САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 19:3008-05-2024
Среда

 
Екатерина Семенова
Материал предоставлен журналом "Спутник главбуха" (Санкт-Петербург и Ленинградская область) ≤5, 2004

Ленобласть поддержала своих налогоплательщиков

Ленобласть поддержала своих налогоплательщиков
Организации Ленинградской области получили от законодателей подарок. Издан Областной закон от 25 марта 2004 г. ≤ 25-оз (см. апрельский номер "Спутника Главбуха"), которым вводятся льготы по уплате налога на имущество. Причем льготы предоставлены с 1 января 2004 года. Каким организациям повезло? Что нужно сделать для подтверждения права на льготу? С этими и другими вопросами мы обратились в УМНС России по Ленобласти к заместителю управления Анне Михайловне Титовой.

- Анна Михайловна, Областной закон о налоге на имущество вступил в силу 1 января 2004 года. Почему местные законодатели сразу не воспользовались предоставленным НК РФ правом и не установили льготы?
- Проработка льгот - это довольно серьезный вопрос, требующий времени, в котором местные законодатели, к сожалению, были ограничены. Чтобы налог начал действовать с начала года и в бюджет регулярно поступали платежи, было решено сначала принять основную структуру закона. В него вошли те элементы, которые Налоговый кодекс РФ обязывает утверждать на местном уровне - ставка, сроки уплаты налога, например. А льготы ввели уже сейчас, новым законом. Учитывая, что льготы улучшают положение налогоплательщиков, они предоставлены с 1 января 2004 года.

- Какие льготы по налогу на имущество организаций теперь есть в Ленинградской области?
- Областные законодатели предусмотрели два вида льгот - полное освобождение от уплаты налога и уменьшение ставки налога на 50 процентов.

- Какие организации полностью освобождены от налога?
- Список льготников довольно обширный. Я скажу о поддержке наиболее значимых для области организаций.
Во-первых, это бюджетные учреждения, финансируемые из областного бюджета. Организации, финансируемые из федерального бюджета, выпали из льготной категории по законодательству Ленинградской области и стали плательщиками налога на имущество. Думаю, что этот момент будет учтен при составлении смет на содержание таких учреждений.
Во-вторых, это инвесторы. К ним относятся организации, вкладывающие средства в развитие производственных мощностей, сельского хозяйства, туризма, стройиндустрии, ЖКХ и других сфер. В соответствии с Законом Ленобласти от 22 июля 1997 г. ≤ 24-оз "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области" для таких предприятий устанавливается режим наибольшего благоприятствования в виде предоставления льгот по различным налогам, в том числе и по налогу на имущество.
В-третьих, это организации, занимающиеся производством, переработкой и хранением сельхозпродукции; выращиванием, ловом, переработкой рыбы. Льгота действует, если выручка от таких видов деятельности составляет у них не менее 70 процентов общей выручки. На льготе этим организациям хочу остановиться особо. Область у нас все-таки сельскохозяйственная. Начиная с этого года, сельхозпроизводители могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога. Учитывая, что это их право, а не обязанность, я считаю, что в данной ситуации льгота по налогу на имущество таким организациям предоставлена правильно. Каждый, кто занимается сельским хозяйством, сможет просчитать, что ему выгоднее - платить сельхозналог или работать по традиционной системе, но пользоваться льготами по уплачиваемым налогам.

- А есть в списке, скажем так, неожиданные льготники?
- Нет, таких льготников нет. Все льготы традиционные, ожидаемые и запланированные. Они предоставлены тем организациям, которые действительно нуждаются в поддержке и помощи.

- Бухгалтеры организаций, которым предоставлены льготы, должны каким-то образом подтвердить свое право на льготу?
- Налогоплательщики должны исходить из специфики предоставленной льготы. Например, сельхозпредприятию льгота предоставляется при условии, что выручка от льготируемой деятельности составляет не менее 70 процентов общей выручки. Для подтверждения льготы бухгалтер такого предприятия должен предоставить расшифровку выручки. Из расшифровки будет видно, что выручка от льготируемых видов работ на самом деле не меньше оговоренных в законе 70 процентов.
Если льготируется не все имущество, а только используемое в конкретной деятельности, то налогоплательщик должен предоставить перечень этого имущества с указанием его остаточной стоимости. Это нужно для того, чтобы налоговый инспектор мог проверить и подтвердить заявленную льготу.
Как видим, в каждом конкретном случае требуются свои сведения для подтверждения льготы. А поскольку налоговый инспектор имеет право и наверняка затребует всю необходимую для подтверждения льготы информацию, рекомендую подготовиться к этому заранее.

- Первый расчет по авансовым платежам по налогу на имущество организации представили в налоговую инспекцию 30 апреля и уплатили авансовый платеж 5 мая. Что можно посоветовать тем налогоплательщикам, которые не знали о своей льготе и уплатили налог?
- Таким налогоплательщикам советую обратиться в свою налоговую инспекцию. Если их полностью освободили от уплаты налога, то уплаченный налог из бюджета вернут. Если же им предоставлена льгота в размере 50 процентов, то переплаченную сумму либо вернут, либо зачтут - на усмотрение самого налогоплательщика. При желании предприятия получить "живые" деньги налоговая вернет переплату на его расчетный счет. А в случае, если предприятие захочет создать резерв и в следующем квартале не платить налог, переплата будет зачтена в счет будущих платежей.

- Что для этого надо сделать организациям?
- Для возврата или зачета налога плательщику надо подать в свою налоговую инспекцию заявление о том, что в связи с вступлением в силу Областного закона от 25 марта 2004 г. ≤ 25-оз "О внесении изменений в областной закон "О налоге на имущество организаций" его организация с 1 января 2004 г. имеет право на льготу. Кроме того, для перерасчета или возврата налога требуется представить уточненные декларации.

- Как делается перерасчет?
- Действовать надо по следующей схеме. Налоговой базой у нас является среднегодовая стоимость имущества, которую каждое предприятие рассчитывает по формуле, приведенной в пункте 4 статьи 376 НК РФ. Полученная стоимость умножается на ставку налога - в Ленинградской области это 2,2 процента. В итоге получается сумма налога для уплаты в бюджет.
Если теперь предприятие пользуется льготой, то стоимость имущества, попавшего под льготу, надо вычесть из среднегодовой стоимости имущества. Или если предоставлена пятидесятипроцентная льгота, то ставка налога по льготируемому имуществу уменьшается до 1,1 процента. Все дальнейшие вычисления производятся в порядке, изложенном выше.

- А как обстоят дела с предоставлением декларации по налогу на имущество? Освобожденные от уплаты налога должны ее сдавать?
- Да, налогоплательщики, получившие льготы, должны сдавать декларации по налогу на имущество. Ведь предоставление льготы не означает, что организация перестала быть плательщиком налога. Просто те, кто полностью освобожден от его уплаты, всю среднегодовую стоимость имущества в декларации заявляют в льготу.