САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 02:5925-04-2024
Четверг

 
Журнал "Главбух"
Издательский дом "Главбух"

Что изменилось в учете и налогообложении

Вступил в силу новый закон о валютном регулировании

Осуществлять валютные операции по новым правилам резидентам нужно с 18 июня 2004 года. Именно с этой даты вступил в силу Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. ≤ 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

До этого дня осуществление валютных операций регулировал Закон РФ от 9 октября 1992 г. ≤ 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле". Следует сказать, что с вступлением в действие нового Закона этот документ полностью не утрачивает силу. Отдельные его нормы будут применяться до 19 июня 2005 года. Это связано с тем, что некоторые статьи Федерального закона ≤ 173-ФЗ вступают в силу с этой даты.
Наиболее важные изменения, которые произошли в порядке проведения валютных операций, мы представили в таблице.
Что изменилосьПорядок, существовавший до вступления в действие Федерального закона ≤ 173-ФЗ Порядок, предусмотренный после вступления в действие Федерального закона ≤ 173-ФЗ
Изменения, вступившие в силу с 18 июня 2004 года
Ограничены полномочия Центрального банка РФ в области валютного регулирования Валютное регулирование осуществлял Центральный банк РФ Валютное регулирование осуществляет не только Центральный банк РФ, но и Правительство РФ
Исчезло понятие текущих валютных операций, а понятие валютных операций, связанных с движением капитала, изменилось Резиденты осуществляли без ограничений только текущие валютные операции. Валютные операции, связанные с движением капитала, проводились в порядке, установленном Центральным банком РФ Все валютные операции осуществляются без каких-либо ограничений. В некоторых случаях Правительство РФ и Центральный банк РФ могут ограничить проведение валютных операций, связанных с движением капитала.
Вводится использование специального счета для некоторых валютных операций Все валютные операции осуществлялись без использования специального счета Специальный счет может применяться для осуществления: - валютных операций, связанных с движением капитала; - купли-продажи иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте; - операций с внутренними и внешними ценными бумагами
Увеличен лимит расчетов между физическими лицами-резидентами и нерезидентами, связанных с приобретением и реализацией ценных бумаг, стоимость которых выражена в иностранной валюте Физические лица могли без ограничения совершать валютные операции по покупке и продаже внешних ценных бумаг на сумму до 75 000 долларов США в течение календарного года Физические лица могут без ограничения совершать валютные операции с внешними ценными бумагами на сумму до 150 000 долларов США в течение календарного года
Изменены некоторые права и обязанности органов и агентов валютного контроля Если в ходе проверки резидент не представлял необходимые документы должностным лицам органов и агентов валютного контроля, они могли приостанавливать операции по его банковским счетам Если в ходе проверки резидент не представит необходимые документы должностным лицам органов и агентов валютного регулирования, приостановить операции по его банковским счетам они не вправе
Изменения, вступающие в силу с 19 июня 2005 года
Отменены индивидуальные разрешения, необходимые для осуществления некоторых валютных операцийДля осуществления некоторых валютных операций требовалось разрешение Центрального банка РФ или других органов валютного контроля. Все валютные операции проводятся без специальных разрешений Центрального банка РФ и других органов валютного контроля.
Отменен целевой порядок для открытия банковских счетов за пределами РФ для резидентов Без разрешения Центрального банка РФ резиденты могли открывать счета в иностранной валюте за пределами РФ только для своих представительств, а также, если они выполняли работы по международным договорам строительного подряда. В остальных случаях счета за пределами РФ открывались на условиях, установленных Центральным банком РФ Все резиденты могут без ограничений открывать счета в иностранной валюте в других государствах, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег ( FATF )
Вводится предварительная регистрация счета (вклада), и предварительная регистрация вывоза (ввоза) и пересылки валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме для резидентов, которые открывают счета в банках государств, не являющихся членами ОЭСР и FATF Предварительная регистрация счета (вклада) и предварительная регистрация вывоза (ввоза) и пересылки валюты РФ и внутренних ценных бумаг в документарной форме не предусматриваласьПредварительную регистрацию счета (вклада) проводят налоговые инспекции по месту регистрации резидента. Предварительную регистрацию вывоза (ввоза) и пересылки валюты РФ и внутренних ценных бумаг осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
Расширен круг лиц, которые могут не зачислять валюту на свои счета в российских уполномоченных банках Только определенные организации могли не зачислять валюту на счета в российских уполномоченных банках. Например, к ним относились организации, открывшие представительства за рубежом и предприятия, осуществлявшие работы по международным договорам строительства Все резиденты, осуществляющие внешнеторговую деятельность, в определенных случаях вправе не зачислять валюту на счета в российских уполномоченных банках
Устанавливаются новые случаи, когда резидент, осуществляющий внешнеторговую деятельность вправе не зачислять валюту на свои счета в российских уполномоченных банках Случаи, когда резиденты вправе не переводить валюту на счета в российских уполномоченных банках, устанавливались Центральным банком РФСлучаи, когда резиденты вправе не переводить валюту на счета в российских уполномоченных банках, определены в ст. 19 Федерального закона ≤ 173-ФЗ. Например, резидент может тратить валюту на оплату расходов, связанных с проведением зарубежных выставок, спортивных, культурных и других мероприятий

Изменились правила обязательной продажи валюты

Центральный банк РФ привел свои нормативные акты в соответствие с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. ≤ 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
30 марта 2004 года Банк России выпустил Инструкцию ≤ 111-и "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации". Инструкция начала действовать одновременно с новым Законом, то есть с 18 июня 2004 года.
Следует сказать, что после вступления в силу указанных документов размер обязательной продажи части валютной выручки не изменился. Он по-прежнему равен 25 процентам.
Кроме того, обязательной продаже подлежат все виды иностранных валют, что и ранее.
Изменения, происшедшие в порядке обязательной продажи части валютной выручки, в основном технические (так, в частности, унифицирован порядок продажи валюты для всех видов предприятий, введены новые формы документов).
Наиболее значимые изменения мы привели в таблице.


- от уполномоченного банка, в котором открыт текущий валютный счет; - с текущего валютного счета одного резидента на текущий валютный счет другого резидента, открытый в том же банке

Что изменилось Как было до 18 июня 2004 года Как стало после 18 июня 2004 года
Расширился круг лиц, обязанных продавать валютную выручку (ст. 21 Закона ≤ 173-ФЗ) Валютную выручку продавали только юридические лица Валютную выручку должны продавать не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели
Отменены льготы в отношении обязательной продажи валюты (ст. 21 Закона ≤ 173-ФЗ) По общему правилу организации поручали банку продать часть валютной выручки в течение семи дней со дня ее зачисления на транзитный валютный счет. Однако для некоторых организаций были предусмотрены льготы. В частности, к ним относились страховщики и организации, оказывающих услуги международной связи. Общий порядок продажи валютной выручки распространяется на всех резидентов. Они должны поручить банку продать часть валютной выручки в течение семи дней со дня ее зачисления на транзитный валютный счет
Уточнено, какие суммы не зачисляются на транзитный валютный счет организации (п. 2.2 инструкции ≤ 111-и) На транзитный валютный счет организации зачислялись все поступления иностранной валюты. Не зачисляются на транзитный валютный счет суммы: - поступившие с одного текущего валютного счета резидента на другой его текущий валютный счет в этом же банке;
Изменилась форма распоряжения о поступлении валютной выручки на транзитный валютный счет резидента (п. 3.1 инструкции ≤ 111-и) Применялась форма извещения, утвержденная приказом Центрального банка РФ от 29 июня 1992 г . ≤ 02-104А Форму уведомления уполномоченный банк разрабатывает самостоятельно.
Изменилась форма поручения на обязательную продажу части валютной выручки (п. 3.3 инструкции ≤ 111-и)Применялась форма поручения, утвержденная приказом Центрального банка РФ от 29 июня 1992 г . ≤ 02-104А Форму распоряжения уполномоченный банк разрабатывает самостоятельно.
Появилась справка, в которой резидент должен указать, в связи с какой операцией поступила валюта (п. 3.4 инструкции ≤ 111-и) Специальной справки не предусматривалось Форма справки в ближайшее время должна быть утверждена Центральным банком РФ
Отменена продажа части выручки, поступившей на транзитный валютный счет резидента, без его поручения (п. 3.8 инструкции ≤ 111-и) Если резидент в течение 7 дней не поручал банку продать часть валюты, банк самостоятельно списывал деньги с его транзитного валютного счета и продавал их Если резидент втечение 7 дней не дает поручение на продажу части валюты, банк не имеет права списывать деньги с его транзитного валютного счета
Изменился порядок обязательной продажи части вознаграждения посредника, заключившего договоры комиссии, поручения или агентские договоры с резидентами РФ (п. 4.9 инструкции ≤ 111-и) Посредники должны были в обязательном порядке продавать часть своего вознаграждения, поступившего на их транзитный валютный счет Посредники больше не должны продавать часть своего вознаграждения, поступившего по договорам комиссии, поручения или агентским договорам, заключенным с резидентами РФ

Налоговики объяснили, как ПБОЮЛ-"упрощенец" должен заполнять книгу учета доходов и расходов

Изменения, которые МНС России внесло в порядок заполнения книги учета доходов и расходов, касаются индивидуальных предпринимателей (приказ МНС России от 24 мая 2004 г. ≤ САЭ-3-22/332@). Теперь они не обязаны заполнять графы 4 "Доходы - всего" и 6 "Расходы - всего". Еще в начале года ВАС РФ (решение от 22 января 2004 г. ≤ 14770/03) пришел к выводу, что индивидуальные предприниматели-"упрощенцы", могут не вносить в книгу учета доходов и расходов те затраты и поступления, которые не влияют на налоговую базу и сумму единого налога. Теперь с выводами ВАС РФ согласились и налоговики и внесли поправки в порядок заполнения книги учета доходов и расходов.
А распространяется ли новый порядок на организации, применяющие "упрощенку"? Нет, не распространяется, ответили нам в Управлении налогообложения малого бизнеса МНС России. А вот юристы компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" высказали такое мнение. Говорить о том, что организации, применяющие "упрощенку", могут запросто руководствоваться решением ВАС РФ, касающимся индивидуальных предпринимателей, нельзя. Однако сама логика, которой следовали судьи, может быть распространена и на юридические лица. Поэтому если фирма, применяющая "упрощенку", обратится в суд, то наверняка вердикт будет положительным.
Приказ МНС России от 24 мая 2004 г. ≤ САЭ-3-22/332@ опубликован в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" ≤ 23, 2004.