САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 05:0820-04-2024
Суббота

 
С. А. Скобелева
Журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения"

Частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников

Каждая организация регулярно уплачивает страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, но, как показывает практика, далеко не каждому бухгалтеру известно, что их величину можно уменьшить, причем на совершенно законном основании. Для этого страхователь с разрешения ФСС РФ может направить часть от суммы взносов на частичное финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. О том, что включает в себя перечень таких мер в 2004 году, какие документы необходимо представить в исполнительный орган ФСС РФ по месту регистрации страхователя, как осуществляется контроль за расходованием средств, направляемых на частичное финансирование предупредительных мер, на эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.

Немного об истории вопроса. Частичное финансирование предупредительных мер фонд начал практиковать еще в 2001 году. Но воспользоваться такими средствами, согласно действующему тогда законодательству, мог лишь узкий круг страхователей, являющихся собственниками санаториев-профилакториев и медицинских учреждений. Начиная с 2002 года ограничения были сняты, и возможность осуществлять предупредительные меры за счет средств ФСС РФ получили и другие страхователи.
Направление сумм страховых взносов на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников производится в 2004 году в соответствии с Положением о финансировании в 2004 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников[1], (далее - Положение), определяющем порядок и условия частичного финансирования. Согласно п. 2 Положения финансированию подлежат предупредительные меры, предусмотренные в Перечне предупредительных мер на 2004 год по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, проведение которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний[2].Указанный перечень включает в себя следующие меры:
1. Проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами.
2. Оплата профилактического лечения, в том числе стоимости путевок на профилактическое санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами.
3. Оплата расходов на приобретение работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, сертифицированных средств индивидуальной защиты по установленным нормам.
4. Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификация работ по охране труда в организациях.
В 2003 году аналогичный перечень включал в себя еще одну меру - приобретение приборов контроля за состоянием условий труда, но в этом году ее частичное финансирование отменено.
Организациям, решившим финансировать перечисленные выше меры за счет начисляемых в 2004 году взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, необходимо подать в исполнительный орган ФСС РФ по месту своей регистрации следующие документы:
- заявление;
- план предупредительных мер на 2004 году;
- документы, обосновывающие необходимость финансирования этих мер;
- план финансирования.
Заявление с приложенными к нему документами принимаются до 1 июля 2004 года. В течение 15 дней со дня подачи страхователем соответствующего заявления фонд должен принять решение - осуществлять частичное финансирование или нет, а в случае положительного решения - определить размер такого финансирования. Страхователь может получить отказ, если у него имеется задолженность по уплате страховых взносов за 2003 год или если представленные им документы содержат недостоверную информацию. Причина отказа должна быть указана в решении, направляемому страхователю.
Заявление и все необходимые документы представляются в двух экземплярах, в том числе один экземпляр, после его согласования с исполнительным органом фонда, возвращается страхователю. Примерные формы заявления и прилагаемых к нему документов содержатся в Письме ФСС РФ ≤ 02-10/07-1350[3].
Основанием для направления страхователем страховых взносов на финансирование предупредительных мер является приказ руководителя исполнительного органа фонда и согласованный с ним план частичного финансирования.
В соответствии с п. 3 Положения, размер средств, направляемых страхователем на частичное финансирование предупредительных мер в 2004 г., не может превышать 20% сумм страховых взносов, перечисленных этим страхователем в фонд за 2003 год, за вычетом расходов фонда на выплату обеспечения по страхованию по страховым случаям, произошедшим у этого страхователя. В 2003 году размер таких средств не мог превышать 20% суммы страховых взносов, перечисленной за 2002 год. Таким образом, в этом году размер средств, которые могут быть выделены страхователю на финансирование предупредительных мер, зависит не только от суммы страховых взносов, перечисленных им за предыдущий год, но и от суммы израсходованной самим фондом на выплату пособий по страховым случаям, произошедшим у этого страхователя. Такое нововведение объясняется изменением порядка выплат обеспечения по страховым случаям, произошедшим в 2004 году. Напомним, что до вступления в силу Федерального закона ≤ 118-ФЗ[4]выплаты обеспечения по страхованию в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием производились страхователем и засчитывались в счет уплаты страховых взносов страховщику. Начиная же с 11.07.03 (даты вступления в силу Федерального закона ≤ 118-ФЗ) такие выплаты, за исключением пособия по временной нетрудоспособности, назначаемого в связи со страховым случаем, и оплаты отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно, производятся страховщиком.
Итак, чтобы определить сумму средств, которую организация сможет направить в 2004 году на финансирование предупредительных мер за счет средств соцстаха, необходимо сумму страховых взносов, перечисленную в фонд за 2003 год, умножить на 20% и из полученной суммы вычесть расходы, произведенные фондом на выплату обеспечения по страхованию ваших работников (если страховые случаи возникали). При таком порядке страхователь заинтересован в уменьшении количества страховых случаев, а следовательно, и в соблюдении требований охраны труда.
Выше мы привели перечень предупредительных мер, утвержденный Минтруда РФ на 2004 год, далее подробнее остановимся на каждой из них.

Проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами
В соответствии со ст. 21 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан[5] в целях охраны здоровья граждан, предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств, предприятий и организаций, перечень которых утверждается Правительством РФ, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры. Постановлением Правительства РФ ≤ 646[6]установлено, что вредные и опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, а также порядок их проведения утверждаются Минздравом РФ (в соответствии с Указом Президента РФ ≤ 314[7]Минздрав РФ упразднен, а функции по принятию нормативных правовых актов переданы образованному Министерству здравоохранения и социального развития РФ).
В настоящее время Перечень вредных, опасных производственных факторов, при работе с которыми обязательны периодические медицинские осмотры работников, врачей-специалистов, участвующих в их проведении, необходимых лабораторных, функциональных исследований, а также порядок проведения периодических медицинских осмотров определены Приказом Минздравмедпрома РФ ≤ 90[8] и Приказом Минздрава РФ ≤ 405[9].
Отдельные категории работников, имеющих повышенную степень риска, проходят медицинские осмотры по регламентам, утвержденным соответствующими ведомственными документами и согласованным с Минздравом РФ и Минюстом РФ.
Проведение периодических медосмотров работников осуществляется на договорной основе между страхователем и лечебно-профилактической организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности, выданную ей в соответствии с Приказом Минздрава РФ ≤ 238[10].
Чтобы получить разрешение ФСС РФ на частичное финансирование периодических медосмотров за счет страховых взносов, страхователь вместе с заявлением должен представить в фонд следующие документы:
- данные центра Госсанэпиднадзора субъекта РФ о контингентах лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам у страхователя;
- копию договора с лечебным учреждением на проведение периодических медицинских осмотров работников страхователя;
- копию лицензии лечебно-профилактической организации (с протоколом на право осуществления данного вида медицинской деятельности).
Рассмотрим на конкретном примере порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете страхователя расходов на проведение периодических медицинских осмотров работников при условии, что часть этих расходов подлежит финансированию за счет страховых взносов.
Пример 1.
Производственная организация, осуществляющая выпуск готовой продукции, технологический процесс изготовления которой включает использование вредных веществ, в апреле 2004 г. с разрешения ФСС РФ отнесла часть расходов на прохождение периодического медицинского осмотра работниками, занятыми на работах с вредными и опасными производственными факторами, за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Стоимость услуг медицинского учреждения по проведению медицинского осмотра составляет 7 000 руб. Сумма страховых взносов, перечисленных организацией за 2003 г., составила 25 000 руб. Страховых случаев в 2003 г. у организации не было, следовательно, фонд не осуществлял расходы на выплату обеспечения по страхованию в отношении этого страхователя. Сумма страховых взносов, начисленных организацией в апреле 2004 г., составила 5 770 руб.
Организация имеет право за счет страховых взносов учесть расходы на проведение медицинского осмотра в размере 5 000 руб. (25 000 руб. х 20%). Стоимость медицинского осмотра в части, превышающей максимально допустимую величину (2 000 руб. = 7 000 руб. - 5 000 руб.), отражается на счетах затрат в зависимости от места работы работников, проходящих медицинский осмотр (20, 23, 25 и т.д.), поскольку расходы на проведение обязательного медицинского осмотра являются для организации расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99[11]).
Для целей исчисления налога на прибыль расходы на проведение периодического обязательного медицинского осмотра работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Бухгалтерия предприятия сделала следующие проводки:

Содержание операцииДебетКредитСумма, руб.
Перечислены денежные средства за проведение медицинского осмотра60517 000
Начислены страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний за апрель 2004 г.2069-1-25 770
Расходы на проведение обязательного медосмотра отнесены за счет страховых взносов69-1-2605 000
Отражены расходы по проведению медосмотра 20602 000


Оплата профилактического лечения работников, в том числе стоимости путевок на профилактическое санаторно курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами
Профилактическому лечению, в том числе санаторно-курортному оздоровлению, подлежат работники, занятые на работах с вредными и опасными веществами и производственными факторами. Занятость на соответствующих работах должна быть подтверждена материалами аттестации рабочих мест. Как правило, первоочередному профилактическому лечению подлежат работники, которым рекомендовано такое оздоровление по результатам проведения периодических медицинских осмотров.
Необходимо отметить, что согласно перечню предупредительных мер на 2003 год, утвержденному Постановлением Минтруда РФ ≤ 9[12], частичному финансированию за счет страховых взносов подлежала только оплата стоимости путевок на профилактическое санаторно-курортное оздоровление работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами. В настоящее время финансируется профилактическое лечение работников, в том числе и стоимость путевок на профилактическое санаторно-курортное лечение. К сожалению, ФСС РФ пока нигде официально не разъяснено, что конкретно он будет финансировать помимо стоимости путевок при оплате профилактического лечения работников. Такую информацию вы должны будете получить в фонде в период подачи заявления и согласования с ним плана финансирования предупредительных мер на 2004 год. Нам же остается лишь строить предположения. Например, к профилактическому лечению может быть отнесена оплата услуг профилактических и реабилитационных клиник по проводимому ими лечению в стационарах, лечение и обслуживание в профилакториях, оплата отпуска работнику (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ) на период профилактического лечения и проезда к месту лечения и обратно.
Рассмотрим, как оформляются в бухгалтерском учете расчеты с работниками по предоставленным им частично из средств соцстраха путевкам.

Пример 2.
ООО"Витязь" в марте 2004 г. была приобретена путевка в санаторно-курортное учреждение для оздоровления И. Петрова, работника, занятого на работах с вредными и опасными веществами. Профилактическое лечение ему было рекомендовано по результатам периодического медицинского осмотра. Стоимость путевки составила 12 000 руб. В соответствии с приказом руководителя исполнительного органа ФСС РФ и согласованным с ним планом частичного финансирования предупредительных мер ООО"Витязь" имеет право профинансировать за счет средств социального страхования оплату стоимости путевки в размере 10 000 руб. Остальные 2 000 руб. возмещаются самим И. Петровым.В бухгалтерском учете ООО"Витязь" будут сделаны следующие проводки:

Содержание операцииДебетКредитСумма, руб.
Перечислены санаторно-курортному учреждению денежные средства за путевку765112 000
Путевка поступила в организацию50-37612 000
Путевка выдана И. Петрову страховых взносов73 50-312 000
Часть стоимости путевки отнесена на расчеты с ФСС РФ69-1-27310 000
Часть стоимости путевки возмещена И. Петровым50(70) 732 000

Положением коллективного или непосредственно трудового договора с самим работником может быть определен порядок обеспечения сотрудников путевками за счет средств организации. Тогда невозмещенные за счет средств соцстраха 2 000 руб. должны быть отнесены к расходам организации. При этом необходимо учитывать, что стоимость путевок на лечение и оздоровление работников не может быть отнесена к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с п. 29 ст. 270 НК РФ. В связи с этим такие расходы не будут признаваться и объектом обложения ЕСН, а следовательно, и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляться не должны. Не облагается стоимость оплачиваемой из средств работодателя путевки также и страховыми взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 16 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ[13]). Объект обложения НДФЛ также будет отсутствовать (п. 9 ст. 217 НК РФ).

Оплата расходов на приобретение работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, сертифицированных средств индивидуальной защиты по установленным нормам
Вопросы обязательного обеспечения СИЗ регламентируются Правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты[14], в редакции Постановления Минтруда РФ ≤ 7[15].
Для решения вопроса о финансировании расходов на приобретение СИЗ страхователь должен представить в фонд перечень профессий и должностей работников организации, которых необходимо обеспечить средствами индивидуальной защиты. Если такой перечень содержится в коллективном договоре или соглашении по охране труда организации, то можно представить выписку из этих документов. Все приобретенные СИЗ должны иметь сертификаты соответствия, копии которых представляются в исполнительные органы фонда.

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификация работ по охране труда в организациях
Аттестация рабочих мест по условиям труда осуществляется в соответствии с Постановлением Минтруда РФ ≤ 12[16]. Сроки проведения аттестации, как указано в документе, должны устанавливаться организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в пять лет с момента проведения последних измерений. Предусмотрено также, что обязательной переаттестации подлежат рабочие места после замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, реконструкции средств коллективной защиты и др., а также по требованию органов Государственной экспертизы условий труда РФ и при выявлении нарушений при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.
Измерять параметры опасных и вредных производственных факторов, определять показатели тяжести и напряженности трудового процесса при проведении аттестации рабочих мест могут как лаборатории самих страхователей, так и привлекаемые для этих целей на договорной основе центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, лаборатории органов Государственной экспертизы условий труда РФ и другие лаборатории, аккредитованные (аттестованные) на право проведения указанных измерений. Для решения вопросов о финансировании расходов по аттестации рабочих мест страхователи должны представить в исполнительные органы фонда копии лицензий (аттестатов аккредитации) привлекаемых лабораторий.
Проведение сертификации работ по охране труда осуществляется в соответствии с Постановлением Минтруда РФ ≤ 28[17]. Объектами сертификации являются работы по охране труда, которые включают в себя:
- деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации;
- деятельность службы охраны труда;
- работы по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда;
- организацию и проведение инструктажа по охране труда работников и проверку их знаний по технике безопасности и охране труда.
Сертификацию работ по охране труда в организациях осуществляют органы по сертификации работ по охране труда, которые выдают сертификаты безопасности.
бязательным условием оплаты работ по сертификации является наличие сертификата или документа (заключительного акта), подтверждающего проведение работ по сертификации.
Порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете страхователя расходов на приобретение СИЗ, на проведение аттестации рабочих мест и сертификации работ по охране труда аналогичен порядку, установленному в отношении расходов на проведение периодических медицинских осмотров работников, рассмотренному нами выше.

Отчет об использовании страховых взносов на финансирование
предупредительных мер и контроль за их целевым использованием

В соответствии с п. 5 Положения страхователь ведет в установленном порядке учет страховых взносов, направленных на финансирование предупредительных мер, и ежеквартально представляет в Фонд отчет об их использовании.
Средства фонда, направленные на финансирование предупредительных мер, нужно отражать в расчетной ведомости по средствам ФСС РФ (форма 4-ФСС РФ)[18]. Сведения отражаются в таблице 11"Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с начала года"" по строке 7"Финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний".
Одновременно с расчетной ведомостью должен представляться Отчет об использовании сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Форма отчета на 2004 год ФСС РФ еще не утверждена. Напомним, что в прошлом году действовала форма, утвержденная Постановлением ФСС РФ ≤ 33[19].
Контроль за целевым использованием страхователем страховых взносов, направленных на реализацию предупредительных мер, возложен в соответствии с п. 7 Положения на исполнительные органы фонда. Такой контроль осуществляется посредством проведения документальных камеральных, выездных проверок страхователей, истребования у них документов, получения объяснений, проверки данных учета и отчетности. В настоящее время утверждены и действуют следующие документы, регламентирующие порядок назначения и проведения таких проверок:
- Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам[20];
- Методические указания по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний[21].


В заключение хотим отметить, какие документы, подтверждающие целевое использование средств, может затребовать фонд в ходе проведения выездной проверки. Как следует из п. 112 Постановления ≤ 134 фонд должен обратить внимание на наличие у страхователя, осуществляющего частичное финансирование предупредительных мер:
- договора страхователя с лечебно-профилактической организацией, имеющей право на осуществление экспертизы профпригодности по результатам проведения медицинских осмотров;
- копии лицензии лечебно-профилактической организации (с протоколом на право осуществления данного вида деятельности);
- списков застрахованных, занятых на работах с вредными и опасными веществами и производственными факторами, прошедших периодический медицинский осмотр и санаторно-курортное оздоровление за счет страховых взносов;
- договора страхователя с организацией, имеющей право (лицензию, аккредитацию) на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
- копии лицензии на осуществление медицинской деятельности (с протоколом) и сертификата соответствия на питание санаторно-курортного учреждения (санатория, санатория-профилактория), в которое произведена оплата стоимости путевок на санаторно-курортное оздоровление для работников, занятых на работах с вредными и опасными веществами и производственными факторами.
Расходы, произведенные страхователем при отсутствии решения отделения Фонда, в нарушение такого решения, а также не подтвержденные документами о целевом использовании средств, не засчитываются в счет уплаты страховых взносов (п. 6 Положения о финансировании в 2004 г. предупредительных мер.).[] Постановление Правительства РФ от 14.02.04 ≤ 82"О порядке и условиях финансирования в 2004 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников".
[2] Постановление Минтруда РФ от 5.03.04 ≤ 28"Об утверждении Перечня предупредительных мер на 2004 год по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, проведение которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
[3] Письмо ФСС РФ от 4.03.03 ≤ 02-10/07-1350"О частичном финансировании в 2003 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников Региональным отделениям Фонда социального страхования Российской Федерации".
[4] Федеральный закон от 7.07.03 ≤ 118-ФЗ"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон"Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
[5] Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 ≤ 5487-1 (в ред. Федерального закона от 02.12.00 ≤ 139-ФЗ).
[6] Постановление Правительства РФ от 27.10.03 ≤ 646"О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)".
[7] Указ Президента РФ от 09.03.04 ≤ 314"О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти".
[8] Приказ Минздравмедпрома РФ от 14.03.96 ≤ 90"О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии".
[9] Приказ Минздрава РФ от 10.12.96 ≤ 405"О проведении предварительных и периодических медицинских осмотров работников".
[0] Приказ Минздрава РФ от 26.07.02 ≤ 238"Об организации лицензирования медицинской деятельности".
[11] Положение по бухгалтерскому учету"Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом МФ РФ от 6.05.99 ≤ 33н.
[14] Постановление Минтруда РФ от 18.12.98 ≤ 51"Об утверждении Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты".
[15] Постановление Минтруда РФ от 3.02.04 ≤ 7"О внесении изменений и дополнений в Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты".
[16] Постановление Минтруда РФ от 14.03.97 ≤ 12"О проведении аттестации рабочих мест по условиям труда".
[17] Постановление Минтруда РФ от 24.04.02 ≤ 28"О создании Системы сертификации работ по охране труда в организациях".
[18] Постановление ФСС РФ от 01.12.03 ≤ 130"Об утверждении формы расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ)".
[19] Постановление Фонда социального страхования РФ от 27.03.03 ≤ 33"Об утверждении форм отчетности по использованию сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на частичное финансирование в 2003 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников".
[20] Постановление ФСС РФ от 04.12.03 ≤ 134"Об утверждении Методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам" (с изм. и доп. от 01.03.04).
[21] Постановление ФСС РФ от 29.07.03 ≤ 87"Об утверждении Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (с изм. и доп. от 22.03.04 ≤ 26).