САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 04:4329-03-2024
Пятница

 
Б.Костин, зам.главного редактора журнала "Финансовый директор"
Материал предоставлен журналом "Фининсовый директор"

Сбор налогов "по-серому"

Вопросы налоговой реформы в России обсуждаются постоянно. Сейчас в Госдуме на рассмотрении находится целый пакет поправок в налоговое законодательство, однако центральной налоговой темой нынешнего лета являются взаимоотношения МНС России и компании "ЮКОС". Не касаясь политической подоплеки этих взаимоотношений, хотелось бы поговорить о методах налогового администрирования, которые играют в этом конфликте не последнюю роль. Как показывает практика, методы сбора налогов в нашей стране могут влиять на налоговую нагрузку предприятий не менее существенно, чем законодательные изменения.

После появления в России частных компаний и зарождения налоговой службы, способы их взаимодействия были просты: предприятие любым способом старалось заплатить как можно меньше налогов, а налоговая инспекция делала все возможное, чтобы собрать их как можно больше. Постепенно появилась и условная классификация способов налоговой оптимизации: их стали разделять на белые, черные и серые. С первыми (законными) и вторыми (незаконными) все было предельно ясно, а вот так называемые "серые" схемы доставляли налоговикам наибольшую головную боль. Суть таких схем всем ясна: законные инструменты ведения бизнеса используют не по прямому назначению, а для оптимизации налогообложения. Классический пример . выплата зарплаты через схемы страхования жизни.

В борьбе с неплательщиками налогов налоговики обнаружили, что наиболее эффективен тот же "серый", то есть формальный подход. Уличить налоговую службу в его использовании несложно. Достаточно внимательно прочесть различные документы МНС России или просто посмотреть на действия налоговых инспекторов. Например, налоговики отказываются принимать к вычету входящий НДС, если в счете-фактуре пропущена единица измерения товара или в адресе поставщика неправильно указана улица. И то, что экономическая суть операции соблюдена . НДС действительно уплачен поставщику, . налогового инспектора это уже не волнует. Таких примеров множество: отказы в возмещении экспортного НДС по любому формальному поводу, начисление налога на прибыль при получении беспроцентных займов и т. д.

Во многих случаях "серые" аргументы налоговиков при грамотном ведении дела легко оспорить в суде. Однако подавляющее большинство фирм не могут себе позволить регулярно судиться с налоговыми органами. Как объяснил мне один финансовый директор, "гораздо проще не судиться с налоговиками и где-то переплатить налоги, компенсировав потери за счет проведения части оборота "вчерную", чем постоянно конфликтовать с инспекторами, доказывая свою правоту".

Вот и получается, что когда часть расходов не принимается в целях налогообложения, входящий НДС не возмещается и к этому добавляются различные пени и штрафы, реальная налоговая нагрузка на предприятие становится куда больше установленных в Налоговом кодексе процентов. Под таким углом зрения российская налоговая система уже не выглядит столь либеральной, как ее пытается представить правительство.
В то же время нельзя не заметить, что компаний, готовых честно платить все налоги, становится все больше. Принцип "меньше налогов любым способом" постепенно уходит в прошлое. Однако государство со своей стороны также должно отказаться от постулата: "Больше налогов любыми методами". Конечно, заставить инспектора думать об экономической сути проверяемых им хозяйственных операций вряд ли возможно. Но перестать ориентировать налоговиков на придирки к компаниям по любому формальному поводу вполне реально. Любой инспектор в неофициальной беседе подтвердит, что от него требуют "гнать вал доначислений", причем даже в заведомо проигрышных ситуациях. Такую же точку зрения нередко озвучивают и чины из МНС России, выступая на налоговых семинарах.

Нужно, прежде всего, чтобы свою позицию изменила сама налоговая служба. Не помешало бы ввести систему стимулирования, при которой инспектор будет премироваться только за успешные доначисления, а проигранные судебные разбирательства будут идти ему "в минус". Выиграть от этого должны и бизнес, который сможет вздохнуть спокойнее, и бюджет . благодаря налоговым поступлениям от предприятий, которым в новых условиях будет проще легализовать свои обороты, чем уводить их "в тень". В нынешних же условиях для многих небольших фирм легализация всей выручки равна банкротству, поэтому ожидать их "обеления" не стоит. Пока налоговики будут "доначислять любой ценой", предприятия будут любой ценой этого избегать.