САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 09:4826-04-2024
Пятница

 
Кошкина Т.К.
Журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения"

Комментируем новый Таможенный кодекс

Новым ТК РФ отменено требование об обязательном лицензировании деятельности таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, таможенных перевозчиков и владельцев таможенных складов. Ранее выданные лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера и таможенного перевозчика, на учреждение склада временного хранения, таможенного склада, а также квалификационные аттестаты специалиста по таможенному оформлению, выданные до 1 января 2004 года, сохраняют свою силу до истечения срока действия. Теперь таможенные брокеры должны иметь Свидетельства о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей).Свидетельства в соответствии с п. 2 ст. 142 ТК РФ выдаются без ограничения срока действия, тогда как лицензия выдавалась на три года. Деятельность юридических лиц в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов также допускается при условии их включения в Реестр таможенных перевозчиков, Реестр владельцев складов временного хранения, Реестр владельцев таможенных складов соответственно. Свидетельства о включении лиц в данные реестры действительны в течение пяти лет. Лицензии, выданные на учреждение магазина беспошлинной торговли, прекращают свое действие с 1 января 2004 года.
Статьей 339 ТК РФ значительно увеличены размеры обеспечения уплаты таможенных платежей при осуществлении деятельности в качестве таможенного брокера, владельца склада временного хранения, владельца таможенного склада и таможенного перевозчика. Данное нововведение, скорее всего, приведет к росту стоимости этих услуг.
Не произошло изменений в содержании основных таможенных режимов, лишь поменялись некоторые формулировки. Так, выпуск для свободного обращения называется теперь выпуском для внутреннего потребления (по сути это все тот же импорт), транзит переименован в международный таможенный транзит. Не коснулись изменения режима экспорта. Два режима (вывоз отдельных товаров в государства - бывшие республики СССР и вывоз товаров для представительств РФ за рубежом), отсутствовавшие в прежнем Таможенном кодексе и введенные соответствующими постановлениями правительства, в новом законе отнесены к иным специальным таможенным режимам (ст. 268).

Льготы участникам ВЭД
Статьей 68 введены специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных лиц. Претендовать на льготный порядок таможенных процедур могут те лица, которые на день обращения в таможенный орган не имеют административных правонарушений в области таможенного дела и являются участниками ВЭД не менее трех лет. Кроме того, они должны вести свой учет в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, с целью обеспечения прозрачности своей коммерческой документации, позволяющей таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные для таможенного оформления товаров.
Участники ВЭД, претендующие на применение специальных упрощенных процедур таможенного оформления, должны обратиться в таможенный орган с заявлением в письменной форме. Заявитель должен представить письменное обязательство о согласии вести систему учета своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров, а также о своем согласии обеспечивать доступ должностных лиц таможенных органов к системе учета.
Приказом ГТК РФ от 30 сентября 2003 г. ≤ 1077[1] утверждены Порядок ведения системы учета коммерческой документации и формуляр внешнеэкономической сделки. Глава II Порядка устанавливает перечень сведений, которые участники ВЭД должны предоставлять таможенным органам при проведении таможенной ревизии или по письменному запросу таможенного органа. В соответствии с п. 13 Порядка сведения представляются в форме, аналогичной формуляру внешнеэкономической сделки.
Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления включают в себя: подачу периодической таможенной декларации при ввозе товаров (ст. 136), выпуск товаров до подачи таможенной декларации при представлении сведений, необходимых для идентификации товаров (ст. 150), проведение таможенного оформления на объектах таких лиц, хранение товаров на своих складах и другие упрощенные процедуры. Так, согласно п. 4 ст. 136 при регулярном перемещении через таможенную границу одних и тех же товаров одним и тем же лицом таможенный орган может разрешить использование одной периодической таможенной декларации при неоднократном перемещении таких товаров в течение одного года. Выпуск товаров до подачи таможенной декларации допускается при представлении декларантом письменного обязательства о подаче им таможенной декларации и представлении необходимых документов и сведений в срок, устанавливаемый таможенным органом, но не позднее 45 дней со дня выпуска товаров (п. 2 ст. 150).

Таможенная декларация
Подача

Новый ТК РФ разрешает подачу таможенной декларации любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации. В случае подачи таможенной декларации в таможенный орган, который не вправе проводить таможенное оформление по причинам, установленным п. 2 ст. 125 (например, при декларировании таких товаров, как культурные ценности, радиоактивные материалы; либо в зависимости от вида транспорта, используемого для международной перевозки товаров (автомобильный, морской, воздушный, железнодорожный); либо в случае перемещения через таможенную границу отдельных видов товаров, в отношении которых зафиксированы частые случаи нарушения таможенного законодательства Российской Федерации; либо в случае необходимости проведения специального контроля за отдельными товарами, содержащими объекты интеллектуальной собственности), таможенная декларация в день подачи пересылается принявшим ее таможенным органом в надлежащий таможенный орган. Срок принятия таможенной декларации в этом случае продлевается на время, необходимое для ее пересылки, но не более чем на два рабочих дня.
Положительным нововведением является то, что право сдачи документов, которые могут использоваться при таможенном оформлении других товаров, предоставляется декларанту только один раз. В этом случае по запросу декларанта таможенным органом выдается письменное подтверждение принятия таких документов в специально установленной форме. Подтверждение считается действительным до внесения изменений в представленные документы или до истечения срока их действия. Данное подтверждение может использоваться декларантом в дальнейшем при таможенном оформлении других товаров без дополнительного представления в таможенный орган ранее принятых документов. Декларант вправе представить указанные документы до подачи таможенной декларации (п. 6 ст. 131).
В соответствии со ст. 132 нового ТК РФ факт подачи таможенной декларации и представления необходимых документов фиксируется в день их получения таможенным органом. Таможенный орган по запросу декларанта выдает письменное подтверждение (в том числе и в форме электронного документа) о получении таможенной декларации и необходимых документов.

Таможенная декларация принимается в день ее получения за исключением случаев, когда она подана в таможенный орган, не правомочный принимать таможенные декларации, либо она подана ненадлежащим лицом, либо не содержит всех необходимых сведений (ст. 124), если составлена в неустановленной форме или при ее подаче не представлены документы, необходимые для таможенного оформления, за исключением документов, которые могут быть представлены после принятия таможенной декларации в соответствии с п. 5 ст. 131 ТК РФ. Согласно этому пункту, декларант может обратиться в таможенный орган с письменным мотивированным заявлением о предоставлении отдельных документов в более поздний срок, необходимый для их получения. Таможенный орган в письменной форме разрешает их предоставление в срок не позднее 45 дней после принятия таможенной декларации. Декларант письменно обязуется представить документы в установленный срок.
Факт неуплаты таможенных платежей на момент подачи таможенной декларации не является основанием для отказа в ее принятии.
При декларировании товаров таможенным органам они подлежат классификации, то есть в отношении товаров определяется классификационный код (классификационные коды) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. По запросу декларанта таможенные органы принимают предварительное решение о классификации товара. Предварительное решение является обязательным для всех таможенных органов и действует в течение пяти лет со дня его принятия, если оно не изменено или не отозвано, либо его действие не прекращено. Предшествующим кодексом срок действия предварительного решения ограничивался одним годом.
Сроки проверки
Новым ТК РФСокращены сроки проверки таможенной декларации, документов и досмотра товаров и транспортных средств. Ранее срок таможенного контроля был ограничен 10 днями при условии принятия таможенной декларации и представления всех необходимых для таможенных целей документов и сведений, предъявления товаров и транспортных средств (ст. 194 ранее действовавшего кодекса). При этом, согласно п. 14 Приказа ГТК РФ от 29 ноября 2002 г. ≤ 1284 "Об утверждении Правил приема грузовых таможенных деклараций", если после подачи ГТД декларант представлял какие-либо документы, в том числе по запросу таможенного органа, необходимые для проверки сведений, заявленных в ГТД, то срок проверки ГТД исчислялся со дня представления последнего документа.
В настоящее время таможенные органы должны осуществлять выпуск товаров не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений, а также со дня предъявления товаров таможенным органам. Такой срок установлен п. 1 ст. 152 ТК РФ. Таким образом, если все необходимые документы и товары представлены таможенникам одновременно с таможенной декларацией, то выпуск товаров должен производиться не позднее трех рабочих дней. Если документы или товары представлены таможенникам позднее, то трехдневный срок проведения проверки будет исчисляться с момента их предоставления в полном объеме.
Продление срока проверки товаров, согласно п. 2 ст. 359, допускается в том случае, если предъявленные для проверки товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров и (или) сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных документах на товары. Если данные обстоятельства не позволяют таможенникам установить соответствие товаров заявленным о них сведениям, то срок проверки товаров продлевается на время, необходимое участнику ВЭД для разделения партии на отдельные товары.

Обжалование действий таможенных органов
Право на судебное обжалование действий либо бездействия таможенников содержалось и в утратившем силу Таможенном кодексе. Однако предварительно жалобу на решение таможенников необходимо было направить в вышестоящий таможенный орган либо вышестоящему должностному лицу, а затем и в суд. Теперь у участников ВЭД нет обязанности досудебного обжалования. Экспортер или импортер вправе обратиться непосредственно в суд (ст. 46 ТК РФ), а также использовать одновременно оба канала обжалования (вышестоящий таможенный орган (вышестоящее должностное лицо) и суд).
Порядок подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица установлен ст. 47 ТК РФ. При этом необходимо знать, что:
- жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа подается в вышестоящий таможенный орган;
- жалоба на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа подается в данный таможенный орган;
- жалоба на начальника таможенного органа направляется в вышестоящий таможенный орган.
Участник ВЭД может подать жалобу как непосредственно в вышестоящий таможенный орган, так и через тот таможенный орган, решение (действие, бездействие) которого или начальника которого обжалуется. Этот таможенный орган обязан в пятидневный срок со дня поступления передать ее по назначению.
Изменены сроки подачи жалобы. Жалоба может быть подана в течение трех месяцев со дня:
- когда лицу стало известно или будет известно о нарушении его прав;
- истечения установленного срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения (ст. 48).
Предельный срок рассмотрения жалобы сокращен с трех до двух месяцев. Жалоба должна быть рассмотрена правомочным таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления. Таможенный орган, рассматривающий жалобу, может продлить срок рассмотрения еще на один месяц (раньше допускалось продление на срок до двух месяцев), о чем в письменной форме с указанием причин продления сообщается лицу, подавшему жалобу (ст. 55).
Решение вышестоящего таможенного органа об удовлетворении жалобы должно быть выполнено в течение 10 дней со дня поступления решения в тот орган, действие или бездействие которого обжаловалось, если в указанном решении не установлен иной срок.
При обжаловании решения (действия, бездействия) должностного лица таможни или таможенного поста в связи с перемещением через таможенную границу товаров, стоимость которых не превышает 1,5 миллиона рублей, и (или) одного транспортного средства может применяться упрощенный порядок обжалования (ст. 57 ТК РФ). В этом случае лицо обращается к вышестоящему должностному лицу таможни (таможенного поста) с устной жалобой, а в случае обжалования решения, действия (бездействия) начальника таможенного поста - к начальнику таможни, в регионе деятельности которой находится данный таможенный пост. Рассмотрение жалобы осуществляется безотлагательно, и решение по ней принимается незамедлительно.
По желанию лица, обратившегося с жалобой, должностным лицом таможенного органа составляется акт о рассмотрении жалобы в упрощенном порядке. В нем указываются сведения о должностном лице таможенного органа, рассматривающем жалобу; лице, обратившемся с жалобой; краткое содержание жалобы и принятое решение. Копия акта о рассмотрении жалобы в упрощенном порядке вручается обратившемуся с ней лицу. Рассмотрение жалобы в упрощенном порядке и принятие по ней решения не является препятствием для подачи жалобы в общем порядке.
Таможенные органы возмещают вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие неправомерных решений, действий (бездействия) своих должностных лиц, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таможенные платежи
Новым ТК РФ сокращено количество платных таможенных услуг. Так, консультирование, как в устной, так и в письменной форме, проводится бесплатно (п. 2 ст. 25 ТК РФ). Отменена плата за участие в таможенных аукционах, за принятие предварительного решения.
К таможенным платежам в соответствии со ст. 318 ТК РФотносятся:
- ввозная и вывозная таможенные пошлины;
- налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров в Россию;
- акциз, взимаемый при ввозе товаров в Россию;
- таможенные сборы.
Как и раньше, базой для расчета таможенной пошлины и налогов является таможенная стоимость и (или) количество товаров, перемещаемых через таможенную границу России (ст. 322 ТК РФ). При ввозе товаров таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации. При вывозе товаров таможенные пошлины, как правило, должны быть уплачены не позднее дня подачи таможенной декларации.
При изменении таможенного режима таможенные пошлины, налоги должны быть уплачены не позднее дня завершения действия изменяемого таможенного режима. Как и раньше, изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов производится в форме отсрочки или рассрочки (ст. 333 ТК РФ).
В случаях, когда для целей исчисления таможенных пошлин и налогов, требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется курс иностранной валюты, действующий на день принятия таможенной декларации таможенным органом (ст. 326 ТК РФ). Если выпуск осуществляется до подачи таможенной декларации, то применяются ставки таможенных пошлин, налогов, курсы иностранных валют, действующие на день выпуска указанных товаров (ст. 150 ТК РФ).
Статьей 321 ТК РФ
ограничена общая сумма ввозных таможенных платежей в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию России. Она не может превышать сумму таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, если товары были бы выпущены для свободного обращения при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации. При этом не учитываются суммы пеней и процентов, а также случаи, когда сумма таможенных пошлин, налогов увеличивается вследствие изменения их ставок на день принятия таможенной декларации таможенным органом при заявлении измененного таможенного режима. В указанных случаях суммы уплаченных таможенных пошлин, налогов при предшествующем таможенном режиме подлежат зачету при уплате сумм таможенных пошлин, налогов в соответствии с условиями вновь избранного таможенного режима.
До 1 января 2004 года, в соответствии с п. 1 Указания ГТК РФ от 10 декабря 1996 г. ≤ 01-14/1344 "Об уплате таможенных платежей", таможенное оформление товаров производилось только при условии фактического поступления подлежащих уплате сумм таможенных платежей на счета таможенного органа (за исключением случаев, когда плательщику предоставляется отсрочка или рассрочка по их уплате). По новому ТК РФ в случае непоступления сумм таможенных пошлин и налогов товары считаются условно выпущенными (п. 2 ст. 149). Таможенные органы не вправе требовать подтверждения поступления денежных средств на счета таможенных органов. Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров.
Статьей 322 ТК РФ установлено, что обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов считается исполненной с момента:
1) списания денежных средств со счета плательщика в банке либо с момента внесения наличных денежных средств в кассу таможенного органа;
2) зачета в счет уплаты таможенных платежей излишне уплаченных (излишне взысканных) сумм таможенных пошлин, налогов, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, - с момента принятия заявления о зачете;
3) зачета в счет уплаты таможенных пошлин, налогов авансовых платежей или денежного залога, а если такой зачет производится по инициативе плательщика, - с момента получения таможенным органом распоряжения о зачете;
4) зачета в счет уплаты таможенных платежей денежных средств, уплаченных банком либо страховой организацией, либо поручителем в соответствии с банковской гарантией, договором страхования или в соответствии с договором поручительства;
5) обращения взыскания на товары, в отношении которых не уплачены таможенные платежи, либо на предмет залога или иное имущество плательщика, если размер сумм указанных денежных средств больше суммы задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Статьей 337 ТК РФ установлены случаи обеспечения исполнения обязанности уплаты таможенных пошлин и налогов. Это необходимо при:
1) предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов;
2) условном выпуске товаров;
3) перевозке и (или) хранении иностранных товаров;
4) осуществлении деятельности в области таможенного дела.
Обеспечение не предоставляется, если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет менее 20 тысяч рублей, а также в случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены.
Если одно и то же лицо совершает несколько таможенных операций, то таможенный орган обязан принять генеральное обеспечение, то есть обеспечение уплаты таможенных платежей для совершения всех операций. Таможенные органы принимают генеральное обеспечение для совершения таможенных операций в нескольких таможенных органах, если такое обеспечение может быть использовано любым из таможенных органов в случае нарушения обеспеченных обязательств.
Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов производится лицом, ответственным за их уплату, либо любым иным лицом в пользу лица, ответственного за уплату таможенных пошлин, налогов. Уплата таможенных платежей в соответствии с новым ТК РФ обеспечивается следующими способами:
1) залогом товаров и иного имущества;
2) банковской гарантией;
3) внесением денежных средств в кассу или на счет таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог);
4) поручительством.
Таким образом, разделены гарантия банка и третьего лица (поручительство), внесение сумм таможенных платежей на депозит заменено денежным залогом.
Изменился порядок начисления пени при неуплате таможенных пошлин, налогов в установленный срок. С 1 января текущего года пени начисляются за каждый календарный день просрочки подлежащих уплате сумм начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты, по день исполнения обязанности по уплате таможенных платежей (либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки) включительно в процентах, соответствующих одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ, от суммы недоимки. Для целей исчисления пени применяется ставка рефинансирования, действующая в период просрочки.

При выставлении требования об уплате таможенных платежей поручителю или гаранту пени начисляются не более чем за три месяца со дня, следующего за днем истечения сроков исполнения обязательств, обеспеченных поручительством или банковской гарантией (ст. 349 ТК РФ). В случае нарушения срока подачи таможенной декларации при нахождении товаров на складе временного хранения (СВХ) пени за период временного хранения не начисляются и уплате не подлежат.
Статьей 282 ТК РФ изменен предел стоимости на бесплатный ввоз и вывоз товаров для личного пользования. Полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов предоставляется, если стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации (за исключением транспортных средств), не превышает 65 тысяч рублей.

Cроки хранения товаров на СВХ
Продлены предельные сроки временного хранения товаров. Раньше общий срок нахождения товаров и транспортных средств на складе временного хранения не мог превышать двух месяцев (ст. 155). Новым ТК РФ определено, что срок временного хранения товаров составляет два месяца, однако по мотивированному запросу он может быть продлен таможенным органом до четырех месяцев (п. 1 ст.103). Исчисление срока временного хранения товаров начинается со дня их помещения на СВХ либо со дня приобретения товарами статуса товаров, находящихся на временном хранении (п. 4 ст.103), то есть с момента предъявления товаров в месте их прибытия (п. 2 ст. 77).
По истечении предельного срока временного хранения таможенные органы распоряжаются указанными товарами в соответствии со ст. 429 ТК РФ. Факт истечения срока временного хранения или срока хранения на таможенном складе фиксируется таможенным органом в акте. Форма документа определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Второй экземпляр такого акта вручается законному владельцу товаров, если это лицо установлено таможенным органом. Копия акта вручается владельцу склада временного хранения или владельцу таможенного склада.

Временный ввоз
Предельный срок временного ввоза, как и раньше, составляет два года (ст. 213). Новым в данном таможенном режиме является то, что по товарам, относящимся к основным производственным фондам, если они не являются собственностью российских лиц, пользующихся ими на таможенной территории РФ, допускается временный ввоз с применением частичного освобождения от уплаты таможенных платежей на 34 месяца. В соответствии с действовавшим ранее Порядком уплаты таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов временно ввозимых (вывозимых) товаров, утвержденном Распоряжением ГТК РФ от 03.07.01 ≤ 702-р "О некоторых вопросах применения таможенного режима временного ввоза (вывоза) товаров") рассчитанные суммы периодических таможенных платежей уплачивались предварительно, при этом конкретные сроки уплаты этих платежей устанавливал таможенный орган, предоставивший разрешение на временный ввоз (вывоз). Сейчас с согласия таможенного органа участники ВЭД вправе сами определять периодичность уплаты сумм таможенных пошлин, налогов. При этом уплата этих сумм должна производиться до начала соответствующего периода.
Новым ТК РФ декларанту разрешено при завершении режима временного ввоза выпуском товаров для свободного обращения указать на уменьшение таможенной стоимости товаров, произошедшее вследствие их естественного износа при нормальных условиях эксплуатации. Корректировка таможенной стоимости товаров может производиться при условии предоставления декларантом достоверной и документально подтвержденной информации (ст. 214 ТК РФ). Согласно ранее действовавшему Порядку использовалась таможенная стоимость, определенная на момент временного ввоза.
Прежний Таможенный кодекс содержал большое количество отсылочных норм на многочисленные подзаконные акты. Введение в действие нового ТК РФ не устраняет все недостатки в законодательстве и не решает всех задач в области таможенного дела. Однако его бесспорным достижением является тот факт, что многие положения, действовавшие ранее, впервые прописаны непосредственно в кодексе. Кроме того, введен целый ряд новых положений, продлены сроки действия многих документов. Надеемся, что наша публикация будет полезна участникам внешнеэкономической деятельности. Если читателями будет проявлен интерес к данной теме, мы вернемся к рассмотрению конкретных вопросов более подробно.

*****

[1] Приказ ГТК РФ от 30.09.03 ≤ 1077 "Об утверждении Порядка ведения системы учета коммерческой документации лицами, в отношении которых установлены специальные упрощенные процедуры таможенного оформления".