САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 07:5018-04-2024
Четверг

 
Газета "Московский налоговый курьер"
Издательско-консультационная компания "Статус-Кво97"

Вопросы и ответы

Российская организация арендует помещение, при этом часть арендуемого помещения она сдает в субаренду иностранному юридическому лицу (постоянному представительству). Имеет ли организация право на применение льготы по НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ?
Согласно п. 1 ст. 146 главы 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 149 Кодекса не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации.
Указанное положение применяется в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяются нормы указанного пункта, определяется федеральным органом исполнительной власти, регулирующим отношения Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, совместно с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Указанное освобождение от обложения НДС услуг по предоставлению в аренду помещений в отношении иностранных организаций предоставляется иностранным гражданам и организациям, аккредитованным в Российской Федерации, в случае, если такая льгота установлена национальным законодательством иностранного государства и фактически применяется в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации.
Основанием для практической реализации права иностранных граждан и организаций на указанную льготу в Российской Федерации является наличие страны их постоянного местопребывания в приложении к совместному приказу МИД России ≤ 13747 и МНС России ≤ БГ-3-06/386 от 13.11.2000 "Об освобождении от налогообложения реализации услуг по сдаче в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и организациям".
В соответствии с письмом МНС России от 24.01.2001 ≤ ВГ-6-06/62 в отношении государств, не поименованных в указанном приложении, впредь до внесения изменений и дополнений в соответствии с п. 2 приказа продолжает действовать письмо Госналогслужбы России от 13.07.94 ≤ ЮУ-6-06/80н "Об освобождении от налога на добавленную стоимость сдачи в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и юридическим лицам, аккредитованным в Российской Федерации" с приложением списка государств, в отношении которых применяется освобождение от НДС при сдаче в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и юридическим лицам.
В случае аренды помещения иностранной организацией льгота действует с учетом ограничений, содержащихся в указанных выше документах.
Правомерность применения указанной льготы документально подтверждается копией свидетельства о внесении в Сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний, выданного Государственной регистрационной палатой Российской Федерации (либо копией разрешения на открытие представительства иностранной организации, выданного Государственной регистрационной палатой Российской Федерации или Торгово-промышленной палатой Российской Федерации), а также договором аренды, содержащим указание на то, что арендуемое помещение предоставляется иностранному арендатору.
Таким образом, при выполнении перечисленных выше условий предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранному юридическому лицу (постоянному представительству) не подлежит обложению НДС (освобождается от налогообложения) в соответствии с п. 1 ст. 149 Кодекса.
Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. ≤ 24-11/31591 от 18.06.2003, подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга Ю.А. Мавашевым.

Относятся ли к расходам на рекламу в целях налогообложения прибыли организации, занимающейся продажей товаров по почте, затраты на изготовление (приобретение) полиграфических материалов, которые используются для проведения розыгрышей призов в рамках рекламной кампании?
Расходы на рекламу учитываются для целей налогообложения прибыли в порядке, предусмотренном п. 4 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -Кодекс).
Институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Соответственно термин "реклама" понимается для целей налогообложения прибыли в значении Федерального закона от 18.07.95 ≤ 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон ≤ 108-ФЗ).
При этом расходы на рекламу, учитываемые для целей налогообложения прибыли в размере фактических расходов, предусмотрены абзацами 2-4 п. 4 ст. 264 Кодекса и расширению этот перечень не подлежит.
Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в перечисленных выше абзацах (относящиеся к таковым в соответствии с Законом ≤ 108-ФЗ и отвечающие требованиям ст. 252 Кодекса), осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 Кодекса.
В соответствии со ст. 2 Закона ≤ 108-ФЗ реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях, начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товара, идей и начинаний.
Следовательно, в целях налогообложения прибыли организации, занимающейся продажей товаров по почте, нормируемыми рекламными расходами являются затраты на изготовление (приобретение) полиграфических рекламных материалов, используемых при проведении розыгрыша призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения вышеуказанной организацией-рекламодателем массовых почтовых рекламных кампаний.
При этом не относятся к рекламным расходам затраты на изготовление (приобретение) собственно полиграфических бланков Сбербанка, которые используются для направления по почте конкретным физическим лицам: потенциальным клиентам (покупателям, заказчикам) и клиентам (постоянным покупателям, заказчикам), персонифицированных предложений по приобретению подлежащих реализации по почте товаров и оформления заявки клиента на покупку.
В соответствии с абзацем 4 п. 4 ст. 264 Кодекса к расходам организации на рекламу в целях налогообложения прибыли относятся расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.
При этом следует учитывать, что согласно пп. 16 ст. 270 Кодекса при определении налогооблагаемой прибыли не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.
Основание: письма МНС России от 24.03.2003 ≤ 02-5-11/73-К342 и от 27.03.2003 ≤ 02-5-11/90-Л035.
Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. ≤ 26-12/32393 от 17.06.2003, подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга Ю.А. Мавашевым.

Как для целей налогообложения прибыли российской торговой организации-импортера (учитывающей доходы и расходы методом начисления) отражаются расходы по оплате услуг таможенного брокера по таможенному оформлению грузов, а также услуг таможенного склада по временному хранению этих грузов?
Подпунктом 3 п. 1 ст. 268 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что при реализации покупных товаров в состав расходов включается стоимость приобретения товаров, оцениваемая в соответствии с учетной политикой организации одним из предусмотренных указанным подпунктом способом.
При этом при реализации организацией (в частности, осуществляющей оптовую торговлю) покупных товаров расходы, связанные с их приобретением и реализацией, формируются с учетом положений ст. 320 НК РФ.
В текущем месяце издержки обращения формируются в соответствии с главой 25 НК РФ. При этом в сумму издержек включаются также расходы налогоплательщика - покупателя товаров на доставку этих товаров в случае, если такая доставка не включается в цену приобретения товаров по условиям договора, складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением и реализацией товаров. К издержкам обращения не относится стоимость покупных товаров, которая учитывается при их реализации в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ. Стоимость покупных товаров, отгруженных, но не реализованных на конец месяца, не включается налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, до момента их реализации.
Расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость покупных товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения этих товаров. Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст. 265 НК РФ, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца.
Согласно Методическим рекомендациям по применению главы 25 "Налог на прибыль организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2002 ≤ БГ-3-02/729, при распределении прямых расходов налогоплательщиками, осуществляющими оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, следует иметь в виду следующее.
Распределение прямых расходов в виде транспортных расходов, связанных с приобретением, осуществляется в порядке, изложенном в последних четырех абзацах ст. 320 НК РФ. Прямые расходы в виде покупной стоимости товаров распределяются в соответствии с порядком, изложенным в пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ.
Что касается ст. 254 НК РФ, то она определяет формирование стоимости товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы. При определении стоимости покупных товаров необходимо руководствоваться статьями 268 и 320 НК РФ.
Таким образом, под стоимостью приобретения товаров следует понимать контрактную (договорную) цену приобретения, а уплаченные отдельно ввозные пошлины и сборы и иные, не включенные в договорную (контрактную) цену расходы, связанные с приобретением этих товаров, учитываются в составе косвенных расходов, уменьшающих доходы от реализации текущего отчетного (налогового) периода.
При этом услуги, оказанные таможенным складом по временному хранению импортируемых грузов, и услуги таможенного брокера по таможенному оформлению этих грузов также подлежат отнесению к косвенным расходам в случае, если по условиям контракта указанные расходы не включены в стоимость приобретения товаров, оцениваемую способом, указанным в учетной политике организации для целей налогообложения прибыли, сформированную исходя из контрактной (договорной) цены приобретения, а также при наличии экономической обоснованности необходимости привлечения сторонних организаций для оказания перечисленных выше услуг согласно п. 1 ст. 252 НК РФ.
Основание: письмо МНС России от 25.03.2003 ≤ 02-5-11/78-к 804.
Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. ≤ 26-12/32503 от 18.06.2003, подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга Ю.А. Мавашевым.

Российское предприятие заключило договоры с фирмами - резидентами Австрии и Германии на оказание на территории Российской Федерации услуг по сервисному обслуживанию оборудования. Сотрудники иностранных фирм 1-2 раза в год приезжают на предприятие и в течение 2-3 дней оказывают услуги, предусмотренные условиями договоров.
Пунктом 2 ст. 306 НК РФ определено, что под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную, в частности, с проведением предусмотренных контрактами работ по наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования.
Организация просит разъяснить, настолько ли регулярной является деятельность по оказанию услуг один раз в год в течение 2-3 дней, что приводит к образованию постоянного представительства?
Подлежат ли доходы от оказания таких услуг иностранными организациями обложению налогом на доходы у источника выплаты?
При решении вопроса о порядке налогообложения доходов иностранных организаций от оказания услуг на территории Российской Федерации следует исходить из того, что согласно ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
При этом прибылью для целей главы 25 НК РФ признаются:
для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ;
для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ.
В пункте 1 ст. 309 НК РФ приведен перечень видов доходов иностранных организаций, не связанных с их предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, которые относятся к доходам иностранных организаций от источников в Российской Федерации и подлежат налогообложению у источника выплаты этих доходов. В данном перечне доходы от оказания иностранными организациями услуг на территории Российской Федерации не названы.
Пункт 2 ст. 309 НК РФ прямо говорит о том, что доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров или иного имущества (кроме доходов от реализации акций российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, и доходов от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации), осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.
Определение понятия "постоянное представительство иностранной организации" для целей главы 25 НК РФ и критерии, на основании которых деятельность иностранной организации считается приводящей к образованию постоянного представительства, приведены в ст. 306 НК РФ.
В то же время ст. 7 НК РФ устанавливает, что если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.
Исходя из этого, при решении вопроса о том, приводит ли деятельность иностранной организации к образованию постоянного представительства, в первую очередь следует руководствоваться положениями соответствующего международного соглашения об избежании двойного налогообложения, а также положениями налогового законодательства Российской Федерации, не противоречащими положениям соглашения.
В рассматриваемом случае необходимо руководствоваться определениями термина "постоянное представительство", которые приведены в ст. 5 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Австрийской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 13.04.2000 и в ст. 5 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.96.
В указанных статьях соглашений определено, что выражение "постоянное представительство" означает постоянное место предпринимательской деятельности, через которое деятельность предприятия осуществляется полностью или частично. При этом соглашения не определяют период времени, по истечении которого деятельность иностранной организации на территории другого государства приводит к образованию постоянного представительства (исключение составляют строительные площадки), а также сроки начала и завершения деятельности постоянного представительства. Поэтому при определении сроков начала и завершения деятельности постоянного представительства следует руководствоваться п. 3 ст. 306 НК РФ.
Следует также принимать во внимание, что согласно п. 3 ст. 306 НК РФ постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение.
Регулярной, в частности, является деятельность обособленных подразделений иностранных организаций, вставших или обязанных встать на налоговый учет в налоговых органах в соответствии с подразделом 2.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС России от 07.04.2000 ≤ АП-3-06/124.
Согласно пункту 2.1.1 указанного положения в случае, если иностранная организация осуществляет или намеревается осуществлять деятельность в Российской Федерации через отделение в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году (непрерывно или по совокупности), то она обязана встать на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала.
В остальных случаях, за исключением видов деятельности, по которым НК РФ или международные соглашения об избежании двойного налогообложения специально определяют срок деятельности, превышение которого приводит к образованию налогового статуса "постоянное представительство" (например, строительная площадка), соответствие критерию "регулярная деятельность" определяется на основе анализа фактического осуществления деятельности самой иностранной организации или иных организаций или физических лиц в пользу иностранной организации в каждом конкретном случае. При этом единичные факты совершения каких-либо хозяйственных операций в Российской Федерации не могут рассматриваться как "регулярная деятельность".
Учитывая изложенное, деятельность фирм -- резидентов Австрии и Германии по оказанию на территории Российской Федерации услуг по сервисному обслуживанию оборудования, если такие услуги оказываются сотрудниками иностранных фирм один раз в год в течение 2--3 дней, не является регулярной и не приводит к образованию постоянных представительств этих фирм в Российской Федерации.
Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. ≤ 26-12/32420 от 18.06.2003, подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга Ю.А. Мавашевым