САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 19:4123-04-2024
Вторник

 
Сергей Дмитриев, эксперт журнала
Журнал "Двойная запись"

Налоги и потери. Как их включить в затраты "упрощенца"

"Упрощенцы", считающие налог с разницы между доходами и расходами, могут столкнуться со сложностями при заполнении отчетности за первый квартал.
Часть "упрощенцев", определяющих налог с разницы между доходами и расходами, за прошлый год начисляли минимальный налог - 1 процент от выручки. Он взимался, если был получен убыток или налог с чистого дохода был меньше минимального. Однопроцентный налог за 2003 год включается в затраты этого года, поэтому его надо учитывать и заполняя отчетность за первый квартал 2004 года. Правда, списывается налог по-разному, в зависимости от итогов работы за прошлый год. Если тогда у организации (ПБОЮЛ) доходы превысили расходы, то разница между налогом, определенным с суммы превышения, и минимальным увеличивает издержки 2004 года.
Пример 1
ООО "Журавль" работает по "упрощенке" и считает налог с разницы между доходами и расходами. За 2003 год доход составил 8 000 000 руб., а затраты - 7 600 000 руб. Поэтому предприятие обязано начислить налог с 400000 руб. (8000000 - 7600000), и он составит 60000 руб. (400000 руб. x 15%). Но эта сумма меньше 1 процента от выручки, то есть 80000 руб. (8000000 руб. x 1%), значит, в бюджет надо заплатить именно 80000 руб. Сумма, что превышает налог, начисленный "с прибыли", равна 20000 руб. (80000 - 60000). Она включается в расходы 2004 года (п. 6 ст. 346.18 НК РФ), которые определяются нарастающим итогом с начала года (п. 5 ст. 346.18 НК РФ). Поэтому мы считаем, что их надо списать, не дожидаясь окончания года.
------------------------------------------
Налог, увеличивающий затраты, нужно показать по строке 030 декларации. Его же следует отразить в графах 6 и 7 раздела 1 Книги учета доходов и расходов "упрощенца", где приводятся общие издержки и те, что учтены при налогообложении. Эти графы заполняются на основании первичных документов. В нашем случае - на основании платежки на перечисление минимального налога, поскольку расходы можно увеличить только на оплаченные налоги (п. 6 ст. 346.18 и п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Следовательно, пока "упрощенец" не заплатит минимальный налог, он не вычтет его из доходов.
Из этого правила есть одно исключение. Если в счет долга по минимальному налогу был зачтен тот, что вы заплатили в 2003 году с разницы между доходами и расходами, и решение о зачете налоговики приняли в первом квартале 2004 года, можно увеличить затраты в декларации, сдаваемой за январь-март.
Иначе списывается минимальный налог, если издержки за 2003 год превысили выручку. Тогда налог включается в убытки, которые можно учесть при налогообложении в течение следующих десяти лет.
Пример 2
ООО "Аист", работая по "упрощенке", начисляет налог с разницы между доходами и расходами. В 2003 году доходы составили 6000000 руб., а затраты - 7500000 руб., поэтому фирма заплатила минимальный налог 60000 руб. (6000000 руб. x 1%), и он увеличит ее убыток за 2003 год - 1500000 руб. (7500000 - 6000000). Общая сумма убытка, перенесенная на 2004 год и последующее время, равна 1560000 руб. (60000 + 1500000).
---------------------------------------
Этим убыткам посвящен пункт 7 статьи 346.18 НК РФ, где введен ряд ограничений для налогоплательщиков, на два из которых стоит обратить особое внимание. Первое - сумма списываемых убытков не может превышать 30 процентов от налоговой базы отчетного года. К примеру, если за 2004 год доходы ООО "Аист" превысят расходы на 1000000 рублей, то фирма уменьшит налоговую базу на 300000 рублей (1000000 руб.#30%). Второе - убытки вычитаются именно из налоговой базы. Она определяется по итогам налогового периода (ст. 54 НК РФ), для "упрощенцев" - года (п. 1 ст. 346.19 НК РФ). Таким образом, прошлогодние убытки можно учесть при налогообложении только когда будет заполнена декларация за весь 2004 год. Если же организация (ПБОЮЛ) спишет эти суммы раньше, например в отчетности за первый квартал, то налоговики обоснованно заявят, что плательщик прежде времени увеличил издержки, и начислят пени.

Расходы "упрощенцев". Перечень расширен?

Олег Самойлов, эксперт журнала
ФАС Уральского округа решил позаботиться об "упрощенцах" и своим постановлением от 28 января 2004 г. ≤ Ф09-5088/03-АК вроде бы расширил перечень затрат, которые уменьшают их доходы. Вообще-то этот перечень приведен в статье 346.16 НК РФ и "закрыт", но судьи решили его "открыть". Они заявили, что издержки, связанные с производственной деятельностью, увеличивают "налоговые" затраты, даже если они не перечислены в НК РФ. Их можно списать как средства, связанные "с обслуживанием производственного процесса". На Урале к ним, в частности, отнесли суммы, что предприятие затратило на оплату автостоянки и на обучение своего бухгалтера. А поскольку судьи не указали, что этот перечень закрыт, то получается, что все расходы, необходимые для работы фирмы, можно учесть при налогообложении, даже если их нет в статье 346.16 НК РФ. И возможно, что некоторые плательщики так и поступят.
Однако не стоит торопиться. Ведь уменьшать прибыль на все обоснованные траты могут лишь плательщики налога на прибыль, а "упрощенцам" это запрещено. Правда, эти две группы налогоплательщиков одинаково определяют материальные расходы - по статье 254 НК РФ, где предусмотрено, что в затраты включаются работы и услуги производственного характера. Но по нашему мнению, ни учеба бухгалтера, ни оплата автостоянки к этим услугам не относятся, так как напрямую не связаны с производством. Единственное, что можно посоветовать "упрощенцу", - маскировать "неудобные" затраты. Например, если предприятие оплачивает автостоянку на длительный срок, то с ее хозяином можно попробовать заключить договор аренды, поскольку арендные платежи увеличивают расходы (подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Что же касается обучения бухгалтера, то здесь можно оформить трудовой договор, по которому фирма обязана платить за учебу. Тогда эта сумма будет исключена из доходов как зарплата (подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), но с нее надо платить взносы в ПФР и НДФЛ. Так что от списания затрат на учебу лучше отказаться.