САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 11:0026-04-2024
Пятница

 
В.МАЛЫШКО, эксперт "ПБУ"
материал предоставлен журналом "Практический бухгалтерский учет"

Отчетность за I полугодие 2004 года

Отчетность за I полугодие 2004 года
И вновь для бухгалтеров настают горячие деньки - грядёт отчетная кампания за I полугодие 2004 года. От предыдущих она отличается тем, что в течение II квартала практически прекратился выпуск нормативно-правовых актов по методологии бухгалтерского учета и налогообложению. Связано это с проводимой в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.04 ≤ 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (далее . указ ≤ 314) административные реформой. Согласно указу, Минфину России передаются функции МНС России по принятию нормативно-правовых актов в установленной сфере деятельности, по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации о налогах и сборах. Само же налоговое министерство преобразовано в Федеральную налоговую службу (п. 15 указа ≤ 314). Организационные вопросы, связанные с реформированием министерств, заслонили за собой творческие начинания работников. Но разъясняющие письма в основном по вопросам налогообложения появлялись из недр Минфина России и МНС России регулярно.
Напомним, что в развитие указа ≤ 314 Правительство РФ выпустило постановление от 07.04.04 ≤ 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации". В соответствии с этим постановлением Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении служб, среди которых, как было сказано выше, и Федеральная налоговая служба. Теперь Минфин России:
 - разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам налоговой политики;
 - разрабатывает и утверждает, в том числе и формы налоговых деклараций, расчетов по налогам, методические рекомендации и другие нормативные правовые акты по вопросам применения законодательства о налогах и сборах (п. 5 постановления).

Документы МНС
И все же в переходный период МНС России успело выпустить ряд документов. Так организации, выплачивающие доходы иностранным фирмам и удерживающие из их дохода предусмотренные законодательством РФ суммы, по итогам I полугодия должны будут обратиться к новой форме Налогового расчета (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям и удержанных налогах. Она утверждена приказом МНС России от 14.04.04 ≤ САЭ-3-23/286. Одновременно был выпущен и приказ от 14.04.04 ≤ САЭ-3-23/287, которым внесены изменения и дополнения в инструкцию по заполнению расчета.
Применяемая ранее форма расчета (утв. приказом МНС России от 19.12.03 ≤ БГ-3-23/701) использовалась всего лишь один раз при составлении отчетности за I квартал 2004 года. Отличие новой формы расчета от предшествующей незначительны. С титульного листа изъята строка, по которой указывалось название иностранной организации, получившей доход. В разделы же 1 (выплаты в пользу иностранной организации, кроме банков) и 2 (выплаты в пользу иностранного банка) добавлено по две строки. В первой необходимо указать код бюджетной классификации (КБК), который соответствует налогу с доходов, перечисленных в бюджет, по второй . код ОКАТО. Напомним, что коды бюджетной классификации утверждены приказом Минфина России от 11.12.03 ≤ 115н. По строке КБК может быть указан один из трех кодов, которые присвоены налогу на прибыль с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, в бюджетной классификации:
 - 1010103 . если выплачены доходы, не связанные с деятельностью иностранной организации в РФ через постоянное представительство, за исключением доходов, в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам;
 - 1010107 . если выплачены дивиденды;
 - 1010108 . если выплачены проценты по государственным и муниципальным ценным бумагам.
Раздел 1 (2) заполняется отдельно по каждой иностранной организации (иностранному банку), которой (ому) выплачены доходы. Если в одном и том же отчетном периоде организация выплатила доходы и удержала налоги, которым присвоены разные КБК, то ей необходимо заполнить соответствующий раздел отдельно по каждому коду. При числе выплат в отчетном периоде более пяти по одному и тому же доходу организация должна будет заполнить второй лист раздела, так как в форме листа для внесения данных предусмотрено всего лишь пять строк.
Возможно, что налогоплательщикам налога на имущество организаций в регионах РФ, в которых форма налоговой декларации была утверждена законодательными (представительными) органами власти субъектов (п. 2 ст. 272 НК РФ), при сдаче налогового расчета по авансовому платежу за I полугодие придется обратиться к форме, утвержденной приказом МНС России от 23.03.04 ≤ САЭ-3-21/224. В некоторых из таких регионов РФ налогоплательщикам, сдавшим расчет за I квартал по "региональной" форме, настоятельно рекомендовали заполнить и "министерскую" форму, появившуюся лишь к концу апреля. Но использовать "министерскую" форму налогоплательщикам придется лишь после того, как будут внесены соответствующие изменения в закон, вводящий на территории субъекта налог на имущество организаций.
Понять налоговиков можно. Для обработки "министерской" формы декларации программное обеспечение уже существует. Применение же "региональной" формы требует разработки дополнительного программного модуля. И на его создание необходимы как трудовые, так и материальные ресурсы. Существование "региональных" форм затрудняет также жизнь и бухгалтерам организаций, имущество которых находится в различных субъектах РФ. Для заполнения каждой "региональной" формы необходимо дополнительно время.
Уплата нового налога, как всегда, вызывает много вопросов. На них и пытаются ответить налоговики. В письмо МНС России от 28.04.04 ≤ 21-3-05/155 они разъяснили порядок заполнения подраздела "Расчет среднегодовой (средней) стоимости имущества за налоговый (отчетный) период" раздела 4 налоговой декларации. Напомним, что этот раздел должны заполнять налогоплательщики отдельно:
 - по недвижимому имуществу, входящему в состав Единой системы газоснабжения (ЕСГС);
 - по объектам недвижимого имущества российской организации, имеющим место фактического нахождения на территориях разных субъектов РФ либо на территории субъекта РФ и в территориальном море РФ (на континентальном шельфе РФ или в исключительной экономической зоне РФ).
В упомянутом письме ведомство несколько поправило Инструкцию по заполнению налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовому платежу) (инструкция утверждена тем же приказом МНС России, что и налоговая декларация). При расчете суммы авансового платежа (стр. 220) по объектам недвижимого имущества российской организации помимо величин, внесенных по строкам указанным в инструкции, необходимо учитывать и значение доли балансовой стоимости объекта недвижимого имущества на территории соответствующего субъекта РФ (стр. 170). Исходя из этого, алгоритм определения авансового платежа будет выглядеть следующим образом:
Стр. 220 = (стр. 150 . стр. 160) х стр. 200 х стр. 170 : 100.
Минфин России порадовал бюджетников, уплачивающих налог на имущество. Как известно, бюджетные учреждения по основным средствам исчисляют износ в целом за год по его окончанию (п. 54 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях; утв. приказом Минфина России от 30.12.99 ≤ 107н). Объекты же основных средств, начисление амортизации по которым не предусмотрено, при расчете среднегодовой (средней) стоимости имущества за налоговый (отчетный) период включаются по стоимости, определяемой, как разница между первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода (ст. 375 НК РФ).
Понимая, что установленное в инструкции правило несколько ущемляет интересы бюджетных организаций (происходит завышение средней стоимости имущества по итогам отчетных и налогового периодов) министерство предлагает им разбивать сумму износа, которая должна быть начислена за год, равномерно по месяцам. А полученные таким образом суммы и учитывать при определении среднегодовой (средней) стоимости имущества за налоговый (отчетный) период. Эти рекомендации Минфин России изложил в письме от 19.05.04 ≤ 04-05-06/57.
Для кредитных организаций . налогоплательщиков налога на имущество пояснения по порядку исчисления налога даны в письме Минфина России от 13.04.04 ≤ 04-05-06/40. В нем разъяснен вопрос учета НДС, уплаченного при поступлении основных средств.
Конкретный состав затрат, учитываемых в первоначальной стоимости объектов основных средств (приобретаемых, сооружаемых, создаваемых) кредитных организаций определяется в соответствии с законодательством РФ (п. 1.6 приложения 10 к Правилам ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации; утв. Банком России 05.12.02 ≤ 205-П). Так как ПБУ 6/01 "Учет основных средств" на кредитные организации не распространяются (п. 1 ПБУ 6/01), то чиновники обратились к НК РФ. Согласно пункту 1 статьи 257 НК РФ в первоначальную стоимость объекта не включаются налоги, учитываемые в составе расходов в соответствии с налоговым кодексом. В случае же не применения банками вычета по НДС пункт 5 статьи 170 НК РФ предоставляет им возможность учесть уплаченную поставщикам сумму налога в расходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль. Исходя из этого, сумма НДС не включается в первоначальную стоимость объекта и, следовательно, не учитывается при исчислении налога на имущество.
Обратим внимание налогоплательщиков на письмо МНС России от 06.04.04 ≤ 04-05-06/36. Как известно, статьей 381 НК РФ установлены льготы по налогу на имущество ряду организаций в отношении имущества, используемого в целях обговоренных в этой статье налогового кодекса.
Для того чтобы воспользоваться льготой налогоплательщики налога на имущество должны обеспечить раздельный бухгалтерский учет обычного и льготируемого имущества. К льготируемым объектам, по мнению налоговиков, можно относить и административные помещения, в также расположенные в них объекты основных средств, используемые аппаратом управления и находящиеся в неразрывной связи, как по своему назначению, так и по осуществляемым функциям с льготируемыми объектами.
Если же льготируемый ранее объект сдается организацией в аренду, то данный объект подлежит налогообложению в общеустановленном порядке независимо от целей его использования арендатором.
Для налогоплательщиков переведенных на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности небезинтересно будет письмо МНС России от 24.05.04 ≤ 22-0-10/957. В нем налоговики разъяснили порядок заполнения отдельных показателей в разделе 2 налоговой декларации по ЕНВД (форма этой декларации утверждена приказом МНС России от 21.11.03 ≤ БГ-3-22/648). Значения физических показателей по месяцам налогового периода, вносимые по строкам 050-070 этого раздела декларации, указываются в целых единицах с учетом правила округления, принятого в математике: значения показателей менее 0,5 единицы отбрасываются, а 0,5 единицы и более округляются до целой единицы.
Значение корректирующего коэффициента базовой доходности К2 (строка 090) указываются с точностью до второго знака после запятой с учетом округления.
Значение же корректирующего коэффициента базовой доходности К3 (строка 100) в 2004 году указывается без округления. И равно оно 1,133. Напомним, что эта величина - коэффициент . дефлятор установлена приказом Минэкономразвития России от 11.11.03 ≤ 337.
МНС России продолжает работу по упразднению раннее утвержденных методических рекомендации по применению глав второй части НК РФ. Вслед за отменой методичек по:
 - порядку исчисления и уплаты единого социального налога (приказ МНС России от 23.01.04 ≤ БГ-3-05/38);
 - применению главы 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения" (приказ МНС России от 26.02.2004 ≤ БГ-3-22/154);
 - применению главы 26.3 НК РФ "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" (приказ МНС России от 01.03.2004 ≤ БГ-3-22/165)
этой же участи подверглись и Методические рекомендации налоговым органам о применении главы 23 НК РФ "Налог на доходы физических лиц" (приказ МНС России от 14.04.04 ≤ САЭ-3-04/284).
Отметим, что с выходом приказов по отмене методических рекомендации работники налоговых инспекций вовсе не остаются без методических материалов для проверки правильности исчисления и уплаты налогов. Для них ведомство издает документы для служебного пользования. Так, в части ЕСН выпущены методические рекомендации по проведению выездных налоговых проверок лиц, производящих выплаты физическим лицам и разъяснения по отдельным вопросам, связанным с применением главы 24 НК РФ (утв. соответственно приказами МНС России от 17.11.03 ≤ БГ-4-05/31дсп и от 32.01.04 ≤ СА-14-5/16дсп). И если раньше при наличии методических рекомендаций налогоплательщик представлял позицию налогового ведомства по тому или иному вопросу и заранее мог подготовить аргументы, позволяющие отстаивать принятое решение, несколько отличное от взгляда налоговиков, то с их отменой такой возможности ему не предоставляется.
Кстати, в письме от 12.04.04 ≤ САЭ-6-02/135 ведомство отметило, что методические рекомендации не являются нормативными документами, обязательными для выполнения налогоплательщиками. Они служат для обеспечения единой методологии порядка исчисления и уплаты налога. При этом руководство министерства запрещает осуществлять ссылки на методические рекомендации при составлении актов налоговых проверок.
Отменой методических рекомендаций или отдельных их пунктов не означает изменения взгляда налоговиков на противоположное. Так, приказом МНС России от 11.03.04 ≤ БГ-3-03/190 упразднен пункт 3.3.3 Методических рекомендаций по применению главы 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость". Напомним, что согласно ему налогоплательщик обязан был восстанавливать НДС по передаваемому в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ или по договору простого товарищества имуществу в части его стоимости, не включенной через амортизационные отчисления в расходы по производству и/или реализации товаров (работ, услуг) или внереализационные расходы, учитываемые при определении налога на прибыль в налоговом периоде, в котором была осуществлена передача. Однако в письме от 31.03.04 ≤ 03-108/876/15 требование по восстановлению НДС, приходящегося на остаточную стоимость передаваемого имущества, вновь возникает.
Приказом МНС России от 02.04.04 ≤ САЭ-3-09/255 утверждены четыре рекомендуемые формы для сообщения налоговым органам информации, используемой при учете сведений о юридических и физических лицах:
 - об открытии (закрытии) счета - форма ≤ С-09-1;
 - об участии в российских и иностранных организациях - форма ≤ С-09-2;
 - о создании обособленного подразделения, расположенного на территории РФ - форма ≤ С-09-3;
 - о реорганизации юридического лица - форма ≤ С-09-4.
Напомним, что обязанность произвести такие сообщения в письменном виде возложена на них пунктом 2 статьи 23 НК РФ.
Новые формы практически идентичны прежним (утв. приказом МНС (ГНС) от 27.11.98 ≤ ГБ-3-12/309) добавлено лишь поле для вписания основного государственного регистрационного номера юридического лица и индивидуального предпринимателя.
Отметим, что изменилось мнение налоговиков при признании подразделения обособленным исходя из количества создаваемых рабочих мест. Как известно, необходимым условием создания обособленного подразделения являются оборудование стационарных рабочих мест (ст. 11 НК РФ). Причем, вводя это понятие, законодатель упомянул их во множественном числе. Поэтому ранее и считалось, что обособленное подразделение создано, если оборудовано не менее двух рабочих мест. Проведя же лингвистический анализ выражения "оборудованы стационарные рабочие места", МНС России пришло к вводу, что и при создании одного стационарного рабочего места на срок более одного месяца все же образуется обособленное подразделение (письмо МНС России от 29.04.04 ≤ 09-3-02/1912). А это обязывает организацию в течение месяца с момента создания стационарного рабочего места представить в налоговый орган по месту своего нахождения соответствующую информацию, воспользовавшись формой ≤ С-09-3. По месту же нахождения обособленного подразделения налогоплательщик должен стать на учет (п. 1 ст. 83 НК РФ). Для этого используется специальная форма ≤ 09-1-1 "Заявление о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения его обособленного подразделения на территории Российской Федерации" (утв. приказом МНС России от 03.03.04. ≤ БГ-3-09/178). В случае несвоевременной подачи такого заявления на организации может быть наложен штраф в размере 5000 руб. Если же заявление не будет подано в течение 90 дней, то штраф увеличивается вдвое (ст. 116 НК РФ).
Выше, в документы МНС России включены и два письма Минфина России. Осуществлено это для того, чтобы не разбивать разъяснения, касающиеся налога на имущество. Теперь же перейдем непосредственно к минфиновским творениям.

Письма Минфина
Хотелось обратить внимание налогоплательщиков НДС на два письма, касающихся этого налога. В письме Минфина России от 04.03.04 ≤ 04-03-11/30 ведомство дало пояснения, как необходимо правильно распределять входной НДС, если товары, работы или услуги используются одновременно для облагаемых НДС и необлагаемых операций. Как известно, в этом случае к вычету принимается сумма налога в доле, относящейся к облагаемым операциям. Оставшаяся же часть включается в стоимость приобретенных товаров, работ, услуг (п. 4 ст. 170 НК РФ).
Исходя из этого, налогоплательщик должен произвести распределение входного НДС. В свою очередь, часть входного НДС может быть неоплаченным. Поэтому и возникает вопрос, какую из величин необходимо использовать при проведении расчета.
Минфин России предлагает использовать всю сумму входного налога, приходящуюся как на оплаченные налогоплательщиком товары, работы услуги, так и неоплаченные. Для распределения НДС на принимаемую к вычету часть налога и учитываемую в стоимости товаров, работ, услуг факт оплаты не имеет значения. При этом в письме отмечается, что остаток налога, невозмещенный в одном налоговом периоде, не учитывается для расчета соответствующей пропорции в следующем налоговом периоде.
Пример
1 Организация занимается оптовой торговлей и розничной, которая переведена на уплату единого налога на вмененный доход. В июне 2004 года приобретен и введен в эксплуатацию холодильник, стоимость которого 259 600 руб., в том числе НДС . 39 600 руб. Он используется для хранения продуктов, реализуемых как в оптовой, так и розничной торговле. Оплата за холодильник производилась частями: предварительная оплата 194 700 руб. - в июне, остаток 64 900 руб. . в июле.
В июне оптовым покупателям отгружено товаров на сумму 495 600 руб., в том числе НДС . 75 600 руб., объем же реализации розничной торговле составил 356 800 руб.
НДС организация исчисляет и уплачивает ежемесячно.
Величины коэффициентов, используемых при определении долей входного НДС, принимаемого к вычету и учитываемого в первоначальной стоимости холодильника, определится из следующих соотношений:
 - 0,582 (495 600 : (495 600 + 356 800)) . для оптовой торговли;
 - 0,418 (356 800 : (495 600 + 356 800)) . для розничной.
Из общей величины НДС, уплаченной поставщику холодильника, налогоплательщик вправе принять к вычету 23 047,20 руб. (39 600 руб. х 0,582). Оставшаяся же часть суммы . 16 552,80 руб. (39 600 руб. х 0,418) учитывается в первоначальной стоимости холодильника.
Принять к вычету рассчитанную сумму НДС налогоплательщик вправе лишь при вводе холодильника в эксплуатацию и полной его оплаты (п. 9 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость; утв. постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 ≤ 914).
В бухгалтерском учете приобретение холодильника и ввод его в эксплуатацию сопровождаются следующими записями.
В июне:
Дебет 60 Кредит 51- 194 700 руб. . перечислена предоплата за холодильник;
Дебет 08 Кредит 60- 220 000 руб. . принят к оплате счет поставщика за холодильник;
Дебет 19 субсчет "НДС, подлежащий распределению" Кредит 60- 39 600 руб. . отражен НДС, подлежащий распределению;
Дебет 08 Кредит 19 субсчет "НДС, подлежащий распределению"- 16 552,80 руб. . НДС, приходящийся на розничную торговлю, учтен в первоначальной стоимости холодильника;
Дебет 01 Кредит 08- 236 552,80 руб. (220 000 + 16 552,80) . введен в эксплуатацию холодильник.
В июле:
Дебет 60 Кредит 51- 64 900 руб. . произведен окончательный расчет за холодильник;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19 субсчет "НДС, подлежащий распределению"- 23 047,20 руб. . принят к вычету НДС, относящейся к оптовой торговле.

Этим же письмом Минфин России рекомендовал налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые НДС операции, так и освобожденные от налогообложения, самим устанавливать порядок регистрации в книге покупок счетов-фактур по приобретенным товарам (работам, услугам) в зависимости от особенностей деятельности и вида осуществляемых операций. Этот порядок необходимо отразить в учетной политике.
Отсутствие в счете-фактуре после 1 марта 2004 года расшифровки подписей руководителя организации и главного бухгалтера или иного уполномоченного лица, по мнению Минфина России, является основанием для того, чтобы сумма НДС, указанная в нем, не учитывалась в принимаемых вычетах. Вводимое ведомством "правило" приведено в письме Минфина России от 05.04.04 ≤ 04-03-11/54.
Напомним, что постановлением Правительства от 16.02.04 ≤ 84 были внесены изменения в вышеуказанные Правила ведения журналов и в образец счета-фактуры. В нем помимо ИНН продавца и покупателя необходимо указывать и их КПП, а также приводить расшифровку фамилий должностных лиц организации и индивидуального предпринимателя, подписывающих счет-фактуру. На взгляд чиновников министерства введенная норма не противоречит НК РФ. КПП является дополнением к ИНН, а фамилия и инициалы . являются частью реквизита "Подпись" в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" (утв. постановлением Госстандарта России от 03.03.03 ≤ 65-ст). Исходя из этого, они и делают вышеприведенный вывод.
Обратимся к главе 21 НК РФ. Законодатель в пункте 6 статьи 169 НК РФ обязал руководителя и главного бухгалтера организации либо иного уполномоченного лица подписывать счет-фактуру. При этом не оговорена необходимость расшифровки их подписи.
Пунктом 8 этой же статьи Правительству РФ поручалось установить лишь порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж. Об утверждении их форм ничего не сказано. Поэтому налогоплательщик вправе использовать самостоятельно разработанную форму счета-фактуры, в котором приводятся все обязательные его реквизиты, перечисленные в пункте 5 статьи 169 НК РФ. Отметим, что КПП среди обязательных реквизитов счета-фактуры - не указан.

Валютное регулирование
Во II квартале 2004 года произошли изменения в нормативной базе, регулирующей вопросы внешнеэкономической деятельности. Связано это с тем, что с 18 июня вступил в силу Федеральный закон от 10.12.03 ≤ 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле". Отметим, что отдельные части статей закона вводятся обособлено. Так пункт 2 статьи 22 закона, в котором определен состав органов валютного контроля, действовал с даты официального опубликования закона - 17 декабря 2003 года. Новый порядок открытия и использования банковских счетов за рубежом для организаций (части 3 статьи 5, статьи 12, абзаца второго части 2 статьи 14) будет введен через год после вступления в силу закона . с 18 июня 2005 года. Перенесенные же в новый закон в виде переходных статей из Закона РФ от 09.10.91 ≤ 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" ограничения (п. 10 ч. 1 ст. 1 ст. 7 и 8, ч. 3 и 4 ст. 11, ч. 3 и 4 ст. 12, ч. 5 и 6 ст. 13, ч. 5 и 6 ст. 14, ст. 16, ст. 17 и 21) будут действовать до 1 января 2007 года.
С момента введения закона ≤ 173-ФЗ начала действовать и Инструкция об обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации (утв. Банком России 30.03.04 ≤ 111-И). Остановимся на некоторых из её положений.
Определив в законе ≤ 173-ФЗ, что обязательной продаже подлежит 30% от суммы валютной выручки, законодатель предоставил Банку России возможность устанавливать иной размер обязательной продаже, но не превышающий указанную величину (п. 1 ст. 21 закона ≤ 173-ФЗ). Его то и определил в пункте 1.2 инструкции Банк России . 25% от суммы валютной выручки.
При определении объекта обязательной продажи общая величина поступившей валютной выручки может быть уменьшена на затраты, связанные с:
 - оплатой транспортировки, страхования и экспедирования;
 - уплатой экспортных таможенных пошлин и таможенных сборов;
 - выплатой комиссионного вознаграждения банкам и оплатой услуг по исполнению функций агентов валютного контроля
и осуществляемых в иностранной валюте (п. 5 ст. 21 закона ≤ 173-ФЗ).
Обязательная продажа валюты должна быть осуществлена не позднее семи рабочих дней со дня её поступления на транзитный валютный счет организации в уполномоченном банке. Для того чтобы уложиться в указанный срок в инструкции определен порядок действий банка и клиента и временной промежуток на каждую из операций.
В первый рабочий день, следующий за днем поступления валюты на транзитный счет, банк направляет уведомление о поступлении валюты и устанавливает клиенту срок подачи документов, необходимых для совершения дальнейших действий с поступившими средствами.
Не позднее даты, указанной в уведомлении, клиент должен направить банку:
 - распоряжение о продаже валюты и о зачислении рублевого эквивалента вырученной суммы и остатков валютных средств на свои рублевый и валютный текущие счета;
 - справку об идентификации поступивших сумм по видам валютных операций.
Получив эти документы, банк в течение следующего рабочего дня депонирует часть валютной выручки, предназначенной для обязательной продажи, переведя её на отдельный лицевой счет. Остальная же сумма зачисляется на текущий валютный счет клиента.
На продажу валюты с лицевого счёта и зачисление полученной суммы на рублевый текущий счет клиента банку отводится два рабочих дня (раздел 3 инструкции).
Пример 2
18 июня на транзитный счет организации поступили валютные денежные средства за реализованную продукцию. Её стоимость 63 360 евро.
21 июня банк направил организации уведомление о поступившей валютной выручке. 23 июня организация представила в банк идентификационную справку и распоряжения на продажу обязательной доли валютной выручки в сумме 14 750 евро. ((63 360 . 4250 . 110) х 25%), оплату транспортно . экспедиционные расходы, связанных с доставкой продукции, . 4250 евро и комиссии банка за выполнение функций агента валютного контроля . 110 евро. В этот день банк осуществил предписанный ему операции, в том числе депонировал указанную для продажи сумму на лицевом счете и зачислил остаток средств на текущий валютный счет.
25 июня банком продана валюта. Рублевые средства зачислены на текущий рублевый счет организации. Им удержана комиссия за продажу валюты . 650 руб.
Предположим, что установленный курс Банка России 18, 23 и 25 июня 34,4636 руб./евро, 34,3456 руб./евро и 34,9057 руб./евро., рыночный курс, по которому продана валюта, - 34, 4906 руб./евро.
В результате обязательной продажи валюты и сделанных до этого отчислений на текущий валютный счет организации зачислено 44 250 евро (63 360 . 4250 . 110 . 14 750).
В бухгалтерском учете организации поступление валютной выручки и предписанные операции по её частичной продаже отражаются следующим образом.
18 июня:
Дебет 52 субсчет "Транзитный валютный счет" Кредит 62- 2 183 613,70 руб. (63 360 евро х 34,4636 руб./евро) . поступила валютная выручка.
23 июня:
Дебет 76 Кредит 52 субсчет "Транзитный валютный счет"- 145 968,80 руб. (4250 евро х 34,3456 руб./евро) . оплачены транспортно . экспедиторские услуги;
Дебет 76 Кредит субсчет "Транзитный валютный счет"- 3778,02 руб. (110 евро х 34,3456 руб./евро) . удержано вознаграждение банку за выполнение им функции агента налогового контроля;
Дебет 91-2 Кредит 76- 3201,71 руб. (3778,02 руб. : 1,18%) . вознаграждение банка учтено в операционных расходах;
Дебет 19 Кредит 76- 576,31 руб. (3201,71 руб. х 18%) . выделен НДС из вознаграждения банка;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19- 576,31 руб. - принят к вычету НДС;
Дебет 57 Кредит 52 субсчет "Транзитный валютный счет"- 506 597,60 руб. (14 750 евро х 34,3456 руб./евро) . депонирована банком сумма валютной выручки для обязательной продажи;
Дебет 52 субсчет "Текущий валютный счет" Кредит 52 субсчет "Транзитный валютный счет"- 1 519 792,80 руб. (44 250 евро х 34,3456 руб./евро) - оставшаяся часть валютной выручки зачислена на текущий валютный счет организации;
Дебет 91-2 Кредит 52 субсчет "Транзитный валютный счет"- 7476,48 руб. (63 360 евро х (34,4636 руб./евро . 34,3456 руб./евро)) . отражена курсовая разница по транзитному валютному счету.
25 июня
Дебет 91-2 Кредит 57- 514 859,08 руб. (14 750 евро х 34,9057 руб./евро) . отражена продажа иностранной валюты;
Дебет 51 Кредит 91-1- 508 736,35 руб. (14 750 евро х 34,4906 руб./евро) . зачислены на текущий расчетный счет организации рубли, вырученные от продажи валюты;
Дебет 57 Кредит 91-2- 8261,48 руб. (14 750 евро х (34,9057 руб./евро . 34,3456 руб./евро)) . отражена курсовая разница;
Дебет 76 Кредит 51- 650 руб. - удержана комиссия банка за продажу валюты;
Дебет 91-2 Кредит 76 - 650 руб. - комиссия банка учтена в операционных расходах.
При определении сальдо прочих доходов и расходов за июнь будет учтен убыток от продажи валюты . 9189,44 руб. (508 736,35 + 8261,48 . 514 859,08 . 7476,48 . 3201,71 . 650).
В налоговом учете во внереализационных расходах учитывается 17 450,91 руб. Эта сумма складывается из:
 - вознаграждения банку за выполнение им функции агента валютного контроля и комиссионных при обязательной продаже валюты . 3 851,01 руб. (3201,01 + 650);
 - убытка от продажи валюты . 6122,73 руб. (514 859,08 . 508 736,35);
 - отрицательной курсовой разницы по транзитному валютному счету . 7476,48 руб.
Во внереализационных доходах же учитывается положительная курсовая разница . 8261,48 руб.

Если организация или индивидуальный предприниматель, на транзитный валютный счет которых поступила валютная выручка, не представят в банк распоряжение о продаже валюты и справку, то валютные средства на счете замораживаются. Причем в таком состоянии они будут находиться до момента представления требуемых документов.
Упростить вышеописанный порядок клиент может в том случае, если по договору банковского счета кредитной организации предоставляется возможность:
 - безакцептно списывать часть валютной выручки для обязательной продажи;
 - самостоятельно заполнять идентификационные справки.
В заключении обратим внимание на несколько разъясняющих писем, касающихся применения контрольно-кассовой техники. В письме МНС России от 12.05.04 ≤ 33-0-11/327 налоговое ведомство привело перечень контрольно-кассовых машин и фискальных регистраторов, которые не подлежат регистрации в территориальных налоговых органах с 1 июля 2004 года. С 1 сентября прекращается регистрация некоторых активных системных ККМ, а с 1 октября . ряда автономных ККМ. Перечень таких ККМ приведен также в письме.
Несколько ранее МНС России позволило территориальным налоговым органам регистрировать в порядке исключения контрольно-кассовую технику с криптографической защитой фискальных данных (ККТ с электронной контрольной лентой защитной). Перечень такой ККТ приведен в письме МНС России от 10.03.04 ≤ 33-0-11/197.
Налоговое ведомство изменило свое мнение по вопросу применения ККТ частными нотариусами. В письме МНС России от 14.04.04 ≤ 33-0-11/285 изложено, что частные нотариусы при получении денежных средств за нотариальные действия использовать ККТ не обязаны. Теперь позиция МНС России по этому вопросу совпадает с взглядом Минфина России (письмо Минфина России от 24.10.03 ≤ 16-00-24/45). Для всех же плательщиков налога на прибыль организаций это означает, что для подтверждения расходов за нотариальные действия достаточно наличия документа, выданного нотариусом, в котором указывается сумма взысканного тарифа, с необходимыми реквизитами, указанными в пункте 2 статьи 9 закона о бухучете.
Позволив частным нотариусам не применять ККТ, налоговики настоятельно советуют использовать её организациям и предпринимателям, принимающим за наличный расчет металлолом (письмо МНС России от 09.04.04 ≤ 33-0-11/281). Доводом для них послужил перечень видов деятельности, при осуществлении которых ККТ применять не обязательно, изложенный в пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 22.05.03 ≤ 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с применением платежных карт". В перечне отсутствует этот вид деятельности.
Но предложение налоговиков не стыкуется с пунктом 1 этой же статьи. В ней законодатель обязал организации и индивидуальных предпринимателей применять контрольно-кассовую технику, включенную в Государственный реестр, при осуществлении ими наличных денежных расчетов и/или расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. При приеме же металлолома у принимающей стороны реализации не происходит.