САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 07:0620-04-2024
Суббота

 
Дарья ЕВСТИГНЕЕВА Исполнительный директор ООО "Файюм"
Журнал "Практический бухгалтерский учет"

КОММЕНТАРИИ И КОНСУЛЬТАЦИИ

Труды трудинспекции
Если вы еще не знаете, что такое трудинспекция, каковы ее полномочия, и каким образом она их осуществляет, то можно считать, что вам повезло. Тем не менее следует четко представлять себе ответы на поставленные выше вопросы ибо, как известно, зарекаться не стоит. Трудовые права работников нарушались и нарушаются повсеместно, и не всегда по злому умыслу работодателя. Чаще всего это происходит от недостатка знаний, средств и времени.
Для более полного знакомства с Федеральной инспекцией труда следует ознакомиться с положением о ней, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2000 ≤ 78 (ред. от 08.01.03). Этот документ действует в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.
Итак, в соответствии со статьей 354 ТК РФ Федеральная инспекция труда - это единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории РФ. Руководит Федеральной инспекцией главный государственный инспектор труда РФ. Руководители государственных инспекций труда - главные государственные инспекторы труда, - назначаются должность и освобождаются от должности главным государственным инспектором труда РФ. Государственные инспекции республик, краев, областе, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов, районов, городов и межрегиональные государственные инспекции образуют единую федеральную централизованную систему органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов о труде и охране труда.
Основные задачи трудинспекций - защита трудовых прав работников, обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства, доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативно-правовых актов. Занимаясь этими похвальными делами, инспекторы должны придерживаться некоторых принципов. Наиболее интересны для целей нашего разговора следующие:
 - принципа объективности, который на деле соблюдается не всегда. Инспекторы периодически некритично относятся к поступающим сигналам и прочим материалам. Между тем все собранные материалы должны содержать достаточный набор доказательств по конкретному делу;
 - принцип гласности означает открытость деятельности органов федеральной инспекции труда, доступность этих органов.
За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы несут ответственность, установленную федеральными законами (ст. 364 ТК РФ).
Напомним также, что в процессе проверок (в том числе и трудинспекцией), должны соблюдаться принципы, установленные статьей 3 Федерального закона от 08.08.01 ≤ 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Одним из основных принципов является презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя. То есть доказать, имело ли место нарушение, должны сотрудники трудинспекции.

Компетенция
Для выполнения своих задач трудинспекции:
 - контролируют соблюдение в организациях трудового законодательства и прочих нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;
 - принимают меры по устранению причин выявленных нарушений и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
 - рассматривают в соответствии с законодательством РФ дела об административных правонарушениях;
 - направляют в установленном порядке информацию в прочие органы исполнительной власти на всех уровнях, а также правоохранительные органы и в суды;
 - проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих их безопасность;
 - осуществляют надзор и контроль за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;
 - принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводят его самостоятельно;
 - дают заключения по проектам строительных норм и правил, других нормативных документов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, рассматривают и согласовывают проекты отраслевых и межотраслевых правил по охране труда;
 - ведут прием и рассматривают заявления, письма, жалобы и иные обращения работников о нарушениях их трудовых прав, принимают меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;
 - информируют и консультируют работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
 - ведут разъяснительную работу о трудовых правах работников и т. д.
Одно из приоритетных направлений деятельности органов федеральной инспекции труда - проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права в организациях, расположенных на соответствующей территории.
Основанием для таких проверок являются:
 - поступившие в органы федеральной инспекции труда заявления и жалобы работников;
 - материалы СМИ;
 - данные статистики, судебной, прокурорской практики;
 - материалы проверок общественных организаций, прежде всего технической и правовой инспекций профсоюзов.
Трудинспекторы вправе запрашивать и безвозмездно получать у органов исполнительной власти и местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов и организаций необходимую информацию о фактах правонарушений в сфере труда. Они также вправе непосредственно общаться с работниками и другими заинтересованными гражданами во время регулярно организуемых приемов.
Таковы источники, из которых инспектор может получить исходный материал для организации и проведения как плановых (текущих), так и внеплановых проверок, т. е. по конкретному факту правонарушения.
Кстати, работодателю не стоит рассчитывать на то, что проверяющий сообщит ему, кто именно из работников выступил в роли жалобщика. Статья 358 обязывает государственных инспекторов труда воздерживаться от сообщения работодателю сведений о работнике, обратившемся в орган федеральной инспекции труда за защитой своих трудовых прав. Это необходимо для того, чтобы предотвратить факты сокрытия правонарушений: не секрет, что работники коммерческих организаций, опасаясь негативной реакции со стороны работодателя, не информируют органы федеральной инспекции труда о нарушениях их трудовых прав.

Полномочия
Государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм собственности. Причем на них распространяется право пропускного режима там, где оно установлено. Для прохода государственного инспектора на территорию проверяемой организации ему достаточно предъявить служебное удостоверение установленного образца.
Государственный инспектор труда имеет право на месте знакомиться с документами и материалами, чтобы получить необходимую информацию. Работодатели и их представители не вправе уклоняться от предоставления документов под каким-либо предлогом, в том числе по мотивам содержания в них коммерческой или государственной тайны. Как правило, при проверках могут потребоваться следующие документы:
 - учредительные документы;
 - при наличии - коллективный договор, положение о персонале;
 - штатное расписание (ежегодно утверждаемое);
 - правила внутреннего трудового распорядка (причем все сотрудники должны быть ознакомлены с ним под роспись);
 - положение об оплате труда, премировании, депримировании;
 - график отпусков (утвержденный за две недели до следующего года, содержащий подписи ознакомленных работников);
 - приказы;
 - трудовые книжки;
 - личные карточки (ф. Т-2);
 - табель учета рабочего времени;
 - больничные листы;
 - инструкция по ведению кадрового делопроизводства;
 - договоры о материальной ответственности, расчетно-платежные ведомости, кассовые документы и т. д.
Работа с документами, содержащими коммерческую или государственную тайну, осуществляется в особом порядке. Так, действует постановление Правительства РСФСР от 05.12.91 ≤ 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну", который устанавливает такой перечень документов и сведений. С учетом этого перечня организации разрабатывают и утверждают перечень сведений, составляющих коммерческую и служебную тайну.
Также определены перечни сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну применительно к отдельным сферам экономической деятельности (например, в отношении приватизации государственных и муниципальных предприятий см. Указ Президента РФ от 16.11.92 ≤ 1392 (ред. от 26.03.03) "О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий"). Указом Президента РФ от 30.11.95 ≤ 1203 (ред. от 29.05.02) утвержден перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.
Государственный инспектор труда вправе знакомиться со всеми документами, которые могут содержать информацию о нарушении трудовых прав работников, в том числе:
 - приказы и распоряжения;
 - статистически отчетность;
 - акты проверок работы подведомственных организаций;
 - материалы о вскрытых контролирующими органами на нарушениях законов и их причинах;
 - письма, жалобы и предложения граждан по вопросам, относящимся компетенции проверяемого органа и т. д.
При необходимости трудинспектор вправе обратиться с просьбой об изготовлении для него копий отдельных документов.
Недопустим отказ работодателей и их представителей предоставить необходимую информацию на том основании, что она не может быть безвозмездной.
Государственный инспектор труда вправе изъять для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлением соответствующего акта (ст. 12 Конвенции МОТ ≤ 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" (1947 г., ратифицирована Федеральным законом от 11.04.98 ≤ 58-ФЗ).

Право прохода
Порядок проведения проверок должностными лицами и органами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, статьей 360 ТК РФ, иными федеральными законами, а также документами Правительства РФ и прочими нормативно-правовыми актами.
Трудинспекторы в целях осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства инспектируют любые организации на всей территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Если, предположим, ваша организация расположена на каком-то "режимном" объекте, то это не панацея от посещения инспектора. Такого рода объекты - организации Вооруженных Сил РФ, органы пограничной службы, органы безопасности, ОВД, другие правоохранительные органы, организации атомной и оборонной промышленности и т. д., - подлежат инспекционным проверкам с особым порядком их проведения, который предусматривает:
 - доступ только для государственных инспекторов труда, получивших заблаговременно соответствующий допуск;
 - проведение проверок в назначенное время;
 - ограничение на проведение проверок во время маневров или учений, объявленных периодов напряженности, боевых действий.
В соответствии со статьей 10 ТК РФ государственные инспекторы труда обязаны руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права. Важные положения, регулирующие порядок инспектирования организаций, содержатся в упомянутой выше Конвенции МОТ ≤ 81 "Об инспекции труда в промышленности и торговле" и Протоколе 1995 года к этой Конвенции (ратифицирован Федеральным законом от 11.04.98 ≤ ФЗ).
Помимо статьи 360 ТК РФ, основные требования к организации и проведению проверок соблюдения трудового законодательства закреплены в федеральных законах:

 - Федеральным законом от 17.07.99 ≤ 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации";
 - Федеральным законом от 08.08.01 ≤ 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
Полномочия государственных инспекторов труда и государственных инспекторов по охране труда по проведению инспекционных проверок предусмотрены в Положении о федеральной инспекции труда (утв. постановлением Правительства РФ 28.01.2000 ≤ 783), а также Положении о государственной инспекции труда в субъекте Российской Федерации (утв. приказом Минтруда России от 29.02.2000 ≤ 65 (ред. от 12.07.02), рег. Минюстом России 28.03.2000 ≤ 2171).
Контрольные мероприятия может проводить только тот государственный инспектор труда, сведения о котором указаны в данном распоряжении (приказе). В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 08.08.01 ≤ 134-ФЗ государственный инспектор труда правомочен проводить мероприятия по контролю (надзору) при наличии у него соответствующего распоряжения (приказа), который он обязан предъявить работодателю проверяемой организации. В этом документе указываются:
 - его номер и дата;
 - наименование соответствующего органа федеральной инспекции труда;
 - фамилия, имя, отчество государственного инспектора труда, уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;
 - наименование подлежащей контролю (надзору) организации;
 - цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;
 - правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативно-правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
 - дата начала и окончания мероприятия по контролю.
Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенную печатью копию государственный инспектор труда предъявляет одновременно со своим служебным удостоверением работодателю или его представителю.

Предписания, отстранения и т. д.
Если в ходе проверки инспектор выявляет какие-либо нарушения, то одной из форм реакции на них является вынесение предписания об устранении вскрытых правонарушений, их причин и способствующих им условий. Работодатель обязан выполнить предписание государственного инспектора труда (ст. 212 ТК РФ).
Предписание составляется в двух экземплярах и оформляется в соответствии с требованиями, указанными в статье 9 Федерального закона от 08.08.01 ≤ 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Один экземпляр предписания с копиями приложений (протоколы проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников и т. д.) вручается работодателю или его представителю под расписку либо направляется по почте с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру предписания, остающемуся в деле проверяющего органа федеральной инспекции труда.
Содержащиеся в предписании рекомендации должны иметь правовую направленность и не касаться оперативно-хозяйственной деятельности проверяемой организации.
Предложения об устранении факторов экономического, организационно-управленческого, технического, санитарно-гигиенического, медицинского характера, способствовавших правонарушениям в сфере труда, должны основываться на заключениях специалистов, материалах проверок и ревизий.
В предписании допустима постановка вопроса о необходимости привлечения руководителей и иных должностных лиц организации к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от работы в установленном порядке.
Государственные инспекторы труда вправе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов:
 - о восстановлении нарушенных прав работников;
 - привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности;
 - об отстранении их от должности в установленном порядке.
Государственные инспекторы труда вправе отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда. Обязанность проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, определяемом Правительством РФ, возложена на всех работников организаций, в том числе и их руководителей статьей 225 ТК РФ.
Государственные инспекторы труда вправе приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования, если они выявят нарушения требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений. Причем на время такого приостановления работ (вследствие нарушения требований охраны труда не по вине работника) за работниками сохраняются место работы (должность) и средний заработок (ст. 220 ТК РФ). Также инспекции могут:
 - направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условии труда требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
 - отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда;
 - запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Кроме того, государственные инспекторы труда наделены широкими правами в области предупредительного контроля и надзора выдают разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий, а также заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов.

Административная ответственность
Государственные инспекторы по труду вправе привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права. При необходимости они могут также приглашать таких лиц в органы инспекции труда в связи с находящимися в производстве делами и материалами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд.
Административная ответственность указанных лиц выражается в наложении денежного штрафа в размерах, установленных КоАП РФ. В соответствии со статьей 23.12 КоАП РФ, трудинспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 5.27, статьями 5.28 - 5.34, 5.44 КоАП РФ.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ) влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 МРОТ.
Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28 КоАП РФ) "стоит" от 10 до 30 МРОТ. Аналогичные штрафы предусмотрены за непредставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП РФ), а также за уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах (ст. 5.32 КоАП РФ).
Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры (ст. 5.33 КоАП РФ) грозит штрафом в размере от 20 до 40 МРОТ.
Штрафы в размере от 30 до 50 МРОТ предусмотрены за следующие "грехи":
 - необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30 КоАП РФ);
 - нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП РФ).
Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки влечет за собой наложение административного штрафа в размере от 40 до 50 МРОТ (ст. 5.34 КоАП РФ).
Наконец, сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 5.44 КоАП РФ) влечет за собой наложение административных штрафов:
 - от 5 до 5 МРОТ - для граждан;
 - от 5 до 10 МРОТ - для должностных лиц;
 - от 50 до 100 МРОТ - для юридических лиц.