САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 09:4425-04-2024
Четверг

 
Н.Попова, И.Рамазанов
Журнал "Российский налоговый курьер"

Мы постоянно контролируем, как инспекции на местах соблюдают процедуру регистрации

Возможно, уже в следующем году любой желающий сможет законно приобрести базы данных налоговых инспекций, содержащие сведения обо всех организациях и предпринимателях. Как рассказал в интервью нашему журналу руководитель Департамента государственной регистрации и учета юридических и физических лиц МНС России Сергей Сергеевич ДУКАНОВ,это не единственное новшество, которое планируется внедрить

Сергей Сергеевич, в соответствии с Указом Президента главной задачей Федеральной налоговой службы, в которую будет преобразовано МНС России, станет контроль за соблюдением налогового законодательства. Означает ли это, что функции по регистрации организаций и предпринимателей перейдут к другому ведомству?

На этот вопрос ответить сейчас сложно. В предложениях по изменению законодательства функция государственной регистрации оставлена за налоговыми органами. Вместе с тем хотелось бы отметить, что с госрегистрацией налоговые органы в целом справились. Последнюю точку в реализации принципа ²одного окна⌡ нам помог поставить вступивший в силу в этом году Федеральный закон от 23.12.2003 ≤ 185-ФЗ. Он внес разработанные нами совместно с внебюджетными фондами поправки, которые существенно упростили процедуру регистрации. Напомню, что изменения затронули Налоговый кодекс, законы о пенсионном обеспечении, социальном и медицинском страховании, банках и банковской деятельности и ряд других.

Как же сегодня выглядит процедура госрегистрации?
Смысл всех упомянутых изменений заключается в том, что теперь представителям организации или гражданину, желающему стать предпринимателем, не нужно ходить по разным государственным ведомствам, чтобы закрепить свой юридический статус.
Достаточно прийти в регистрирующий орган, то есть в налоговую инспекцию, и подать необходимые документы. Для организаций - это заявление, решение о создании юридического лица, учредительные документы и квитанция об оплате госпошлины. Для предпринимателей - это заявление, паспорт, также квитанция об уплате госпошлины, вид на жительство или разрешение на пребывание для иностранных граждан. После этого в течение пяти дней заявителю выдают свидетельство о государственной регистрации, свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц или в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и свидетельство о постановке на учет. Этих документов достаточно, чтобы открыть счет в банке и удостоверить подлинность подписи в банковской карточке. Таким образом, фактически мы смогли сократить срок, необходимый для создания субъекта хозяйственной деятельности, с двух месяцев до пяти дней.

Однако, как известно, и сегодня налогоплательщики испытывают трудности при регистрации. Есть примеры, когда в инспекциях по старинке требуют от организаций заявления для постановки на учет, приказы о назначении бухгалтера, договоры аренды.

К сожалению, такое еще встречается. Но по нашим оценкам это скорее исключение, чем правило.
Мы постоянно контролируем, как инспекции на местах соблюдают процедуру регистрации. Проводим проверки. Если судить по материалам проверок, то в масштабах страны нарушений немного. Так, по одному из недавно проверенных регионов на 700 регистрационных действий было зафиксировано шесть случаев нарушений сроков выдачи документов. Просрочка составила один день.


К регистрации предпринимателей МНС России приступило только в этом году. Какими темпами идет этот процесс?

Темпы регистрации новых предпринимателей и прекращения деятельности ранее зарегистрированных не изменились по сравнению с прошлым годом. За три месяца текущего года зарегистрировано по стране свыше 94 тысяч новых предпринимателей.
Темпы так называемой ²перерегистрации⌡ ранее зарегистрированных пока невелики: из 4,7 миллиона подали сведения о себе и получили свидетельства свыше 330 тысяч.
Если предприниматели и дальше будут медлить с визитом в налоговую инспекцию, то в конце года могут образоваться очереди, чего мы очень хотим избежать. Поэтому, пользуясь случаем, напомню, что у предпринимателей, зарегистрированных до 1 января 2004 года, осталось меньше девяти месяцев, чтобы сообщить сведения о себе в инспекции и получить новое свидетельство о регистрации. Если они не успеют подать сведения, то утратят статус предпринимателя.

У предпринимателей, зарегистрированных до 1 января 2004 года, осталось меньше девяти месяцев, чтобы сообщить сведения о себе в инспекции

Сергей Сергеевич, давайте вернемся к принципу ²одного окна⌡. Как обстоит дело с регистрацией во внебюджетных фондах?

Постановка на учет во внебюджетных фондах также перестала быть головной болью налогоплательщиков. После того как процедура регистрации в инспекции завершена, ее сотрудники передают данные об организации или предпринимателе в соответствующие отделения фондов.
Примерно в течение одного месяца налогоплательщик получает почтовое сообщение о том, что он поставлен на учет в фонде.



А кто напоминает организациям и предпринимателям о необходимости подавать отчетность в фонды?

МНС России совместно с Пенсионным фондом разработало памятку налогоплательщику. В ней разъясняется, какую отчетность и когда нужно представлять в фонд, перечисляются виды платежей, санкции за несвоевременную уплату взносов, указывается контактное лицо. Такую памятку налоговые органы выдают всем налогоплательщикам вместе с документами о регистрации.
Думаю, что аналогичные памятки мы сделаем с ФСС России и Фондом обязательного медицинского страхования.


В Федеральном законе ≤ 185-ФЗ ничего не сказано о правилах учета в отделениях Госкомстата. Госкомстат России выпустил информационное обращение, в котором разъяснил, что коды статистики будут присваиваться налогоплательщикам после получения из налоговых органов документов о регистрации.

В настоящий момент все вопросы, связанные с присвоением кодов, организации и индивидуальные предприниматели решают самостоятельно. В налоговых инспекциях есть стенды с перечнем основных видов деятельности и их кодов. Предприниматель может сам присвоить себе правильный код статистики. Если у него возникают затруднения, он может обратиться за помощью в специализированную организацию (юридическое агентство). Если предприниматель выбрал неправильный код или хочет изменить вид деятельности, он вправе самостоятельно изменить код.



Сергей Сергеевич, а какие нарекания со стороны налоговых органов вызывает новая процедура регистрации? Насколько нам известно, численность сотрудников в налоговых инспекциях не изменилась, в то время как нагрузка увеличилась. Кроме того, не везде налажены тесные связи с внебюджетными фондами, чтобы обеспечить непрерывный обмен документами.

Действительно, число инспекторов, занятых регистрацией, сейчас не превышает четырех тысяч, в то время как до передачи функций по регистрации МНС России ею занимались 24 тысячи человек. В целом по стране, по нашим оценкам, необходимо еще примерно две тысячи человек. Только тогда можно будет свести к минимуму существующие проблемы.
Что касается сотрудничества с фондами, то пока налажена передача информации в одну сторону: от налоговых органов к фондам. Причем на сегодняшний день 90 процентов документов - и по предпринимателям, и по организациям - передаются в электронном виде.
Однако мне хотелось бы сказать еще об одной проблеме. Дело в том, что зачастую адрес организации, указанный в регистрационных документах, не соответствует фактическому. В результате корреспонденцию из налоговой инспекции и из фондов организация не получает. Отправленные несколько раз документы возвращаются обратно.
Возврат письма означает, что налогоплательщик при регистрации сообщил неверные сведения о своем месте нахождения. И это чревато не только налоговыми санкциями. Налогоплательщики, представившие недостоверные сведения, - одни из первых кандидатов на налоговые проверки. Уже сейчас мы разыскиваем руководителей подобных налогоплательщиков по домашним адресам. Выясняем, почему они указали недостоверные данные.


Возврат письма означает, что налогоплательщик при регистрации сообщил неверные сведения о своем месте нахождения

А какие санкции предусмотрены за сообщение ложных сведений о месте нахождения организации?

Согласно части 3 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - штраф в размере 5000 рублей. Вот статистика: за период с середины прошлого года по февраль нынешнего было оштрафовано более пяти тысяч должностных лиц организаций.



Сергей Сергеевич, давайте поговорим о других нововведениях, связанных с Федеральным законом ≤ 185-ФЗ. Какая новая информация появилась в реестрах юридических лиц и предпринимателей?

Помимо информации о наименовании, дате регистрации, месте нахождения и т. п., в соответствии с новой редакцией статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 ≤ 129-ФЗ в ЕГРЮЛ и ЕГРИП появились сведения о филиалах и представительствах организаций, об ИНН и КПП, о постановке на учет в фондах, о видах экономической деятельности и о счетах в банках.


Изменился ли порядок предоставления информации из реестров? Какие данные - платно и бесплатно - можно получить из инспекций об организациях и предпринимателях?

Существенных изменений нет. По-прежнему любые сведения об организациях и предпринимателях бесплатно могут получить только государственные органы по мотивированным запросам.
Для всех остальных паспортные данные граждан и сведения о счетах в банках остаются закрытыми. О месте жительства гражданина можно узнать, только сделав личный запрос. То есть заявитель должен явиться в налоговый орган и указать в запросе свои паспортные данные. Инспекция на основании такого запроса предоставит сведения о месте жительства. Если заявителю известны паспортные данные предпринимателя, то он может указать их в запросе. Инспектор сверит полученную информацию с той, что имеется в ЕГРИП, и ответит либо "да" - паспортные данные совпадают, либо "нет". Причем предприниматель, о котором наводили справки, может, в свою очередь, обратиться в инспекцию с просьбой о предоставлении ему паспортных данных человека, который им интересовался.
Организации и предприниматели бесплатно могут получить хранящиеся в инспекции сведения о себе, если обратятся за ними лично. Выполнение запросов сторонних лиц, как и прежде, оплачивается по 200 и 400 рублей за каждый документ в зависимости от срочности. Сведения представляются в виде выписок и документов из ЕГРЮЛ и ЕГРИП.



На пресс-конференции, прошедшей в МНС России в марте, вы сказали, что информацию из реестров можно будет получать в электронном виде. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?

Такая возможность появилась благодаря постановлению Правительства РФ от 26.02.2004 ≤ 110 "О совершенствовании процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В правила ведения реестров внесены изменения. Должны появиться два новых способа получения данных из реестров. Во-первых, любой желающий сможет купить компакт-диск с копией реестра на определенную дату стоимостью 50 000 рублей.
Разумеется, это не очень удобно: информация на диске может устареть уже через пару дней. Ее придется обновлять. Как часто - решает владелец диска. Разовое обновление обойдется ему в 5000 рублей.
Во-вторых, можно будет получать сведения из реестра в режиме он-лайн. То есть каждый желающий подключается к электронной сети и работает с реестром в любое время. Например, как с сетями правовых баз ("КонсультантПлюс" и "Гарант". - Примеч. ред.). Абонентская плата за пользование сетью составит 150 000 рублей в год.


Когда реально могут появиться эти услуги?

Думаю, порядок предоставления данных в электронном виде будет утвержден не раньше мая, а первые пользователи появятся летом. Мы прорабатываем различные варианты внедрения этих услуг. И уже, надо сказать, появилось много вопросов.
Например, есть серьезные опасения, что диски будут растиражированы "пиратами", на них резко упадет цена и у потенциальных пользователей отпадет необходимость покупать их в налоговых органах. Кроме того, не исключена вероятность несанкционированного доступа к нашим внутренним информационным ресурсам.


Благодарим вас за ответы на наши вопросы.