САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 05:5024-04-2024
Среда

 
Журнал "Московский бухгалтер"
Издательский дом "Бератор"

Нам пишут

ХОЧУ НА МОРЕ - ТАМ НЕТ БАЛАНСОВ!
Письмо
Я единственный бухгалтер в штате нашей фирмы. Но несмотря на такую уникальность, я тоже мечтаю об отпуске. И, что самое удивительное, отпуск мне предоставляют! Правда, директора интересует, кто будет вести дела. Помогите, пожалуйста, разобраться - что мне нужно сделать перед отпуском?
Светлана Васина, главный бухгалтер, г. Москва

Если вы единственный бухгалтер небольшой фирмы, то планируйте отпуск на такой период, чтобы были уплачены все налоги и сдана вся отчетность.
По фирме должен быть издан приказ, в котором необходимо записать, кто будет исполнять ваши обязанности во время отпуска.
C этим человеком нужно заключить договор о материальной ответственности - он же будет распоряжаться кассой и получать деньги в банке в ваше отсутствие.
Если вы занимаетесь каждодневной работой, например целый день выписываете счета-фактуры покупателям, то придется либо приглашать на время вашего отпуска бухгалтера со стороны, либо обучить этому кого-то из сотрудников. Именно обучить, а не поставить его перед уже свершившимся фактом. Вам же будет проще по возвращении разобраться с тем, что он "наработал".
Если свободного сотрудника нет, то придется на время вашего отпуска нанять другого бухгалтера. Но этот выход - на самый крайний случай, если уж никак не обойтись без счетного работника ни дня. Ведь постороннего человека придется вводить в курс дела. То есть нужно будет принять его на работу на неделю раньше вашего отпуска и уйдет он через неделю после вашего возвращения. Ведь вам-то тоже надо будет посмотреть и проверить, что он делал в ваше отсутствие.
Также нужно подготовить все официальные бумаги - доверенности в банк и налоговую инспекцию. Оставьте вашему преемнику все телефоны клиентов, партнеров и заказчиков, которые могут потребоваться.
Перед отпуском необходимо разобраться и со всеми денежными делами. Выдать сотрудникам зарплату, подотчетные суммы, то есть нужно выполнить максимальный объем работы, чтобы без вас все шло "по накатанным рельсам".
И не забудьте начислить и выдать себе отпускные! Приятного отдыха!
Мария КОСАРЕВА,kosareva_maria@list.ru

ПОЛУЧИТЕ СКИДКУ
Письмо
Недавно постоянный поставщик предоставил нам скидку. Расскажите, пожалуйста, как отразить ее в учете.
Марина Тимофеева, бухгалтер, г. Одинцово
Бухгалтерский учет скидок у покупателя зависит от того, когда они предоставлены - в момент продажи продукции или уже после ее отгрузки.
В первом случае все довольно просто. Согласно пункту 5 ПБУ 5/01, товары принимаются к учету в сумме фактических затрат. То есть предприятию достаточно провести в учете свою покупку по цене с учетом скидки. Правда, для налогового учета нужно помнить о том, что фактическая цена сделки не должна отклоняться от рыночной стоимости товаров больше чем на 20 процентов (ст. 40 НК РФ). В противном случае налоговики могут скорректировать установленную цену. Правда, им придется доказать, что стоимость они "поправили" правильно.
Второй вариант значительно труднее. Изначально покупатель приходует товары по цене без скидок и начисляет по ним НДС. В дальнейшем поставщик предоставляет фирме скидку, которую нужно учесть в сумме внереализационных доходов на счете 91 (письмо МНС России от 25 июля 2002 г. ≤ 02-3-08/84-Ю216). Кроме того, придется скорректировать и НДС.
Не все просто и с оформлением документов. В книге покупок бухгалтер зарегистрирует два счета-фактуры: один на стоимость товара, а второй, "отрицательный", - на сумму скидки.
П р и м е р
Торговое предприятие "Блеск" купило у фирмы "ТрансТрейд" мебель на сумму 1 800 000 руб. (в том числе НДС - 300 000 руб.). По договору поставщик предложил покупателю скидку в размере 5 процентов от стоимости, если тот оплатит счет в течение месяца. Расчетные документы поступили 1 августа, а задолженность перед поставщиком погашена 17-го числа этого же месяца. Бухгалтер фирмы "Блеск" сделает такие проводки:
1 августа
Дебет 41 Кредит 60 - 1 500 000 руб. (1 800 000 - 300 000) - оприходована мебель;
Дебет 19 Кредит 60 - 300 000 руб. - начислен НДС по приобретенным товарам;
17 августа
Дебет 60 Кредит 91/1 - 75 000 руб. (1 500 000 руб. # 5%) - учтена в составе внереализационных доходов сумма скидки без НДС;
Дебет 19 Кредит 60 - 15 000 руб. (300 000 руб. # 5%) - сторнирован НДС с суммы скидки;
Дебет 60 Кредит 51 - 1 710 000 руб. (1 800 000 - 75 000 - - 15 000) - погашена задолженность перед поставщиком;
Дебет 68 Кредит 19 - 285 000 руб. (300 000 - 15 000) - принят к вычету НДС.
В книге покупок бухгалтер "Блеска" зарегистрирует два счета-фактуры:
от 1 августа - на стоимость мебели и от 17 августа - на величину полученной скидки. Рассчитывая налог на прибыль, в состав внереализационных расходов нужно включить скидку в размере 75 000 руб., с которой фирма заплатит 18 000 руб.
Возможен еще один вариант, когда скидка предоставлена покупателю уже после того, как он оплатил и продал (отпустил в производство) товар. В этом случае фирма также корректирует НДС, но на сумму скидки уменьшает уже себестоимость продукции (счет 90).

Валерий ЧАЙКИН, chaikinval@mail.ru