Организация хочет продать квартиру, находящуюся в ее собственности и оприходованную по полной стоимости на счете 41, своему работнику. При этом НДС по данной операции принят к вычету не был, поскольку отсутствует счет-фактура. Имеет ли право организация при реализации данной квартиры рассчитать налоговую базу по НДС с "межценовой разницы" в соответствии с п. 3 ст. 154 НК РФ? В соответствии с положениями ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. Согласно п. 1 ст. 154 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено данной статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. Таким образом, для целей налогообложения принимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. Вместе с тем в соответствии с п. 3 ст. 154 Кодекса при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога на добавленную стоимость, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений ст. 40 Кодекса, с учетом налога на добавленную стоимость, акцизов (для подакцизных товаров), и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок). Таким образом, в случае если у налогоплательщика отсутствуют оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие, что при приобретении квартиры продавцу оплачена предъявленная им сумма налога на добавленную стоимость, то налоговая база при передаче квартиры в собственность работнику предприятия по договору купли-продажи должна определяться в соответствии с п. 1 ст. 154 Кодекса. Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. ≤ 24-11/01913 от 09.01.2004, подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга А.А. Глинкиным.
Организация передала средства, полученные по кредитному договору, третьей организации по договору займа. Правомерно ли в данной ситуации включение в состав расходов для целей налогообложения прибыли затрат организации в виде процентов по кредитному договору? Правомерна ли уплата налога на прибыль за счет средств, полученных налогоплательщиком по кредитному договору? Согласно ст. 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, предусмотренных договором, а заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее. В соответствии с п. 2 ст. 819 ГК РФ к отношениям по кредитному договору применяются правила, предусмотренные параграфом 1 главы 42 ГК РФ, посвященной договору займа, если иное не предусмотрено правилами параграфа 2 главы 42 ГК РФ и не вытекает из существа кредитного договора. Согласно п. 2 ст. 819, ст. 814 ГК РФ кредитный договор, как и договор займа, может предусматривать целевое использование кредита. В соответствии со ст. 807 ГК РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Таким образом, заключение организацией-заемщиком по кредитному договору с третьей организацией самостоятельного договора займа и представление контрагенту согласно указанному договору займа в собственность денежных средств, ранее полученных по кредитному договору, является способом использования средств, полученных по кредитному договору. Следовательно, если в рассматриваемой ситуации организация использовала кредит в хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода, путем передачи средств по договору займа третьей организации, то проценты за пользование этим кредитом могут быть рассмотрены как расходы, соответствующие требованиям п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ для целей налогообложения по налогу на прибыль налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). Таким образом, если рассматриваемые затраты являются экономически оправданными, то на этом основании они могут быть включены в состав расходов для целей налогообложения прибыли при условии их документального подтверждения. Главой 25 НК РФ не предусмотрено ограничений по уплате налога на прибыль за счет средств, полученных налогоплательщиком по кредитному договору, однако в этом случае затраты организации-заемщика в виде процентов по долговому обязательству не могут учитываться в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль, как не соответствующие критериям п. 1 ст. 252 НК РФ.
Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. ≤ 26-12/69502 от 11.12.2003, подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга А.А. Глинкиным.
Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, планирует приобрести объект недвижимости, право собственности, на который подлежит государственной регистрации. Сможет ли организация включить в первоначальную стоимость приобретаемого объекта недвижимости сбор за государственную регистрацию прав на него? В соответствии со статьями 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, а также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. При определении объекта налогообложения налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, уменьшает полученные доходы на предусмотренные пп. 1 п. 1 ст. 34616 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходы на приобретение основных средств (с учетом положений п. 3 указанной статьи). Данные расходы согласно п. 2 ст. 34616 НК РФ принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Состав и оценка основных средств для определения расходов на их приобретение, учитываемых для целей исчисления единого налога, определяются налогоплательщиками в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. При этом налогоплательщикам следует руководствоваться положениями Федерального закона от 21.11.96 ≤ 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и принятым в соответствии с ним Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 ≤ 26н (далее - ПБУ 6/01). Согласно п. 5 ПБУ 6/01 к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие соответствующие объекты. В составе основных средств учитываются также капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы), капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, земельные участки, объекты природопользования (вода, недра и другие природные ресурсы). Пунктом 8 ПБУ 6/01 определено, что первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Регистрационные сборы, государственные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) прав на объект основных средств, относятся к фактическим затратам на приобретение, сооружение и изготовление основных средств. Таким образом, в случае приобретения объекта недвижимости, относящегося по определению п. 5 ПБУ 6/01 к основным средствам, организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, вправе включить в первоначальную стоимость данного объекта сбор за государственную регистрацию прав на него. При этом необходимо учитывать, что данные расходы согласно п. 2 ст. 34617 НК РФ принимаются после фактической оплаты полной стоимости приобретенных объектов. Кроме того, в соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 34616 НК РФ основные средства, приобретенные в период применения упрощенной системы налогообложения, относятся на расходы налогоплательщика в момент ввода этих основных средств в эксплуатацию.
Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. ≤ 21-09/68540 от 10.12.2003, подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга Л.Я. Сосихиной. |
|