САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 08:0620-04-2024
Суббота

 
Газета "Московский налоговый курьер"
Издательско-консультационная компания "Статус-Кво97"

Вопросы и ответы.

Правомерно ли отнесение к расходам для целей налогообложения прибыли затрат организации-лизингополучателя по компенсации затрат организации-лизингодателя на страхование предмета лизинга, государственную регистрацию предмета лизинга (транспортного средства)? Какие требования по налогу на прибыль в части документального подтверждения расходов организации?

В соответствии со ст. 665 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 29.10.98 ≤ 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон ≤ 164-ФЗ) под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю. При этом размер, способ осуществления и периодичность лизинговых платежей определяются договором лизинга с учетом указанного закона.
Согласно п. 3 ст. 21 Закона ≤ 164-ФЗ лизингополучатель в случаях, определенных законодательством Российской Федерации, должен застраховать свою ответственность за выполнение обязательств, возникающих вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в процессе пользования лизинговым имуществом.
В соответствии со ст. 20 Закона ≤ 164-ФЗ предметы лизинга, подлежащие регистрации в государственных органах (транспортные средства, оборудование повышенной опасности и другие предметы лизинга), регистрируются по соглашению сторон на имя лизингодателя или лизингополучателя. По соглашению сторон лизингодатель вправе поручить лизингополучателю регистрацию предмета лизинга на имя лизингодателя. При этом в регистрационных документах обязательно указываются сведения о собственнике и владельце (пользователе) имущества.
Страхование предмета лизинга, предпринимательских (финансовых) рисков согласно ст. 21 Закона ≤ 164-ФЗ не носит обязательного характера.
Обязанностью лизингополучателя является согласно указанному закону уплата лизинговых платежей, отдельная выплата лизингодателю компенсации расходов по страхованию предпринимательских (финансовых) рисков, предмета лизинга не является обязанностью лизингополучателя.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, затраты (помимо лизинговых платежей) организации-лизингополучателя на компенсацию расходов организации-лизингодателя на страхование предмета лизинга, на государственную регистрацию предмета лизинга, обязанность по осуществлению которых согласно лизинговому договору возложена на организацию-лизингодателя, не учитываются для целей налогообложения прибыли как не соответствующие критериям п. 1 ст. 252 НК РФ.
При этом организации-лизингодателю следует учитывать, что перечень доходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли, установленный ст. 251 НК РФ, является исчерпывающим.
Согласно разделу 5 Методических рекомендаций по применению главы 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2002 ≤ БГ-3-02/729, порядок оформления документов предусмотрен нормативными правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право утверждать порядок составления и формы первичных документов, которыми оформляются хозяйственные операции.
В частности, для подтверждения произведенных расходов для учета их в целях налогообложения прибыли первичные документы должны соответствовать требованиям Федерального закона от 21.11.96 ≤ 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон ≤ 129-ФЗ), которым определен порядок оформления первичных документов и наличия в них обязательных реквизитов. (Основание: письмо МНС России от 30.05.2003 ≤ 02-1-16/57-У885.)
Согласно ст. 9 Закона ≤ 129-ФЗ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, служащими первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, определенные данной статьей.
Таким образом, если расходы организации подтверждены документами, соответствующими требованиям Закона ≤ 129-ФЗ, указанные документы могут быть рассмотрены в целях документального подтверждения затрат, учитываемых при налогообложении прибыли.

Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. ≤ 26-12/12898 от 26.02.2004, подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга А.А. Глинкиным.

В полученном налоговом уведомлении на уплату транспортного налога указана неверная мощность двигателя. Каков порядок перерасчета транспортного налога в случае расхождения сведений, указанных в налоговом уведомлении, с данными, содержащимися в паспорте транспортного средства (свидетельстве о регистрации транспортного средства)?

В случае выявления расхождения сведений о транспортных средствах, указанных в налоговом уведомлении, с данными, содержащимися в паспорте транспортного средства (свидетельстве о регистрации транспортного средства), налогоплательщику необходимо обратится в инспекцию МНС России по г. Москве, направившую налоговое уведомление на уплату налога, с заявлением о замене налогового уведомления и установлении нового срока уплаты транспортного налога в связи с тем, что налоговое уведомление содержало неверную мощность двигателя и соответственно сумму налога, причитающуюся к уплате. При этом сведения должны быть подтверждены подлинниками документов, подтверждающих факты, изложенные в заявлении.
В случае представления копий документов, подтверждающих, что мощность двигателя, указанная в налоговом уведомлении, расходится с данными паспорта транспортного средства (свидетельства о регистрации транспортного средства), пересчет транспортного налога будет произведен только после подтверждения данных территориальным подразделением ГИБДД ГУВД г. Москвы, в котором зарегистрировано транспортное средство.
Таким образом, после подтверждения территориальным подразделением ГИБДД ГУВД г. Москвы подлинности сведений, содержащихся в представленной копии паспорта транспортного средства, инспекцией МНС России по административному округу г. Москвы будет произведен перерасчет транспортного налога и установлен новый срок уплаты налога в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации.

Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. ≤ 23-10/3/17568 от 17.03.2004, подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы Российской Федерации I ранга А.А. Глинкиным.