САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 06:3620-04-2024
Суббота

 
Журнал "Главбух"
Издательский дом "Главбух"

Что изменилось в бухучете и налогообложении

Появились новые формы бухгалтерской отчетности
Минфин России утвердил новые формы бухгалтерской отчетности. Также он указал, сколько форм должна составлять каждая организация и как это делать. Документ издан с учетом требований новых ПБУ - 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" и 19/02 "Учет финансовых вложений".

Конечно, первый вопрос, который возник у бухгалтеров, когда нужно начинать отчитываться по новым формам? Давайте разберемся. В приказе сказано, что применять его надо "...начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 год". Что же это значит? За разъяснениями мы обратились к сотрудникам Минфина России.
Однако там нам не дали однозначного ответа. Одни специалисты считают, что можно подождать до годовой отчетности, другие же - что заполнять новые формы нужно уже по итогам 9 месяцев.
Поэтому вам придется решить самостоятельно, по-новому или по-старому заполнять баланс и Отчет о прибылях и убытках за 9 месяцев. Ни то, ни другое ошибкой не будет. Тем более что все формы носят лишь рекомендательный характер.
Об этом говорится в пункте 3 приказа Минфина России от 13 января 2000 г. ≤ 4н, которым утверждены старые формы, а также в пункте 3 приказа Минфина России от 22 июля 2003 г. ≤ 67н, который ввел в действие новую отчетность.
Теперь рассмотрим, какие изменения претерпели баланс и Отчет о прибылях и убытках.
Начнем с баланса. Он стал менее подробным. Теперь многие строки формы ≤ 1 не нужно расшифровывать. Например, в строках, где отражают нематериальные активы, основные средства, долгосрочные финансовые вложения и денежные средства, надо ставить только общие суммы. Исчезла строка 440 "Фонд социальной сферы" - ведь положения по бухгалтерскому учету уже не требуют его создавать. Также не стало строки 450 "Целевые финансирование и поступления", так как она не нужна коммерческим предприятиям. А некоммерческие организации просто внесут такую строчку в свой баланс.
Кроме того, не придется отражать нераспределенную прибыль и непокрытый убыток прошлых лет - строки 460 и 465 исключены. А строки 470 "Нераспределенная прибыль отчетного года" и 475 "Нераспределенный убыток отчетного года" объединены в одну - 470 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)". Но главное, Минфин убрал из баланса строку, в которой следовало указывать номер квалификационного аттестата профессионального бухгалтера.
Зато появились новые строки. Так, в активе баланса теперь есть строка 145 "Отложенные налоговые активы", а в пассиве появилась строка 515 "Отложенные налоговые обязательства".
Перейдем к Отчету о прибылях и убытках. Он также стал меньше. В новой форме ≤ 2 не нужно расписывать, от каких видов деятельности получена выручка. Еще не придется указывать себестоимость каждого вида товаров (работ, услуг). И в том и в другом случае надо привести общую сумму.
Операционные и внереализационные доходы и расходы объединены в один раздел "Прочие доходы и расходы". Совсем исчез из формы ≤ 2 раздел, посвященный чрезвычайным доходам и расходам. Как же быть предприятию, которое "пережило" аварию или, скажем, стихийное бедствие? Можно просто добавить в Отчет о прибылях и убытках дополнительные строки.
Как и в балансе, в форме ≤ 2 произошли изменения, "спровоцированные" требованиями ПБУ 18/02. Так, появились две новые строки - "Отложенные налоговые активы" и "Отложенные налоговые обязательства". А старая строка "Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи" переименована в "Текущий налог на прибыль". Что касается постоянных налоговых обязательств и активов, то их надо показать в разделе "Справочно".

Как видите, формы стали менее подробными. Однако заполнить их будет не просто тем бухгалтерам, которые еще не освоились с ПБУ 18/02. Конечно, за 9 месяцев они могут отчитаться по старым формам. Но к годовой отчетности все же придется разобраться с постоянными и временными разницами, налоговыми активами и обязательствами. Ну а если вы уже вовсю выполняете требования ПБУ 18/02, то мы рекомендуем вам и отчет за 9 месяцев составлять по новым формам.
Приказ Минфина России от 22 июля 2003 г. ≤ 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" опубликован в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" ≤ 29, 2003, а также в журнале "Документы и комментарии" ≤ 16, 2003.

Утверждены новые нормы расхода горюче-смазочных материалов
1 июля 2003 года действуют новые нормы расхода ГСМ, утвержденные Минтрансом России.

Чем они отличаются от старых? Во-первых, появились нормы для новых марок отечественных автомобилей. А во-вторых, повысились некоторые старые нормы. Так, для автомобиля "ВАЗ-2107" норма выросла с 8,5 до 8,6 л на 100 км, а для "ВАЗ-21099" - с 7,5 до 7,7 л на 100 км. Кроме того, в отличие от старых норм, где иномаркам было уделено мало внимания, в новом документе появился довольно большой список с нормами ГСМ для машин иностранного производства.
Кто же должен применять утвержденные нормы? В самом документе сказано, что они предназначены для всех предприятий, которые используют транспортные средства.
Однако ни в положениях по бухгалтерскому учету, ни в Налоговом кодексе РФ ничего не говорится о том, что организации обязаны выполнять требования Минтранса России. Это значит, что предприятие вправе разработать свои нормы расхода ГСМ и закрепить их приказом руководителя. Конечно, составляя внутренний документ, за основу можно взять и нормы Минтранса России.
Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Р3112194-0366-03) утверждены Минтрансом России 29 апреля 2003 года и опубликованы в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" ≤ 30, 2003.