убмшдп.ТХ - УЛПТБС РПНПЭШ ВХИЗБМФЕТХоБУФТПКЛЙ: 02:2817-04-2024
уТЕДБ

 
пФЧЕЮБАФ УРЕГЙБМЙУФЩ нлрго
цХТОБМ "бХДЙФ Й ОБМПЗППВМПЦЕОЙЕ"

чпртпущ й пфчефщ

Какой в этом году порядок расчета среднего заработка для оплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам?
С 1 января 2004 г. изменен порядок расчета среднего заработка для оплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 08.12.2003 г. № 166-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования на 2004 год" (далее - Закон № 166-ФЗ) установлено, что в 2004 году пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам исчисляются из среднего заработка работника по основному месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, с учетом непрерывного трудового стажа и иных условий, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами об обязательном социальном страховании. Исчисление среднего заработка осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии со ст. 139 ТК РФ. При этом в случае повышения заработной платы в расчетном периоде такое повышение учитывается с даты повышения фактической заработной платы.
Обращаем внимание, что в Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденное Постановлением Пленума ВЦСПС от 12.11.84 г. № 13-6, которым ранее регламентировался порядок расчета сумм указанных пособий, изменения пока не внесены. Однако ст. 183 и 255 ТК РФ содержат ссылку на то, что пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам выплачиваются в соответствии с Федеральным законом. Таким образом, при расчете указанных пособий в 2004 году следует применять алгоритм расчета, установленный ст. 139 ТК РФ и Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 г. № 213 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".
Также обращаем внимание на порядок применения различных правил расчета пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам в переходный период, если, например, нетрудоспособность наступила в 2003 году, а листок по нетрудоспособности был предоставлен работником в 2004 году.
Постановлением Минтруда России от 24.12.2003 г. № 89 утверждены разъяснения о порядке исчисления среднего заработка при расчете пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в 2004 году. По мнению Минтруда России, по страховым случаям, наступившим до 1 января 2004 г., пособие по временной нетрудоспособности и пособие по беременности и родам исчисляются по ранее действующим правилам, так как Закон № 166-ФЗ вступил в силу с 1 января 2004 г.
То есть при предъявлении в 2004 году работниками листков по нетрудоспособности, наступившей в 2003 году, применяются правила, действовавшие до вступления в силу Закона № 166-ФЗ.
Пунктом 2 ст. 8 Закона № 166-ФЗ установлено, что в 2004 году работнику, который в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам проработал фактически менее трех месяцев, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием) и пособие по беременности и родам выплачиваются в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.
Согласно Постановлению Минтруда России от 24.12.2003 г. № 89, в случае если работник в последние 12 календарных месяцев работал у нескольких работодателей, при определении трех месяцев фактической работы учитывается также период его работы у предыдущего работодателя (работодателей) в соответствии с записями в трудовой книжке или на основании копий трудовых договоров.
В этом Постановлении также говорится, что при определении периода фактической работы в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам не учитываются периоды, в течение которых работник фактически не работал:
 - rработник получал пособие по временной нетрудоспособности или пособие по беременности и родам;
 - rработник не работал в связи с простоем по вине работодателя или по причинам, не зависящим от работодателя и работника;
 - rработник не участвовал в забастовке, но в связи с этой забастовкой не имел возможности выполнять свою работу;
 - rработнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства;
 - rработник в других случаях освобождался от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В период фактической работы в последние 12 календарных месяцев перед наступлением нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам включается время, в течение которого работник фактически работал и за ним сохранялась средняя заработная плата в соответствии с законодательством Российской Федерации:
 - rпри направлении в служебные командировки;
 - rпри переводе на нижеоплачиваемую работу.

Действует ли в 2004 году ограничение по сумме пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплачиваемой работникам?
В соответствии со ст. 7 Закона № 166-ФЗ на 2004 год продлено действие ст. 15 Федерального закона от 11.02.2002 г. № 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", согласно которой максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц не могут превышать 11 700 рублей.
В районах и местностях, где в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности и максимальный размер пособия по беременности и родам определяются с учетом этих коэффициентов.
Таким образом, при расчете размера пособия фактический среднедневной заработок надо сравнивать с суммой среднедневного пособия, рассчитанного исходя из максимальной суммы оплаты:
11 700 руб. : количество рабочих дней по графику в месяце нетрудоспособности или месяце нахождения в отпуске по беременности и родам.
Расчет пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам следует производить исходя из наименьшей суммы среднедневного пособия.

В каком порядке производится в этом году оплата путевок за счет средств Фонда социального страхования РФ?
Статьей 10 Закона 166-ФЗ установлено, что в 2004 году средства обязательного социального страхования направляются на полную или частичную оплату стоимости путевок для детей застрахованных граждан:
 - rв детские санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия, расположенные на территории Российской Федерации, продолжительностью пребывания 21-24 дня из расчета до 400 рублей на одного ребенка в сутки. Максимальный размер оплаты стоимости путевки на одного ребенка в сутки в детских санаторных оздоровительных лагерях круглогодичного действия, расположенных в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, определяется с учетом этих районных коэффициентов;
 - rв загородные стационарные детские оздоровительные лагеря не более чем за 24 дня пребывания в период школьных каникул в порядке и на условиях, которые определяются Правительством РФ.

Организация-подрядчик выставила претензию субподрядчику в связи с выявленными недоделками по работам, принятым ранее. Выявленные недоделки устранялись собственными силами. Сумма выставленной претензии составляет величину затрат на устранение недоделок. Следует ли уплачивать НДС с суммы выставленной претензии?
Затраты по устранению недоделок производятся за счет организации, нарушившей условия выполнения работ, то есть недоделки должен устранить субподрядчик, либо он должен возместить такие расходы подрядчику.
Выполненные работы по устранению недоделок не включаются в объект обложения НДС в связи с тем, что они не относятся к операциям, указанным в п. 1 ст. 146 НК РФ, то есть не признаются реализацией и не относятся к строительно-монтажным работам, выполненным для собственного потребления.
Понятие реализации дано в ст. 39 НК РФ. Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
В рассматриваемой ситуации результаты выполненных работ не передаются субподрядчику, а потребляются подрядчиком. Устранение недоделок производится в рамках прежнего договора подряда. Оплату (возмещение) расходов подрядчика осуществляет субподрядчик, который в данной ситуации не является ни покупателем, ни потребителем результатов выполненных работ.
Как видим, работы по устранению недоделок в рамках прежнего договора подряда не являются реализацией. Следовательно, стоимость этих работ не подлежит обложению НДС.
При этом суммы "входного" НДС по товарам (работам, услугам), использованным подрядчиком для выполнения этих работ, не принимаются к вычету, а учитываются в сумме претензии, выставляемой субподрядчику.

Нужно ли восстанавливать НДС с недоамортизированной стоимости основных средств, числящихся на балансе организации, при переходе на упрощенную систему налогообложения?
В соответствии с подпунктом 1 п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, облагаемых НДС.
Как указано в п. 1 ст. 172 НК РФ, налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, и после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).
Согласно п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), не признаются налогоплательщиками НДС (кроме обязанностей налогового агента и уплаты таможенного НДС).
Соответственно, осуществляемые ими операции НДС не облагаются.
На основании подпункта 3 п. 2 ст. 170 НК РФ суммы НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), использованным организациями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг), не облагаемых НДС, вычету не подлежат, а учитываются в стоимости при приобретении товаров (работ, услуг).
В соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ при принятии организацией, не являющейся налогоплательщиком согласно главе 21 НК РФ, указанных сумм НДС к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой, соответствующие суммы налога подлежат восстановлению и уплате в бюджет.
По мнению МНС, принятые к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам (с недоамортизированной стоимости), приобретенным до перехода на УСН, используемым в производственной деятельности после перехода организации на упрощенную систему налогообложения, подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед переходом на УСН (Письмо УМНС России по г. Москве от 19.03.2003 г. № 24-11/15029).
В то же время в Налоговом кодексе нет требования о восстановлении НДС по товарно-материальным ценностям, приобретенным до перехода на упрощенную систему налогообложения и используемым в период применения УСН. В п. 3 ст. 170 НК РФ говорится о необходимости восстановить НДС только в том случае, если налог был принят к вычету налогоплательщиком неправомерно.
Если организация не выполнит требование налоговых органов по восстановлению НДС, то ей, вероятно, придется отстаивать свою позицию в судебном порядке.
Указанная позиция о неправомерности требований налоговых оганов по восстановлению НДС организациями, перешедшими на УСН, поддерживается в настоящее время арбитражной практикой (Постановление ФАС ВСО от 02.07.2003 г. № А19-2958/03-5-Ф02-1950/03-С1, Постановление ФАС СЗО от 19.08.2003 г. № А56-9429/03).

Относятся ли на расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, суммы, перечисляемые по договорам добровольного медицинского страхования работников, а также оплата стоимости санаторно-курортного лечения?
Перечень расходов по добровольному личному страхованию работников и определение предельных сумм таких расходов, учитываемых в уменьшение полученных доходов при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций, предусмотрены п. 16 ст. 255 НК РФ.
Для признания суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного медицинского страхования, заключенным в пользу работников со страховыми организациями, расходами, уменьшающими налоговую базу по прибыли, необходимо наличие договора страхования, отвечающего требованиям вышеуказанного пункта, а также документов, подтверждающих уплату страховых взносов налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде.
У страховой организации должна быть соответствующая лицензия. Срок договора страхования должен быть не менее года. Расходы для целей налогообложения ограничиваются: они не могут превышать 3% суммы расходов на оплату труда.
Что касается расходов на санаторно-курортное лечение работников, то путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление приобретаются работодателями в соответствии с заявлениями работников и при наличии медицинских заключений, выданных соответствующими учреждениями здравоохранения. Такие расходы, оплачиваемые за счет средств ФСС РФ, не включаются в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Если организация оплачивает стоимость санаторно-курортного лечения сотрудников, то указанные расходы согласно п. 29 ст. 270 НК РФ также не учитываются при исчислении налога на прибыль организаций.

Предприятие является налоговым агентом для иностранных юридических лиц, оказывающих услуги на территории РФ и не состоящих на учете в налоговых органах РФ. В какой момент налоговые агенты должны перечислять суммы НДС, удержанные с дохода иностранного поставщика?
Согласно п. 1 ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с нормами НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
В частности, налоговыми агентами для целей исчисления налога на добавленную стоимость признаются организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих на налоговом учете на территории РФ (ст.161 НК РФ).
Федеральным законом от 08.12.2003 г. № 163-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" были внесены изменения в п. 4 ст. 174 НК РФ, в результате чего к организациям, исполняющим обязанности налоговых агентов, были предъявлены новые требования.
Статьей 5 вышеназванного Закона определено, что в случае реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.
Данная норма распространяется на всех налоговых агентов, приобретающих работы (услуги) у налогоплательщиков - иностранных лиц, не зарегистрированных в российских налоговых органах и реализующих работы (услуги) на территории РФ.