САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 18:0729-03-2024
Пятница

 
Елена ТЮРИНА Аудитор
Журнал "Практический бухгалтерский учет"

КОММЕНТАРИИ И КОНСУЛЬТАЦИИ

Оказываем материальную помощь
В действующем законодательстве отсутствует легальное определение материальной помощи. Исходя из сложившейся практики, мы используем этот термин, имея в виду выплату (в денежной или натуральной форме) физическому лицу в связи со сложным материальным положением или определенной жизненной ситуацией.
С точки зрения источников финансирования выплата материальной помощи может осуществляться за счет:
-внереализационных расходов (п. 12 ПБУ 10/99) или чистой прибыли фирм;
-за счет целевых или бюджетных средств.
При использовании чистой прибыли может расходоваться как прибыль прошлых лет, так и прибыль текущего года авансом. В любом случае распределение чистой прибыли акционерного общества (АО) или общества с ограниченной ответственностью (ООО) является исключительной компетенцией общего собрания акционеров (участников) организации.
Распределение чистой прибыли прошлых лет происходит после того, как сформирован годовой бухгалтерский баланс. При этом по окончании года в форме ≤ 1 по строке 470 в графе 4 ²На конец отчетного периода⌡ указывается сумма нераспределенной прибыли отчетного года. На следующий год данные о нераспределенной прибыли переносятся в графу 3 строки 460 ²Нераспределенная прибыль прошлых лет⌡. Таким образом, по строке 460 баланса отражается сумма нераспределенной прибыли за все прошлые годы.
Если уставом организации предусмотрено распределение чистой прибыли по фондам специального назначения, то общее собрание акционеров (участников) утверждает конкретные суммы, направляемые в эти фонды. В бухгалтерском балансе такое распределение по фондам не отражается. Однако соответствующие расшифровки, характеризующие использование прибыли, оставшейся в распоряжении организации, нужно привести в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, в частности в форме ≤ 3 ²Отчет об изменениях капитала⌡.
Чистая прибыль может направляться на выплаты социального характера, в том числе и на оказание материальной помощи. Если же уставом организации образование фондов не предусмотрено, то общее собрание распределяет прибыль по отдельным направлениям использования. Как правило, совет директоров наделяется правом расходования как фондов, так и выделенных общим собранием ²направлений использования⌡ (в пределах сумм, указанных акционерами). В течение следующего года совет директоров (исполнительный орган) санкционирует расходование прибыли по фондам или по ²направлениям⌡ в пределах сумм, указанных общим собранием.
При расходовании чистой прибыли текущего года ²авансовым⌡ способом общее собрание акционеров (участников) предварительно распределяет предполагаемую прибыль на новый финансовый год. Распределение может осуществляться по указанной выше схеме (по фондам или по направлениям). В течение года совет директоров (исполнительный орган) расходует прибыль авансом (в пределах сумм, указанных общим собранием).
Общее собрание может вообще не распределять суммы чистой прибыли на оказание материальной помощи. Тогда исполнительный орган (дирекция) рассматривает данные платежи как расходы в том смысле данного термина, который дан в ПБУ 10/99. Иначе говоря, в бухгалтерском учете и отчетности суммы оказанной материальной помощи признаются внереализационными расходами. Обратите внимание, в целях налогообложения прибыли данные расходы не учитываются, даже если такие выплаты предусмотрены коллективными или трудовыми договорами (п. 23 ст. 270 НК РФ).
В бюджетных учреждениях и некоммерческих организациях (например, профсоюзных) порядок расходования любых средств определяется сметой или финансовым планом. При бюджетном финансировании сметы утверждаются вышестоящей организацией и передаются в подведомственную (финансируемую из бюджета) организацию. В автономной некоммерческой организации финансовый план утверждается высшим коллегиальным органом управления, а в некоммерческом партнерстве, ассоциации, союзе . общим собранием.
Если сметой или финансовым планом предусмотрено расходование средств на выплату материальной помощи, то организация обоснованно производит такие выплаты в пользу физических лиц. Суммы фактически оказанной материальной помощи, списанные в уменьшение целевых поступлений, следует отразить в бухгалтерской отчетности в форме ≤ 6 ²Отчет о целевом использовании полученных средств⌡.
Организации, получающие целевые бюджетные средства, помимо прочего должны будут представить вышестоящему распорядителю средств или в органы казначейства отчетность по соответствующим формам (утв. приказом Минфина России от 15.06.2000 ≤ 54н).
В отдельных случаях оказание материальной помощи может быть обусловлено действующим законодательством. Так, например, Федеральным законом от 27.05.98 ≤ 76-ФЗ .О статусе военнослужащих. (п. 5 ст. 23) установлено право на материальную помощь гражданам, работавшим до призыва на военную службу и принятым в течение года на прежнее место работы впервые после увольнения с военной службы. По заявлениям этих лиц материальная помощь оказывается на первоначальное обзаведение хозяйством. Порядок оказания такой материальной помощи установлен постановлением Правительства РФ от 25.11.98 ≤ 1394. Помощь выплачивается не позднее трех месяцев после принятия на работу демобилизованных лиц. Организации, финансируемые из бюджета, выплачивают помощь в пределах выделенных ассигнований на оплату труда. Другие организации оказывают помощь за счет собственных средств. Размер помощи устанавливается организацией по согласованию с профсоюзным органом, но не может быть менее 500 руб.
Организации могут перечислять денежные средства на оказание единовременной материальной помощи лицам, пострадавшим в результате террористических актов или стихийных бедствий. Перечисляемые средства имеют социальный характер и строго целевое назначение.

Порядок оказания материальной помощи
Материальная помощь носит, как правило, единовременный характер и выступает в качестве материальной поддержки работников. Пример: помощь для первоначального взноса на приобретение и (или) строительство жилья, погашения кредита, взятого на те же цели. Или, скажем, материальная помощь в связи с постигшим работника стихийным бедствием (наводнением, пожаром и т. п.).
Материальная помощь может оказываться определенной части или большинству работников регулярно, например в связи с уходом в отпуск. Оказание материальной помощи может быть предусмотрено коллективным договором, условиями трудового договора с работником или по договоренности между работодателем и работником (на основании его заявления).
Организация может разработать порядок, которым будут предусмотрены условия оказания материальной помощи и ее размеры.
Пример 1 Коллективным договором и порядком оказания материальной помощи организации предусмотрено, что единовременная денежная помощь оказывается сотрудникам в связи со следующими обстоятельствами:
-бракосочетанием;
-при рождении ребенка;
-в случаях особой нуждаемости (на расходы по лечению в связи с тяжелой болезнью; на восстановление личного имущества, утраченного в результате стихийного бедствия; в связи со смертью самого работника или его близких родственников).
В этих случаях размер материальной помощи определяется индивидуально, но не может превышать сумму, равную двойному месячному должностному окладу (двойной месячной тарифной ставки).
Кроме того, материальная помощь в размере должностного оклада (месячной тарифной ставки) выплачивается всем работникам при уходе в отпуск. При разделении отпуска на части материальная помощь выплачивается один раз в любой из периодов ухода в отпуск, о чем работник должен указать в заявлении. Работникам, не отработавшим полного календарного года, уволенным в связи сокращением численности или выходом на пенсию, выплата материальной помощи производится пропорционально числу отработанных календарных месяцев в данном календарном году.

Однако следует помнить, что налоговые инспекции при проверках будут рассматривать любые выплаты работникам исходя из их сути. И если при этом неоднократная выплата материальной помощи будет расценена как ²скрытая⌡ форма оплаты труда, то с суммы такой выплаты придется уплатить соответствующие налоги.

Бухгалтерский учет
При формировании расходов организации во внимание принимаются не только расходы, связанные с производством и реализацией продукции, но и расходы, обусловленные реализацией принятых в организации решений по социальному обеспечению работников, в том числе и материальной помощи. Порядок учета таких расходов регулируется ПБУ 10/99. В соответствии с пунктом 12 этого положения выплаты организации, связанные с социальным обеспечением работников, отражаются в составе внереализационных расходов.
Порядок отражения операций по выплате материальной помощи в бухгалтерском учете регулируется Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (далее . инструкция) (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 ≤ 94н).
Обратите внимание на то, что материальная помощь не относится к выплатам по оплате труда, даже если она предусмотрена трудовым договором. В свое время такой вывод был подтвержден решением Верховного суда РФ от 17.07.2000 ≤ ГКПИ 00-315. Аргументировалось это тем, что материальная помощь носит разовый характер и обусловлена финансово-экономическим положением предприятия.
Согласно вышеупомянутой инструкции, расчеты с работниками организации, не связанные с оплатой труда, отражаются на счете 73 ²Расчеты с персоналом по прочим операциям⌡. Если лицо, получающее материальную помощь, не является сотрудником организации, то для отражения расчетов с этим лицом используется счет 76 ²Расчеты с разными дебиторами и кредиторами⌡.
Если выплата материальной помощи физическому лицу рассматривается организацией как внереализационный расход, то в бухгалтерском учете такая выплата отражается следующими записями:
Дебет 91 2 Кредит 73 (76)
. начислена материальная помощь сотруднику (лицу, не связанному с организацией трудовыми отношениями);
Дебет 73 (76) Кредит 50
. выплачена материальная помощь бывшему сотруднику.
В этом случае выплата материальной помощи отражается в бухгалтерском учете на основании положения о порядке оказания материальной помощи, организационно-распорядительного документа исполнительного органа (приказа, распоряжения и т. п.) и заявления физического лица.
При выплате материальной помощи за счет чистой прибыли организация должна организовать учет на счете 84 ²Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)⌡ таким образом, чтобы обеспечить формирование информации по направлениям использования средств. Такими направлениями могут быть расходы на социальные мероприятия, финансовое обеспечения производственного развития организации и иных аналогичных мероприятий по приобретению (созданию) нового имущества. Причем уже направленные и еще не использованные средства могут разделяться.
Таким образом, при выплате материальной помощи за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, в учете отражаются следующие проводки:
Дебет 84 Кредит 73 субсчет .Расчеты по оказанию материальной помощи.
. начислена материальная помощь сотруднику организации;
Дебет 84 Кредит 76
. начислена материальная помощь бывшему сотруднику (лицу, не связанному с организацией трудовыми отношениями);
Дебет 73 субсчет ²Расчеты по оказанию материальной помощи⌡, 76 Кредит 50
- выплачена материальная помощь.
Первичными документами, на основании которых в бухгалтерии отражаются приведенные выше проводки, являются:
-устав организации, решение общего собрания акционеров (участников) и коллективный договор;
-заявление физического лица
;-организационно-распорядительный документ исполнительного органа (например, приказ директора).
Некоммерческая организация может получить средства на выплату материальной помощи из бюджета. В этом случае такая организация будет являться бюджетополучателем. Как следует из статьи 162 Бюджетного кодекса РФ, бюджетополучателем может выступать как бюджетная, так и иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
При получении целевых бюджетных средств на выплату материальной помощи в учете используется счет 86 .Целевое финансирование.. Списание бюджетных средств с этого счета производится в период признания расходов, на финансирование которых они предоставлены. Для некоммерческой организации оказание благотворительной помощи может являться расходами на осуществление основной уставной деятельности. В таком случае в соответствии с инструкцией использование целевого финансирования отражается по дебету счета 86 .Целевое финансирование. в корреспонденции со счетами 20 .Основное производство. или 26 .Общехозяйственные расходы..
Пример 2
В соответствии с региональной программой поддержки одаренной молодежи культурный фонд в феврале 2003 года получил целевые бюджетные средства в сумме 100 000 руб. на оказание адресной материальной помощи особо одаренным детям из малоимущих семей. В том же месяце материальная помощь была выплачена. В бухгалтерском учете фонда операции, связанные с поступлением средств на оказание материальной помощи и ее выплатой, следует отразить проводками:
Дебет 51 (52) Кредит 86
- 100 000 руб. . получены бюджетные средства для выплаты материальной помощи;
Дебет 20 Кредит 76
- 100 000 руб. . начислена материальная помощь;
Дебет 86 Кредит 20
- 100 000 руб. . отражено использование средств целевого финансирования на выплату материальной помощи;
Дебет 76 Кредит 50 (51)
- 100 000 руб. . выплачена материальная помощь.
Согласно НК РФ (п. 2 ст. 251), при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений (п. 2 ст. 251 НК РФ).
Суммы материальной помощи лицам, не выполняющим работы для некоммерческой организации, не включаются в объект налогообложения для исчисления ЕСН на основании положений статьи 236 НК РФ. Такая точка зрения подтверждена и письмом Минфина России от 22.02.02 ≤ 01-02-03/04-66.
Суммы адресной материальной помощи, выплаченные за счет целевых бюджетных средств малоимущим и социально незащищенным категориям граждан в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти, не облагаются налогом на доходы физических лиц (п. 8 ст. 217 НК РФ).


Налог на доходы
Виды материальной помощи, полностью или частично освобождаемые от налогообложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ), перечислены в статье 217 НК РФ. Пунктом 8 этой статьи определено, что не подлежат налогообложению суммы единовременной материальной помощи, оказанные налогоплательщикам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью. В этих случаях материальная помощь выплачивается на основании решений органов законодательной (представительной) и (или) исполнительной власти, представительных органов местного самоуправления. Такая помощь может также оказываться иностранными государствами или специальными фондами, созданными органами государственной власти или иностранными государствами. Оказание помощи в связи с чрезвычайными обстоятельствами может осуществляться правительственными и неправительственными межгосударственными организациями, созданными в соответствии с международными договорами, одной из сторон которых является РФ.
Выведены из-под налогообложения суммы помощи, оказываемой малоимущим и социально незащищенным категориям граждан. Речь идет об адресной социальной помощи денежной и натуральной формах, оказываемой за счет средств бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов. При этом НК РФ определено условие освобождения такого рода помощи от налогообложения: она должна быть предусмотрена программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти.
Не облагаются НДФЛ выплаты в виде гуманитарной помощи (содействия), а также в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), включенными в перечни, утверждаемые Правительством РФ.
До утверждения таких перечней налогоплательщики не могут пользоваться указанной льготой. Поэтому все выплаты денежной помощи, осуществляемые благотворительными организациями, в том числе и на основании регионального законодательного акта, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.

При этом благотворительная организация - источник выплаты . дохода должна представить в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ за налоговый период не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Помимо этого не облагаются НДФЛ лиц суммы материальной помощи, оказываемой работодателями членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи. Такая материальная помощь оказывается на основании заявления работника (член его семьи), копии свидетельства о смерти и при необходимости документов, подтверждающих родство: свидетельства о браке или рождении.
Льготируются и суммы материальной помощи, выплаченные пострадавшим от террористических актов на территории РФ, независимо от источника выплаты (п. 8 ст. 217 НК РФ).
Следует сказать и о помощи, оказываемой за счет членских взносов членам профсоюзов. Такая помощь также полностью освобождается от налогообложения, но при условии, что она оказывается вне рамок выполнения трудовых обязанностей членами профсоюза (п. 31 ст. 217 НК РФ). А можно ли отнести к не облагаемой ЕСН суммы материальной помощи, оказываемой за счет членских взносов, штатным сотрудникам профсоюзной организации . освобожденным членам профкома? Да, поскольку материальная помощь не связана с исполнением трудовых обязанностей этими лицами. И если выплата помощи предусмотрена уставом или положением о первичной профсоюзной организации и выплачивается из средств, собранных за счет членских взносов, то такая помощь не облагается налогом на доходы физических лиц.
В то же время, если материальная помощь освобожденным работникам выплачивается профсоюзной организацией работодателем не из членских взносов, а, скажем, за счет средств, поступивших от первичных профсоюзных организаций, то такая помощь подлежит налогообложению (п. 28 ст. 217 НК РФ).
Согласно этому пункту, материальная помощь, оказываемая по иным основаниям работодателем своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, не облагается в сумме, равной 2000 руб. за налоговый период.
В такой же сумме не подлежит налогообложению оказанная работодателем своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам помощь в виде возмещения стоимости приобретенных ими медикаментов, назначенных им лечащим врачом (п. 28 ст. 217 НК РФ). Освобождение от налогообложения в этом случае предоставляется на основании документов, подтверждающих фактические расходы на приобретение медикаментов.
Пример 3 Организация оказала материальную помощь сотруднику на приобретение медикаментов в сумме 3000 руб. Расходы по оказанию помощи включены в состав внереализационных расходов. Поскольку сумма помощи превышает ограничение в размере 2000 руб., установленное для освобождения от начисления НДФЛ, то с суммы превышения должен быть удержан налог по ставке 13%. Сумма налога составит 130 руб.((3000 руб. . 2000 руб.) х 13%).
В бухгалтерском учете эта операция отражена следующими проводками:
Дебет 91-2 Кредит 73
- 3000 руб. . начислена материальная помощь;
Дебет 73 Кредит 68
- 130 руб. . удержан НДФЛ;
Дебет 73 Кредит 50
- 2870 руб. - выплачена материальная помощь.


Выплаты единовременной материальной помощи иным физическим лицам, производимые в других, помимо перечисленных, случаях, облагаются налогом на доходы физических лиц.
Попутно напомним, что при заполнении форм 1-НДФЛ и 2-НДФЛ указывается вся сумма выплачиваемого дохода, вычет 2000 рублей по каждому из оснований, а также сумма начисленного и уплаченного налога.
Что же касается доходов физических лиц, полностью освобождаемых от налогообложения независимо от суммы выплаты, то они в форме 2-НДФЛ не учитываются. Разъяснения на этот счет даны в разделе III Методических рекомендаций налоговым органам о порядке применения главы 23 ²Налог на доходы физических лиц⌡ части второй НК РФ (утв. приказом МНС России от 29.11.2000 ≤ БГ-3-08/415).

ЕСН
Как уже отмечалось выше, суммы материальной помощи в силу пункта 23 статьи 270 НК РФ не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде. А это значит, что такие выплаты не подлежат включению в налоговую базу по ЕСН (п. 3 ст. 236 НК РФ). Но положения указанного пункта не распространяются на налогоплательщиков, не являющихся плательщиками налога на прибыль. Это, в частности, организации:
-применяющие упрощенную систему налогообложения (п. 2 ст. 346.11 НК РФ);
-переведенные на уплату ЕНВД (п. 4 ст. 346.26 НК РФ);
-не формирующие налоговую базу по налогу на прибыль (к примеру, некоммерческие организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность).
Такие налогоплательщики, как, впрочем, и иные организации, в вопросах налогообложения ЕСН материальной помощи должны руководствоваться перечнем видов, установленным НК РФ (подп. 3 п. 1 ст. 238 НК РФ).
Это в первую очередь суммы помощи, оказываемой налогоплательщиками физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством. Материальная помощь в этом случае оказывается в целях возмещения причиненного гражданам материального ущерба или вреда их здоровью. Обратите внимание на то, что освобождение указанных выплат возможно только в пределах такого ущерба. Все выплаты сверх фактических размеров ущерба должны облагаться ЕСН в общеустановленном порядке. А это значит, что при выплате материальной помощи организация должна иметь документы, свидетельствующие об оценке размера материального ущерба или причиненного вреда здоровью гражданам - получателям помощи.
И еще одно замечание. Действующая редакция подпункта 3 пункта 1 статьи 238 не содержит ссылок на условия оказания помощи в зависимости от наличия специальных решений органов власти, санкционирующих такую помощь. Но налоговое ведомство в Методических рекомендациях по порядку исчисления и уплаты ЕСН (утв. приказом МНС России от 05.07.02 ≤ БГ-3-05/344) все же рекомендует ряд документов, позволяющих правомерно выводить из-под налогообложения такие суммы. Согласно пункту 10.2 Методических рекомендаций, к числу документов, подтверждающих факт наступления стихийного бедствия или иного чрезвычайного обстоятельства, относятся решения органов государственной власти, справки из ДЭЗ, СЭС, органов МВД России и др.
Далее в статье 238 НК РФ (подп. 3 п. 1) в числе освобожденных от налогообложения ЕСН указаны суммы материальной помощи физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на российской территории. В отличие от предыдущего случая эти суммы материальной помощи не облагаются ЕСН независимо от величины ущерба, причиненного пострадавшим.
Выведены из-под налогообложения и суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи. Перечень первичных документов, являющихся в данном случае основанием для налогового освобождения, аналогичен упомянутому ранее для НДФЛ.
В ограниченных размерах не облагаются ЕСН выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза. Условия освобождения указаны в статье 238 (подп. 13 п. 1) НК РФ: выплаты должны производиться не чаще одного раза в три месяца и не должны превышать 10 000 руб. в год. Таким образом, материальная помощь, выплаченная за счет членских профсоюзных взносов в пределах указанной суммы, не облагается ЕСН. А вот сумма превышения должна включаться в налоговую базу не работодателем, а профсоюзным комитетом, оказавшим такую помощь.
Пример 4 В соответствии с решением профсоюзного комитета многодетной работнице швейной фабрики в 2003 году ежеквартально оказывается материальная помощь в сумме 3000 руб. Общая сумма материальной помощи за год составила 12 000 руб. (3000 руб. х 4 кв.). В этом случае не подлежит обложению ЕСН сумма помощи, равная 10 000 руб. А с суммы превышения (2000 руб.) должен быть удержан ЕСН исходя из тарифных ставок, установленных для доходов до 100 000 руб. Сумма ЕСН будет равна 712 руб. (2000 руб. х 35,6%).
В соответствии с пунктом 2 статьи 238 НК РФ не подлежат налогообложению выплаты работникам организаций, финансируемых за счет средств бюджетов. При этом в пределах 2000 руб. за налоговый период на одно физическое лицо освобождаются от налогообложения суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту. Эта норма распространяется только на бюджетные учреждения, поскольку в иных организациях подобные выплаты освобождаются от налогообложения полностью, так как выплачиваются за счет средств, не уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.
На выплаты в виде материальной помощи работникам, производимые бюджетной организацией за счет доходов, полученных от предпринимательской деятельности организации, ограничение в размере 2000 руб. не распространяется.

Страховые взносы
Статья 10 Федерального закона от 15.12.01 ≤ 167-ФЗ предусматривает, что объектом обложения страховыми взносами и базой для их начисления являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН. Таким образом, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются на все виды материальной помощи, указанные в статье 238 НК РФ.
В решении вопроса о начислении страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний на суммы материальной помощи нужно руководствоваться перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС России (утв. постановлением Правительства РФ от 07.07.99 ≤ 765).
Пунктами 7 и 8 этого перечня установлено, что страховые взносы не начисляются, если материальная помощь выдана в связи:
- с чрезвычайными обстоятельствами в целях возмещения вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан, на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, иностранных государств, а также правительственных и неправительственных межгосударственных организаций, созданных в соответствии с международными договорами РФ;
-с постигшим работников стихийным бедствием, пожаром, похищением имущества, увечьем, а также в связи со смертью работника или его близких родственников.
Другие основания оказания материальной помощи в перечне не указаны, а это значит, что на такие суммы страховые взносы должны начисляться.