САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 09:1619-04-2024
Пятница

 
Владимир МАЛЫШКО,эксперт "ПБУ"
Журнал "Практический бухгалтерский учет"

Отчетность за 9 месяцев

Бухгалтерский учет
В III квартале 2003 года Минфин России, выпустив приказ от 22.07.03 ≤ 67н "О формах бухгалтерской отчетности". Помимо представления новых образцов рекомендуемых форм бухгалтерской отчетности утверждены указания:
 - об объеме форм бухгалтерской отчетности;
 - о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности (далее - указания о порядке).
Ранее изданные приказы Минфина России, регулирующие данный вопрос, - от 13.01.2000 ≤ 4н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" и от 28.06.2000 ≤ 60н "О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций", - утратили силу. Приказ вводится в действие с бухгалтерской отчетности за 2003 год.
Отчетность за 9 месяцев, как известно, является промежуточной. Промежуточная отчетность состоит из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (п. 49 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организаций" ПБУ 4/99, утв. приказом Минфина России от 06.07.99 ≤ 43н). Остановимся на новых рекомендуемых формах бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках.
Организация вправе принять решение о представлении бухгалтерской отчетности по рекомендуемым в приказе формам бухгалтерской отчетности, если показатели, приведенные в них, позволяют соблюдать требования к бухгалтерской отчетности, изложенные в ПБУ 4/99 и иных положениях по бухгалтерскому учету.
В Бухгалтерском балансе (форме ≤ 1) исключено большинство расшифровок групп статей за исключением следующего:
 - в активах баланса оставлена в прежнем объеме расшифровка по статье "Запасы" (строка 210). Из дебиторской же задолженности как долгосрочной (строка 230), так и краткосрочной (строка 240) необходимо выделять лишь задолженности покупателей и заказчиков;
 - в пассиве оставлена расшифровка в прежнем объеме по статье "Резервный капитал" (строка 430). Требования же по расшифровке кредиторской задолженности несколько уменьшены за счет упразднения статей: "Векселя к уплате", "Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами", "Авансы полученные".
Если у организации нет данных по соответствующим активам и обязательствам, показатели (строки) по которым предусмотрены в образцах форм, то форма баланса может упроститься. Эти показатели (строки) организации вправе не включать в баланс (п. 5 указаний о порядке).
Отметим, что при разработке и принятии формы бухгалтерского баланса организациями Минфин России настоятельно рекомендует применять коды строк разделов и групп статей, а также коды итоговых строк рекомендуемой формы ≤ 1 (п. 8 указаний о порядке).
Введенные с 1 января 2003 года ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль" и ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" (утв. соответственно приказами Минфина России от 19.11.02 ≤ 114н и 10.12.03 ≤ 126н) поспособствовали введению дополнительных строк в форму баланса.
Так, обязательными атрибутами баланса для большинства организации становятся отражение в нем отложенных налоговых активов (далее - ОНА) (строка 145 раздела I "Внеоборотные активы") и отложенных налоговых обязательств (далее - ОНО) (строка 515 раздела IV "Долгосрочные обязательства"). Данное требование для многих бухгалтеров не ново. Следуя требованиям ПБУ 18/02, при сдаче отчетов за I квартал и I полугодие они вносили данные по отложенным налоговым активам и отложенным налоговым обязательствам. Но так как в старой форме отсутствовали специальные строки, то приходилось воспользоваться статьями "Прочие внеоборотные активы" (код строка 150) и "Прочие долгосрочные обязательства" (код строки 520).
Субъекты же малого предпринимательства могут и не вводить эти строки, так как они вправе не применять ПБУ 18/02 (п. 2 указанного ПБУ).
В пассиве баланса в разделе III "Капитал и резервы" введена статья "Собственные акции, выкупленные у акционеров" (показатель без номера). Отражается эта величина в скобках. Так как отрицательные величины, а также показатели, которые в соответствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету должны вычитаться из соответствующих данных при исчислении соответствующих величин (промежуточных, итоговых и пр.), в бухгалтерской отчетности указываются в круглых скобках (п. 12 указания о порядке). При получении непокрытого убытка также необходимо будет прибегнуть к круглым скобкам.
Кстати в новой форме баланса нераспределенная прибыль и непокрытый убыток показывается по одной строке 470. При этом вносимая величина в отличие от ранее используемой формы не подразделяется на текущую и прошлых лет.
Исключая из баланса расшифровки групп статей, Минфин России имел в виду, что они должны будут приводиться в пояснениях к бухгалтерскому балансу. В большинстве своем все изъятые расшифровки и приводятся в форме ≤ 5 Приложения к бухгалтерскому балансу. Если же организация посчитает, что расшифровки все же предоставляют заинтересованным лицам необходимую информацию и дают им возможность более глубоко проанализировать приведенные данные, то их непосредственно можно приводить и в бухгалтерском балансе.
Рекомендуемая форма Отчета о прибылях и убытках (форма ≤ 2) также уменьшилась в объеме. Обусловлено это изъятием строк для отражения чрезвычайных доходов и расходов, расшифровок полученной выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг и складывающейся себестоимости. Отсутствует в форме как разбивка показателей на разделы, так и коды строк. Кодирование в формах бухгалтерской отчетности (за исключением баланса - см. выше) отдано на откуп организациям (п. 8 указаний о порядке).
Себестоимость проданных товаров (продукции, работ, услуг), коммерческие и управленческие расходы, убыток от продаж, проценты к уплате, операционные и внереализационные расходы, а также текущий налог на прибыль в форме ≤ 2 указываются в скобках. Напомним, что текущим налогом на прибыль (далее - ТНП) и текущим налоговым убытком (далее - ТНУ) признаются налог на прибыль для целей налогообложения (п. 21 ПБУ 18/02).
Дополнительно же вводимые строки в форме опять же связаны с принятым ПБУ 18/02. Как и в бухгалтерский баланс, вводятся строки для отражения отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств. Однако только их наличие не позволит определить текущий налог на прибыль. Необходима ещё и величина постоянного налогового обязательства (актива), которую Минфин России посчитал необходимым приводить справочно.
Если бы в расчетной части формы были указаны условный расход (или доход) по налогу на прибыль (далее соответственно - УРНП или УДНП) (произведение бухгалтерской прибыли, сформированной в отчетном периоде, на установленную законодательством РФ ставку налога на прибыль) и величина постоянного налогового обязательства (далее - ПНО) (или актива - ПНА), то сложился бы логический переход к текущему налогу на прибыль, установленный пунктом 21 ПБУ 18/02:
ТНП (ТНУ) = + УРНП (- УДНП) + ПНО - ПНА + ОНА - ОНО.
Если организации посчитают необходимым приводить данное соотношение, то вполне могут изменить рекомендуемую форму отчета о прибылях и убытках, добавив необходимые строки.
Отметим, что Минфин России в приказе констатирует возможность существования постоянного налогового актива, чего нет в ПБУ 18/02. В нем упомянуто лишь постоянное налоговое обязательство.
Примером возникновения постоянного налогового актива служит учет убытка, полученного до 1 января 2003 года. Как известно, налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного убытка или часть этой суммы. При этом на перенос убытка налогоплательщику дается десять лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором он был получен. Совокупная же сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30 процентов налоговой базы (ст. 283 НК РФ).
Сумма убытка, полученного до 1 января 2002 года (напомним, в тот период нормы ПБУ 18/02 еще не применялись), будет участвовать в расчетах только налогооблагаемой базы текущего года (возможно и последующих лет) и не будет формировать бухгалтерскую прибыль до своего погашения. Поэтому ее необходимо рассматривать в качестве постоянной разницы (письмо Минфина России от 14.07.03 ≤ 16-00-14/219 подробный комментарий к нему см. ПБУ 9/2003 "720 часов"). Причем в каждом периоде, в котором происходит перенос убытков на будущее, текущий налог на прибыль будет меньше условного расхода по налогу на прибыль. В бухгалтерском учете для этого потребуется произвести следующую запись:
Дебет 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 99
- отражен постоянный налоговый актив.
Пример 1
В 2002 году организацией при исчислении налога на прибыль получен убыток в сумме 14 675 руб. Отложенные налоги за 2002 год в межотчетный период не формировались и в бухгалтерском балансе на 1 января 2003 года не отражались.
За 9 месяцев 2003 года налогооблагаемая база по налогу на прибыль составила 38 500 руб. Данная сумма одновременно является сформированной бухгалтерской прибылью
Величина условного расхода по налогу на прибыль составит 9240 руб. (38 500 руб. х 24%).
По итогам 9 месяцев налогоплательщик вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль лишь на часть суммы убытка 2002 года. Её размер - 11 550 руб. (38 500 руб. х 30%). Эта величина признается постоянной разницей, которая приводит к возникновению постоянного налогового актива. Для его отражения в бухгалтерском учете производится запись:
Дебет 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 99
- 2772 руб. (11 550 руб. х 24%) - отражен постоянный налоговый актив, вызванный переносом убытка 2002 года.
Сумма текущего налога на прибыль равна 6468 руб. ((38 500 руб. - 11 550 руб.) х 24%).
Проверим правильность проведенных исчислений: 6468 = 9248 - 2772
В отчете о прибылях и убытках величина постоянного налогового актива приводится в скобках.

Но вышеприведенное распространяется только на переносимые убытки, полученные до начала текущего года, когда не применялись нормы ПБУ 18/02. Если же будут переноситься на будущее убытки, полученные по итогам 2003 года, то отражаться в бухгалтерском учете они будут несколько по-иному.
Пример 2.
Используем данные примера 1, только переместимся по времени. За 9 месяцев 2003 год разница между доходами и расходами, учитываемыми в целях налогообложения налогом на прибыль в соответствии с главой 25 НК, составила отрицательную величину 14 675 руб. По бухгалтерскому учету получен убыток в той же сумме. По итогам года эти величины возрастают до 16 500 руб.
В I квартале 2004 года налогооблагаемая база при исчислении налога на прибыль составила 38 500 руб. В этой же сумме сформирована бухгалтерская прибыль
Так как по итогам 9 месяцев 2003 года при исчислении налога на прибыль получен убыток 14 675 руб., то налоговая база за этот период признается равной нулю (п. 8 ст. 274 НК РФ). Поэтому величина текущего налога на прибыль также будет равна нулю.
В бухгалтерском учете за 9 месяцев полученный убыток поспособствует формированию условного дохода в сумме 3522 руб. (14 675 руб. х 24%).
Данные при исчислении налога на прибыль в бухгалтерском и налоговом учетах за 9 месяцев разняться. Поэтому возникают временные разницы в сумме 14 675 руб. - вычитаемые. Так как убыток отчетного периода, переносимый на будущее для целей налогообложения, в дальнейшем будет приводить к уменьшению налога на прибыль, исчисляемого в последующих отчетных периодах.
Вычитаемые временные разницы вызовут образование отложенного налогового актива в размере тех же 3522 руб. (14 675 руб. х 24%). В бухгалтерском учете для его отражения будет произведена следующая запись:
Дебет 09 Кредит 68 субсчет "Расчет по налогу на прибыль"
- 3522 руб. - отражено начисление отложенного налогового актива в связи с образованием убытка.
Эта сумма должна быть внесена по строке 145 бухгалтерского баланса.
В этом случае выполниться и норма пункта 21 ПБУ 18/02: 0 = -3522 + 3522.
Так как по итогам 2003 года убыток возрастает до 16 500 руб., то величина вычитаемых временных разниц за IV квартал увеличится ещё на 1825 руб. (16 500 - 14 675). И это поспособствует возрастанию величины отложенного налогового актива до 3960 руб. (16 500 руб. х 24%). Поэтому в бухгалтерском учете по итогам года необходимо будет произвести запись:
Дебет 09 Кредит 68 субсчет "Расчет по налогу на прибыль"
- 438 руб. (3960 - 3522) - отражено увеличение отложенного налогового актива в связи с увеличением убытка в IV квартале.
При составлении отчетности за I квартал 2004 года уменьшить налогооблагаемую прибыль организация вправе лишь на часть суммы убытка 2003 года. Её размер - 11 550 руб. (38 500 руб. х 30%). Исходя из этого, текущий налог на прибыль составит 6468 руб. ((38 500 руб. - 11 550 руб.) х 24%).
В бухгалтерском учете величина условного расхода по налогу на прибыль те же 9240 руб. (38 500 руб. х 24%). По результатам I квартала происходит уменьшение вычитаемых временных разниц на величину переносимого убытка, что способствует уменьшению ранее исчисленной величины отложенного налогового актива. При этом производится следующей записью:
Дебет 68 субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" Кредит 09
- 2772 руб. (11 550 руб. х 24%) - уменьшена величина отложенного налогового актива в связи с переносом убытка 2003 года на будущее.
Оставшаяся сумма отложенного налогового актива 1188 руб. (3960 - 2772) будет уменьшаться по мере выполнения требований НК РФ.

Об изменениях в оставшихся рекомендуемых формах приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках бухгалтерской отчетности: Отчету об изменениях капитала (формой ≤ 3), Отчету о движении денежных средств (формой ≤ 4), Приложении к бухгалтерскому балансу (формой ≤ 5), Отчету о целевом использовании полученных средств (форма ≤ 6) мы подробно поговорим при составлении годового отчета.
При сдаче отчета за 9 месяцев организации могут использовать как старые формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, так и новые рекомендуемые. При этом составленная бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах её деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

Налогообложение
Изменения в налогообложении связаны с принятие ряда федеральных законов и выходом постановлений Правительства РФ. Вносит свою лепту и МНС России, выполняя свою прямую обязанность в части разъяснительной работы по применению законодательства о налогах и сборах (подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ). Причем нередко разъяснения изменяют и дополняют законодательство.

Применение контрольно-кассовой техники
Как известно 28 июня 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 22.05.03 ≤ 54-ФЗ "О применении контрольно - кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Он обязывает организации и индивидуальных предпринимателей применять в обязательном порядке контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр, при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, как с гражданами, так и с юридическими лицами. Исходя из этого, при получении наличных денежных средств от юридического лица организации помимо кассового чека оформляют приходный кассовый ордер, при отгрузке же товара (выполнения работ, оказания услуг) еще и счет-фактуру.
Организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ.
До момента выхода соответствующего правительственного постановления использование организациями и индивидуальными предпринимателями документов строгой отчетности по формам, утвержденным Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение ККМ (п. 4 постановления Пленума ВАС России от 31.07.03 ≤ 16). При этом в постановлении подчеркивается, что бланки строгой отчетности можно использовать исключительно при оказании услуг населению, то есть гражданам, в когорту которых входят и индивидуальные предприниматели.
Чуть ранее, а затем и повторно аналогичную информации выдал и Минфин России, констатировав возможность использования ранее утвержденных им по согласованию с ГМЭК по ККМ документов строгой отчетности - квитанций, путевок, билетов, талонов и т. п. (письма от 14.07.03 ≤ 16-00-12/24 и 05.08.03 ≤ 16-00-12/29).
Помимо ранее утвержденных Минфином России бланков строгой отчетности можно использовать и документы строгой отчетности, согласованные решением ГМЭК по ККМ от 24 июня 2003 года. Так как работникам МНС России дано указание не применять штрафные санкции за их использование (письмо МНС России от 04.07.03 ≤ ШС-6-22/738).
Отметим, что в постановлении Пленума ВАС России дано разъяснение понятию неприменение ККМ. Под этим понятием для арбитражных судов понимается:
- фактическое неиспользование ККМ (в том числе по причине его отсутствия);
- использование ККМ, не зарегистрированной в налоговых органах);
- использование ККМ, не включенной в Государственный реестр;
- использование ККМ без фискальной (контрольной) памяти, с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
- использование ККМ, у которой отсутствует пломба либо имеет её повреждение, свидетельствующее о возможности доступа к фискальной памяти;
- пробитие ККМ чека с указанием суммы, менее уплаченной покупателем (клиентом).
Во всех вышеприведенных случаях применяется административная ответственность по статье 14.5 КоАП РФ.
Очередной раз на 6 месяцев - до 1 января 2004 года приостановлено внедрение электронно - контрольных лент защитных (ЭКЛЗ) ККМ, (п. 1 разд. I протокол ГМЭК по ККМ от 24.06.03 ≤ 2/74-2003). ЭКЛЗ - это программно - аппаратный модуль в составе ККМ, обеспечивающий контроль функционирования ККМ путем:
- некорректируемой (защищенной от коррекции) регистрации в нем информации обо всех оформленных на ККМ платежных документах и отчетах закрытия смены, проводимой в едином цикле с их оформлением;
- формирования криптографических проверочных кодов для указанных документов и отчетов закрытия смены;
- долговременного хранения зарегистрированной информации в целях дальнейшей идентификации, обработки и получения необходимых сведений налоговыми органами.
Это уже не первый "сдвиг" сроков. Напомним, что первоначально предлагалось начать внедрение электронных контрольных лент с этого года. Но в конце прошлого года решение ГМЭК по ККМ от 19.12.02 протокол ≤ 7/72-2002 сроки сдвинули на 1 июля, теперь же на 1 января 2004 года.
Напомним, что ГМЭК по ККМ не продлевает сроки нахождения в Государственном реестре ККМ моделей тех аппаратов, в которых не реализована возможность функционирования ЭКЛЗ. Если же ККМ будет исключена из Государственного реестра, то их дальнейшая эксплуатация осуществляется владельцами до истечения нормативного срока амортизации (п. 5 ст. 3 закона 54-ФЗ).

Валютные операции
С 9 июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон от 07.07.03 ≤ 116-ФЗ "О внесении изменений в статью 6 Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле". Им установлена верхняя граница норматива по обязательной продаже валютной выручки резидентов от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в размере 30 процентов. Конкретный размер процента устанавливается Банком России, который оперативно и выполнил поручение. С 10 июля обязательной продаже подлежит 25 процентов валютной выручки (указанием Банка России от 09.07.03 ≤ 1304-У).
Как и раньше, обязательная продажа валютной выручки должна быть произведена не позднее чем через семь календарных дней со дня её поступления на валютный транзитный счет экспортера. Продажа осуществляется через уполномоченные банки по рыночному курсу иностранных валют к российскому рублю на внутреннем валютном рынке РФ.
Пример 3.
19 августа 2003 года на транзитный счет организации поступила валютная выручка от реализации товаров в сумме 12 000 долл. США. 25 августа банку передано поручение на обязательную продажу 25 процентов валютной выручки. В этот же день валюта списана с транзитного валютного счета и зачислена на расчетный счет.
Курс Банка России на 19.08 - 30,3246 руб./долл. США, на 25.08 - 30,3100 руб./долл. США. Валюта была продана на межбанковской валютной бирже по курсу 30,3165 руб./долл. США. Комиссионное вознаграждение банка за обязательную продажу валюты составляет 0,8% от суммы реализованной валюты.
В бухгалтерском учете операция по обязательной продаже валютной выручки отразится следующим образом.
19 августа
Дебет 52-1-2 "Транзитный валютный счет" Кредит 62
- 363 895,20 руб. (12 000 долл. США х 30,3246 руб./долл. США) - поступила валютная выручка на транзитный счет.
25 августа
Дебет 57 Кредит 52-1-2 "Транзитный валютный счет"
- 90 930 руб. (12 000 долл. США х 25% х 30,3100 руб./долл. США) - передано в банк поручение на обязательную продажу 25 процентов валютной выручки;
Дебет 91-2 Кредит 57
- 90 930 руб. - списана проданная валюта по курсу Банка России;
Дебет 51 Кредит 91-1
- 90 949,50 руб. (3000 долл. США х 30,3165 руб./долл. США) - зачислен на расчетный счет организации рублевый эквивалент проданной валюты по курсу межбанковской биржи;
Дебет 52-1-1 "Текущий валютный счет" Кредит 52-1-2 "Транзитный валютный счет"
- 272 790 руб. (9000 долл. США х 30,3100 руб./долл. США) - зачислены оставшиеся 75 процентов валютной выручки на текущий валютный счет организации;
Дебет 91-2 Кредит 51
- 727,60 руб. (3000 долл. США х 30,3165 руб./долл. США х 0,8%) - списана сумма комиссионного вознаграждения банка;
Дебет 91-2 Кредит 52-1-2 "Транзитный валютный счет"
- 175,20 руб. (12 000 долл. США х (30,3246 руб./долл. США - 30,31000 руб./долл. США)) - учтена курсовая разница

Организациям, занимающимся внешнеэкономической деятельностью, необходимо обратить внимание на вступившие в действия в III квартале приказы ГТК России от 16.05.03 ≤ 532 от 02.06.03 ≤ 600. Ими утверждены:
Порядок классификации таможенными органами отдельных товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации;
Порядок подтверждения таможенными органами страны происхождения отдельных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации;
Положение об определении страны происхождения.

Плата за загрязнение
Опубликованное 21 июня 2003 года постановление Правительство РФ от 12.06.03 ≤ 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" завершило полуторогодичную эпопею с данным платежом (более подробно см. ПБУ 8/2003 "720 часов").
МНС России посчитало, что постановление вступает в силу с 30 июня 2003 года (письмо МНС России от 25.07.03 ≤ НА-6-21/826 "О плате за загрязнение окружающей среды"). Если же следовать пункту 6 Указа Президента РФ от 23.05.96 ≤ 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", устанавливающему, что акты правительства, затрагивающие права, свободы и обязательства граждан и юридических лиц, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования, то этого следовало ожидать как минимум на день раньше. Возможно ведомство посчитало, что в воскресенье "чадящие" предприятия организаций и индивидуальных предпринимателей не функционируют.
Таким образом, по итогам III квартала 2003 года необходимо до 20 октября исчислить и уплатить сумму платежа, а также представить отчетность. Хотя по определению Конституционного Суда РФ от 10.12.02 ≤ 284-О платеж носит неналоговый характер, налоговое ведомство продолжает его отслеживать, так как эти поступления предусмотрены утвержденным бюджетом. За II же квартала расчет необходимо было произвести исходя из данных одного дня - 30 июня.
Напомним, что расчет платы за загрязнение производится в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.08.92 ≤ 632.
При этом исчисленная величина платеже в пределах допустимых норм включается в прочие расходы при исчислении налога на прибыль (п. 49 ст. 264 НК РФ), суммы же платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду - не учитываются в целях налогообложения (п. 4 ст. 270 НК РФ). В бухгалтерском учете платежи за загрязнение окружающей среды, в том числе и сверхнормативные, признаются расходами по обычным видам деятельности, связанные с изготовлением и продажей продукции (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. приказом Минфина России от 06.05.99 ≤ 33н).
Различие учета сверхнормативных платежей в бухгалтерском и налоговом учетах обязывает организации применить нормы ПБУ 18/02. Так как в дальнейшем исчисленные сверхнормативные платежи исключаются из налоговой базы по налогу на прибыль как отчетного, так и последующих отчетных (налоговых) периодов, то возникает постоянная разница. Её же производной будет постоянного налогового обязательства.
Раз мы остановились на постановлениях Правительства РФ, то обратим ваше внимание еще на два, выпущенных в III квартале 2003 года:
- от 09.07.03 ≤ 415 "О внесение изменений и дополнений в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы";
- от 16.07.03 ≤ 432 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 г. ≤ 602 и распространении действия отдельных его положений".
Само название первого постановления говорит о его предназначении. Постановление затронуло около 70 позиций Классификации основных средств. Причем изменения в большинстве своем переводят основных средств в амортизационные группы, с меньшей величиной срока полезного использования. По некоторым основным средствам разрешены неясности, которые возникали при прочтении первоначальной редакции (подробнее см. ПБУ 8/2003 "720 часов").
Второе же постановление затрагивает интересы налогоплательщиков НДС, выполняющих операции, облагаемые по налоговой ставке 0 процентов, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев. Как известно, при получении авансовых платежей в счет поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в этом случае не начисляется НДС (подп. 1 п. 1 ст. 262 НК РФ). Перечень же таких товаров и был утвержден постановлением ≤ 602. Выпушенное постановление расширило ранее утвержденный перечень товаров более чем на 50 позиций. Помимо этого утвержден перечень работ и услуг, выполняемых и оказываемых непосредственно в космическом пространстве, а также работ и услуг, связанных с выполнением космических полетов, но проводимых на земле. Причем на этот перечень распространяется обратная сила - действует он с 1 января 2002 года.
Уточнено также, что документ, подтверждающий длительность производственного цикла изготовления реализуемых на экспорт товаров (с указанием их товаров), может выдаться не только Минэконразвития России, но и иными федеральными органами исполнительной власти. Документ должен быть подписан заместителями министров (руководителей) и заверенный круглой печатью этих министерств (органов).

Налог на доходы физических лиц
Как и во II квартале 2003 года законодатель принял два федеральных закона, вносящих изменения в главу 23 НК РФ:
- от 07.07.03 ≤ 105-ФЗ "О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса Российской Федерации";
- от 07.07.03 ≤ 110-ФЗ "О внесении изменений в статьи 219 и 220 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Первым законом распространена возможность предоставления стандартных налоговых вычетов при исчислении налога на доходы физических лиц на любого налогового агента, производящего выплату. Второй закон увеличил размер социальных вычетов на обучение и лечение до 38 000 руб. (подробнее см. ПБУ 8/2003 "720 часов").
Напомним, что налогоплательщики вправе уменьшить свои доходы на суммы, перечисленные за свое обучение в образовательных учреждениях или за обучение своих детей в возрасте до 24 лет в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 38 000 рублей.
Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения.
Минобразованием России приказом от 28.07.03 ≤ 3177 утверждена примерная форма договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования. Причем в примерной форме указывается исполнитель, оказывающий услуги (с перечислением реквизитов лицензии), заказчик (им при заключении договора на обучение детей является один из родителей или опекун) и потребитель (обучаемый). Наличие такого договора, а также документов, подтверждающих фактическую оплату обучения, являются необходимыми элементами для предоставления вычета. Отметим, что в документах, подтверждающих оплату, должна фигурировать данные налогоплательщика, который в последствии и будет обращаться в инспекции МНС России о предоставлении вычета (в случае заключение договора на обучение детей - фамилия родителя или опекуна).
Упомянув данное ведомство, нельзя не обратить внимание бухгалтеров организаций, работники которых обучаются высших учебных заведениях, на еще один приказ Минобразования России от 13.05.03 ≤ 2057. Им утверждены две форма справки - вызова.
При предоставлении работником - студентом вечерних и заочных отделений вузов Справки - вызова, дающей право на предоставление по месту работы дополнительного отпуска, связанного с обучением в высшем учебном заведении, которое имеет государственную аккредитацию, работодатель должен предоставить ему оплачиваемый учебный отпуск для сдачи промежуточных сессий, а также подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов.
Справка - вызов, дающая право на предоставление по месту работы льгот, связанного с обучением в высшем учебном заведении, которое имеет государственную аккредитацию, является основанием для предоставления работнику отпуска без сохранения заработной платы. Такой отпуск работодатель должен предоставить работнику:
- при поступлении в вуз;
- являющемуся слушателем подготовительного отделения вуза - для сдачи выпускных экзаменов, если работник;
- обучающемуся по очной форме в вузе - для сдачи сессии, для подготовки и защиты дипломной работы и сдаче государственных экзаменов работнику.

Упрощенка
Введенная с 1 января 2003 года глава 26.2 НК РФ поспособствовала созданию нового класса налогоплательщиков. Ну и как всегда в новом деле не обходится без вопросов. МНС России по мере возможности стремиться дать на них разъяснения. При этом некоторые из них вызывают новые вопросы.
В письме от 11.06.03 ≤ СА-6-22/657 работники министерства разъяснили, как необходимо учитывать некоторые затраты, а также полученные авансы.
Рассматривая материальные затраты, налоговики констатируют, что расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты. Это действительно соответствует пункту 2 статьи 346.17 НК РФ. В дальнейшем же они напрямую переносят нормы главы 25 НК РФ при применении кассового метода на главу 26.2 кодекса.
Глава 25 НК РФ позволяет налогоплательщику учесть затраты по приобретению сырья и материалов в расходах, уменьшающих полученные доходы при исчислении налога на прибыль при выполнении двух условий: погашения им задолженности и по мере списания сырья и материалов в производство (подп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ). Этому и предлагают придерживаться упращенцам.
Однако если первое условие, как было сказано выше, предусмотрено главой 26.2 НК РФ, то второго - в нем не существует, нет в главе 26.2 и отсылки к статье 273 НК РФ. Иными словами, предлагаемое МНС России несколько расширяет нормы НК РФ.
Стоимость приобретенных товаров налоговики предлагают включать в расходы того отчетного (налогового) периода, в котором фактически были получены доходы от реализации таких товаров. Исходя из этого, расходы по товарам, приобретенным впрок и не реализованным в отчетном (налоговом) периоде, учитываются при получении доходов от реализации таких товаров в последующих отчетных (налоговых) периодах. Однако, как и в предыдущем случае, происходит некоторое "передергивание" фактов: как в подпункте 23 пункт 1 статьи 346.16, так и пункте 2 статьи 346.17 НК РФ при учете в расходах стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей перепродажи, не выдвигается условие о необходимости получения дохода от их реализации.
Ссылаясь на норму пункта 1 статьи 346.17 НК РФ, МНС России считает, что полученная предварительная оплата (авансы) в счет отгрузки товаров (выполнение работ, оказание услуг) у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, являются объектом налогообложения в отчетном (налоговым) периоде их получения. Но это требование входит в некоторое противоречие со статьей 346.15. Пункт 1 статьи обязывает учитывать доходы от реализации товаров (работ, услуг), определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ. Пункт 1 статьи 249 доходами от реализации признает выручку от реализации товаров (работ, услуг). В двух этих статьях упомянут факт реализации. Реализацией же товаров, работ или услуг НК РФ признает соответственно передачу на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (ст. 39 НК РФ). В большинство своём поступление авансового платежа осуществляется до момента передачи права собственности на товары (работы, услуги). Поэтому не совсем логично требование работников ведомства. Полученный аванс следует учитывать в доходах в момент реализации товаров (работ услуг).
Обратим внимание упрощенцев еще на два письма МНС России от 26.05.03 ≤ ≤ 22-1-14/1255-У107 и 22-2-15/1265-У188. Хотя они и датированы маем месяцем, но обнародованы они были лишь в конце августа.
В первом письме работники ведомство дали разъяснение по вопросу уплаты НДС. Многие налогоплательщики, применяющие упрощенку, в прошлом году были плательщиками НДС. Некоторые из них в конце года реализовали товары (работы, услуги). Исчисленный при этом налог не был уплачен, так как согласно учетной политике по НДС ими использовался метод "по оплате". При поступлении же денежных средств в текущем году такие налогоплательщики должны уплатить налог в общем порядке, хотя и не признаются налогоплательщиками НДС.
Во втором письме МНС России обратило внимание на определение величины остаточной стоимости объектов основных средств у упрощенцев, которые и до новой упрощенки использовали упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 ≤ 222-ФЗ.
Таких налогоплательщики, как известно, вели книгу учета доходов и расходов по упрощенной форме (форма книги утв. приказом Минфина России от 22.02.96 ≤ 18) и оформляли первичные документы бухгалтерской отчетности (п. 4 ст. 1 закона 222-ФЗ). Среди закрытого перечня расходов, уменьшающих валовую выручку, стоимость основных средств и начисление амортизации по ним не упоминалось (п. 2 ст. 3 закона ≤ 222-ФЗ). Поэтому многие из них амортизацию по объектам и не начисляли.
В новой же упрощенке расходы на приобретение основных средств принимаются. По объектам, приобретенным до перехода, установлено специальное правило. Причем расходы определяются исходя из остаточной стоимости на момент перехода.
МНС России посчитало, что вышеупомянутые налогоплательщики все же должны были начислять амортизацию по объектам основных средств в общеустановленном порядке. Обоснованием для них послужило наличие в книге учета доходов и расходов специальной графы 7, по которой требовалось указывать расходы, не принимаемые при исчислении налога. Поэтому на момент перехода на новую упрощенку остаточная стоимость объектов основных средств определяется как разность между первоначальной стоимостью и начисленной суммой амортизации, определяемой по данным книги.
Однако порядок заполнения книги учета доходов и расходов предписывал налогоплательщику в графе 7 не показывать некоторые затраты, в том числе и амортизационные отчисления по основным средствам (п. 3 Порядка отражения в книге учета доходов и расходов хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности). А так как начисленную амортизацию показывать в книге не требовалось, то не совсем ясно как по ее данным (данным нескольких книг, если объект был приобретен до 1 января 2002 года) можно определить остаточную стоимость объекта на 1 января 2003 года. Возможно, налоговики посчитали, что в порядке закралась опечатка и вместо: "В графе 7 не показываются затраты .", следует читать "В графе 7 показываются затраты ."?

Пионер Минтранс
Обратим внимание бухгалтеров на два документа, вышедших из-под пера Минтранса России. Завершилась эпопея с утверждением новых норм расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте. Руководящий документ Р3112194-0366-03 был утвержден 29 апреля 2003 года (обнародован документ был вначале августа), вступил в силу с момента его подписания и будет действовать около четырех с половиной лет вплоть до 01 января 2008 года.
Для большинства организаций данный документ является справочным материалом, так как и в бухгалтерском учете и в налоговом (п. 1 ст. 254, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ) не обговорена необходимость учета расходов на содержание служебного транспорта в пределах норм. Приведенные в нем величины могут быть использованы организациями как справочные данные для утверждения своих норм расхода ГСМ.
И только организации автомобильного транспорта должны придерживаться норм в бухгалтерском учете. Это обязывает их делать Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте (утв. приказом Минтранса России от 24.06.03 ≤ 153). Минтранс России оказался пионером в разработке таких отраслевых инструкций по учету доходов и расходов. Хотя отраслевая инструкция и разрабатывалась на основе действующих положений по бухгалтерскому учету, но по некоторым вопросам она "имеет" свои, несколько отличные от ПБУ, взгляды.
Так расходы на топливо и ремонт шин включаются в состав материальных расходов в пределах норм, утвержденных ведомством (п. п. 40, 43 Инструкции), сверхнормативные же расходы необходимо учитывать во внереализационных расходах (п. 97 Инструкции). К внереализационным расходам следует также относить и все сверхнормативные суммы, определяемые в соответствии с нормами главы 25 НК РФ.
У министерства получился некоторый симбиоз бухгалтерского и налогового учета. Только бухгалтерам отрасли особо не позавидуешь. Теперь у них помимо бухгалтерского и налогового учета, возникает и третий - отраслевой.