САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 02:0426-04-2024
Пятница

 
Консультационный отдел МКПЦН
Журнал " Аудит и налогообложение"

Вопросы и ответы

Организацией проводится кампания с целью привлечения покупателей: при покупке розничным покупателем двух единиц продукции третья единица вручается ему бесплатно. Следует ли в целях налогообложения расценивать выдачу третьей единицы продукции как безвозмездную реализацию и уплачивать НДС? Возникает ли в описанной ситуации база для исчисления налога на рекламу?
Если предприятие при продаже своей продукции в розницу (в том числе при выездной торговле) проводит акцию, при которой при покупке одним покупателем двух единиц продукции третья вручается ему бесплатно, выдача третьей единицы той же продукции будет рассматриваться как безвозмездная передача, поскольку покупатель оплатит только две единицы продукции в соответствии с ценой единицы этого товара, указанной в ценнике (ст. 2 Закона РФ .О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением. от 18.06.93 г. ≤ 5215-1 определено, что все предприятия обязаны вывешивать в доступном покупателю месте ценники на продаваемые товары, соответствующие документам, которые подтверждают объявленные цены и тарифы).
В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 146 НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг). Стоимость безвозмездно переданных единиц товара будет включаться в базу для исчисления налога на добавленную стоимость. При этом стоимость безвозмездно переданного товара в соответствии с п. 16 ст. 270 НК РФ отнесена к расходам, не учитываемым при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. НДС, уплаченный продавцом товара при приобретении переданных безвозмездно единиц товара, может быть принят к вычету на основании п. 2 ст. 171 НК РФ. Налога на рекламу в данном случае не возникает, поскольку рекламой является распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о товарах, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим товарам и способствовать реализации товаров (ст. 2 ФЗ .О рекламе. от 18.07.95Кг.), а не безвозмездная передача этого товара.
Бесплатную передачу в описанной ситуации правильнее квалифицировать не как рекламную акцию, а как элемент ценовой политики. В этом случае можно продажу трех единиц товара отразить как реализацию товара со скидкой. Размер скидки на единицу товара должен рассчитываться таким образом, чтобы суммарная скидка на продаваемое количество единиц товара в сумме составила цену третьей единицы товара. Например, стоимость единицы товара - 120 рублей. Если установить скидку на единицу товара в сумме 20 рублей, то стоимость единицы товара будет составлять 80 рублей и, продавая три единицы товара по 80Крублей, организация получит такую же сумму - 240 рублей, какую получила бы, продавая две единицы товара и отдавая третью единицу бесплатно.
Документально операции на предоставление скидки должны быть оформлены приказом руководителя о предоставлении скидок на ту или иную продукцию на определенный срок с целью продвижения на рынке, например, нового товара.
Если предоставление таких скидок будет осуществляться регулярно, организации надо разработать ценовую политику, в которой следует указать, что скидки будут предоставляться, например, в связи:
- c сезонными колебаниями потребительского спроса на реализуемый товар;
- с потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
- с приближением даты истечения сроков годности товаров;
-покупкой определенного количества товара и т.д.
В соответствии с п. 3 ст. 40 НК РФ ценовая политика предприятия и оговариваемые в ней скидки учитываются при определении рыночной цены при осуществлении налоговыми органами контроля за полнотой исчисления налогов.

Организация проводит кампанию по привлечению потенциальных и поддержанию интереса к продукции у уже существующих покупателей. Для этих целей проводится розыгрыш ценных призов. Призы вручаются покупателям, приобретавшим в течение года наибольшее по сравнению с другими количество товара. Стоимость призов в данном случае относится на расходы для целей исчисления налога на прибыль? Являются ли затраты на кампанию объектом обложения налогом на рекламу?Согласно ст. 2 Закона РФ от 18.07.95 г. ≤ 108-ФЗ .О рекламе. реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Безусловно, проведение конкурса среди покупателей призвано поддерживать интерес к продукции предприятия. Несмотря на то что конкурс проводится и призы вручаются конкретным лицам, считаем, что рекламная информация предназначена для неопределенного круга лиц, в том числе и не являющимися пока покупателями.
Подпунктом 28 п. 1 ст. 264 НКРФ предусмотрено, что для целей исчисления налога на прибыль организаций принимаются расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках. Согласно п. 4 данной статьи к расходам организации на рекламу в целях исчисления налога на прибыль относятся в том числе расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний. Такие расходы признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.
Таким образом, рассматриваемые расходы прямо поименованы в главе 25 НК РФ, поэтому у предприятия есть все основания для отнесения затрат на призы на расходы для целей исчисления налога на прибыль в пределах норматива.
Как указано выше, затраты на проведение конкурса в соответствии с Законом .О рекламе. можно признать рекламными. В соответствии со ст. 6 Закона г. Москвы .О налоге на рекламу. налоговая база определяется налогоплательщиком исходя из стоимости оказанных ему рекламных услуг (работ) либо расходов по самостоятельному выполнению работ, связанных с рекламой товаров (работ, услуг). Таким образом, затраты на проведение кампании по раздаче призов должны включаться в налоговую базу по налогу на рекламу.


Можно ли учесть расходы по найму жилого помещения в частном секторе при командировке сотрудника для целей исчисления налога на прибыль? Следует ли облагать налогом на доходы физических лиц эти расходы?
1. Согласно п. 1 ст. 252 и подпункту 12 п. 1 ст.К264 НК РФ расходы на командировки для целей исчисления налога на прибыль принимаются в размере фактически произведенных расходов, если они экономически обоснованы и документально подтверждены.
Документами, подтверждающими факт проживания командированных работников в жилых помещениях физических лиц, могут быть договор аренды и расписка в получении денежных средств в оплату за проживание (если оплата была произведена за наличный расчет) или документы банка, подтверждающие перечисление денежных средств на счет данного лица. Договор аренды должен быть заключен в соответствии с требованиями главы 34 ГК РФ в письменной форме. Если работник заключает договор самостоятельно, у него должна быть доверенность на это от организации.
Таким образом, при командировках затраты по найму жилого помещения в частном секторе относятся на расходы для целей исчисления налога на прибыль, если имеются подтверждающие документы, указанные выше.
2. Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются фактически произведенные и документально подтвержденные расходы по найму жилого помещения.
Таким образом, при наличии подтверждающих документов оплата проживания работников в частном секторе во время командировок не включается в базу для исчисления налога на доходы физических лиц при наличии оправдательных документов, поименованных выше.
При непредставлении налогоплательщиком документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных Приказом Минфина России от 06.07.2001 г. ≤ 49н .Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории Российской Федерации.. При оплате найма жилого помещения при отсутствии подтверждающих документов расходы по найму жилого помещения возмещаются в размере 12 рублей в сутки.