых выручка не превышала миллиона, не представлялись декларации и не платился налог, нет. А без вины к ответственности привлечь нельзя (ст. 109 НК РФ). Поэтому не будет штрафов ни за неуплату налога, ни за непредставление деклараций (постановления федеральных арбитражных судов Центрального от 12.04.05 по делу ≤ А48-5971/04-15 и Западно-Сибирского от 04.04.05 по делу ≤ Ф04-1819/2005 (10066-А67-18) округов).
Более того, судьи разрешают не сдавать помесячные декларации, если превышение произошло в последнем месяце квартала. Тут достаточно будет сдать общую декларацию за квартал (постановление федеральных арбитражных судов Волго-Вятского от 08.07.04 по делу ≤ А11-1015/2004-К2-Е-1297 и Уральского от 29.12.04 по делу ≤ Ф09-5591/04-АК округов).
Заметим, что налоговая служба здесь с судами не согласна. Налоговики считают, что подать надо именно три декларации - отдельно за каждый месяц квартала. Правда, сделать это чиновники разрешают до 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором произошло превышение. И если налогоплательщик в эти сроки уложился, то штрафа за непредставление декларации не будет (письмо МНС России от 28.03.02 ≤ 14-1-04/627-М233).

И пени не положены
А вот в случае с пенями мнение министерства таково. Их надо платить начиная с 21-го числа того месяца, в котором фирма заплатила бы НДС, если бы у нее изначально налоговый период составлял один месяц. То есть если превышение произошло, например, в сентябре, то пени за июль начислят с 21 августа, пени за август - с 21 сентября.
Но, на наш взгляд, доначисление пеней также неправомерно. И рассуждения здесь аналогичны случаю со штрафами. Пени - это сумма, которую налогоплательщик заплатит, если налог будет перечислен позже, чем это предписано законодательством (ст. 75 НК РФ). А в данной ситуации нарушения сроков не было. Плательщик изначально не обязан перечислять налог помесячно. Такая обязанность у него появилась лишь в момент превышения лимита выручки. А значит, налог надо заплатить до 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором произошло превышение.

**********************************************************************
Уполномочен подписать декларацию
Елена МИНАЕВА

Расписаться на декларации по налогу на прибыль может не только руководитель или главбух организации, но и представитель фирмы, занимающейся бухгалтерским обслуживанием налогоплательщика. Эти разъяснения московских налоговиков окажутся весьма полезными перед сдачей отчетности за девять месяцев (письмо от 26.08.05 ≤ 20-12/60484). Но чтобы с такой декларацией не возникло проблем, она должна отвечать определенным требованиям.
Прежде всего авторы обращают внимание, что при желании любой налогоплательщик вправе "общаться" с налоговиками не лично, а через уполномоченного представителя (п. 1 ст. 29 НК РФ). Им может быть как физическое, так и юридическое лицо. Для этого представителю налогоплательщика понадобится доверенность, заверенная печатью и подписью руководителя организации-доверителя. При сдаче декларации, подписанной уполномоченным лицом, в инспекцию нужно представить копию доверенности, подчеркивают налоговики.
Далее авторы разъяснили, как в этом случае правильно заполнить титульный лист декларации по налогу на прибыль. В графе "Достоверность и полноту сведений подтверждаю" расписывается сотрудник уполномоченной фирмы, на имя которого выдана доверенность. Также он указывает свои фамилию, имя, отчество и ИНН. Если же ИНН не присвоен, нужно заполнить страницу 2 титульного листа декларации. А графы "Руководитель" и "Главный бухгалтер" первого листа декларации остаются пустыми.