Вступил в силу новый закон о валютном регулировании Осуществлять валютные операции по новым правилам резидентам нужно с 18 июня 2004 года. Именно с этой даты вступил в силу Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. ≤ 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". До этого дня осуществление валютных операций регулировал Закон РФ от 9 октября 1992 г. ≤ 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле". Следует сказать, что с вступлением в действие нового Закона этот документ полностью не утрачивает силу. Отдельные его нормы будут применяться до 19 июня 2005 года. Это связано с тем, что некоторые статьи Федерального закона ≤ 173-ФЗ вступают в силу с этой даты. Наиболее важные изменения, которые произошли в порядке проведения валютных операций, мы представили в таблице.
Что изменилось | Порядок, существовавший до вступления в действие Федерального закона ≤ 173-ФЗ | | Порядок, предусмотренный после вступления в действие Федерального закона ≤ 173-ФЗ | | Изменения, вступившие в силу с 18 июня 2004 года Ограничены полномочия Центрального банка РФ в области валютного регулирования | Валютное регулирование осуществлял Центральный банк РФ | | Валютное регулирование осуществляет не только Центральный банк РФ, но и Правительство РФ | Исчезло понятие текущих валютных операций, а понятие валютных операций, связанных с движением капитала, изменилось | Резиденты осуществляли без ограничений только текущие валютные операции. Валютные операции, связанные с движением капитала, проводились в порядке, установленном Центральным банком РФ | | Все валютные операции осуществляются без каких-либо ограничений. В некоторых случаях Правительство РФ и Центральный банк РФ могут ограничить проведение валютных операций, связанных с движением капитала. | Вводится использование специального счета для некоторых валютных операций | Все валютные операции осуществлялись без использования специального счета | | Специальный счет может применяться для осуществления: - валютных операций, связанных с движением капитала; - купли-продажи иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте; - операций с внутренними и внешними ценными бумагами | Увеличен лимит расчетов между физическими лицами-резидентами и нерезидентами, связанных с приобретением и реализацией ценных бумаг, стоимость которых выражена в иностранной валюте | Физические лица могли без ограничения совершать валютные операции по покупке и продаже внешних ценных бумаг на сумму до 75 000 долларов США в течение календарного года | | Физические лица могут без ограничения совершать валютные операции с внешними ценными бумагами на сумму до 150 000 долларов США в течение календарного года | Изменены некоторые права и обязанности органов и агентов валютного контроля | Если в ходе проверки резидент не представлял необходимые документы должностным лицам органов и агентов валютного контроля, они могли приостанавливать операции по его банковским счетам | | Если в ходе проверки резидент не представит необходимые документы должностным лицам органов и агентов валютного регулирования, приостановить операции по его банковским счетам они не вправе | | Изменения, вступающие в силу с 19 июня 2005 года Отменены индивидуальные разрешения, необходимые для осуществления некоторых валютных операций | Для осуществления некоторых валютных операций требовалось разрешение Центрального банка РФ или других органов валютного контроля. | | Все валютные операции проводятся без специальных разрешений Центрального банка РФ и других органов валютного контроля. | Отменен целевой порядок для открытия банковских счетов за пределами РФ для резидентов | Без разрешения Центрального банка РФ резиденты могли открывать счета в иностранной валюте за пределами РФ только для своих представительств, а также, если они выполняли работы по международным договорам строительного подряда. В остальных случаях счета за пределами РФ открывались на условиях, установленных Центральным банком РФ | | Все резиденты могут без ограничений открывать счета в иностранной валюте в других государствах, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег ( FATF ) | Вводится предварительная регистрация счета (вклада), и предварительная регистрация вывоза (ввоза) и пересылки валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме для резидентов, которые открывают счета в банках государств, не являющихся членами ОЭСР и FATF | Предварительная регистрация счета (вклада) и предварительная регистрация вывоза (ввоза) и пересылки валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме не предусматривалась | | Предварительную регистрацию счета (вклада) проводят налоговые инспекции по месту регистрации резидента. Предварительную регистрацию вывоза (ввоза) и пересылки валюты РФ и внутренних ценных бумаг осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора | Расширен круг лиц, которые могут не зачислять валюту на свои счета в российских уполномоченных банках | Только определенные организации могли не зачислять валюту на счета в российских уполномоченных банках. Например, к ним относились организации, открывшие представительства за рубежом и предприятия, осуществлявшие работы по международным договорам строительства | | Все резиденты, осуществляющие внешнеторговую деятельность, в определенных случаях вправе не зачислять валюту на счета в российских уполномоченных банках | Устанавливаются новые случаи, когда резидент, осуществляющий внешнеторговую деятельность вправе не зачислять валюту на свои счета в российских уполномоченных банках | Случаи, когда резиденты вправе не переводить валюту на счета в российских уполномоченных банках, устанавливались Центральным банком РФ | | Случаи, когда резиденты вправе не переводить валюту на счета в российских уполномоченных банках, определены в ст. 19 Федерального закона ≤ 173-ФЗ. Например, резидент может тратить валюту на оплату расходов, связанных с проведением зарубежных выставок, спортивных, культурных и других мероприятий |
Изменились правила обязательной продажи валюты Центральный банк РФ привел свои нормативные акты в соответствие с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. ≤ 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". 30 марта 2004 года Банк России выпустил Инструкцию ≤ 111-и "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации". Инструкция начала действовать одновременно с новым Законом, то есть с 18 июня 2004 года. Следует сказать, что после вступления в силу указанных документов размер обязательной продажи части валютной выручки не изменился. Он по-прежнему равен 25 процентам. Кроме того, обязательной продаже подлежат все виды иностранных валют, что и ранее. Изменения, происшедшие в порядке обязательной продажи части валютной выручки, в основном технические (так, в частности, унифицирован порядок продажи валюты для всех видов предприятий, введены новые формы документов). Наиболее значимые изменения мы привели в таблице.
Что изменилось | Как было до 18 июня 2004 года | Как стало после 18 июня 2004 года | Расширился круг лиц, обязанных продавать валютную выручку (ст. 21 Закона ≤ 173-ФЗ) | Валютную выручку продавали только юридические лица | Валютную выручку должны продавать не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели | Отменены льготы в отношении обязательной продажи валюты (ст. 21 Закона ≤ 173-ФЗ) | По общему правилу организации поручали банку продать часть валютной выручки в течение семи дней со дня ее зачисления на транзитный валютный счет. Однако для некоторых организаций были предусмотрены льготы. В частности, к ним относились страховщики и организации, оказывающих услуги международной связи. | Общий порядок продажи валютной выручки распространяется на всех резидентов. Они должны поручить банку продать часть валютной выручки в течение семи дней со дня ее зачисления на транзитный валютный счет | Уточнено, какие суммы не зачисляются на транзитный валютный счет организации (п. 2.2 инструкции ≤ 111-и) | На транзитный валютный счет организации зачислялись все поступления иностранной валюты. | Не зачисляются на транзитный валютный счет суммы: - поступившие с одного текущего валютного счета резидента на другой его текущий валютный счет в этом же банке; | - от уполномоченного банка, в котором открыт текущий валютный счет; - с текущего валютного счета одного резидента на текущий валютный счет другого резидента, открытый в том же банке Изменилась форма распоряжения о поступлении валютной выручки на транзитный валютный счет резидента (п. 3.1 инструкции ≤ 111-и) | Применялась форма извещения, утвержденная приказом Центрального банка РФ от 29 июня 1992 г . ≤ 02-104А | Форму уведомления уполномоченный банк разрабатывает самостоятельно. |
Изменилась форма поручения на обязательную продажу части валютной выручки (п. 3.3 инструкции ≤ 111-и) | Применялась форма поручения, утвержденная приказом Центрального банка РФ от 29 июня 1992 г . ≤ 02-104А | Форму распоряжения уполномоченный банк разрабатывает самостоятельно. | Появилась справка, в которой резидент должен указать, в связи с какой операцией поступила валюта (п. 3.4 инструкции ≤ 111-и) | Специальной справки не предусматривалось | Форма справки в ближайшее время должна быть утверждена Центральным банком РФ | Отменена продажа части выручки, поступившей на транзитный валютный счет резидента, без его поручения (п. 3.8 инструкции ≤ 111-и) | Если резидент в течение 7 дней не поручал банку продать часть валюты, банк самостоятельно списывал деньги с его транзитного валютного счета и продавал их | Если резидент втечение 7 дней не дает поручение на продажу части валюты, банк не имеет права списывать деньги с его транзитного валютного счета |
Изменился порядок обязательной продажи части вознаграждения посредника, заключившего договоры комиссии, поручения или агентские договоры с резидентами РФ (п. 4.9 инструкции ≤ 111-и) | Посредники должны были в обязательном порядке продавать часть своего вознаграждения, поступившего на их транзитный валютный счет | Посредники больше не должны продавать часть своего вознаграждения, поступившего по договорам комиссии, поручения или агентским договорам, заключенным с резидентами РФ |
Налоговики объяснили, как ПБОЮЛ-"упрощенец" должен заполнять книгу учета доходов и расходов Изменения, которые МНС России внесло в порядок заполнения книги учета доходов и расходов, касаются индивидуальных предпринимателей (приказ МНС России от 24 мая 2004 г. ≤ САЭ-3-22/332@). Теперь они не обязаны заполнять графы 4 "Доходы - всего" и 6 "Расходы - всего". Еще в начале года ВАС РФ (решение от 22 января 2004 г. ≤ 14770/03) пришел к выводу, что индивидуальные предприниматели-"упрощенцы", могут не вносить в книгу учета доходов и расходов те затраты и поступления, которые не влияют на налоговую базу и сумму единого налога. Теперь с выводами ВАС РФ согласились и налоговики и внесли поправки в порядок заполнения книги учета доходов и расходов. А распространяется ли новый порядок на организации, применяющие "упрощенку"? Нет, не распространяется, ответили нам в Управлении налогообложения малого бизнеса МНС России. А вот юристы компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" высказали такое мнение. Говорить о том, что организации, применяющие "упрощенку", могут запросто руководствоваться решением ВАС РФ, касающимся индивидуальных предпринимателей, нельзя. Однако сама логика, которой следовали судьи, может быть распространена и на юридические лица. Поэтому если фирма, применяющая "упрощенку", обратится в суд, то наверняка вердикт будет положительным. Приказ МНС России от 24 мая 2004 г. ≤ САЭ-3-22/332@ опубликован в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" ≤ 23, 2004. |
|