САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 07:5020-04-2024
Суббота

 
Инна СЕДОВА
Журнал "Расчет"

Хотели как проще

Круглый стол проводили в Совете Федерации. Пришли на него не только сами сенаторы и либерально настроенные депутаты, но и чиновники из МНС и Минэкономразвития. Они покаялись: главы о налогообложении малого бизнеса у них получились плохими. На практике упрощенка и ЕНВД способны серьезно усложнить жизнь фирм предпринимателей. Поэтому неудивительно, что представители бизнеса на круглом столе в выражениях не стеснялись. Им приходится пожинать плоды нормотворчества чиновников, а урожай допущенных ими ошибок оказался просто рекордным. Своеобразной работой над ними и стал круглый стол.

Верните НДС!
Прежде всего чиновники твердо пообещали еще раз попытаться "провести" через Думу поправку, дающую упрощенцам право самим выбирать, платить НДС или нет. Ведь многие из них, предпочтя упрощенку, лишились тех своих покупателей, которым нужен вычет по этому налогу. Этот очевидный недостаток упрощенки Госдума отказалась исправить еще в декабре прошлого года.
Однако на круглом столе зампредседателя Госдумы Ирина Хакамада пообещала призвать депутатов всех фракций объединиться и поддержать наконец упрощенцев, которые хотят платить НДС. Учитывая, что на носу у народных избранников очередные выборы, шанс, что так и случится, довольно велик.
Масштабом проблемы проникся и присутствовавший руководитель департамента налоговой политики Минэкономразвития Михаил Орлов. Поскольку его ведомство принимало немалое участие в разработке нынешней упрощенки, он, видимо, счел своим долгом оправдаться. И тут выяснилось, что, задумывая ее, правительство намеревалось заставить платить налоги бабушек, торгующих семечками и пирожками. То есть речь шла даже не о малом, а о микробизнесе, напрямую работающем с потребителем. Его, как известно, вычет по НДС мало волнует, а отсутствие этого налога в цене товара, наоборот, даже радует. О более серьезных бизнесменах в правительстве, выходит, не думали. А иначе, конечно же, разрешили бы им платить НДС.
Это вызывает по крайней мере недоумение. Во-первых, если учесть, что на упрощенную систему могут перейти фирмы с численностью сотрудников до 100 человек и с девятимесячной выручкой до 11 миллионов рублей. В правительстве, по-видимому, свои тайные схемы подсчета выручки от продажи семечек. А во-вторых, именно правительство в декабре дало отрицательное заключение на поправки, которые разрешали платить НДС упрощенцам.

Помечтаем?
Заветная мечта большинства бизнесменов - чтобы переход на ЕНВД превратился из принудительного в добровольный - тоже не осталась без внимания на круглом столе. Для малых фирм и предпринимателей это разом решило бы массу проблем. Согласны они платить налог на вмененный доход, устраивают их базовая доходность и коэффициенты - перейдут на этот режим. Нет? Тогда, господа законодатели, извините. Или базовую доходность, или коэффициенты снижайте. А сейчас переведенным на непосильный ЕНВД бизнесменам приходится использовать все возможные методы, чтобы заставить региональные власти уменьшить установленный ими размер вмененного дохода. Весной, например, по регионам страны прокатилась волна митингов, участники которых требовали снизить ЕНВД.
Однако утопичность сей идеи очевидна. ЕНВД ведь задуман как налог для тех сфер деятельности, в которых реальный размер доходов с трудом или вовсе не поддается контролю. Чтобы не тратить силы и деньги на отслеживание неконтролируемого, государству проще брать с каждого работающего в таких сферах некий фиксированный платеж. Несправедливый, конечно, - облагаемый налогом вмененный доход может быть меньше реального. Ну что ж поделать - добровольный ЕНВД просто стал бы еще одной упрощенкой, правда, с иным механизмом расчета налога.
Зато вмененщикам вполне можно упростить жизнь другим способом. На круглом столе прозвучало предложение освободить их от обязанности применять ККМ. Вполне, заметим, логичное - раз государство заставляет платить налог с определенного им самим эфемерного дохода, то зачем ему контролировать размер реального? Правда, кассовый чек нужен покупателю или клиенту как подтверждение покупки или оплаты услуги, но, подсказывает логика, вмененщики могли бы вместо чека выдавать какие-нибудь бланки строгой отчетности.

Что есть розница?
Зато все присутствующие сошлись во мнении, что приведенное в главе о вмененке определение розничной торговли нужно расширить. Законодатели как-то упустили из виду, что Россия худо-бедно, но идет по пути к цивилизованному рынку, одним из атрибутов которого является торговля по расчетным и кредитным картам.
В результате вмененщики, которые помимо классической розницы работают с банковскими карточками через установленный у себя терминал, оказались перед весьма неприятным выбором. Они вынуждены либо расторгнуть договор с банком, либо обеспечить раздельный учет операций за наличный расчет и реализации с использованием пластиковых карт.
Чтобы исправить ситуацию, сенаторы предложили несколько пространное определение: "Розничная торговля - торговля товарами и оказание услуг покупателям без оформления договора купли-продажи в письменной форме, без выставления счета-фактуры и без оформления накладной..."
Представители малого бизнеса выступают за более простую формулировку. В принципе она уже есть в главе о налоге с продаж: "...реализация физическим лицам товаров (работ, услуг) за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт".
Пока неясно, в какой форме, но новое определение рознице скорее всего будет дано. И в нем, по всей видимости, торговля с использованием магнитных карт станет частью розничной торговли.

Нет налога - не нужен и сбор
Малый бизнес и его общественные организации предлагают освободить вмененщиков не только от налога с продаж, но и от тех региональных и местных налогов, которые он заменяет, в первую очередь от сбора за право торговли. В тех немногочисленных регионах, где налог с продаж не введен, вмененщики оказались в менее выгодном положении по сравнению со своими "коллегами" из других субъектов Федерации - им дополнительно приходится платить целый набор налогов.

Больше конкретики
Вводя ЕНВД для бытовых услуг, региональные власти вынуждены распространить его сразу на все 623 их разновидности. Между тем некоторые из них чиновникам хотелось бы видеть на обычном режиме налогообложения. Например, автомастерские и автостоянки. Поэтому в некоторых регионах эта сфера целиком осталась без вмененки. Что, по мнению чиновников, привело к значительной потере налоговых поступлений. Для решения проблемы сенаторы предложили привести в Налоговом кодексе перечень облагаемых ЕНВД видов бытовых услуг, из которого региональные власти будут выбирать, кого перевести на вмененку, а кого оставить на общей системе.

Переходный период
Если в главе кодекса, посвященной упрощенке, переходные положения хоть как-то прописаны, то вмененщикам приходится самим додумываться, что им делать при переходе на ЕНВД и обратно. Причем у налоговиков на этот счет обычно существует свое мнение (в пользу бюджета, разумеется).
Поэтому сенаторы решили исправить это упущение и разрешить фирмам, которые по каким-либо причинам вышли из поля действия ЕНВД, платить налоги в порядке, предусмотренном для вновь созданных организаций. При этом штрафы и пени за несвоевременно уплаченные в течение "переходного" квартала налоги платить не придется.

Не забыли сенаторы и о проблеме восстановления НДС по остаткам товаров при переходе с обычного режима на вмененку. Но решили ее отнюдь не в пользу налогоплательщиков, пообещав указать в кодексе, что НДС обязательно нужно будет восстанавливать. Зато "слетевшие" с ЕНВД смогут принять к вычету НДС, заплаченный ими в бытность вмененщиками в цене приобретенных тогда товаров, работ и услуг.