САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 01:3526-04-2024
Пятница

 
Худолеев В.В.
Журнал "Консультант Бухгалтера"

Порядок применения контрольно-кассовой техники

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закон вступил в силу по истечении одного месяца с момента своего опубликования, то есть с 28 июня 2003 года (Закон опубликован в ²Российской газете⌡ 27 мая 2003 г.). Фактически это означает, что с этого дня не подлежит применению старый закон о ККМ (Закон РФ от 18 июня 1993 г. ≤ 5215-1 ²О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением⌡) и все нормативные правовые подзаконные акты, принятые на основании этого закона. В первую очередь речь идет, конечно, о постановлении Правительства РФ от 30 июля 1993 г. ≤ 745 ²Об утверждении положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин⌡.

Порядок использования ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о ККТ (контрольно-кассовая техника), включенная в Государственный реестр, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Как видим, Закон о ККТ существенно расширяет сферу применения ККТ, так как теперь под его действие подпадают все наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт, в том числе и расчеты между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Это означает, что при проведении всех наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт необходимо в обязательном порядке применять ККТ. Напомним, что ранее использование ККМ было необходимо только при наличных денежных расчетов с населением, то есть с физическими лицами.

Применение ККТ на территории РФ регламентируется:

1. Законом о ККТ.
2. Указом Президента РФ от 16 февраля 1993 г. ≤ 224 ²Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением⌡.
3. Приказом Госналогслужбы РФ от 22 июня 1995 г. ≤ ВГ-3-14/36 ²Об утверждении порядка регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах⌡ (далее по тексту . Приказ).
4. Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденными письмом Минфина РФ от 30 августа 1993 г. ≤ 104 (далее по тексту . Типовые правила);
5. Положением о порядке ведения государственного реестра контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, утвержденным решением ГМЭК от 22 октября 1993 г., протокол ≤ 3;
6. Положением о порядке продажи, технического обслуживания и ремонта контрольно-кассовых машин в Российской Федерации, утвержденное решением ГМЭК от 6 марта 1995 г., протокол ≤ 2/18-95 (доведено письмом Госналогслужбы РФ от 16 мая 1995 г. ≤ ЮБ-6-14/276 ²О решениях государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам⌡);
7. Иными нормативными правовыми актами.

В статье 1 Закона о ККТ разъяснен ряд понятий, таких как:

 - контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, . контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы;
 - наличные денежные расчеты . произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги;
 - фискальная память . комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов;
 - фискальный режим . режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти;
фискальные данные . фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт.

При этом на основании пункта 2 статьи 10 Закона о ККТ установлено, что через шесть месяцев после вступления в силу Закона о ККТ (после 28 декабря 2003 года) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применение ККТ без фискальной памяти не допускается. Это ограничение весьма существенно для предприятий и организаций, так как по некоторым экспертным оценкам в настоящий момент более 1/5 всех используемых ККТ на территории РФ не имеют фискальной памяти.

Согласно статье 5 Закона о ККТ предприятия и организации, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт, при использовании ККТ обязаны:

1) осуществлять регистрацию ККТ в налоговых органах;

2) применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную ККТ, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);

3) выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки;

4) обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку, беспрепятственный доступ к соответствующей ККТ, предоставлять им указанную документацию;

5) производить при первичной регистрации и перерегистрации ККТ введение в фискальную память ККТ информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством РФ. Вместе с тем, на основании пункта 1 статьи 4 Закона о ККТ контрольно-кассовая техника, применяемая предприятиями и организациями, должна:

быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика;
быть исправна, опломбирована в установленном порядке;
иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.
Кроме того, технические требования использования ККТ на предприятиях и организациях при осуществлении денежных расчетов с населением установлены в Типовых правилах.

Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о ККТ допускаемые к использованию на территории РФ модели ККТ определяются Государственным реестром ККТ. Государственный реестр ККТ . это перечень сведений о моделях ККТ, применяемой на территории Российской Федерации.

На основании пункта 4 статьи 3 Закона о ККТ Государственный реестр ККТ подлежит официальному опубликованию в установленном порядке, а изменения и дополнения, вносимые в него, подлежат официальному опубликованию в 10-дневный срок со дня принятия таких изменений и дополнений.

Регистрация и снятие с учета ККТ

Порядок регистрации ККТ в налоговых органах определен Порядком регистрации ККТ в налоговых органах, утвержденным Приказом (далее по тексту . Порядок). Согласно пунктам 2.4 этого Порядка процесс регистрации ККТ можно представить несколькими взаимосвязанными этапами:

1) подача заявления установленной формы с паспортом ККТ и договором о техническом обслуживании и ремонте ККТ с центром технического обслуживания или непосредственно с предприятием . изготовителем ККТ из числа зарегистрированных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

2) в течение 5 дней с момента подачи заявления и других вышеуказанных документов налоговый орган ставит на учет ККТ и выдает заявителю карточку регистрации ККТ, а также возвращает паспорт на регистрируемую ККТ и договор об ее техническом обслуживании и ремонте.

На основании пункта 7 Порядка во всех случаях, когда кассовый аппарат выбывает из обращения на предприятии и в организациях, он подлежит снятию с учета. Для этого предприятие или организация подает заявление в налоговый орган о снятии с учета ККТ. Налоговый орган, получив заявление организации, производит снятие с учета ККТ, о чем делает отметку в карточке регистрации ККТ, которая заверяется подписью должностного лица налогового органа, ответственного за регистрацию, и скрепляется печатью.

ККТ с электронными контрольными лентами защищенными (ЭКЛЗ)

В практике работы предприятий и организаций постепенно появляются все больше ККТ с ЭКЛЗ. На основании пункта 1.1 Методических указаний по применению электронных контрольных лент защищенных в контрольно-кассовых машинах, утвержденных протоколом заседания ГМЭК от 25 июня 2002 г. ≤ 4/69-2002 (далее по тексту . Протокол), электронная контрольная лента защищенная (ЭКЛЗ) . техническое устройство (комплекс программно-аппаратных средств в составе ККТ), обеспечивающее защищенную от не обнаруживаемой коррекции регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о каждой из проведенных с использованием ККТ операций, необходимой для полного учета доходов в целях правильного исчисления налогов.

Представитель контролирующей организации, обладающий соответствующим ключом, может определить корректность фискального документа, оформленного на ККТ. При закрытии смены на ККТ в фискальную память записывается информация, соответствующая данным, зарегистрированным в ЭКЛЗ. Отчет закрытия смены также защищается от несанкционированной корректировки.

В ЭКЛЗ обеспечивается долговременное хранение информации о кассовых операциях, проведенных на ККТ. С помощью запросов из ЭКЛЗ по номеру документа могут быть получены его данные, по номеру смены . контрольные ленты, по заданному периоду . обобщенные отчеты. Информация из ЭКЛЗ может быть распечатана на ККМ или сохранена в электронном виде на ином носителе с целью последующей обработки.

ЭКЛЗ по своему объему не безгранична, то есть она подлежит заполнению, так как технически представляет собой блок энергонезависимой памяти. После заполнения или в случае неисправности ЭКЛЗ подлежит замене в центрах технического обслуживания.

В эксплуатационной документации ККТ описывается порядок определения исправности ЭКЛЗ и необходимости ее замены. При этом, если ЭКЛЗ близка к заполнению (поле памяти ЭКЛЗ, предназначенное для регистрации кассовых операций, заполнено более чем на 90 процентов) или истекает установленный срок эксплуатации ЭКЛЗ, отчет закрытия смены открывается соответствующим сообщением, описанным в эксплуатационной документации ККТ.

Согласно пункту 1 Протокола с 1 января 2003 года начато внедрение электронных контрольных лент защищенных (ЭКЛЗ). Это означает, что не продлеваются сроки нахождения в Государственном реестре моделей ККТ, в которых не реализована возможность функционирования ЭКЛЗ:

1) с 1 июля 2003 года для пассивных системных ККТ, активных системных ККТ, фискальных регистраторов;

2) с 1 января 2004 года для автономных ККТ.

При этом согласно пункту 4 Протокола могут применяться пользователями в течение нормативного срока амортизации все ККТ, зарегистрированные в налоговых органах:

1) до 1 июля 2003 года для пассивных системных ККТ, активных системных ККМ, фискальных регистраторов;

2) до 1 января 2004 года для автономных ККТ.

Такие ККТ по желанию пользователя могут быть доработаны до соответствия эталонным версиям моделей, в которых реализована возможность функционирования ЭКЛЗ и которые включены в Государственный реестр ККТ.

На основании пункта 7 Протокола в наименования моделей ККТ машин, в которых реализована возможность функционирования ЭКЛЗ, вносится специальное буквенное обозначение ²К⌡. Не допускается использование таких машин без ЭКЛЗ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 8 Протокола ККТ, в которых реализована возможность функционирования ЭКЛЗ, оснащаются средствами визуального контроля ²Государственный реестр⌡ года их выпуска или года их переоборудования для использования с ЭКЛЗ.

После переоборудования ККТ с целью реализации возможности функционирования ЭКЛЗ на ней заменяется средство визуального контроля ²Государственный реестр⌡ на аналогичное году переоборудования ККТ. Данные действия проводятся центрами технического обслуживания ККТ под контролем соответствующих генеральных поставщиков.

Отметим, что каждая ЭКЛЗ имеет свой регистрационный номер, который при ее активизации вносится в паспорт версии модели соответствующей ККТ. При этом активизация до начала работы ККТ запрещается. Такая ситуация в практике работы предприятий и организаций может возникнуть, например, когда ККТ приобретена, но еще на поставлена на учет и обслуживается одним из центров технического обслуживания ККТ.

На новые ККТ, в которых реализована возможность функционирования ЭКЛЗ, выдаются паспорта соответствующих версий моделей ККТ.

На переоборудованные ККТ, в которых реализована возможность функционирования ЭКЛЗ, выдаются новые паспорта версий моделей, и на эти машины распространяются новые сроки их использования, установленные согласно Государственному реестру ККТ.

Паспорт версии модели ККТ, в которой реализована возможность функционирования ЭКЛЗ, должен иметь буквенное обозначение ²ЭКЛЗ⌡, которое располагается в поле дисплея, изображенного на паспорте версии модели.

Осуществление наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без использования ККТ

Как уже упоминалось, на основании пункта 1 статьи 3 Закона о ККТ контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Вместе с тем, согласно пункту 2 статьи 3 Закона о ККТ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. При этом порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ.

В настоящий момент Правительством РФ порядок применения бланков строгой отчетности не регламентирован, поэтому до момента утверждения такого порядка считаем правомерным использовать старый порядок применения бланков строгой отчетности, а также ранее утвержденные формы таких бланков.

Порядок использования документов строгой отчетности регламентирован письмом Минфина РФ от 23 августа 2001 г. ≤ 16-00-24/70 ²О документах строгой отчетности при осуществлении денежных расчетов с населением⌡. Согласно этому письму документы строгой отчетности должны содержать наряду с показателями, характеризующими специфику оформляемых операций, следующие обязательные реквизиты:

 - гриф утверждения;
 - наименование формы документа;
 - шестизначный номер;
 - серия;
 - код формы по Общероссийскому классификатору управленческой документации (ОКУД);
 - дата осуществления расчета;
 - наименование и код организации по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО);
 - код ИНН;
 - вид оказываемых работ (услуг);

единицы измерения оказанных услуг (в натуральном и денежном выражении);
наименование должности лица, ответственного за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления с личной подписью.
Утвержденные Минфином РФ формы документов строгой отчетности распространяются на все предприятия и организации, занимающимися видами деятельности, для которых эти формы были утверждены.

В случае необходимости утвержденные формы документов строгой отчетности могут быть дополнены реквизитами, соответствующими роду деятельности предприятия или организации. При этом все реквизиты, предусмотренные в утвержденных формах, остаются без изменения; удаление отдельных реквизитов не допускается. В случае незаполнения той или иной строки, предусмотренной в утвержденной форме документа строгой отчетности, ввиду отсутствия у организации соответствующих показателей эта строка прочеркивается.

Формы документов строгой отчетности для предприятий и организаций утверждены:

 - Приказом Минфина РФ от 25 февраля 2000 г. ≤ 20н ²Об утверждении бланков строгой отчетности⌡.
 - Письмом Минфина РФ от 12 марта 1999 г. ≤ 16-00-24-32 ²Об утверждении форм документов строгой отчетности⌡.
 - Письмом Минфина РФ от 11 апреля 1997 г. ≤ 16-00-27-15 ²Об утверждении форм документов строгой отчетности⌡.
 - Письмом Минфина РФ от 20 апреля 1995 г. ≤ 16-00-30-35 ²Об утверждении форм документов строгой отчетности⌡.
 - Письмом Минфина РФ от 20 апреля 1995 г. ≤ 16-00-30-33 ²Об утверждении форм документов строгой отчетности⌡.
 - Письмом Госналогслужбы РФ от 30 августа 1994 г. ≤ НИ-6-14/320 ²О формах документов строгой отчетности⌡ (письмо Минфина России от 20 декабря 1993 г. ≤ 16-31).
 - Иными нормативными правовыми документами.

Согласно пункту 3 статьи 2 Закона о ККТ организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности:

1) продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта РФ, а также если учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
2) продажи ценных бумаг;
3) продажи лотерейных билетов;
4) продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
5) обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
6) торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
7) разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
8) продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
9) продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;
10) торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
11) торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
12) приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
13) реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством РФ;
14) продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

Отметим, что вышеприведенный перечень сокращению и расширению не подлежит и применяется повсеместно на всей территории РФ.

Кроме того, в соответствие с пунктом 3 статьи 2 Закона о ККТ организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях, указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без ККТ.
Рассмотрим все вышеприведенное на конкретном примере.

Пример
ООО ²Пресс-торг⌡ продает через сеть своих киосков газеты и журналы, а также сопутствующие товары: канцтовары, книги и прочее. Раздельный учет выручки от продажи газет и журналов и сопутствующих товаров ведется. Ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляет деятельность ООО ²Пресс-торг⌡. В отдельных киосках выручка от продажи газет и журналов постоянно меньше 50 процентов всей выручки от продажи. Кроме того, в некоторых киосках от месяца к месяцу выручка от продажи газет и журналов изменяется и в отдельные месяцы может составлять менее 50 процентов всей выручки от продажи. В то же время, выручки от продажи газет и журналов от всей выручки от продаж ООО ²Пресс-торг⌡ всегда составляет более 50 процентов. Необходимо ли применять ККТ при реализации через сеть своих киосков газеты и журналы, а также сопутствующие товары: канцтовары, книги и прочее, в вышеуказанных случаях (постоянное и временное превышение выручки от реализации сопутствующих товаров над выручкой от реализации газет и журналов в отдельных киосках)?

Комментарий: На основании пункта 1 статьи 2 Закона о ККТ контрольно-кассовая техника применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Однако, согласно пункту 3 статьи 2 Закона о ККТ организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках:
1) при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов;
2) при условии, что ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
3) при условии, что учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно.

Учитывая все вышесказанное, ООО ²Пресс-торг⌡ во всех случаях, когда выручка от реализации газет и журналов менее 50 процентов от всей выручки от реализации товаров (работ, услуг) как отдельно взятого киоска (филиала или обособленного подразделения) обязана применять ККТ в этом киоске (филиале или обособленном подразделении).

На практике не редки случаи, когда на предприятиях и в организациях отключают электричество. При этом большинство моделей современных ККТ не могут работать. В этом случае предприятия и организации могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения ККТ, но с соблюдением ряда условий:

1) вместо чеков ККТ должны выдаваться документы, являющиеся бланками строгой отчетности;
2) отключение электроэнергии должно быть зарегистрированно в энергоснабжающей организации и подтверждено соответствующими документами.

Контроль за применением ККТи ответственность за неприменение ККТпри осуществлении наличных денежных и (или) расчетов с использованием платежных карт

Согласно статье 7 Закона о ККТ контроль за применением ККТ и соблюдением законодательства о ККТ осуществляют:

1. Налоговые органы:
осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Закона о ККТ;
осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями ККТ, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены КОАП РФ, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования законодательства о ККТ.
2. Органы внутренних дел взаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми органами при осуществлении последними контрольных функций.
3. Центральный банк РФ . в отношении кредитных организаций.

Организации и индивидуальные предприниматели, а также их должностные лица за неприменение ККТ привлекаются к административной ответственности в виде штрафа на основании статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. ≤ 195-ФЗ (далее по тексту . КОАП РФ). Согласно данной статье продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях ККТ влечет наложение административного штрафа:

 - на граждан в размере от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда;
 - на должностных лиц . от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда;
 - на юридических лиц . от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда.

Отметим, что ²неприменение ККТ⌡ трактуется налоговыми органами достаточно широко. Согласно письму МНС РФ от 14 августа 2002 г. ≤ АС-6-06/1243@ ²Об отдельных вопросах применения КОАП РФ при осуществлении контроля за исполнением закона Российской Федерации от 18 июня 1993 г. ≤ 5215-1 ²О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением⌡ неприменением ККТ считается:

1) использование не зарегистрированных в налоговых органах ККТ;
2) не соответствие ККТ техническим требованиям к контрольно . кассовым машинам;
3) отсутствие ККТ в классификаторе ККТ;
4) отсутствие прикладных программ, необходимых для использования с данной моделью ККТ на основании действующего законодательства;
5) отсутствие на ККТ средств визуального контроля ²Государственный реестр⌡ и ²Сервисное обслуживание⌡;
6) техническое обслуживание ККТ не осуществляется или осуществляется не в центре технического обслуживания ККТ;
7) ККТ с повреждениями или отсутствием пломбы центра технического обслуживания и маркировки предприятия . изготовителя;
8) применение при осуществлении денежных расчетов с населением ККТ с фискальной памятью в нефискальном режиме или с вышедшим из строя блоком фискальной памяти;
9) невыдача чека покупателю;
10) отсутствие на чеке необходимых реквизитов или неразборчивость данных на кассовых чеках;
11) иные нарушения, установленные в рассматриваемом письме.

Вместе с тем, считаем, что данная точка зрения налоговых органов недостаточно аргументирована, поскольку все вышеперечисленные нарушения не являются осуществлением наличных денежных и (или) расчетов с использованием платежных карт и наказываться в административном порядке не должны. Арбитражная практика арбитражных судов отдельных федеральных округов подтверждает нашу точку зрения, однако пока ВАС РФ однозначно не высказал свою позицию в данном вопросе. Взвесив все за и против, рекомендуем предприятиям и организациям не боятся отстаивать свою точку зрения в арбитражных судах.

Отметим, что административная ответственность за неприменение ККТ может быть возложена не только на предприятие или организацию, но и на должностных работников этого предприятия.

Кроме того, согласно определению Конституционного суда РФ от 14 декабря 2000 года ≤ 244-О предприятие или организация, привлеченная к административной ответственности за неприменение ККТ, имеет право в установленном законом порядке предъявлять требования о возмещении ущерба, нанесенного ему по вине работника . кассира, непосредственно нарушившего порядок применения ККТ.