САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 04:3025-04-2024
Четверг

 
Сергей ПОТРЕСОВ
Журнал "Бухгалтер и компьютер""

Дети подземелья. "Подвальная" и заводская сборка компьютеров

Идея промышленного производства компьютеров и комплектующих в России не нова. Впервые задача по созданию производственной базы для тотальной компьютеризации Советского Союза была поставлена ещё в 1984 г. В соответствии с руководящими указаниями в стране были заложены три завода: предприятие "Процессор" в Воронеже, завод "Квант" в Зеленограде и предприятие в Кишиневе (Молдавия).
За остававшиеся до начала перестройки годы реальное производство успели наладить только на "Кванте" - завод успешно выпускал собственную продукцию, в том числе известные в те годы компьютеры ДВК и УКНЦ. Полнофункциональный производственный цикл в Воронеже так и не успел сформироваться, хотя проектов существовало достаточно - вплоть до массового производства IBM-совместимых процессоров 486-й серии. Кстати, производство примерно таких же процессоров собственной разработки сейчас развертывается в Китае, так что определённое рациональное зерно в подобных проектах присутствовало.
Впоследствии жёсткая конкуренция со стороны крупных международных производителей и развёртывание во всём мире специализированных предприятий сделали полный производственный цикл абсолютно нерентабельным. Хотя сегодня в России есть ряд успешно работающих предприятий, оснащённых всем необходимым оборудованием для высокопрофессиональной сборки электронного оборудования. Например, завод счётно-аналитических машин им. Калмыкова "САМ" и тот же "Квант," на котором помимо российских торговых марок собирают ряд моделей компьютеров Fujitsu Siemens и принтеров Xerox.

Брак, "почти" кондиция и совместимость
Грамотное проектирование персонального компьютера и подбор хорошо сочетающихся друг с другом компонентов - только полдела. Несмотря на налаженное массовое производство всех составных частей компьютера (комплектующих), определённый процент явного брака неизбежен. Такие экземпляры отсеиваются ещё на этапе контроля качества изготовленных комплектующих, однако "брак" - понятие растяжимое.
Основные неприятности пользователям компьютеров доставляют отнюдь не плохие или откровенно некачественные компоненты. Чаще мы сталкиваемся с "не совсем браком", т. е. с комплектующими, которые в каком-то компьютере могут нормально отработать свой срок, а в другом - полностью выйти из строя или стать постоянным источником сбоев в работе всего системного блока. Определить такие потенциально проблемные компоненты "на глазок" невозможно, тщательно тестировать каждую поставляемую деталь - экономически нецелесообразно. Кроме того, даже полностью соответствующее техническим параметрам изделие может отказывать или нестабильно работать в тяжёлых условиях (высокая температура, вибрация, разгон процессора).
Ещё одна "классическая" проблема - индивидуальная совместимость конкретных комплектующих. Сравнительно небольшие (допустимые) отклонения параметров разных компонентов порой образуют трудно предсказуемые сочетания, а в результате рождается компьютер с "индивидуальными особенностями", категорически отказывающийся работать с определённой операционной системой, периодически "зависающий" и т. п. Единственный реальный путь гарантировать безотказную работу собранного компьютера - тщательно оттестировать уже полностью собранный системный блок, однако сделать это в кустарных условиях практически нереально. Максимум, на что покупатель может рассчитывать, - пара-тройка часов "тестирования" системного блока на компьютерной игре или видеофильме.

Критерии качества
Работающий на предприятии компьютер "по определению" должен соответствовать достаточно высоким требованиям к надёжности. В ещё большей степени это относится к компьютерам, на которых обрабатываются финансовые документы. Случайное стирание или повреждение баз данных, отчётов и отдельных документов может обойтись в суммы, совершенно несопоставимые с ценой даже самого дорогого компьютера. "Не все йогурты одинаково полезны", и не все системные платы одинаково надёжны. Даже в самом безболезненном варианте повреждение данных чревато часами простоя, поисками квалифицированного специалиста или необходимостью держать в штате предприятия дорогостоящих системных администраторов.
Второй типичный случай - регулярное "зависание" и перезагрузки операционной системы. Традиционно все клянут компанию Microsoft вообще и Билла Гейтса в частности, но поговорите с профессионалами и почитайте специализированные издания: чуть ли не в половине случаев в загадочных перезагрузках и зависаниях Windows виновата именно "железная" составляющая вашего компьютера. Это, правда, отнюдь не исключает возможную "вину" пиратского или просто плохо работающего программного обеспечения. Что касается обеспечения стабильной работы самых разнообразных программ в сети предприятия, то это тема отдельного разговора, здесь существуют свои решения. Например, сертифицированный российский программный комплекс "Юпитер" (компания "ИВК") практически гарантированно обеспечит безотказную работу любых операционных систем и приложений в любой сети. Комплекс не только "приводит к общему знаменателю" весь многообразный зоопарк разных компьютеров, операционных систем и видов подключения к корпоративной сети, но и позволяет почти на 100 % исключить разрушительное воздействие пресловутого "человеческого фактора".

Испытание огнём
Разницу между заводской и "наколенной" сборкой можно увидеть сразу, но. только на заводе. К сожалению, посторонних в цех не пускают, и чрезвычайно поучительное зрелище остаётся за кадром. Производственный процесс управляется уникальной компьютерной системой, контролирующей все этапы его цикла - от склада комплектующих до многоэтажного склада готовой продукции.
Ещё не родившийся компьютер получает индивидуальную тележку-поддон на роликах, пустой корпус и своеобразный "путевой лист". Далее в соответствии со спецификацией на конкретный системный блок на тележку выкладываются комплектующие, и корпус вместе со всем этим хозяйством отправляется в свой нелёгкий путь по конвейерной ленте. Квалифицированные сборщики по очереди выполняют определённые наборы операций в хорошо оборудованных, светлых и чистых цехах. Кстати, специальным инструментом и даже отвёртками с электроприводом и строго заданным усилием затяжки винтов.
Однако намного интереснее заключительные этапы производственного процесса - температурные испытания готовых компьютеров с одновременным их тщательным тестированием. После завершения сборки перемещающийся на конвейерном поддоне компьютер подключается к сети, и проверяется его общая работоспособность. После этого в машину загружается специальное тестовое программное обеспечение, и работающий компьютер на своей тележке прямым ходом отправляется в термическую камеру, где и продолжает трудиться с полной нагрузкой в течение 24 часов на стойке в "горячем цехе" при температуре 36 С (50 С - внутри корпуса). Всё это время рабочие параметры всех компонентов тщательно отслеживаются и результаты протоколируются. При возникновении сбоя или недопустимого отклонения компьютер автоматически бракуется и отправляется назад в сборочный цех, где ненадёжную деталь меняют и системный блок снова отправляют в термокамеру. Предназначенные для работы на промышленных предприятиях компьютеры проходят дополнительные "круги ада" - в том числе электро-, климатические испытания и вибростенд. Вся процедура тестирования и отбраковки происходит без вмешательства пресловутого "человеческого фактора", что и обеспечивает практически гарантированный результат.

Стандарты качества бывают разные
Напрашивается вопрос: зачем подвергать обычные бытовые компьютеры всем этим нелёгким испытаниям и не слишком ли велик окажется процент брака? Действительно, собранные из самых дешёвых комплектующих машины в условиях жёсткого тестирования на выходе могут дать и 50 % брака. "По полной программе" тестируются, например, компьютеры ИВК, предназначенные в основном для государственных учреждений и предприятий. Само понятие "качественная сборка" предполагает минимально возможное воздействие человеческого фактора, начиная с придирчивого выбора поставщиков комплектующих и заканчивая тщательным автоматизированным тестированием готового компьютера. Даже при заводской сборке требования к надёжности для бытовых компьютеров корректируются с учётом заведомо более мягких условий будущей эксплуатации. Например, можно изменить количество допустимых ошибок чтения/записи жёсткого диска и т. п. На заводе могут не только собрать любую партию компьютеров из комплектующих заказчика в полном соответствии с техническим заданием, но и гибко настроить пороги отбраковки готовых изделий. Так что рассчитывать на абсолютную, "космическую" надёжность агрегата только потому, что фирма-производитель собирает их, на заводе, не приходится.
Впрочем, абсолютно надёжной техники не существует не принципе, а продолжительный прогон в термокамере в режиме тестирования в несколько раз снижает вероятность неприятного сюрприза в процессе эксплуатации. Небольшим компьютерным фирмам, "производящим" системные блоки в подсобном помещении из купленных на рынке деталей, такая сборка не по карману. В результате имеет место очевидный парадокс:
производственные мощности российских предприятий оказываются загружены не полностью, а чуть ли не каждый третий офисный компьютер приходится ремонтировать в течение первых двух лет эксплуатации.

Ситуация на рынке
Применительно к компьютерным комплектующим понятие "рынок" не имеет ничего общего с рыночными отношениями. Расхожая рекламная фраза "продажа в розницу по оптовым ценам" может означать одно из двух: либо "оптовые" цены на самом деле не оптовые, либо закупочные цены были сильно снижены по той или иной причине.
Какой именно? С абсолютной достоверностью об этом может знать только поставщик, даже первый перекупщик зачастую не владеет такой информацией, не говоря уже о конечном потребителе. В лучшем (для покупателя) случае речь может идти о достаточно крупной оптовой партии изделий, поставленных с минимальными накладными расходами: без упаковки, документации и сопутствующих материалов. Хуже, если попадётся деталь из партии тех, что не прошли даже первичную отбраковку на заводе-изготовителе, ещё хуже - экземпляры из партии некондиции. С точки зрения получения хоть какой-то гарантии качества целесообразно покупать комплектующие в крупной фирме, хорошими отношениями с которой поставщик дорожит, так как рабочие характеристики компонентов (например, памяти) при покупке оценить невозможно.

Знак качества
В некоторых случаях собранные на российском предприятии компьютеры являются единственной альтернативой. Основных причин две:
необходимость обеспечить гарантированное отсутствие "лишних" деталей в системном блоке и в самих комплектующих,
а также специальные требования к вибро-, влаго- и прочих видах защищённости готовых изделий.
Речь не только о вычислительной технике, используемой для нужд армии и военной промышленности, - на необъятных российских просторах существует множество "горячих" и "холодных" точек, где стандартному офисному компьютеру делать нечего. Да он там долго и не протянул бы. Комплектующие для ряда "специзделий" изготавливаются исключительно на российских предприятиях, и хорошо, что такие предприятия существуют. Именно они задают эталонные стандарты качества и заставляют других производителей "подтягивать" свою продукцию до хотя бы приемлемого уровня. Речь даже не о спецтехнике: самые обычные офисные компьютеры для государственных предприятий и учреждений должны отвечать намного более высоким критериям качества и надёжности.