САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 03:1327-04-2024
Суббота

 
Журнал "Аудит и налогобложение"


НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ

При нахождении в командировке работник организации проживал на частной квартире. Возможно ли отнесение произведенных им затрат на расходы в целях налогообложения прибыли?
Согласно п. 1 ст. 252 и подпункту 12 п.1 ст. 264 НК РФ расходы на командировки для целей исчисления налога на прибыль принимаются в размере фактически произведенных расходов, если они экономически обоснованы и документально подтверждены.
Документами, подтверждающими факт проживания командированных работников в жилых помещениях физических лиц, могут быть договор аренды и расписка в получении денежных средств в оплату за проживание (если оплата была произведена за наличный расчет) или документы банка, подтверждающие перечисление денежных средств на счет физического лица. Договор аренды должен быть заключен в соответствии с требованиями главы 34 "Аренда" Гражданского кодекса РФ в письменной форме. Если работник заключает договор найма самостоятельно, у него должна иметься в наличии доверенность от организации.
Таким образом, при командировках затраты на наем жилого помещения в частном секторе относятся на расходы для целей исчисления налога на прибыль, если имеются подтверждающие документы, указанные выше.

Организация воспользовалась услугой нотариуса. В подтверждение оказанных услуг нотариус выдал справку, в тексте которой сказано, что за "нотариальное оформление документов подлежит уплате сумма..". Достаточно ли этого документа для отнесения произведенных затрат на расходы в целях исчисления налога на прибыль?
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами для целей обложения налогом на прибыль признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Основ законодательства "О нотариате" нотариус имеет личную печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения; штампы удостоверительных надписей; личные бланки.
При получении денег нотариусом контрольно-кассовый аппарат не используется, так как действие Закона РФ от 18.06.93 г. ≤ 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" на расчеты за нотариальные услуги не распространяется. Действие указанного Закона не распространяется на виды деятельности, а также на услуги, не связанные с предпринимательством. В соответствии с частью 6 ст. 24 Основ законодательства "О нотариате" нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.
Согласно подпункту 16 п. 1 ст. 264 НК РФ на расходы для целей исчисления налога на прибыль относится плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке. Такие тарифы утверждены п. 4 ст. 4 Закона РФ от 09.12.91 г. ≤К2005-1 "О государственной пошлине".
В подтверждение оказания услуги и ее оплаты нотариусом, как правило, выдается справка с печатью нотариуса, указанием операции, за которую уплачено, и суммы платежа. Фраза "подлежит уплате" не является подтверждением факта получения нотариусом денежных средств в уплату тарифа. Поэтому рекомендуем получить от нотариуса справку с подробным описанием оказанных услуг (чтобы была видна обоснованость расходов) и с подтверждением их фактической оплаты.

Положением о премировании, разработанным организацией, предусмотрены выплаты в виде премий: за выполнение особо важных заданий, к юбилейным датам, к праздникам. В трудовых договорах с сотрудниками есть ссылка на положении о премировании. Может ли в этом случае организация отнести эти выплаты к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль?
Согласно ст. 255 Налогового кодекса РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Этой статьей также определен перечень затрат, которые могут быть отнесены организацией к расходам на оплату труда.

Согласно п. 25 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда следует относить и другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым и (или) коллективным договором.

Таким образом, при соблюдении перечисленных требований, на первый взгляд, премии к юбилейным датам и праздникам, выплаченные в пользу работников, могут уменьшать базу по налогу на прибыль.

Однако, по нашему мнению, перечень расходов, приведенных в ст.К255 НК РФ, нельзя применять без учета ст. 252 "Расходы. Группировка расходов" НК РФ. Именно в этой статье изложены основные требования ко всем произведенным организациями расходам, а именно:
- расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты;
- расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Кроме того, в указанной статье дается определение того, что следует считать обоснованными расходами, а именно: это прежде всего экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Таким образом, любые расходы, произведенные организацией, прежде всего должны быть обоснованными и направлены на получение прибыли. Учитывая изложенное, по нашему мнению, организация не может относить на расходы в целях налога на прибыль премии, не связанные с производственными результатами (к юбилейным датам и любым праздникам). Премии за выполнение особо важных заданий могут относиться на налоговые расходы согласно п. 2 ст. 255 НК РФ.

Какой порядок уплаты налога на прибыль, если у организации имеются обособленные подразделения?
Налогоплательщики - российские организации, имеющие обособленные подразделения, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.
Согласно п. 2 ст. 288 НК РФ уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст.К257 Кодекса в целом по налогоплательщику.
Остаточная стоимость амортизируемого имущества определяется в соответствии с п. 1 ст. 257 Налогового кодекса РФ.
Указанные в п. 2 ст. 288 НК РФ удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества исчисляются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений на конец отчетного периода. При этом налогоплательщики самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или сумма расходов на оплату труда. Выбранный налогоплательщиком показатель должен быть неизменным в течение налогового периода.
Согласно Методическим рекомендациям по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденным Приказом МНС России от 26.02.2002Кг. ≤ БГ-3-02/98, доля прибыли, приходящаяся на обособленное подразделение, определяется по формуле:

налоговая база х (уд. вес СЧР + уд. вес ОСАИ) х 1/2 : 100%,
где:
налоговая база - налоговая база в целом по организации;

уд. вес СЧР - удельный вес среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) обособленного подразделения в среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) по организации в целом;
уд. вес ОСАИ - удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения в остаточной стоимости амортизируемого имущества в целом по организации.
Среднесписочная численность работников исчисляется в порядке определения средней численности работников, установленном Инструкцией по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 07.12.98 г. ≤ 121.
Суммы авансовых платежей, а также суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, исчисляются по ставкам налога, действующим на территориях, где расположены организация и ее обособленные подразделения. Если в каком-либо субъекте Российской Федерации установлена пониженная ставка налога на прибыль, то такая ставка применяется только к доле прибыли, приходящейся на организацию и ее обособленные подразделения, расположенные на территории данного субъекта Российской Федерации. Если на территории субъекта Российской Федерации, где установлена пониженная ставка налога на прибыль, расположены только обособленные подразделения организации, то такая ставка применяется к доле прибыли организации, приходящейся на эти обособленные подразделения.

Исчисление сумм авансовых платежей по налогу, а также сумм налога, подлежащих внесению в бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты муниципальных образований по месту нахождения обособленных подразделений, осуществляется налогоплательщиком самостоятельно.
Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного ст. 288 НК РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.
Налогоплательщик уплачивает суммы авансовых платежей и суммы налога, исчисленного по итогам налогового периода, в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного ст. 289 НК РФ для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.
Налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном ст.К289 НК РФ.
Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы (титульный лист, приложение ≤ 5 к листу 02, приложение ≤ 5а к листу 02 согласно Приказу МНС России от 07.12.2001 г. ≤ БГ-3-02/542 в редакции от 12.07.2002 г.).
Налоговые декларации (налоговые расчеты) подаютсяне позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.
Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 28 мартагода, следующего за истекшим налоговым периодом.
Положения ст. 288 НК РФ применяются в случае, когда организация и ее обособленные подразделения находятся как на территории одного субъекта Российской Федерации, так и на территории разных субъектов Российской Федерации.

Организация относится к малым предприятиям, осуществляет строительную деятельность. При этом более половины объемов строительных работ выполняется субподрядными организациями. Имеет ли право организация в таком случае льготу по налогу на прибыль?
Порядок предоставления льгот субъектам малого предпринимательства, осуществляющим строительную деятельность, определен Законом РФ от 27.12.91 г. ≤ 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организации" и разъяснен Методическими рекомендациями по отдельным вопросам налогообложения прибыли (Письмо Госналогслужбы России от 27.10.98 г. ≤КШС-6-02/768 (в редакции Письма МНС России от 12.07.99 г. ≤ ВГ-6-02/546).
В частности, если организация зарегистрирована до 1 января 2002 г. и соответствует установленным критериям отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, то такие организации в первые два года не уплачивают налог на прибыль, так как они осуществляют строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
В своем Письме от 29.06.2001 г. ≤ 04-02-05/1/123 Министерство финансов РФ, ссылаясь на положения Типовых рекомендаций по планированию и учету себестоимости строительных работ, утвержденных Минстроем России по согласованию с Минфином России от 04.12.95Кг. ≤ БЕ-11-260/7, сообщает, что прибыль от сдачи заказчику объектов определяется как разница между выручкой от реализации объектов строительных и других работ (услуг), предусмотренных договором на строительство, выполненных собственными силами, по ценам, установленным в договоре без налога на добавленную стоимость и других вычетов, предусмотренных законодательством, и затратами на их производство и сдачу заказчику.
Однако существующая арбитражная практика по данному вопросу говорит об обратном.
Так, например, Федеральный арбитражный суд Московского округа в Постановлении по делу ≤ККА-А40/6105-00 от 04.01.2001 г. определил, что выручка от строительства для применения льготы не ограничивается только выручкой от работ, выполненных собственными силами.
По нашему мнению, организации следует придерживаться позиции, изложенной в Постановлении Федерального арбитражного суда по данному вопросу и применять льготу по уплате налога на прибыль по указанным выше основаниям.

Однако следует помнить, что вопрос может рассматриваться в арбитражном суде.


Возникает ли налогооблагаемая база в целях исчисления налога на прибыль при выдаче беспроцентного займа?
Российское законодательство не содержит требования о том, что заем должен быть процентным, а также не устанавливает никаких минимальных ставок по процентным займам. При получении беспроцентного займа может возникнуть следующая проблема с налоговыми органами.

Пунктом 8 ст. 250 Налогового кодекса РФ к внереализационным доходам организации отнесены доходы в виде безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав. На основании положений данной нормы, по мнению налоговых органов, получение организацией беспроцентного займа следует рассматривать в качестве безвозмездного оказания услуг по предоставлению заемных денежных средств и на этом основании считать доходом заемщика материальную выгоду, определяемую как сумма процентов, рассчитанная исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, за каждый месяц пользования беспроцентным займом.
С нашей точки зрения, предоставление денежных средств по договору займа для целей налогообложения прибыли услугой не является и какого-либо дохода у заемщика в этом случае не возникает. Основанием для этого является следующее.
Согласно п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 1 ст. 807 ГК РФ установлено, что по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
Если иное не предусмотрено законом или договором займа, заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах и в порядке, определенных договором. При отсутствии в договоре условия о размере процентов их размер определяется существующей в месте жительства заимодавца, а если заимодавцем является юридическое лицо, в месте его нахождения ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части (п. 1 ст. 809 ГК РФ).
Из изложенного следует, что гражданское законодательство не рассматривает уплату процентов по договору займа как плату за оказание услуги, разграничивая договор об оказании услуг и договор о передаче денежных средств по договору займа.
Пунктом 5 ст. 38 НК РФ услугой признается деятельность. При предоставлении денег взаймы деятельность, в обычном понимании этого слова, отсутствует.
Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией услуг организацией признается соответственно возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, оказание услуг одним лицом другому лицу на безвозмездной основе. Место и момент фактической реализации услуг определяются в соответствии с частью второй НК РФ.
Предоставление займа в денежной форме расценивается как оказание финансовой услуги только подпунктом 15 п. 3 ст. 149 НК РФ (глава 21 "Налог на добавленную стоимость"), а именно: "Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции: оказание финансовых услуг по предоставлению займа в денежной форме".
Однако глава 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ подобных норм не содержит. Более того, предоставление займа в денежной форме и получение процентов за пользование им указанная глава не рассматривает как оказание услуги. Подтверждением этого могут служить следующие положения данной главы:
- доходы (расходы) в виде процентов по долговым обязательствам любого вида являются самостоятельными внереализационными (а не от реализации услуг) доходами (расходами) организации, то есть само их название указывает, что они не связаны с реализацией каких-либо услуг (п. 6 ст. 250; подпункт 2 п. 1 ст. 265; ст. 269 НК РФ);
- к доходам банков в целях настоящей главы относятся средства в виде процентов, полученных банком в результате предоставления кредитов и займов (подпункт 1 п. 2 ст. 290 НК РФ). Очевидно, что в данном подпункте также не идет речи о получении доходов в виде платы за оказание услуг по предоставлению займа и, следовательно, полученные проценты являются самостоятельным видом дохода банка, а значит, и самостоятельным видом расхода организации-заемщика, не связанным с получением услуг;
- согласно п. 8 ст. 250 НК при получении услуг безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, но не ниже затрат на производство услуг. Затраты на предоставление займа определить, на наш взгляд, не представляется возможным.
Как указано в ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц", главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
Глава 23 НК РФ дает четкое определение материальной выгоды, подлежащей обложению налогом на доходы физических лиц, и порядок ее расчета в случае получения налогоплательщиком беспроцентного займа (подпункт 1 п. 1, п. 2 ст.К212 НК РФ).
Глава 25 НК РФ, в свою очередь, подобных норм не содержит, что не позволяет каким-либо образом четко оценить доходы организации, получившей беспроцентный заем.
На основании изложенного считаем, что при получении беспроцентного займа не происходит безвозмездного получения услуги организацией-заемщиком.
Данная организация не получает доходов, которые можно было бы оценить, что, кстати говоря, косвенно подтверждается подпунктом 10 п.К1 ст. 251 НК РФ, согласно которому при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств или иного имущества, которые получены по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая ценные бумаги по долговым обязательствам), а также средств или иного имущества, которые получены в счет погашения таких заимствований. Следовательно, объект налогообложения налогом на прибыль в данном случае отсутствует. Отражения на счетах бухгалтерского учета финансовой выгоды по беспроцентным договорам займа соответственно не производится.

Однако следует иметь в виду, что в случае если организация будет придерживаться изложенной позиции, может возникнуть спор с налоговыми органами, который придется разрешать в арбитражном суде.

Нормируются ли затраты по приобретению топлива для служебного транспорта в целях налогообложения прибыли?
Согласно подпункту 5 п. 1 ст. 254 НК РФ затраты на приобретение топлива относятся к материальным расходам и учитываются для целей обложения налогом на прибыль. Положений о том, что расходы на приобретение топлива являются нормируемыми, в главе 25 НК РФ не содержится.
Однако п. 1 ст. 252 НК РФ установлено, что расходами для целей налогообложения признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Существуют две точки зрения относительно размера отнесения расходов на ГСМ на затраты для целей налогообложения.
Так как Налоговым кодексом расходы на топливо не отнесены к нормируемым, все произведенные затраты списываются на расходы для целей налогообложения (при условии подтверждения производственного характера расходов путевыми листами).
Поскольку экономически обосновать произведенные расходы можно только нормами, списание на налоговые расходы затрат на ГСМ будет правомерно только в пределах этих норм.
При проведении проверок налоговые органы, скорее всего, займут вторую позицию.
Действие Норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденных Министерством транспорта РФ 29.04.97 г. (руководящий документ Р3112194-0366-97), было продлено до 1Кянваря 2003 г.
Данные нормы не только не утверждены для целей налогообложения, но даже не являются нормативным документом (поскольку не зарегистрированы в Минюсте России и официально не опубликованы в установленном порядке).
По мнению МКПЦН, расходы на ГСМ могут быть учтены в целях налогообложения прибыли в полной сумме при условии подтверждения производственного характера расходов (путевые листы) и документального подтверждения их суммы.
По поводу требования экономической обоснованности расходов считаем, что оно относится прежде всего к виду, а не к сумме расхода. А обоснованность этого вида расхода подтверждена главой 25 НК РФ (подпункт 5 п. 1 ст. 254 НК РФ). Что касается обоснования суммы, то аргумент о том, что им является норма Минтранса России, неубедителен:
- во-первых, этих норм нет на многие марки автомобилей;
-во-вторых, нормы рассчитаны только на работу транспорта в определенных условиях. Отклонение от норм происходит, например, при заторах, остановке с работающим двигателем, при неисправностях отдельных частей автомобиля, при разных скоростных режимах и т.д.
Но, безусловно, при отнесении на расходы затрат на ГСМ в полной сумме нужно быть готовыми к отстаиванию своей позиции в арбитражном суде.

Следует ли применять нормы естественной убыли товарно-материальных ценностей при их реализации, хранении и транспортировке в 2002 году?
До 1 января 2002 г. организации руководствовались отраслевыми указаниями при списании недостач и потерь в пределах норм естественной убыли. При этом организации торговли списание осуществляли по нормам естественной убыли, утвержденным Приказом МВЭС России от 19.12.97 г. ≤ 631 "О нормах естественной убыли".
Введенная Федеральным законом от 06.08.2001 г. ≤ 110-ФЗ глава 25 НК РФ установила следующий порядок в части списания недостач и потерь для целей налогообложения прибыли.
В соответствии с подпунктом 2 п. 7 ст. 254 НК РФ к материальным расходам для целей налогообложения приравниваются потери от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ.
Таким образом, нормы естественной убыли товарно-материальных ценностей при их реализации, хранении и транспортировке, утвержденные нормативными актами соответствующих министерств и ведомств и действовавшие до 1 января 2002 г., в связи с введением в действие главы 25 НК РФ признаны утратившими силу.
Впредь до утверждения Правительством РФ порядка согласования, утверждения, пересмотра и применения норм естественной убыли в части потерь от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей по отраслям экономики расходы, связанные с потерями от недостачи и (или) порчи при хранении и транспортировке товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли, не могут быть приравнены к материальным затратам для целей налогообложения и должны списываться за счет расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли.