САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 05:0729-03-2024
Пятница

 
Газета "Московский налоговый курьер"
Издательско-консультационная компания "Статус-Кво97"

Вопросы и ответы

Правомерно ли включение в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли, затрат организации на проведение ежегодных (в соответствии с западными стандартами) аудиторских проверок, проводимых по требованию иностранного учредителя?
Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определены Федеральным законом от 07.08.2001 ≤ 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее . Закон ≤ 119-ФЗ).

Согласно ст. 1 Закона ≤ 119-ФЗ аудиторская деятельность, аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей, которая должна осуществляться в соответствии с данным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона ≤ 119-ФЗ целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.
При этом под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
В соответствии с Законом ≤ 119-ФЗ аудит может проводиться как на добровольной основе, так и на обязательной.

Обязательный аудит осуществляется ежегодно в случаях, определенных ст. 7 Закона ≤ 119-ФЗ, таким образом, регламентируется только частота проведения обязательного аудита.
Добровольный аудит, как и обязательный, должен осуществляться в соответствии с положениями Закона ≤ 119-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее . НК РФ) для целей налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (ст. 252 НК РФ).
Под экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота (п. 5 Методических рекомендаций по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2002 ≤ БГ-3-02/729).
Согласно пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы организации на аудиторские услуги.
Указанная норма не содержит каких-либо ограничений и исключений по отнесению расходов на аудиторские услуги в состав прочих расходов для целей налогообложения прибыли при проведении добровольного аудита.
При решении вопроса о правомерности отнесения расходов на аудиторские услуги к затратам организации, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, необходимо определить соответствие оказанных услуг понятию аудиторских, их экономическую оправданность, производственный характер их осуществления (установить, связаны ли эти расходы с производственной деятельностью, направленной на получение дохода), затраты на аудиторские услуги по своему экономическому содержанию должны являться необходимым элементом хозяйственной деятельности организации.
Таким образом, расходы на аудиторские услуги, оказанные организации в соответствии с Законом ≤ 119-ФЗ, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, при установлении их экономической оправданности и документального подтверждения, в том числе первичными документами, договором оказания аудиторских услуг, аудиторским заключением.
Пунктом 142 приказа Минфина России от 28.06.2000 ≤ 60н "О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности" определено, что акционерные общества, ценные бумаги которых обращаются на фондовом рынке, наряду с годовой бухгалтерской отчетностью, сформированной с учетом изложенного в данном приказе, составляют годовую бухгалтерскую отчетность исходя из требований Международных стандартов финансовой отчетности (далее . МСФО), разрабатываемых Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, и представляют ее организатору торговли на рынке ценных бумаг, инвестору и другим заинтересованным лицам по их требованию.
При этом следует иметь в виду, что для всех организаций могут быть включены в расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, затраты на аудиторские услуги только в том случае, если данные расходы соответствуют требованиям инструкций о порядке заполнения форм годовой отчетности, утверждаемых Минфином России.
Организации, для которых такими инструкциями не предусмотрено составление бухгалтерской отчетности исходя из требований МСФО, могут составлять бухгалтерскую отчетность по международным стандартам в инициативном порядке.
При этом расходы организации по оплате услуг по аудиту и составлению такой отчетности не учитываются в целях налогообложения по налогу на прибыль.

Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. ≤ 26-12/43194 от 05.08.2003, подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга А.А. Глинкиным.


Должны ли включаться в налоговую базу по НДС суммы санкций (штрафов), полученных заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров исполнителем, в тех случаях, когда санкции (штрафы) не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг)? Например, когда исполнитель нарушил сроки исполнения работ и уплачивает заказчику предусмотренные договором санкции (штраф)?
Согласно п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее . Кодекс) объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказания услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость, определенная в соответствии со статьями 153.158 Кодекса, увеличивается на суммы платежей, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Таким образом, суммы штрафов (санкций), полученные заказчиком (покупателем) за ненадлежащее исполнение работ исполнителем, предусмотренные договором, налогом на добавленную стоимость не облагаются.

Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. ≤ 24-11/26536 от 15.05.2003, подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга А.А. Глинкиным

.
Правомерно ли считать незарегистрированным или ликвидированным юридическое лицо, не подавшее о себе сведения в регистрирующий (налоговый) орган в соответствии с требованием Федерального закона от 08.08.2001 ≤ 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц"?
В соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона от 08.08.2001 ≤ 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до 01.07.2002, обязано в течение шести месяцев со дня вступления с силу данного закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" . "д", "л" п. 1 ст. 5 указанного закона.

Невыполнение указанного требования является основанием для принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица на основании заявления регистрирующего органа.
Исходя из вышеизложенного, непредставление юридическим лицом указанных сведений не может являться основанием считать такое юридическое лицо незарегистрированным либо ликвидированным.


Разъяснения подготовлены на основании официального письма МНС России исх. ≤ 09-1-02/2710-Э183 от 10.07.2003, подписанного заместителем Министра Российской Федерации по налогам и сборам действительным государственным советником налоговой службы Российской Федерации II ранга М.В. Мишустиным.
>