САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 02:2126-04-2024
Пятница

 
Мамуков В.Н. бухгалтер - эксперт


О неправомерности начисления пени по арендной плате за пользование лесным фондом

Наверняка многие налогоплательщики-арендаторы лесфонда неоднократно сталкивались с начислением и взиманием подразделениями Министерства по Налогам и Сборам пеней за несвоевременную уплату арендной платы за пользование лесным фондом, однако не все знают, что данные действия подразделений МНС РФ выходят за рамки их компетенции:
в соответствии со ст. 105 федерального закона ≤ 22-ФЗ от 29.01.1997г. "Лесной кодекс РФ" : "Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда"
в соответствии с типовыми договорами аренды лесного фонда между арендаторами в лице лесопользователей и арендодателями в лице лесхозов "Арендная плата устанавливается ежегодно на основании расчетного размера лесопользования", либо с иной формулировкой;
в соответствии с разделами вышеуказанных договоров аренды: "За несвоевременное перечисление платежей за лесные ресурсы и финансирование лесохозяйственных работ, виновные уплачивают неустойку в виде пеней в размерах согласованными сторонами (а как правило предложенными арендодателями), от этих сумм за каждый день просрочки".
На основании вышеуказанного следует, что обязательства по уплате арендной платы за пользование лесным фондом в части сумм и сроков уплаты у арендатора лесного фонда в лице лесопользователя возникают по подписании дополнительного соглашения о размере и сроках внесения арендной платы за лесной фонд за 2004 год, либо по получении от арендодателя соответствующего предложения с расчетом суммы арендной платы с указанием сумм и сроков платежей и регулируются договорами аренды и соответственно гражданским законодательством. Кроме того, начисление пеней за просрочку платежей согласно договоров аренды лесного фонда в соответствии с гражданским законодательством подразумевает наличие вины арендатора по неуплате в отличие от начисления пени по правоотношениям, регулируемым Налоговым Кодексом.
Далее стоит обратиться к статье 75 части 1 НК РФ которая определяет сущность категории "Пеня" в Налоговом Кодексе, из которой следует, что пеня взимается за просрочку налогоплательщиком платежей по налогам и сборам в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Таким образом, принимая во внимание, что действующим законодательством о налогах и сборах, сроки платежей арендной платы за пользование лесфондом не установлены, следует, что у подразделений МНС РФ нет оснований для начисления пеней за просрочку данных платежей на основании Налогового Кодекса. Начисление, же пеней согласно положений договоров аренды лесного фонда, возможно лишь в двух случаях: наличия предъявленных арендатору арендодателем претензий и требований об уплате пеней и письменного согласия налогоплательщика с предъявленными требованиями, либо
наличия предъявленных арендатору арендодателем претензий и требований об уплате пеней и судебного решения в пользу арендодателя по данному вопросу.
Те арендаторы, которые раннее уже уплатили суммы пеней, могут потребовать их возврата от налоговых органов и уплатить их после того, как им будут предъявлены претензии от арендодателей, если арендодатели решат воспользоваться правом взыскания пеней в соответствии с Гражданским Кодексом.

Надеюсь, что данные замечания помогут лесопользователям полнее воспользоваться своими правами.