САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 05:2225-04-2024
Четверг

 
Консультационный отдел МКЦПН
Журнал "Аудит и налогообложение"

Вопросы и ответы.

Кто обязан публиковать бухгалтерскую отчетность?
Согласно ст. 16 Федерального закона от 21.11.96 г. ≤ 129-ФЗ .О бухгалтерском учете. (далее - Закон .О бухгалтерском учете.) публиковать годовую бухгалтерскую отчетность обязаны:
 - открытые акционерные общества;
 - банки;
 - другие кредитные организации;
 - страховые организации;
 - биржи;
 - инвестиционные и иные фонды, создающиеся за счет частных, общественных и государственных средств (взносов).
В настоящее время действуют Приложение .Особенности публикации годовой бухгалтерской отчетности страховыми организациями., утвержденное Приказом Минфина России от 21.02.97 г. ≤ 17, и Порядок публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами, утвержденный Приказом Минфина России от 28.11.96 г. ≤ 101.
Квартальную бухгалтерскую отчетность согласно ст. 16 Закона .О бухгалтерском учете. обязаны публиковать:
 - Пенсионный фонд РФ;
 - Фонд социального страхования РФ;
 - их представительства и филиалы на территории субъектов Российской Федерации;
 - Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
 - территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Каковы сроки публикации бухгалтерской отчетности?
Согласно ст. 16 Закона .О бухгалтерском учете. годовая отчетность должна быть опубликована не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Есть ли какие-нибудь требования к печатным изданиям, в которых должна быть опубликована бухгалтерская отчетность?
Согласно ст. 16 Закона .О бухгалтерском учете. бухгалтерская отчетность должна быть опубликована в газетах и журналах, доступных пользователям бухгалтерской отчетности, либо распространена среди ее пользователей при помощи брошюр, буклетов и других изданий, содержащих бухгалтерскую отчетность.
Таким образом, каких-либо жестких требований относительно опубликования бухгалтерской отчетности не существует. Она может быть опубликована в любом печатном издании, которое обычно используют ее пользователи.

Организация полученные в качестве кредита на покупку ценных бумаг средства использовала для предоставления займа другой организации. Процент предоставления займа меньше, чем процент за пользование кредитом. Являются ли проценты по договору кредита расходом в целях налогообложения прибыли? Может ли организация предоставлять заем под меньший процент, чем процент за полученный кредит?
В соответствии с подпунктом 2 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида включаются в состав внереализационных расходов. При этом расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами. Никаких особенностей на случай нецелевого использования кредита Налоговый кодекс не содержит.
Расходы в виде процентов уменьшают доходы при определении налогооблагаемой прибыли в случае соответствия этих затрат критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ. К таким критериям относятся: документальное подтверждение этих расходов, их экономическая обоснованность и связь с деятельностью, направленной на получение дохода.
В рассматриваемой ситуации организация предоставила заем другой организации за счет полученных средств по кредитному договору. При этом размер процентов за пользование денежными средствами по договору займа меньше, чем по кредитному договору.
Для признания расходов в виде процентов по кредиту должны быть выполнены все условия, предусмотренные ст. 252 НК РФ. Поскольку расходы по этой операции превышают полученный доход, то организация несет определенный риск в части их непризнания в целях налогообложения прибыли, так как данные расходы могут быть квалифицированы как экономически необоснованные.
В связи с этим, принимая решение об уменьшении дохода на сумму процентов, начисленных по кредиту, в целях налогообложения прибыли организация должна быть готова обосновать экономическую целесообразность данной операции.

Новой организации в качестве взноса в уставный капитал переданы основные средства. Как правильно отразить их в бухгалтерском учете, если основные средства переданы в июле (согласно документам), а организация зарегистрирована в сентябре и деятельность начала в октябре? Как начислить амортизацию? Если основные средства сданы в аренду, то кто начисляет амортизацию?
Согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Таким образом, поскольку в июле данная организация еще не существовала, то получить основные средства по акту передачи просто не могла. Передача основного средства может быть в данном случае осуществлена не ранее даты регистрации организации, то есть в сентябре.
В бухгалтерском учете в соответствии с п. 21 раздела III ПБУ-6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 г. ≤ 26н, амортизацию нужно начислять с 1 октября 2004 г., то есть с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету.
В рассматриваемой ситуации основные средства были введены в эксплуатацию в октябре 2004 года. В налоговом учете согласно ст. 259 НК РФ по налогу на прибыль предприятий амортизацию следует начислять начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект был введен в эксплуатацию, то есть с 1 ноября 2004 г.
Если основное средство сдано в аренду, то амортизацию по нему начисляет арендодатель (собственник или балансодержатель имущества) в соответствии с положениями ст. 256 НК РФ.

Требуется ли заключение агентского договора для урегулирования отношений сторон по договору подряда, связанных с доставкой подрядчиком готовой продукции на склад заказчика?
В данной ситуации подрядчик в рамках выполнения договора подряда, не имея собственного транспорта, принимает на себя обязательства по передаче изготовленной продукции на складе заказчика.
Действующее законодательство не содержит каких-либо ограничений по указанному вопросу. В данном случае часть своих обязательств по договору подряда, а именно по доставке готовой продукции заказчику, подрядчик перепоручает третьему лицу.
Согласно п. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик - принять результат работы и оплатить его.
Вопросы доставки результатов работ не урегулированы договором подряда. В соответствии с принципом свободы договора, закрепленным в ст. 421 ГК РФ, стороны могут заключить договор как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Передача части обязанностей по договору подряда законодательством не запрещена. Так, например, п. 1 ст. 706 ГК РФ предусмотрено, что если из закона или договора подряда не вытекает обязанности подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). Кроме того, глава 40 ГК РФ, регулирующая вопросы перевозки, также не содержит ограничений по привлечению третьих лиц для исполнения обязанностей перевозчика.
В данном случае речь идет о перевозке объектов, которые еще не переданы как результаты работ заказчику, следовательно, он не может их передать подрядчику для транспортировки. Поэтому заключение агентского договора между заказчиком и подрядчиком на доставку готовой продукции в данном случае некорректно.
На основании изложенного включение в договор подряда условия о доставке результатов работы и передачи их заказчику на его складе не противоречит действующему законодательству и не требует заключения дополнительного агентского договора на эти операции.

Имеет ли право организация относить амортизацию достроенной (реконструированной) части объекта на расходы в целях исчисления налога на прибыль, если на введенном в эксплуатацию до 31 января 1998 г. и не зарегистрированном в Едином государственном реестре объекте недвижимости (здании) была проведена реконструкция после 31 января 1998 г.?
Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав (п. 8 ст. 258 НК РФ). В то же время по основным средствам, введенным налогоплательщиком в эксплуатацию в период до 31 января 1998 г., положения п. 8 ст. 258 НК РФ в части обязательности выполнения условия документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию не применяются (п. 7 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 г. ≤ 110-ФЗ в редакции Федеральных законов от 31.12.2002 г. ≤ 191-ФЗ, от 07.07.2003 г. ≤ 117-ФЗ).
Следовательно, в целях исчисления налога на прибыль (то есть в налоговом учете) по объектам основных средств, введенным в эксплуатацию до 31 января 1998 г., начисленная амортизация будет признаваться.
На основании п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.97 г. ≤ 122-ФЗ .О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. (далее - Закон ≤ 122-ФЗ) права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу этого Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Как следует из вопроса, организация провела реконструкцию в здании, введенном в эксплуатацию до 31 января 1998 г. В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы (разрешение на строительство, акт приемочной комиссии, документы БТИ на реконструированный объект) на которое оформлены после введения в действие указанного Закона.
Если проведенная реконструкция не привела к увеличению общей площади здания, то обязательной государственной регистрации такая реконструкция не подлежит. При этом государственная регистрация прав на здание может быть осуществлена по желанию налогоплательщика. В этом случае для целей исчисления налога на прибыль учитывается амортизация, относящаяся к реконструированной части здания.
Если же реконструкция здания повлекла увеличение его общей площади, то в обязательном порядке необходимо произвести государственную регистрацию прав только на вновь созданное недвижимое имущество, поскольку такое право собственности возникает у нее с момента государственной регистрации.
Кроме того, следует обратить внимание на то, что государственная регистрация здания обязательна при ограничении права (обременении) или совершении после введения в действие Закона ≤ 122-ФЗ сделки с объектом недвижимого имущества. Таким образом, если с имуществом осуществляются какие-либо действия правоустанавливающего характера (например, оно сдается в аренду на срок более одного года), то регистрируются отдельно и эти действия, и право собственности на имущество.

Должна ли организация как налоговый агент исчислять и платить в бюджет налог на прибыль с доходов иностранных юридических лиц при оказании ими на территории РФ таких услуг, как техническая консультация и помощь, техническое обслуживание станций и техники, монтаж оборудования, пуско-наладочные работы по механической части поршневых компрессоров, разработка и внедрение системы обнаружения утечек и несанкционированного отбора ШФЛУ из продуктопровода? Какая ставка налога на прибыль применяется в этом случае налоговым агентом?
Иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ, в соответствии со ст. 246 НК РФ признаются плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации.
В соответствии со ст. 246 НК РФ иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, являются плательщиками налога на прибыль организаций в той ее части, которая относится к постоянному представительству. Прибыль иностранной организации определяется как доходы, полученные через постоянное представительство, уменьшенные на величину произведенных этим постоянным представительством расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ. Налог на прибыль исчисляется иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, самостоятельно.
Деятельность по оказанию услуг и выполнению работ, перечисленных в вопросе, в ряде случаев может приводить к образованию постоянного представительства иностранной организации в РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 286 НК РФ, если налогоплательщиком является иностранная организация, получающая доходы от источников в РФ, не связанные с постоянным представительством в РФ, обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы из доходов налогоплательщика и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в РФ через постоянное представительство (налоговых агентов), выплачивающих указанный доход налогоплательщику. Налоговый агент определяет сумму налога по каждой выплате (перечислению) денежных средств или иному получению дохода.
Вне зависимости от наличия или отсутствия постоянного представительства указанные в ст. 309 НК РФ доходы, за изъятиями, установленными названной статьей, относятся к доходам от источников в РФ. Однако порядок налогообложения доходов от источников в РФ будет различным в зависимости от их классификации: как дохода, полученного через зарегистрированное в налоговых органах представительство иностранной компании (п. 1 ст. 307 НК РФ), или дохода, приводящего к образованию постоянного представительства иностранной организации в соответствии со ст. 306 НК РФ.
При налогообложении доходов иностранных организаций также необходимо учитывать (в случае наличия) положения международных договоров РФ, касающихся вопросов избежания двойного налогообложения, если доходы по ним не облагаются налогом либо облагаются по пониженной ставке.
Если у иностранной организации не образуется постоянного представительства, то перечисленные в вопросе работы и услуги (прямо не указанные в подпунктах 1-9 п. 1 ст. 309 НК РФ), по нашему мнению, не относятся к установленным подпунктом 10 п. 1 ст. 309 НК РФ иным аналогичным доходам, поскольку аналогичность доходов заключается не в схожести их с каким-либо из видов доходов, поименованных в подпунктах 1-9 п. 1 ст. 309 НК РФ, а в том, что они относятся к доходам от источников в РФ, не связанным с деятельностью через постоянное представительство (за исключением доходов, прямо упомянутых в ст. 309 НК РФ как не относящихся к доходам от источников в РФ). Поэтому для оценки деятельности на предмет образования постоянного представительства необходима дополнительная квалификация договора с иностранной компанией.
Если выполнение и оказание перечисленных работ и услуг приводит к образованию постоянного представительства в РФ, а получаемый доход не связан с зарегистрированным в налоговых органах представительством, то налог должен быть уплачен в бюджет организацией как налоговым агентом, поскольку нет оснований применить п. 2 ст. 309 НК РФ (доходы приводят к образованию представительства), а п. 4 ст. 286 НК РФ и п. 2 ст. 310 НК РФ прямо устанавливают обязанности налогового агента, выплачивающего доход иностранной организации, по удержанию налога.
Ставка налога в указанной ситуации согласно п. 1 ст. 310 НК РФ и подпункту 1 п. 2 ст. 284 НК РФ составляет 20%.

Основные средства приобретаются и эксплуатируются обществом для производственных целей, затем могут передаваться правопреемнику при реорганизации предприятия, некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, безвозмездно органам государственной власти и органам местного самоуправления, а также в рамках благотворительности. Можно ли, ссылаясь на Постановление Президиума ВАС РФ от 11.11.2003 г. ≤ 7473/03, не восстанавливать в бюджет НДС?
Приказом МНС России от 11.03.2004 г. ≤ БГ-3-03/190@ внесены изменения в Методические рекомендации по применению главы 21 .Налог на добавленную стоимость. НК РФ (далее - Методические рекомендации). В частности, исключен пятый абзац п. 3.3.3 Методических рекомендаций, которым предписывалось восстанавливать НДС, приходящийся на остаточную стоимость имущества, при передаче имущества в уставный капитал другой организации. Отмена этого положения потребовалась в связи с Постановлением Президиума ВАС РФ от 11.11.2003 г. ≤ 7473/03.
Суд установил, что обязанности по восстановлению и уплате в бюджет ранее примененного вычета на остаточную стоимость имущества, переданного в уставной капитал, у налогоплательщика не возникнет.
Вычеты сумм налога, предъявленных продавцами налогоплательщику при приобретении основных средств и (или) нематериальных активов в соответствии с третьим абзацем п. 1 ст. 172 НК РФ, производятся в полном объеме при наличии счетов-фактур и оплаты после принятия на учет данных основных средств и (или) нематериальных активов.
Следует обратить внимание, что указанные вычеты производятся только по основным средствам и (или) нематериальным активам, указанным в пп. 2 и 4 ст. 171 НК РФ.
Подпунктом 1 п. 2 ст. 171 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 г. ≤ 166-ФЗ) было установлено, что право на налоговые вычеты имеется в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НКРФ, за исключением товаров, предусмотренных пп. 2 и 6 ст. 170 НК РФ.
Необходимо отметить, что Федеральным законом от 29.05.2002 г. ≤ 57-ФЗ формулировка подпункта 1 п. 2 ст. 171 НК РФ была изменена. В действующей редакции Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные в бюджет в отношении товаров, приобретаемых .для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 настоящего Кодекса..
По мнению суда, приобретение основного средства для целей, связанных с производственной деятельностью, подтверждается постановкой имущества на баланс организации и начислением амортизации.
Вместе с тем в случае принятия налогоплательщиком сумм налога, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ к вычету соответствующие суммы налога на основании п. 3 ст. 170 НК РФ подлежат восстановлению и уплате в бюджет.
Однако, как следует из вопроса, основные средства приобретены и эксплуатировались налогоплательщиком для осуществления операций, облагаемых НДС. Соответственно оснований для применения п. 3 ст. 170 НК РФ не возникает.
Что касается обязанности по восстановлению сумм НДС с недоамортизированной стоимости таких основных средств, ранее правомерно принятых к вычету, считаем обоснованной позицию налогоплательщиков, готовых защищать свое право не производить восстановление НДС при выбытии основных средств по отмеченным в вопросе основаниям.