САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 08:5725-04-2024
Четверг

 
Галина Ковалева
Журнал " Аудит и налогообложение"

Новая "упрощенка"

Наша организация перешла на упрощенную систему налогообложения. Должны ли мы выплачивать пособие по временной нетрудоспособности своим сотрудникам? Если да, то из каких источников?
Очевидно, что сотрудники работодателя, применяющего особый налоговый режим, имеют так же, как и все прочие работники, право на оплату пособия по временной нетрудоспособности. В ст. 183 ТК РФ (Федеральный закон от 30.12.2001 г. ≤ 197-ФЗ) указано, что при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с Федеральным законом. При этом размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются Федеральным законом.
Федеральный закон от 31.12.2002 г. ≤ 190-ФЗ .Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан. (далее - Закон ≤ 190-ФЗ) определяет источники, из которых работодатель должен выплачивать своему работнику пособие по временной нетрудоспособности.
В соответствии со ст. 2 Закона ≤ 190-ФЗ гражданам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) выплачивается за счет двух источников:
-  средств Фонда социального страхования РФ, поступающих от единого налога организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, в части суммы пособия, не превышающей за полный календарный месяц одного минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом,
-  средств работодателей - в части суммы пособия, превышающей один минимальный размер оплаты труда, установленный Федеральным законом.
Исчисление пособия по временной нетрудоспособности, его назначение и выплата работникам осуществляются в соответствии с общими правилами, установленными нормативными правовыми актами о пособиях по государственному социальному страхованию.
Выплата иных видов пособий по обязательному социальному страхованию работникам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями или индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, осуществляется за счет средств ФСС РФ в соответствии с Федеральными законами.
При этом ст. 4 Закона ≤ 190-ФЗ в главу 26.2 Налогового кодекса РФ внесены дополнения. Согласно этим дополнениям расходы работодателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, на оплату своему работнику пособия по временной нетрудоспособности относятся на расходы при формировании облагаемой базы в случае, когда .упрощенец. выбрал в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов. Если же работодатель, применяющий упрощенную систему налогообложения, выбрал в качестве объекта налогообложения доходы, его затраты на оплату своему работнику пособия по временной нетрудоспособности являются вычетом при исчислении единого налога к уплате в данном налоговом (отчетном) периоде.

Организация занимается розничной торговлей. С 1 января 2003 г. она перешла на упрощенную систему налогообложения. При этом в качестве объекта налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов. Включаются ли расходы на приобретение товара в расходы для целей исчисления единого налога? Что при этом делать с НДС по приобретенным товарам?
В соответствии с подпунктом 23 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, уменьшенные на величину расходов, указанных в подпункте 8 настоящего пункта. В качестве расходов названы и суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам и услугам). При этом следует помнить, что в указанной выше статье есть ссылка на ст. 268 НК РФ, которая говорит, что налогоплательщик вправе уменьшить доходы от реализации товаров на стоимость приобретения данных товаров.
Налогоплательщик вправе выбрать и закрепить в своей учетной политике один из следующих методов оценки покупной стоимости реализованных товаров:
-  по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО),
-  по стоимости последних по времени приобретения (ЛИФО),
-  по средней стоимости,
-  по стоимости единицы товара.
Таким образом, торговая организация, работающая по упрощенной системе налогообложения, при приобретении товаров для перепродажи НДС по этим товарам ставит в расходы в том отчетном периоде, в котором эти товары приобретены. Стоимость же товаров без НДС будет отражена как расходы в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти товары реализованы.
При этом считаем необходимым подчеркнуть, что налогоплательщику стоит разработать для себя учетную политику, хотя в налоговых органах она и не требуется. Ведь порядок списания покупной стоимости товаров на расходы в целях налогообложения должен быть утвержден в организации в соответствии с требованиями Налогового кодекса. Так что не поленитесь и утвердите у себя приказом руководителя этот документ.

Возникает ли у налогоплательщика (организации или индивидуального предпринимателя) обязанность выписывать счет-фактуру своему покупателю, если он работает с 1 января 2003Кг. по упрощенной системе налогообложения?
В соответствии со ст. 346.11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
МНС России в п. 1.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 (Приказ МНС России от 20.12.2000 г. ≤ БГ-3-03/447) утверждает, что организации и индивидуальные предприниматели по тем видам деятельности, по которым они не являются плательщиками НДС (организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности по всем видам деятельности), не выписывают своим покупателям счета-фактуры и осуществляют расчеты с ними без выделения в первичных документах сумм налога.
В данном случае в скобках указаны только организации, применяющие упрощенную систему налогообложения. Однако в 2003 году это утверждение можно отнести как к организациям, так и к индивидуальным предпринимателям, поскольку Методические рекомендации были утверждены до введения в действие главы 26.1 НК РФ.
Таким образом, и организации и индивидуальные предприниматели, применяющие в 2003 году упрощенную систему налогообложения, не должны выписывать своим покупателям счета-фактуры.

Наша торговая организация перешла на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 г. В качестве объекта налогообложения мы выбрали доходы, так как до конца 2002 года не было ясности в том, можно ли будет относить на расходы стоимость товара. Можем ли мы изменить сейчас (в 2003 году) объект налогообложения?
К сожалению, нет. Ваша организация не может изменить объект налогообложения после 1 января 2003 г. В соответствии с п. 2 ст. 346.14 объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.
Однако позволим себе дать совет. Согласно п. 2 ст. 346.13 вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах.
В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, законодательство предусматривает, что вновь создаваемые организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели имеют возможность начать работать по упрощенной системе налогообложения в течение налогового периода с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Поэтому, если вы хотите работать по упрощенной системе налогообложения и при этом в качестве объекта налогообложения иметь доходы, уменьшенные на величину расходов, можно пойти по пути создания нового предприятия или регистрации индивидуального предпринимателя.

В соответствии с положениями Федерального закона от 31.12.2002 г. ≤ 190-ФЗ .Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан. налогоплательщик-.упрощенец. оплачивает больничный лист своему работнику. Как будет возмещаться та часть суммы пособия по временной нетрудоспособности, которая должна быть выплачена за счет средств ФСС РФ?
В соответствии с п. 2 Закона ≤ 190-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, выплачивают своим сотрудникам, работающим у них по трудовым договорам, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием) за счет двух источников:
-  за счет средств ФСС РФ,
-  за счет средств работодателя.
При этом часть пособия, которая должна быть компенсирована работодателю из ФСС РФ, равна минимальному размеру оплаты труда за полный календарный месяц. На сегодня это 450 рублей.
Письмом ФСС РФ от 15.01.2003 г. ≤ 02-18/05-195 .О Федеральном законе от 31.12.2002 г. ≤ 190-ФЗ .Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан. определен порядок выделения средств на оплату из средств ФСС РФ.
Для получения указанных сумм из ФСС РФ налогоплательщику необходимо рассчитать величину пособия, затем обратиться за выделением необходимых средств в отделение (филиал отделения) Фонда по месту регистрации. При обращении в Фонд налогоплательщик представляет промежуточную расчетную ведомость или справку-расчет, а также иные документы, которые может затребовать ваше отделение ФСС РФ.
После проверки представленных вами документов отделение ФСС РФ выделяет средства, руководствуясь пп. 2.9, 3.5 Инструкции о порядке расходования средств Фонда социального страхования РФ, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 09.02.2001 г. ≤ 11.
Согласно п. 3.5 данной Инструкции перечисление средств страхователям (в данном случае так называется наш .упрощенец.) производится отделением (филиалом отделения) Фонда в 10-дневный срок со дня представления страхователями необходимых документов.