САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 18:4726-04-2024
Пятница

 
Журнал "Расчет"
Издательская группа "Бератор Пресс"

От ПБУ к МСФО

- Зачем российским бухгалтерам Международные стандарты?
- От того, насколько прозрачной будет наша экономика для западных финансистов, зависит объем зарубежных кредитов и инвестиций. Поэтому переход на МСФО - лишь дело времени. Многие успешные компании не стали ждать законодательных актов и перешли на МСФО по собственной инициативе.
- Почему именно МСФО, а не ГААП, например?
- Эксперты считают, что МСФО - это сегодня лучшие бухгалтерские стандарты в мире, позволяющие получать объективную отчетность. Сейчас их внедряют в странах ЕС, где на биржах зарегистрировано около 8700 компаний, которые владеют почти четвертью мирового капитала. Процесс перехода на МСФО активно идет и на других континентах. Этому немало способствовал нашумевший скандал с американской компанией Enron. В консолидированную отчетность финансовой группы она не включила данные своих убыточных дочерних фирм, что позволяют делать стандарты ГААП. Мнимое благополучие ввело в заблуждение инвесторов компании. Если бы Enron составляла отчетность в соответствии с МСФО, такое было бы невозможно.
Кроме того, Совет по стандартам финансовой отчетности США (FASB) заявил о сближении, а к 2007 году и полном переходе на МСФО. Так что вскоре они станут всемирными стандартами учета.
- Но у нас есть свои родные ПБУ, чем они хуже?
- Российские ПБУ разрабатываются на основе МСФО и близки к ним. Однако различия между ними порой довольно значительные. Кроме того, отчетность в соответствии с ПБУ понятна лишь бухгалтерам и финансистам. Но даже для них она малоинформативна. Отчетность же по МСФО более понятна, доступна и полезна широкому кругу пользователей. Она также позволяет учесть фактор инфляции, что весьма важно при анализе динамики развития компаний. Наконец, крупные кредиторы и иностранные поставщики уже давно требуют от наших фирм отчетности по МСФО, даже если те не являются участниками фондового рынка. Так что никуда нам от Международных стандартов не деться. А начать готовиться к переходу на них лучше уже сейчас.
- В чем заключается эта подготовка?
- Прежде всего бухгалтеру следует научиться составлять сводный (консолидированный) отчет. В МСФО ему посвящен стандарт ≤ 27. В России понятие сводной отчетности и правила ее составления даны в Методических рекомендациях, утвержденных приказом Минфина от 30 декабря 1996 г. ≤ 112.
- Почему именно сводный отчет?
- У нас в стране широко распространены холдинговая и филиальная структуры компаний. При этом головные ("материнские") предприятия помимо собственного отчета должны составлять еще и сводный, включая дочерние и зависимые общества, структурные подразделения. Это предусмотрено пунктом 91 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденного приказом Минфина от 29 июля 1998 г. ≤ 34н. Однако у нас мало кто придает этому серьезное значение, а в МСФО влияние взаимосвязанных предприятий друг на друга и другие моменты консолидированной отчетности рассмотрены очень подробно.
- Когда отчетность дочернего общества включается в сводную отчетность компании?
- В основном когда головной фирме принадлежит больше половины голосующих акций дочернего АО или уставного капитала ООО. Однако консолидироваться нужно и в том случае, если "материнская" фирма может определять решения, принимаемые "дочкой", или имеет на нее иное влияние.
- Каким образом одна фирма может влиять на деятельность другой?
- Оказывать на фирму влияние можно, участвуя в ее совете директоров, выработке финансовой политики, заключении крупных сделок, ставя ее в технологическую зависимость и другими методами. Считается, что компания оказывает на фирму существенное влияние, если владеет более чем 20 процентами ее голосующих акций. В этом случае включать в сводную отчетность данные о зависимом обществе нужно обязательно.
- Бывает, что дочернюю фирму специально покупают для перепродажи. Нужно ли включать данные о "дочке" в сводную отчетность?
- В таком случае это делать необязательно. Кроме того, не нужно объединять отчетность обычной фирмы и банка или страховой компании, созданной этой фирмой, даже если они отвечают необходимым критериям. Это слишком разнородные виды деятельности, и их отчетность весьма специфична.
- Итак, с чего начать?
- С разработки единой учетной политики и корпоративного рабочего плана счетов. Это необходимо для получения сопоставимых данных по всем входящим в компанию фирмам. Полезно разработать формы внутренней отчетности с системой увязок разных показателей. Эти формы должны включать графы с данными о внешних и внутренних по отношению к компании расчетах и обязательствах. В дальнейшем это очень упростит составление сводного отчета, причем по любым стандартам (ПБУ, МСФО, ГААП и др.).
Очень важно наладить контроль достоверности и полноты предоставляемой фирмами информации. Эту задачу лучше всего выполнит подразделение внутреннего аудита компании.
- Работа серьезная, ничего не скажешь...
- Но и это еще не все. Перед составлением сводной отчетности необходимо выверить все взаиморасчеты и финансовые взаимоотношения "матери" (центра) и "дочек" (филиалов), а также между "дочками". Если соответствующие данные у них не совпадают, то причина расхождений выясняется у фирмы-покупателя. После исправления ошибок можно приступать к подготовке сводного отчета.
Вначале построчно суммируются все показатели бухгалтерских отчетов (баланса, форм ≤ 2-5) фирм, входящих в группу. В результате получается промежуточный (агрегированный) отчет. Затем из него исключается (элиминируется) ряд показателей:
- финансовые вложения фирм в уставные капиталы других обществ группы;
- взаимная дебиторская и кредиторская задолженность между фирмами;
- прибыль и убытки от взаимных операций между фирмами;
- дивиденды, выплачиваемые фирмам - членам группы;
- часть активов и пассивов дочерних фирм, не относящихся к деятельности компании. Если "мать" владеет менее чем половиной уставного капитала "дочек", то их данные включаются в состав сводного отчета пропорционально доле голосующих акций головной фирмы. В этом пункте консолидированный отчет "по-русски" расходится с аналогом МСФО ≤ 27. В соответствии с ним суммирование является единственным методом консолидации.
- И это все? Сводный отчет готов?
- Не торопитесь. Чтобы получить реальную картину финансового состояния компании, необходимо переклассифицировать некоторые статьи сводного отчета. Такая операция не влияет на его итоги, но меняет соотношение между показателями разделов и статей. Это может привести к иным выводам при анализе состояния дел внутри группы.
- Например?
- Допустим, фирмы компании имеют небольшие доли участия в "чужом" обществе и показывают их в своих балансах по статье "Инвестиции в другие организации". Если при сложении этих долей в рамках компании в целом получается более 20 процентов, то такая организация считается зависимой или дочерней. Поэтому данные об участии в ней надо отразить по другой строке баланса.
Вот еще пример. Одна фирма компании торгует товарами другой ее фирмы по договору комиссии. В этом случае в отчете о движении денежных средств делается постатейная перегруппировка. Отраженная в отчете комиссионера плата комитенту из разряда прочих поступлений от внешних пользователей переводится в состав выручки от продажи товаров. При этом из нее вычитается комиссионное вознаграждение, выплаченное комиссионеру. Одновременно оно уменьшает и затраты компании.
- Есть ли в консолидированном отчете еще какие-либо хитрости?
- Конечно, есть. В ряде случаев может возникнуть особый показатель - "гудвилл" (goodwill - деловая репутация фирмы). Он, например, получается при сравнении балансовой оценки инвестиций "матери" и соответствующей доли собственного капитала "дочки" (или величиной ее чистых активов) в момент инвестирования. Если номинальная стоимость акций "дочки" ниже балансовой оценки финансовых вложений в ее уставный капитал "матери", то "гудвилл" отражается в группе статей "Нематериальные активы" сводного баланса. Отрицательный "гудвилл" следует показать между III и IV разделами баланса.
- Это очень сложно. Так сразу во всем не разобраться...
- Да, непросто. Однако если сводная отчетность на основе ПБУ полностью регламентирована, то консолидация на базе МСФО сложнее. Она предусматривает несколько альтернативных вариантов решения одних и тех же вопросов. И вариант должен выбрать сам бухгалтер на основании своего профессионального суждения.
Но, как говорится, не Боги горшки обжигают. Начните с изучения нормативных актов и методички по составлению консолидированной отчетности, сходите на семинар, посоветуйтесь с аудиторами и опытными коллегами. Подумайте над формами рабочих документов и попробуйте составить сводный отчет. Это будет полезно и вам, и вашей компании. Однако помните, что отчет не самоцель. Важны выводы, которые на его основе можно сделать. Для этого нужны глубокие знания и аналитические способности.
- А если нет ни того ни другого?
- Это поправимо. До перехода на МСФО у вас есть масса времени, которое стоит потратить на образование, повышение квалификации. Ведь если вы научитесь грамотно составлять сводную отчетность и квалифицированно анализировать ее, то увидите, как изменится ваше экономическое мышление. Ваши выводы и предложения помогут компании сделать более рациональными и эффективными ее структуру, схемы закупок и продаж, финансовые вложения и многое другое. Это повысит ваш авторитет, и, вполне вероятно, вам прибавят зарплату. А может быть, вы почувствуете, что переросли рамки своей маленькой фирмы и пора двигаться дальше. Перед бухгалтером с большим багажом знаний всегда открывается много дорог в отличие от счетовода, идущего по единственной узенькой тропке.