САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 14:2819-04-2024
Пятница

 
Журнал "Российский налоговый курьер"
Издательско-консультационная компания "Статус-Кво97"

"Налоговая нагрузка на фонд оплаты труда не должна превышать 20 процентов"

Оксана Генриховна, не секрет, что единый социальный налог - один из самых нелюбимых. В Госдуме находится законопроект, разработанный вашим комитетом, о снижении ставки ЕСН до 30 процентов и изменении регрессивной шкалы. Летом он был принят в первом чтении. Будет ли он принят депутатами в нынешнем виде до конца года?

В 2004 году ставка ЕСН останется неизменной. После принятия законопроекта в первом чтении Государственная Дума вынесла постановление, предусматривающее введение закона с 1 января 2005 года. Причин, на мой взгляд, как минимум две. Во-первых, для подавляющего большинства налогоплательщиков снижение суммарной нагрузки на фонд оплаты труда (35,6% ЕСН + 13% НДФЛ) с 48,6 до 43,6 процента - недостаточный стимул для выхода из ²тени⌡. Организации, которые платили налог, показывая реальную зарплату, будут платить и дальше, а те, кто этого не делал, не будут делать и после снижения.
Во-вторых, снижение ставки налога на 5 процентов приведет к прямому сокращению поступлений в бюджет и внебюджетные фонды. Только и всего.

Какой, на ваш взгляд, должна быть оптимальная налоговая нагрузка на заработную плату?

Чтобы можно было говорить о выводе зарплаты из ²тени⌡, налоговая нагрузка не должна превышать 20 процентов вместе с подоходным налогом. Разумеется, в этом случае возможные финансовые потери внебюджетных фондов нужно компенсировать. Например, за счет направления налоговых сборов с зарплаты полностью на социальное страхование. А подоходный налог по факту отменить.
Одновременно нужно менять систему социального страхования. Тогда мы сможем эффективно снизить налоговую нагрузку на оплату труда и иметь нормально функционирующую систему социального и пенсионного страхования.

В осеннюю сессию депутаты должны принять закон о новой главе о налоге на имущество Налогового кодекса. Останутся ли основные изменения, прописанные в законопроекте, например ставка, в том виде, в каком существуют сейчас?

Ставка и объект останутся. Однако, на мой взгляд, проблема в другом. Из объекта налогообложения выведена большая часть имущества и оставлены только основные средства. Безусловно, это положительный момент. Особенно для тех, у кого большая ²незавершенка⌡.
Но для некоторых отраслей ставка налога повышается - с 0 до 2,2 процента. Например, все научные, опытно-конструкторские предприятия были освобождены от налога на имущество. Теперь этого нет. С учетом переоценки основных фондов для них это существенное увеличение.
Проще говоря, на промышленный сектор, то есть на тех, у кого не было большой ²незавершенки⌡, нормы новой главы скажутся отрицательно.

До начала каникул Федеральное Собрание успело принять закон о снижении НДС с 20 до 18 процентов. Насколько нам известно, в дальнейшем ставка налога будет снижена еще.

Предложений о дальнейшем снижении НДС в Государственной Думе пока нет. Хотя, бесспорно, НДС снижать нужно. Даже после отмены налога с продаж ставка остается очень высокой. Она способствует инфляции и, что еще более важно, провоцирует налогоплательщиков на поиск различных способов ухода от уплаты налога.
В 1997 году в варианте Налогового кодекса, разработанном депутатом Иваном Грачевым, рассматривалась возможность заменить НДС и налог с продаж одним налогом с оборота в 5 процентов. Поэтому если речь зайдет о снижении НДС, думаю, эту идею можно будет реанимировать.