САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 03:3826-04-2024
Пятница

 
Лариса Истомина, обозреватель журнала "Двойная запись"
Журнал "Двойная запись"

ККМ и ККТ: что сулит новый закон о кассах

Новый ведущий старого реестра
Закон о применении контрольно-кассовой техники (ККТ) планировалось принять еще в прошлом году, но в марте 2002 года Совет Федерации нашел ряд неточностей в проекте закона и отправил его депутатам на доработку. Те больше года работали над ошибками, и в мае 2003 года Федеральный закон ≤ 54-ФЗ наконец был подписан президентом. Этот закон начнет действовать 28 июня 2003 года.
Новый вариант закона называется так: ²О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт⌡. Как и ²старый⌡ закон о ККМ (Закон РФ от 18 июня 1993 г. ≤ 5215-1), Закон ≤ 54-ФЗ разрешает применять только те модели кассовых аппаратов, которые внесены в госреестр. Узнать, какие из них включены в реестр или исключены из него, налогоплательщикам будет несложно, поскольку, поправив реестр, чиновники обязаны опубликовать официальное сообщение в течение 10 дней. Сейчас же не определено, когда Государственная межведомственная экспертная комиссия (ГМЭК), которая раньше вела реестр, должна обнародовать информацию о внесенных изменениях. Кстати, по новому закону о кассах, ГМЭК должны ликвидировать, так как ее функции передаются правительству и одному из ²федеральных органов исполнительной власти⌡ (его назначит правительство), к которому ГМЭК не относится.
Также в Законе ≤ 54-ФЗ не упоминаются ЦТО, где сейчас надо регистрировать все кассовые аппараты. Так что с конца июня владелец кассы будет сам определять, стоит ли сотрудничать с техцентром. И заканчивая разговор о различных контролирующих и обслуживающих структурах, отметим, что после введения нового закона будет меньше полномочий у налоговиков. Они не смогут проверять, как кассовые аппараты используются в банках. Такой контроль . задача Центробанка и его подразделений.

Кассовые аппараты . в массы
Законодатели значительно расширили перечень случаев, когда надо работать с кассами. В Законе ≤ 54-ФЗ установлено, что они нужны всем организациям и предпринимателям, продающим свои товары (работы, услуги) за наличные деньги или с использованием платежных карт. А в ²старом⌡ законе сказано, что кассы применяются только при наличных расчетах с населением. То есть в ближайшее время чеки придется пробивать, даже если деньги получены от юридических лиц.
Есть в новом законе и список тех организаций и ПБОЮЛ, которые могут не использовать ККМ. Во многом он повторяет тот, что утвержден постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. ≤ 745. Но есть одно принципиальное отличие: перечень, установленный по новому закону, никто не вправе изменять, а правительственный могли исправлять региональные власти. Чем чиновники и пользовались, заставляя продавцов на рынках пробивать чеки (как, например, в Московской области). Но скоро рыночные торговцы смогут со спокойной душой продать свою технику тем, кому она потребуется по новому закону.
Составляя перечень тех, кто может работать без кассовых аппаратов, законодатели не учли ошибку, допущенную правительством. Они решили, что те, кто принимает металлолом от населения, должны использовать ККМ. Однако Верховный суд РФ в определении от 19 декабря 2002 г. ≤ КАС02-624 указал, что касса сборщику металла не нужна, поскольку он не принимает деньги, а выдает их. Но, к сожалению, неправомерное требование правительства внесено в закон о ККТ. И организациям (ПБОЮЛ), принимающим металлолом, остается только посоветовать купить кассу (чтобы налоговики не обвинили вас в том, что ее у вас нет), которая не будет работать, если налогоплательщик не станет получать наличку. Ненужных покупок можно будет избежать после того, как рассматриваемое положение закона признают недействующим. А рано или поздно это произойдет, ведь один раз судьи уже указали на его неправомерность. Конечно, после введения нового закона о ККТ на их определение нельзя ссылаться, поскольку формально оно основано на старом законе о ККМ. Зато аргументы, приведенные в определении ВС РФ, можно использовать в новом судебном споре.

Проголосовали . прослезились
Есть и другие причины для судебных тяжб. Например, и в новом, и в ²старом⌡ законе о ККМ есть требование использовать только исправную технику. Но дело в том, что для тех, кто не исполняет эту норму, не предусмотрено никаких санкций. Ведь сейчас ответственность установлена только для тех, у кого вообще нет кассового аппарата (ст. 14.5 КоАП РФ). МНС России, конечно, не согласно с таким положением вещей и считает, что применять неисправную машину . все равно что не иметь ее вовсе (письмо МНС России от 14 августа 2002 г. ≤ АС-6-06/1243@). Однако суды редко соглашаются с налоговиками и, как правило, заявляют, что за это штрафовать нельзя (постановления ФАС СЗО от 7 февраля 2003 г. ≤ А05-10640/ 02-137/26, ФАС МО от 4 сентября 2002 г. ≤ КА-А40/ 5834-02, ФАС ЦО от 25 февраля 2003 г. ≤ А09-11652/ 02-16 и др.). Хотя есть постановления в пользу инспекторов, но их очень мало (например, ФАС СЗО от 12 февраля 2003 г. ≤ А05-11199/ 02-579/ 19).

Полагаем, что с выходом нового закона большинство судов по-прежнему будут поддерживать налогоплательщиков. Так что если вам начислят штраф, к примеру, за то, что на чеке нечетко пропечатались цифры или время там указано неверно, то платить его не нужно. Если, конечно, не будут внесены поправки в КоАП или в сам новоиспеченный закон. А последнее не исключено, поскольку Законом ≤ 54-ФЗ недовольны даже многие депутаты. В частности, им не нравится то, что нормативный акт опять ²подгоняет⌡ под общие правила плательщиков ЕНВД, которых не освобождают от применения кассовых аппаратов.

Оксана Дмитриева, заместитель председателя комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам:
. Применение контрольно-кассовых машин не должно распространяться на предпринимателей . плательщиков ЕНВД. Они начисляют налог не с выручки, и поэтому для них использование кассовых аппаратов нецелесообразно.
Это не единственный недостаток закона. Пока Дума его обсуждала, он успел устареть. Кроме того, часть требований закона уже есть в нормативных актах. Например, разработчики документа указали, что все кассовые машины должны быть оснащены фискальной памятью через полгода после введения закона о ККТ. Но такая длительная отсрочка бессмысленна, ведь даже сейчас, когда закон еще не вступил в силу, можно использовать ККМ только с такой памятью. Так почему же недоработанный закон был принят? Ведь ясно, что в скором времени депутатам придется исправлять и дописывать свое творение.