САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 13:4120-04-2024
Суббота

 
М.С. Полякова, ведущий консультант МКПЦН
Международный консультативно-правовой центр по налогообложению

Подотчет "наоборот": будьте осторожны!

Во время аудита кассовых операций часто выявляются нарушения по учету операций с подотчетными лицами. Порой допущенные ошибки ведут к крайне неблагоприятным налоговым последствиям. В частности, это касается расчетов с сотрудниками, которые производят расходы за счет собственных средств, а потом получают от организации компенсацию.
Во время аудита кассовых операций часто выявляются нарушения по учету операций с подотчетными лицами. Порой допущенные ошибки ведут к крайне неблагоприятным налоговым последствиям. В частности, это касается расчетов с сотрудниками, которые производят расходы за счет собственных средств, а потом получают от организации компенсацию.
Во многих организациях подотчетные лица на самом деле вовсе не являются таковыми. Сотрудники фактически не получают денег под отчет. Они оплачивают товарно-материальные ценности из своего кармана. Затем на основании авансового отчета организация компенсирует им произведенные расходы.
По сути, такую операцию нельзя назвать подотчетом, а сотрудника, истратившего свои деньги на нужды организации, - подотчетным лицом. Отчитываться ему не за что - никаких средств от организации он до совершения операции не получал. Напротив, это он какое-то время кредитовал организацию. Словом, налицо своеобразный подотчет ²наоборот⌡.
Сразу скажем, что законодательство подобных операций напрямую не запрещает. О подотчетных операциях говорится только в Порядке ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденном решением Совета Директоров Банка России от 22.09.93 ≤ 40. Но в этом документе содержатся настолько скудные сведения по рассматриваемому нами вопросу, что ²инкриминировать⌡ на их основании что-либо организации вряд ли возможно.
Впрочем, существует точка зрения, что подотчет ²наоборот⌡ противоречит Трудовому кодексу. Но мы оставим этот вопрос за рамками данной статьи и поговорим о налогообложении. Тем более, что судя по аудиторскому опыту, бухгалтеры организаций, в которых практикуются подобные операции, зачастую даже не подозревают, что они могут повлечь за собой довольно неприятные налоговые последствия.

Чем опасен подотчет ²наоборот⌡
Позиция налоговых органов такова, что подотчет ²наоборот⌡ можно рассматривать либо как заем, либо как куплю-продажу. Все зависит от того, как оформлены первичные документы: на организацию или на имя самого сотрудника.
Если документы оформлены на организацию.
По мнению МНС России, в этом случае работник, по сути, кредитует организацию. Ведь он за свой счет покупает ценности для организации, а организация затем возвращает ему эту сумму. Это не что иное, как заем.
Так как заем беспроцентный, то объекта налогообложения по налогу на доходы физических лиц у работника не возникает. Также не возникнет проблем и с вычетом НДС (разумеется, если все условия для вычета выполнены: есть счет-фактура и т. д.).
Единственная неприятность, подстерегающая организацию, связана с налогом на прибыль. С точки зрения МНС России, при получении беспроцентного займа у организации возникает доход как при безвозмездном получении услуги (в размере неуплаченных процентов по займу). Но это вопрос спорный.
Если документы оформлены на имя сотрудника.
В этом случае налоговые органы могут расценить операцию так, что сотрудник приобретал ценности для себя лично, а затем он решил продать их организации. То есть налицо договор купли-продажи, заключенный в устной форме. Напрашивается вывод, что авансовый отчет оформляется для отвода глаз, а на самом деле сотрудник получил доход.
Значит, возникает объект налогообложения по налогу на доходы физических лиц. Удерживать и перечислять в бюджет налог организация не должна [1]. Однако она обязана отразить выплаченный доход в справке по форме 2-НДФЛ. Если этого не сделать - грозит штраф.
Сотруднику же придется по окончании года подавать налоговую декларацию. Правда, налог платить, скорее всего, не придется. Ведь в рассматриваемом случае сотрудник имеет право на имущественный налоговый вычет (ст. 220 НК РФ). Его максимальная величина - 125 000 руб. По выбору вместо этого вычета сумму дохода можно уменьшить на величину фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с получением дохода.
Не миновать и проблем с вычетом НДС. Как известно, физические лица не являются плательщиками этого налога. Если сотрудник продает организации имущество, приобретенное на свое имя, ²входного⌡ НДС не будет. Даже если сотрудник передаст организации все документы, полученные от поставщика. К тому же среди этих документов не будет счета-фактуры (п. 7 ст. 168 НК РФ).
Наконец, налог на прибыль. Организация, которая учла в целях налогообложения расходы на основании документов, оформленных на имя сотрудника, рискует тем, что эти расходы не будут признаны налоговыми органами. Проверяющие будут апеллировать к пункту 1 статьи 252 НК РФ. Согласно этому пункту расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. То есть в нашем случае именно организацией, а не ее сотрудниками.

Что делать
Чтобы обезопасить себя от налоговых рисков, лучше избегать псевдоподотчетных операций. Это понятно. Но что если это по той или иной причине невозможно? Тогда нужно проследить, чтобы ²первичка⌡ была оформлена правильно.
Во-первых, разъясните сотрудникам, которые тратят свои деньги на нужды производства, что они должны соблюдать незыблемое правило: все первичные документы, которые получены от поставщиков, должны быть оформлены не на имя сотрудника, а на организацию. Можно указать наименование организации рядом с фамилией сотрудника, непосредственно приобретавшего товары (работы, услуги). Тогда все, чем вы рискуете, - это проблемы с беспроцентным займом. Однако, как уже было сказано, возникает ли в этом случае доход, облагаемый налогом на прибыль, - вопрос спорный.
Во-вторых, советуем оформить подотчет ²наоборот⌡ специальным внутренним документом (приказом, распоряжением руководителя), детально регламентирующим подобные операции.
Здесь нужно сделать небольшое отступление. При проверке подотчетных операций налоговый инспектор обязательно попросит представить на проверку распоряжение руководителя о порядке выдачи подотчетных средств. Сразу отметим, что организации не обязаны иметь такой документ. В пункте 11 Порядка ведения кассовых операций говорится лишь о том, что деньги выдаются сотрудникам под отчет в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий. Но при этом не указано, в какой форме должно быть сделано распоряжение руководителя. Это может быть как отдельный приказ, в котором оговариваются условия выдачи денег под отчет в целом по организации, так и распоряжение о выдаче суммы денег конкретному сотруднику на конкретные цели.
В последнем случае распоряжением признается не только приказ, но и подпись руководителя на расходном кассовом ордере. Согласно пункту 14 Порядка ведения кассовых операций кассир имеет право выдать деньги из кассы, если подпись руководителя есть хотя бы на одном первичном документе - либо на расходном кассовом ордере, либо на документах, прилагаемых к нему (заявлениях, счетах и др.). Значит, требование относительно того, что организация обязательно должна иметь общий приказ о размерах и сроках выдачи денег под отчет, да еще утяжеленный списком лиц, имеющих право получать подотчетные суммы, неправомерно. Достаточно подписи руководителя организации на расходном кассовом ордере либо визы директора на заявлении сотрудника о выдаче ему подотчетных денег.
Сказанное выше полностью справедливо для организаций, которые осуществляют подотчетные операции как положено - начиная с предварительной выдачи денег под отчет сотруднику. Но тем, кто предпочитает пользоваться средствами сотрудников, настоятельно советуем оформить такой приказ.
В нем нужно расписать порядок отношений с подотчетными лицами, который практикуется в организации. Чем подробнее вы распишете свои внутренние - только вашей организации свойственные - правила по проведению расчетов с сотрудниками, тем лучше.
Утвержденный порядок проведения подотчетных операций является неким аналогом учетной политики, только в организационной сфере. Налоговые инспекторы при проверке будут ориентироваться на этот приказ, поскольку никаких нормативных актов, устанавливающих иной порядок, нет.
Наконец, нужно соблюдать и другие требования по оформлению первичных документов. Они общеизвестны: документы должны быть оформлены согласно унифицированным формам, все необходимые реквизиты должны быть заполнены, каждая сумма должна быть подтверждена документально. Фамилия подотчетного лица, указанная на авансовом отчете, должна совпадать с фамилией лица, приобретающего ценности и указанного в первичных документах. А первичные документы должны быть датированы более ранним числом, чем авансовый отчет сотрудника.

[1] Налог с доходов от продажи имущества налогоплательщик должен уплачивать самостоятельно. Об этом гласит подпункт 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ.