САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 13:1828-03-2024
Четверг

 
Журнал "Главбух"
Издательский дом "Главбух"

Что изменилось в учете и налогообложении

Деньги, лежащие в проблемном банке, можно перевести в бюджет или отсудить

В последнее время некоторые коммерческие банки стали задерживать платежи по поручениям своих клиентов или вообще приостановили все операции по расчетным счетам.
Мы рассмотрели способы, которыми может действовать фирма, имеющая счет в таком банке.
Конечно, можно просто сложа руки дожидаться благополучного разрешения кризисной ситуации. Но тогда вы рискуете потерять часть денег или даже всю сумму, доверенную ненадежному банку.
Другой, казалось бы, достаточно простой способ спасения денег - поручить банку, чтобы он перечислил часть средств с расчетного счета в бюджет. Тогда с помощью замороженных денег вы не только погасите текущую задолженность, но и, возможно, проавансируете предстоящие налоговые платежи.
Основанием для такого маневра служит пункт 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ. В нем сказано, что предприятие исполняет обязанность по уплате налога в тот момент, когда подает в банк соответствующее поручение. Однако на практике расчеты по налогам через проблемный банк могут привести к судебным разбирательствам с фискалами. И вполне возможно, в итоге ваши платежи не будут засчитаны.
Все дело в том, что еще в 2001 году Конституционный суд РФ указал: норма, прописанная в пункте 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ, распространяется только на так называемых добросовестных налогоплательщиков (определение от 25 июля 2001 г. ≤ 138-О). Правда, точных критериев добросовестности Конституционный суд не привел. Однако в постановлении Президиума ВАС РФ от 18 декабря 2001 г. ≤ 1322/01 названы некоторые признаки, по которым налогоплательщика можно отнести к недобросовестным. Среди прочего там сказано, что суды могут поставить под сомнение добросовестность налогоплательщика, если он поручил банку перечислить налоги будучи осведомленным о его неблагополучном финансовом положении. Так что судебного разбирательства скорее всего избежать не удастся. Это нам подтвердили и в пресс-службе Минфина России.
Впрочем, шанс на победу у вас все же есть. Ведь суд будет исходить все же из того, что ваша фирма - налогоплательщик добросовестный. И доказывать, что через данный банк вы платили налоги по злому умыслу, заранее зная, что деньги в бюджет не поступят, придется самим фискалам. Согласитесь, задача это не простая.
Таким образом, решать проблему "зависших" в банке денег с помощью налоговых платежей рискованно, но можно. Главное, заранее продумать аргументы в свою защиту. Самыми действенными из них будут такие:
- уплачивая налоги, вы не знали о плачевном положении банка;
- у вашей фирмы нет расчетных счетов в других кредитных организациях;
- сумма, указанная в так и не исполненных платежных поручениях, примерно соответствует текущей задолженности по налогам.
Теперь расскажем о другом способе извлечения денег из проблемного банка. Он состоит в следующем. Прежде всего, расторгните договор банковского счета - для этого достаточно представить в банк соответствующее заявление (ст. 859 Гражданского кодекса РФ). Затем подождите семь дней - это срок, в течение которого банк обязан вернуть фирме остаток денег на расчетном счете. Если денег вы так и не получили - обращайтесь в арбитражный суд с исковыми требованиями к банку.
Как составить исковое заявление, прописано в главе 13 Арбитражного процессуального кодекса РФ. В этом заявлении имеет смысл изложить также ходатайство об обеспечении иска. В таком случае арбитражный суд еще до начала разбирательства может наложить арест на имущество банка. Так можно защитить деньги, принадлежащие вашей фирме.
Однако на полный успех в судебном разбирательстве стоит рассчитывать лишь до тех пор, пока у банка не отзовут лицензию. Ведь это может инициировать процедуру банкротства. И уж тогда вам придется дожидаться своих денег в общей очереди с другими кредиторами. Поэтому, твердо решив забрать свои средства из проблемного банка, не медлите с подачей судебного иска.

Чиновники уточнили, чем отличается ремонт компьютера от модернизации

По словам чиновников, компьютер, в котором заменили отдельные детали, считается модернизированным, только если изменилось его функциональное назначение (письмо Минфина России от 22 июня 2004 г. ≤ 03-02-04/5). Компьютер же, функции которого после замены деталей остались прежними, считается просто отремонтированным.
Напомним, что средства, истраченные на модернизацию, и в бухгалтерском, и в налоговом учете следует включать в первоначальную стоимость объекта (п. 27 ПБУ 6/01 и п. 2 ст. 257 Налогового кодекса РФ). Затраты же на ремонт полностью списывают в уменьшение прибыли отчетного периода (п. 27 ПБУ 6/01 и п. 1 ст. 260 Налогового кодекса РФ).
Таким образом, бухгалтеру придется включить в первоначальную стоимость компьютера средства, израсходованные на новые детали, если благодаря замене компьютер приобрел какие-либо абсолютно новые свойства. Скажем, стал использоваться в качестве сервера. Если же в результате замены всего лишь улучшились характеристики компьютера, все истраченное можно отнести на текущие расходы.
Пример
ООО "Платан" в июле 2004 года заменило процессор в компьютере, установленном в бухгалтерии. После замены процессора выросла производительность компьютера. Однако он по-прежнему используется для автоматизированного учета хозяйственных операций.
Поскольку функции компьютера не изменились, он считается отремонтированным. Значит, средства, истраченные на замену процессора, бухгалтер может целиком списать на июльские расходы.

Письмо Минфина России от 22 июня 2004 г. ≤ 03-02-04/5 опубликовано в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" ≤ 27, 2004.

Исправлена декларация по налогу на прибыль

В бланк декларации по налогу на прибыль внесены изменения (приказ МНС России ≤ САЭ-3-02/351@ зарегистрирован в Минюсте России 9 июля 2004 года).
Данный приказ вступает в силу через 10 дней после того, как его официально опубликовали. Поэтому фирмы, сдающие декларацию по налогу на прибыль ежеквартально, использовать новую форму должны начиная с отчетности за 9 месяцев 2004 года. Так что учтите: за полугодие такие организации могут отчитываться по-старому, инспекторы требовать обновленные формы не вправе. А вот предприятиям, составляющим декларацию ежемесячно, скорее всего придется заполнять новые бланки уже за июль 2004 года.
Изменения, внесенные в декларацию, в основном касаются сельхозпроизводителей, не перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога. Чтобы они могли отражать свои доходы и расходы, в лист 02 "Расчет налога на прибыль организаций" и во все приложения к нему добавлена строка 002 "Является сельскохозяйственным товаропроизводителем".
Лист 02 им надо заполнять отдельно для:
- деятельности, связанной с реализацией произведенной, а также произведенной и переработанной продукции;
- иных видов деятельности.
В 2004-2005 годах для предприятий, которые производят сельхозпродукцию, ставка налога на прибыль равна нулю. Поэтому если у такого хозяйства есть филиалы, то распределять между ними налоговую базу не нужно. Соответственно не надо заполнять приложение 5 "Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организацией, имеющей обособленные подразделения" и приложение 5а "Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль по обособленным подразделения организацией" к листу 02.

Приказ МНС России от 3 июня 2004 г. ≤ САЭ-3-02/351 "О внесении изменений и дополнений в приказы МНС России от 11 ноября 2003 г. ≤ БГ-3-02/614 и от 29 декабря 2001 г. ≤ БГ-3-02/585" опубликован в приложении "Официальные документы" к газете "Учет, налоги, право" ≤ 27, 2004. Декларация и Инструкция по ее заполнению в редакции настоящего приказа опубликованы в журнале "Документы и комментарии" ≤ 14-15, 2004.