САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 22:0425-04-2024
Четверг

 
Александр ВЕПРИНЦЕВ, Елена СУВОРОВА Компания "ИТРП"
Журнал "Бухгалтер и комьютер"

Не роскошь, а жизненная необходимость. ИТ-консалтинг в проектах автоматизации

Несмотря на наличие на многих промышленных предприятиях достаточно развитой ИТ-службы и большого количества консалтинговых компаний, предлагающих свои услуги в области ИТ-консалтинга в том числе, в пятилетней практике нашей компании (реализовавшей не один десяток проектов автоматизации производственных предприятий) крайне редки случаи, когда заказчик уже всё решил и точно знает, как должны быть организованы автоматизируемые бизнес-процессы на его предприятии. И уж совсем невероятна ситуация, чтобы он пришёл с уже формализованным описанием своей управленческой и учётной деятельности и готовым техническим заданием (ТЗ). Скорее всего это связано с ограниченной информированностью внутренних специалистов предприятий о том, как в деталях осуществляется управление их бизнесом, какие имеются типовые (эталонные) модели бизнес-процессов и как их правильно представить и описать. Поэтому среди услуг, предлагаемых компанией "ИТРП", обязательно присутствует консалтинг.
В случае применения ТБВ - Технологии быстрого внедрения (подробнее о ней см. "БиК" ≤ 8 и 9 за 2003 г.) при проведении реинжиниринга* бизнес-процессов и внедрения комплексной информационной системы на основе типового решения компании "ИТРП" для производственных предприятий необходимость оказания этой услуги значительно возрастает.
В процессе переговоров и обсуждения предстоящих работ, в ходе построения модели деятельности "как должно быть" и выработки ТЗ ведущие эксперты "ИТРП", как и других поставщиков решений, консультируют специалистов предприятия-заказчика по вопросам оптимизации всех участков учёта и управления, затронутых создаваемой системой.
Во-первых, и это самое сложное и важное, необходимо точно описать бизнес в части управления в его текущем состоянии, выявить те аспекты, которые в их настоящем виде автоматизировать неэффективно, а значит, их следует изменить.
Во-вторых, необходимо определиться, будет это система, созданная на основе типового решения и адаптированная под специфику предприятия-заказчика, или имеет смысл делать заказную систему (т. е. вести проект "с нуля").
В-третьих, выбор аппаратных средств, необходимых для корректного функционирования создаваемой системы. Любой программный продукт предъявляет определённые технические требования к операционной системе компьютера, на котором находится база данных. В ходе проекта, в результате масштабирования системы, эти требования значительно увеличиваются, так что лучше заранее рассчитать необходимые ресурсы и расходы.
Таким образом, весь процесс обсуждения предстоящего проекта и выработки ТЗ представляет собой серию непрерывных консалтинговых мероприятий, постоянных консультаций по каждому вопросу, изучение нескольких вариантов решения и выбор оптимального, которое и будет прописано в проектных документах.
Если в результате экспресс-обследования выясняется, что специфика основных бизнес-процессов на предприятии слишком далека от "эталонной модели" типового решения, то в этом случае речь может идти о создании заказной системы.
В случае же, когда большинство бизнес-процессов аналогичны тем, что находят отражение в типовом решении, выбор очевиден. Но вот перемены неизбежны при любом выборе. И при любом выборе необходимы участие в проекте специалистов предприятия-заказчика и обеспечение проекта ресурсами со стороны его высшего руководства. При работе по классической технологии это в большей степени касается финансирования внешних консультантов, чем использования рабочего времени своих сотрудников. В случае же с ТБВ экономия средств и времени на внедрение сопровождается дополнительной нагрузкой на своих специалистов. Применение информационных технологий повышает уровень требований к прозрачности всех процессов, происходящих на предприятии, определению центров ответственности, чёткости в описании функций подразделений и даже конкретных должностных лиц.
Процесс внедрения ERP-систем зачастую приводит к осознанию необходимости изменить саму парадигму управления предприятием, и руководство заказчика начинает активно действовать в этом направлении. Понимание этой необходимости приходит уже после проведения экспресс-обследования и консультаций со стороны внедренческой компании.
Выбирая оптимальную платформу, следует рассмотреть несколько решений, в частности от фирмы "1С" и от "ИТРП" на платформе "1С:Предприятие". Например, проект на ОАО "Ефремовский завод синтетического каучука" выполнен на основе продукта "ИТРП: Производственное предприятие Стандарт", а на ОАО "Тверьстеклопластик" - практически полностью разрабатывалась оригинальная конфигурация. Сейчас диапазон выбора расширился ещё больше: с начала года поступил в продажу новый программный продукт для средних и крупных производственных предприятий "ИТРП ПРОФ", и недавно вышла новая, более мощная версия платформы "1С:Предприятие 8.0". Кроме того, в ряде случаев целесообразно использовать в качестве прототипа системы так называемый бандл "ИТРП+ИНТАЛЕВ: Производственное предприятие и Финансы".
Существуют также и различные варианты решений партнёров "ИТРП", интегрируемые в комплексную информационную систему.
Для принятия правильного решения необходимо обсудить с заказчиком, какие функции нужно будет автоматизировать в ближайшее время и какие - в перспективе. С учётом этого можно принимать решение, какие программные продукты и каких разработчиков для этого можно использовать, чтобы в создаваемой системе были наиболее эффективно и полно предусмотрены механизмы их интеграции.
Выбор платформы определяется не только максимальным соответствием её функциональных возможностей требованиям заказчика, но и возможностью её масштабирования в соответствии с закономерным ростом и развитием предприятия, возможностью интеграции с другими программами и модулями для постепенного наращивания функционала и повышения уровня создаваемой системы.
В случае когда предприятию необходимо автоматизировать только учётные функции (бухгалтерский и налоговый учёт), это осуществить значительно проще, чем при автоматизации функций управления. Для решения первых задач выбор платформы не так проблематичен, главное, чтобы она была современной и открытой для настройки под учётную специфику предприятия. Таким был проект, выполненный на ЗАО НПП "Технохим". Сложнее, когда заказчик, не имея до конца выверенной системы учёта, заявляет о своём намерении создать у себя на предприятии полноценную ERP-систему, обеспечивающую кроме производственных и бухгалтерских учётно-расчётных функций ещё и возможность эффективного планирования операций и ресурсов, управления финансами и персоналом, управления себестоимостью выпускаемой продукции, управления качеством и т. п. По крайней мере, так планировались проекты на ОАО "Тверьстеклопластик" и типографии в Латвии SIA IMPRESS.
Осуществление проектов такого масштаба может длиться годами. Существенно уменьшить сроки создания КИС позволяет применение ТБВ или её элементов на отдельных участках проекта.
В реальном проекте каждая последующая стадия автоматизации функций управленческого учёта не менее трудоёмка, чем предыдущая (соответственно и не дешевле). Поэтому при оптимизации существующих процессов, при выборе платформы и конфигурации для осуществления проекта ошибка может стоить слишком дорого.
Платформа "1С: Предприятие" благодаря своей эргономичности и соответственно возможности минимизировать риски в случае, если проект по каким-либо причинам не будет доведен до конца (экспериментировать с КИС легче, неся затраты в десятки, а не в сотни тысяч долларов), становится всё более привлекательной не только для средних, но и для крупных предприятий.
Другой сложностью любого проекта является отсутствие гарантий того, что он будет доведен до конца в первоначально заявленном виде (и даже не по чьей-то злой воле или из-за ограниченности возможностей выбранной платформы). Просто если застолье в России планируется обычно масштабно, а проходит ещё масштабнее, то автоматизация предприятия планируется "масштабнее не бывает", а проводится - в девяти случаях из десяти - в очень сокращённом варианте, т. е. в лучшем случае затрагивает лишь те бизнес-процессы предприятия и участки учёта, не поменяв которые предприятие просто не может дальше развиваться. Правильнее было бы относиться к процессу автоматизации, как к ремонту в доме, в котором вы продолжаете жить и работать. Поэтому, реинжиниринг основных бизнес-процессов, т. е. своего рода "капитальный ремонт" предприятия, лучше проводить совместными усилиями специалистов внедренческой компании со специалистами заказчика и по возможности в сжатые сроки. А наращивание дополнительного функционала осуществлять по мере необходимости, но ещё до начала проекта желательно постараться спрогнозировать общее направление этого процесса. Причём, как и любой ремонт, закончить его совсем нельзя - после автоматизации основных бизнес-процессов необходимо научить сотрудников предприятия-заказчика эффективно использовать функционал системы и обеспечить сопровождение проекта. Дом, в котором вы живёте, может прийти в негодность, если не следить за исправным функционированием систем его жизнеобеспечения. А небольшие постоянные расходы на собственную ИТ-службу и сопровождение проекта с лихвой окупаются прибылью, которая прежде постоянно "терялась" из-за отсутствия или неполноты информации для принятия управленческих, ценовых и производственных решений и несогласованной работы отдельных подразделений предприятия.