САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 23:1205-12-2024
Четверг

 
И.ЛИТНОВСКАЯ, финансовый директор НКО "ИСАР - Москва".
Консалтинговая группа "Экон-Профи"

Безвозмездная техническая помощь

В последнее время в российском законодательстве о налогах и сборах большое внимание уделяется регулированию налоговых отношений, связанных с предоставлением и использованием целевых средств. Собственно понятие "целевые средства" подразумевает любые средства, предоставляемые на определенных условиях и подлежащие целевому использованию, но в налоговом законодательстве намечается тенденция к разделению целевых средств по видам.
В настоящее время образовались отдельные группы целевых средств. Это, в частности, гранты, пожертвования, средства безвозмездной технической помощи (содействия) РФ (далее - БТП), средства безвозмездной гуманитарной помощи, благотворительные средства. Такое разграничение способствует возникновению новых подходов к налогообложению целевых средств. С одной стороны, разнообразие подходов усложняет порядок получения налоговых льгот некоммерческими организациями, приводит к необходимости регистрации своих программ, включения организаций в определенные перечни. С другой - предоставляет возможность НКО по каждому налогу самостоятельно выбрать одну льготу из нескольких - ту, которая позволит организации получить максимальное налоговое освобождение. К примеру, если НКО осуществляет финансирование в рамках благотворительной деятельности и одновременно эти средства относятся к БТП, то она может выбрать те льготы, которые ей выгодней использовать: либо по благотворительности, либо по БТП.
Однако до тех пор, пока такое разграничение в законодательстве четко не будет определено, и пока существуют "общие льготы", которые могут применяться к различным видам целевых средств, НКО придется снова и снова обосновывать использование льгот.
В то же время включение донора в определенные перечни, утверждаемые правительством РФ, также не решает проблемы, поскольку в этом случае грантополучатели освобождаются только от некоторых налогов и, чтобы не платить остальные налоги, вынуждены искать для себя иные льготы. В сложившейся ситуации в наиболее выгодном положении находятся доноры и получатели средств БТП, о чем и пойдет речь дальше.
Статус БТП предоставляет НКО наиболее широкий спектр налогового освобождения. Кроме того, такой статус имеет ряд других преимуществ. Во-первых, все, что связано с технической помощью, доступно разъяснено в законодательстве и практически не содержит противоречивых или двусмысленных толкований. Во-вторых, льготы по технической помощи распространяются на средства как некоммерческих, так и коммерческих организаций. Это означает, что, действуя в рамках технической помощи, НКО может как получать средства от бизнес-структур, так и осуществлять совместные с ними мероприятия, не уплачивая при этом налогов.
Учитывая вышесказанное, удивляет тот факт, что на сегодняшний день льготами по технической помощи пользуются преимущественно коммерческие предприятия и что так мало доноров зарегистрировали свои программы и придали своим средствам статус БТП. Это объясняется тем, что технической помощи уделяется несправедливо мало внимания в профессиональной литературе, а значит, отсутствует объективное понимание всех преимуществ этого статуса.
Проанализировав действующее законодательство по БТП, изучив статьи в экономической литературе и приняв во внимание опыт ИСАР, мы подготовили краткий обзор информации о технической помощи. Он позволит вам разобраться в том, какие налоговые, таможенные и иные льготы предоставлены донорам и получателям технической помощи, каковы условия использования этих льгот и проблемы при получении статуса технической помощи. Мы подготовили этот обзор с учетом потребностей большинства НКО, выделив наиболее актуальные для них вопросы. Для более углубленного изучения вопроса следует обращаться к первоисточникам.

Общие положения
Чтобы получить представление о том, какие средства могут считаться безвозмездной технической помощью (содействием) РФ, о порядке регистрации проектов и программ БТП и выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ, услуг к технической помощи, необходимо ознакомиться со следующими документами:
- Федеральным законом от 04.05.99 ≤ 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) РФ и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) РФ";
- Постановлением Правительства РФ от 17.09.99 ≤ 1046 "Об утверждении порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием".
Итак, безвозмездная техническая помощь - это средства и товары, предоставляемые российским юридическим и физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги на безвозмездной основе иностранными государствами, их федеративными и муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями, о чем свидетельствуют соответствующие удостоверения.
БТП может предоставляться для двух основных целей: для поддержки экономической и социальной реформ и для осуществления разоружения (в частности, путем проведения радиационно-экологических мероприятий, исследований, обучения, обмена специалистами, передачи опыта и технологий, поставок оборудования или других материально-технических средств).
При принятии решения о получении статуса БТП необходимо учитывать следующие основные условия и ограничения:
налоговые и таможенные льготы для всех участников реализации программ БТП предоставляются только при наличии соответствующего удостоверения;
к технической помощи не относятся подакцизные товары (продукция);
к технической помощи не относятся средства, товары, предоставляемые физическими лицами, финансируемые ими работы и услуги;
полная или частичная продажа БТП запрещается;
контроль государственных органов над целевым использованием БТП осуществляется на трех этапах:
1) при организации мероприятий (имеется в виду подготовка соответствующих программ технической помощи) контроль осуществляет Министерство экономического развития и торговли РФ, а также другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти;
2) при получении технической помощи контроль осуществляют заинтересованные федеральные органы исполнительной власти; результаты проверок рассматривает Комиссия по вопросам международной технической помощи при Правительстве РФ;

3) при реализации проектов и программ технической помощи контроль осуществляют заинтересованные органы исполнительной власти РФ и соответствующих субъектов федерации.
В случае нецелевого использования БТП ее получатель, использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и иные льготы, уплачивает соответствующие налоги и платежи в бюджеты всех уровней, а также начисленные на эти суммы по действующим ставкам пени и штрафы.
Регистрацией программ технической помощи и выдачей удостоверений занимается Комиссия по вопросам международной технической помощи при правительстве РФ. В ее состав входят представители различных государственных ведомств.
Первый этап этой сложной и длительной процедуры - регистрация донором (его представителем в РФ) своих программ технической помощи.
Второй этап - выдача удостоверений на имя конкретных получателей. Каждая программа регистрируется один раз на несколько лет, а удостоверения оформляются периодически, по мере осуществления программы и появления новых получателей БТП. Второй этап возможен только после успешного прохождения первого.
Изначально предполагалось, что каждый получатель БТП после регистрации донором своей программы должен самостоятельно заниматься получением удостоверения. Однако получателей помощи оказалось так много, что оформлять необходимые бумаги позволили донорам. При благоприятном исходе рассмотрения дела им выдается документ, который включает в себя собственно список получателей БТП и удостоверение - одно на весь список. Получателям по запросу (в том числе по почте) предоставляются нотариально заверенные копии удостоверения и списка. Сейчас существует тенденция к возврату к изначальной идее, когда каждый получатель самостоятельно будет заниматься оформлением своего персонального удостоверения.

Проблемы регистрации программы БТП
Основная сложность заключается в том, что для регистрации донору надо иметь специальный документ из государственного ведомства того иностранного государства, где донор является резидентом. Этот документ должен подтверждать статус средств, предоставляемых донором, как средств, передаваемых в рамках безвозмездной технической помощи.
Другая проблема: поскольку программы БТП реализуются, как правило, в нескольких субъектах РФ, то для регистрации требуется несколько писем - обязательств органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъекта РФ, на территории которых расположены получатели БТП, или федеральных органов исполнительной власти - о том, что эти органы обязуются контролировать целевое использование технической помощи получателями БТП.
Наличие и содержание указанных официальных документов (как иностранных, так и российских) фактически определяет судьбу заявки на регистрацию.
Третье препятствие - регистрация может осложниться, если в РФ нет представительства иностранного юридического лица-донора. Законом этот вопрос не регулируется, а значит, кому как повезет. Обычное требование: в РФ должна быть организация, к которой госорганы могут обратиться по любым вопросам, касающимся донора.
И последнее, о чем нужно знать: график заседания Комиссии меняется в зависимости от количества заявок на регистрацию; обычно документы рассматриваются один-два раза в квартал.

Налог на добавленную стоимость
Представление о существующем на сегодняшний день порядке обложения средств БТП налогом на добавленную стоимость дают следующие источники:
- Налоговый кодекс РФ (пп. 19 п. 2 ст. 149; п. 1 пп. 1 ст. 150; п. 1 ст. 170);
Чтобы глубже разобраться в существе дела, рекомендуем обратиться также к следующим документам, действовавшим до вступления в силу Главы 21 НК РФ:
- Федеральный закон РФ от 06.12.91 г. ≤ 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость";
- Постановление Правительства РФ от 15.09.2000 г. ≤ 688 "Об утверждении правил возмещения НДС, уплаченного по материальным ресурсам (выполненным работам, оказанным услугам) производственного назначения используемым при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), реализованных в рамках безвозмездной помощи (содействия) РФ".
Следует отметить, что передача средств (товаров, услуг) БТП от донора получателю признается реализацией. В то же время ввоз товаров на таможенную территорию РФ, а также реализация товаров (работ, услуг) в рамках и между сторонами БТП не подлежат обложению НДС. При этом для подтверждения права на эти льготы получателю средств БТП необходимо представить в налоговые органы контракт с донором БТП, нотариально заверенную копию удостоверения и документы, подтверждающие фактическое поступление средств БТП на счет получателя в российском банке (приходный кассовый ордер, выписка из банка).
По реализованным товарам, выполненным работам или оказанным услугам в рамках БТП организации не уплачивают НДС. При этом суммы налога, уплаченные организацией при приобретении указанных товаров (работ, услуг), включаются в их стоимость.

Налог на прибыль
Представление об обложении средств БТП налогом на прибыль дают следующие документы:
- Налоговый кодекс РФ (ст. 247- 250, п. 1 пп. 6 ст. 251);
- Методические рекомендации по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй НК РФ, утв. приказом МНС РФ от 20.12.02 г. ≤ БГ-3-02/729.
С 2002 года поступление средств и иного имущества признается доходом организации для исчисления налога на прибыль. Исключение из этого правила составляют те случаи, которые специально поименованы в гл. 25 НК РФ. Среди них указаны и доходы, полученные в рамках БТП. Применяя эту льготу, следует учитывать, что средства в виде БТП, использованные не по целевому назначению, подлежат включению организациями-получателями во внереализационные доходы в момент, когда получатель таких доходов фактически использовал их не по целевому назначению (нарушил условия их получения), и учитываются при налогообложении в общеустановленном порядке.

Налог на имущество организаций
Наиболее полное представление о налогообложении имущества, полученного (приобретенного) за счет средств БТП, можно получить, ознакомившись с информацией из следующих источников:
- Закон РФ от 13.12.91 г. ≤ 2030-1 "О налоге на имущество" (пп."к" ст. 5);
- Инструкция Госналогслужбы РФ от 08.06.95 г. ≤ 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий";
- Письмо МНС РФ от 27.04.01 г. ≤ ВТ-6-04/350 "О разъяснениях по применению изменений и дополнений ≤ 5 в Инструкцию ГНС РФ от 08.06.95 г. ≤ 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий";
- Письмо МНС РФ от 11.03.01 ≤ ВТ-6-04/197 "О методических рекомендациях для использования в практической работе при осуществлении контроля за правомерностью использования налогоплательщиками льгот по налогу на имущество предприятий"
Для целей налогообложения стоимость имущества организации уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы износа) имущества, полученного за счет БТП, а также используемого для непосредственного осуществления БТП на срок его использования в данных целях. Налоговая льгота в части имущества, полученного за счет БТП, предоставляется получателям безвозмездной помощи в течение первых двух лет после регистрации указанного имущества в территориальных органах Министерства РФ по налогам и сборам. (Исчисление двухлетнего срока начинается с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором имущество было зарегистрировано). На льготу имеют право налогоплательщики, предоставляющие средства и товары в РФ, или их официальные представители в РФ. В то же время налоговая льгота по имуществу, используемому для непосредственного осуществления безвозмездной помощи, предоставляется в части имущества, используемого исключительно по целевому назначению. Организация, пользующаяся указанными льготами, обязана по требованию налогового органа представить все необходимые документы, чтобы подтвердить наличие имущества, используемого непосредственно для осуществления БТП.

Таможенные пошлины
По вопросам уплаты таможенных пошлин по товарам, ввозимым на территорию РФ в качестве БТП, следует обращаться к нижеприведенным документам:
- Закон РФ от 21.05.93 ≤ 5003-1 "О таможенном тарифе";
- Инструкция о порядке таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в качестве технической помощи (содействия)", утв. приказом ГТК РФ от 08.10.2000 г. ≤ 911;
- Инструкция о порядке применения таможенными органами РФ НДС в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ, утв. приказом ГТК РФ от 07.02.2001 г. ≤ 131;
Товары, ввозимые на территорию РФ в качестве БТП, освобождаются от ввозной таможенной пошлины и НДС. Таможенное оформление товаров производится с применением указанных льгот при условии предоставления в таможенный орган нотариально заверенной копии удостоверения, а также товаросопроводительных документов или спецификаций, заверенных Комиссией по международной технической помощи в установленном порядке.
Указанные документы хранятся вместе с таможенной декларацией (ГТД) в таможенном органе, производившем оформление. Таможенное оформление товаров производит таможенный орган, в регионе деятельности которого находится получатель этих товаров. Лишь с разрешения этого органа таможенное оформление товара может производиться в другом таможенном органе.
Однако в любом случае, независимо от того, какой таможенный орган производил оформление, контроль над целевым использованием товаров, полученных на льготных условиях по БТП, осуществляет таможенный орган, в регионе деятельности которого находится получатель. Контроль осуществляется путем проведения выборочных проверок. При этом особое внимание уделяется соблюдению следующих условий:
- товары должны использоваться исключительно для целей БТП, предназначенной конкретным получателям;
- товары не могут быть переданы третьим лицам, не являющимся участниками проектов и программ технической помощи;
- товары не могут быть проданы;
- товары не могут быть сданы в аренду.

Транспортный налог
Глава 28 НК РФ "Транспортный налог" - вступает в силу с 01.01.03 г. В этой главе содержится определение, порядок уплаты и прочие вопросы, связанные с вновь вводимым транспортным налогом.
С введением транспортного налога, особое внимание следует обратить на то, что основным критерием отнесения транспортных средств к объектам налогообложения служит факт регистрации транспортного средства. Налогоплательщиками будут являться юридические и физические лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Налоговый кодекс устанавливает перечень транспортных средств, которые не будут являться объектом налогообложения, однако этот перечень не включает в себя транспортные средства, используемые в рамках реализации БТП. Кроме того, в законе не содержится каких-либо льгот для транспортных средств, приобретенных за счет целевых средств и для НКО. Однако такие льготы, как и основания для их использования, могут быть предусмотрены законодательством субъектов РФ. Субъектам федерации также предоставлено право изменять (увеличивать, уменьшать) ставки транспортного налога, но не более чем в пять раз, а также устанавливать сроки его уплаты.

"ИСАР"-Москва консультирует зарубежные организации - доноры по вопросам регистрации программ БТП, получения удостоверений, а также по вопросам включения доноров в перечни грантодающих организаций, чьи гранты освобождены от налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц.