САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 14:4019-04-2024
Пятница

 
Материал предоставлен журналом "Помощник бухгалтера"
Журнал "Помощник бухгалтера"

Что нового

Новые условия для профессиональных бухгалтеров утверждены решением Президентского совета ИПБ России (протокол 05/-04 от 26.05.04).

Телеграммой ЦБ РФ от 11.06.04 ≤ 1443-У доведено, что с 15.06.04 ставка рефинансирования Банка России снижена с 14% до 13% годовых. С этой же даты с 14% до 13% годовых также снижена процентная ставка по расчетному кредиту "овернайт". По прогнозным оценкам снижение ставки рефинансирования возможно в конце года, если у Центробанка не будет опасений в связи с ростом потребительских цен.

Письмом УМНС РФ по Московской области от 19.05.04 ≤ 06-22/7356 разъяснен порядок расчета НДС и налога на прибыль строительными организациями. В Письме, в частности, указано, что наличие формы КС-3 служит основанием для расчетов между заказчиками и подрядчиками. Наличие этого документа может служить основанием для отражения денег, полученных от заказчика, в составе выручки и, соответственно, для начисления НДС к уплате. По налогу на прибыль подробно разъяснена разница в налогообложении при определении доходов организации при поэтапном сдаче объекта заказчику или же при учете доходов в момент передачи объекта "под ключ".

По подсчетам Федеральной службы государственной статистики в первые 5 месяцев этого года реальные доходы россиян выросли на 9,9% по сравнению с таким же периодом прошлого года. При этом номинальная величина доходов, т.е. без учета инфляции, увеличилась на 22,4%. Средняя зарплата работника в России в мае текущего года составила 6577 руб., (в мае 2003 года - 5221 руб.). По результатам декларационной кампании налоговые органы насчитали в России около 110000 тысяч миллионеров. Но в это число вошли только те, кто честно сознался в своих доходах и заплатил все налоги. Количество "подпольных" миллионеров определить невозможно. Большая часть граждан, зарабатывающих миллионы, проживает в Москве. Самая большая сумма задекларированного дохода в 2003 году составила 95,4 миллиарда рублей. По подсчетам западных экономистов больше 1 миллиона долларов в 2003 году заработали около 84 тысяч россиян. Причем, при расчетах учитываются только накопления граждан на банковских счетах и в виде ценных бумаг. Стоимость недвижимости и другого имущества не учитывается.

Письмом МНС РФ от 28.05.04 ≤ 09-0-10/2249 разъяснено, что в целях реализации вновь созданными организациями и вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями права на применение упрощенной системы налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя возможна подача заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с пакетом документов, подаваемых при государственной регистрации юридического лица и физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

На сайте Минфина РФ размещены проекты документов по реформе бухгалтерского учета у бюджетников (проекты Единого плана счетов бюджетного учета, Инструкции по бюджетному учету и типовым бухгалтерским проводкам для бюджетников).

Письмом УМНС РФ по г. Москве от 01.06.04 ≤ 24-11/36295 разъясняется, что помехой для принятия к вычету НДС являются наличие печати, графы "выдал" и "подпись ответственного лица". Однако, как ни странно, в этом же документе сообщается, что внесение дополнительных реквизитов, согласно НК РФ, не является нарушением, служащим причиной для отказа в возмещении НДС.

Постановлением Минтруда РФ от 26.04.04 ≤ 67 к разрядам оплаты труда Единой тарифной сетки (ЕТС) отнесены должности руководителей и специалистов, занятых в охотничьем и лесном хозяйствах, а также установлены разряды оплаты труда ЕТС по должностям указанных работников в зависимости от предъявляемых к ним квалификационных требований и (или) отнесения работ по их сложности к квалификационным группам. Предусмотрена возможность повышения оплаты труда на 1 - 2 разряда при наличии у работника ученой степени или почетного звания.

Письмом МНС РФ от 26.05.04 ≤ 07-0-13/1962@ в дополнение к Временной инструкции по автоматизированному учету алкогольной продукции при ее производстве, доведенной Письмом МНС РФ от 29.08.03 ≤ БК-6-07/928, и Письмом МНС РФ от 26.01.04 ≤ БК-6-07/75@ "О контрольном учете алкогольной продукции" разъяснены отдельные положения, связанные с монтажом и обслуживанием приборов учета, которые устанавливаются на линиях розлива слабоалкогольной продукции. В частности, регламентированы сроки и порядок проведения монтажа, опломбирования голографическими наклейками, а также планово-технического обслуживания (ПТО) указанных приборов учета. Кроме того, указаны сведения, которые организации - производители алкогольной продукции должны представлять в установленные сроки в Департамент налогов и сборов с алкогольной и табачной продукции.

Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 15.04.04 ≤ А56-21201/03 определено, что, в случае, когда покупка оплачена заемными средствами, право на вычет НДС не зависит от момента погашения займа. Отметим, что МНС РФ и Минфин РФ по этому вопросу занимают противоположную позицию.

Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 06.05.04 ≤ А56-35882/03 определено, что нарушение срока перечисления в бюджет НДФЛ налоговым агентом не может быть наказуемо штрафом по ст. 123 НК РФ, если организация до вынесения акта и решения по результатам проверки, но с нарушением установленного законодательством срока, перечислила в бюджет удержанную сумму НДФЛ.

Письмом УМНС РФ по Московской области от 29.03.04 ≤ 04-23/06243 разъяснено, что, на основании пп. 27 п. 1 ст. 264 НК РФ, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся затраты на изучение (исследование) конъюнктуры рынка. Помимо такой формулировки маркетинговых исследований, которую и следует указывать в заключаемых договорах, налогоплательщик должен быть готов к тому, что налоговые органы потребуют подтвердить экономическую целесообразность проведенных маркетинговых исследований.

Письмом УМНС РФ по Московской области от 30.03.04 ≤ 06-21/5545 разъяснено, что если организация сдает в аренду свои жилые помещения, то платить НДС с полученных доходов ей не нужно. На выручку же за услуги по содержанию и текущему ремонту жилого фонда, по мнению налоговых органов, льгота не распространяется.

Приказами МНС РФ от 11.06.04 ≤ САЭ-3-13/364@ и ≤ САЭ-3-13/365 внесены изменения в формат представления электронной отчетности. Данный формат действителен для деклараций, которые нужно сдавать с 01.07.04. Изменения коснулись отчетности по "упрощенке", налогу на игорный бизнес, расчетов по авансовым платежам по ЕСН и взносам на пенсионное страхование, налогового расчета о суммах, выплаченных иностранным организациям, декларации о доходах, полученных за пределами России, и отчетности по налогу на прибыль организаций. Обновленная версия имеет номер 3.00001.

Письмом УМНС РФ по г. Москве от 26.01.04 ≤ 21-09/05150 разъяснено, что в случае, если налогоплательщик-"упрощенец" не вел предпринимательской деятельности, у него отсутствуют доходы, но текущие расходы за счет взноса учредителя в уставный капитал или заемных средств он производил, налоговой базы по УСН у него не возникает. Соответственно, не возникает и обязанности по уплате единого налога, в том числе и минимального. Расходы, произведенные в этот период, в целях налогообложения не учитываются. В соответствующей графе декларации ставится прочерк.

Письмом МНС РФ от 04.03.04 ≤ 09-0-10/886@ разъяснено, что в 2004 году за банкротство платить не нужно.

На сайте МНС РФ размещены разъяснения по нормам возмещения командировочных расходов. В частности, указано, что размеры возмещения командировочных расходов, указанные в трудовом договоре, не являются нормами. Нормы таких выплат установлены Постановлением Правительства РФ от 08.02.02 ≤ 93 и Приказом Минфина РФ от 12.11.01 ≤ 92н. Суммы суточных, выплаченные сверх установленных норм, облагаются НДФЛ. При этом отмечается, что размеры возмещения командировочных расходов не могут быть ниже размеров, установленных Правительством РФ.

На сайте МНС РФ размещены разъяснения по порядку ведения индивидуальными предпринимателями книг учета доходов и расходов. В частности, указано, что предприниматели вправе разработать собственную форму такой книги. Показатели, не учитываемые при определении налоговой базы, можно исключить и добавить другие показатели, которые связаны со спецификой деятельности предпринимателя. Отмечается, что при этом нужно соблюсти несколько условий. Форма книги должна быть согласована с налоговой инспекцией. Товарно-материальные ценности необходимо учитывать как в количественном, так и в суммовом выражении по каждому виду реализованных товаров, выполненных работ или оказанных услуг. Книга учета должна содержать показатели для правильного исчисления налоговой базы по НДФЛ. Также в ней должны быть показатели, с помощью которых можно проверить полноту и правильность сведений, указанных в декларации. Предприниматели, занимающиеся торгово-закупочной деятельностью, независимо от объема номенклатуры товаров обязаны вести учет как в количественном, так и в суммовом выражении по каждому виду товаров. Иной порядок учета не предусмотрен.

Налогоплательщики, перешедшие на "упрощенку" с 2003 года, выбрав объектом налогообложения "доходы", теперь могут изменить его на "доходы минус расходы", если последний для них стал более выгоден с учетом поправок, внесенных в главу 26.2 НК РФ Федеральным законом от 31.12.02 ≤ 191-ФЗ. Это возможно, несмотря на то, что налоговые органы не разрешали менять объект ссылаясь на то, что Федеральный закон от 31.12.02 ≤ 191-ФЗ установил ограничение на сроки изменения выбранного объекта: это нужно сделать до 20 декабря года, предшествующего переходу на спецрежим. Президиум же ВАС РФ, рассмотрев несколько дел об отказе в смене объекта налогообложения в 2003 году, счел такой отказ незаконным (Постановления Президиума ВАС РФ от 20.04.04 ≤ 516/04 и 196/04), так как в 2002 году законодательством не была регламентирована процедура подачи заявлений об изменении объекта налогообложения налогоплательщиками. Конечно, в случае конфликта, отстаивать позицию налогоплательщикам придется в суде. Помимо смены объекта можно попытаться добиться и компенсации излишне уплаченного единого налога при "упрощенке".

На сайте МНС РФ размещены разъяснения, касающиеся представительских расходов: если сотрудник налогоплательщика получит наличные деньги на представительские расходы, то он обязан представить отчет об израсходованных суммах не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы. В противном случае полученная сумма признается доходом сотрудника и должна облагаться НДФЛ по ставке 13%, а также ЕСН.

Приказом МНС РФ от 05.04.04 ≤ САЭ-3-21/259@ утверждены формы представления лицензирующими органами сведений о выданных организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам лицензиях (разрешениях) на пользование объектами животного мира, суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами животного мира. Кроме того, к каждой форме в виде приложений утверждены рекомендации по ее заполнению. Указанные сведения в соответствии со ст. 333.6 НК РФ представляются органом лицензирования не позднее 5-го числа каждого месяца в налоговый орган по месту своего учета.

Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 03.02.04 ≤ А66-5321-03 определено, что включить в состав внереализационных расходов остаточную стоимость попавшего в ДТП автомобиля можно, но только, если налогоплательщик может обосновать и документально подтвердить невозможность компенсации понесенных в связи с аварией убытков за счет виновных лиц.

Письмом Минфина РФ от 18.06.04 ≤ 24-07/04 доведены Рекомендации по взаимоувязке показателей форм промежуточной бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора, разработанные в соответствии с положениями Приказа Минфина РФ от 08.12.03 ≤ 113н. В частности, разъяснено, что показатели каждой строки и каждой графы всех форм годовой бухгалтерской отчетности и отчетности, представляемой в порядке надзора, должны быть больше или равны нулю. Если показатель должен вычитаться при исчислении соответствующих данных (промежуточных, итоговых и т.п.) или имеет отрицательное значение, то в отчетности этот показатель следует заключить в круглые скобки.

Приказом МНС РФ от 22.06.04 ≤ САЭ-3-06/385@ внесены изменения в Приказ МНС РФ от 31.12.02 ≤ БГ-3-06/756. Приказом, в частности, утверждены: новая типовая форма титульного листа налоговых деклараций или иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов; порядок заполнения типовой формы титульного листа налоговых деклараций; новая типовая форма Раздела 1 декларации, содержащего информацию о суммах налога, подлежащих уплате в бюджет по данным налогоплательщика; требования к формам налоговых деклараций или иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов. Принятые изменения будут использоваться в будущем для разработки новых форм налоговых деклараций. На текущую декларационную кампанию эти изменения не повлияют.

Письмом МНС РФ от 25.05.04 ≤ 09-0-10/2162@ определен порядок постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения объекта недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления в случаях, если указанное имущество расположено на территории нескольких субъектов РФ. Указано, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество в соответствии с Инструкцией о государственной регистрации прав и сделок с объектами недвижимого имущества, расположенными на территории нескольких регистрационных округов, утвержденной Приказом Минюста РФ ≤ 193, Минимущества РФ ≤ 17, Госстроя РФ ≤ 2, Росземкадастра ≤ 169 от 03.07.00, может осуществляться, по выбору правообладателя, в любом учреждении юстиции по регистрации прав, действующем на территории одного из субъектов РФ, в пределах которого располагается объект недвижимого имущества. Таким образом, постановка на учет организации по месту нахождения принадлежащего ей объекта недвижимого имущества, расположенного на территории нескольких субъектов РФ, может осуществляться в одном из налоговых органов каждого субъекта РФ, в пределах территории которого располагается объект недвижимого имущества, на основе сведений, сообщаемых учреждением юстиции, осуществившем указанную регистрацию прав.

Письмом МНС РФ от 04.06.04 ≤ 09-0-10/2376@ разъяснены некоторые вопросы, касающиеся постановки на учет организаций по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, в частности: вопрос о постановке на учет организации, которой земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование; вопрос о порядке постановки на учет организации по месту нахождения принадлежащих ей на праве собственности недвижимого имущества и транспортных средств, зарегистрированных до 2004 года; вопрос о постановке на учет организации по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве оперативного управления или хозяйственного ведения; вопрос о постановке на учет субъекта РФ или РФ в качестве собственника на основании поступающих от учреждений юстиции сведений о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кроме того, разъяснен порядок предоставления сведений органом, осуществляющим регистрацию транспортных средств, в налоговые органы по месту своего нахождения в соответствии с п. 4 ст. 362 НК РФ.

Приказом ГТК РФ от 19.05.04 ≤ 590 утверждены Правила заполнения таможенной декларации гражданами при письменном декларировании товаров в багаже или ручной клади.

Постановлением ФАС Северо-Западного округа от 12.05.04 ≤ А05-12004/03-12 определено, что налогоплательщик, перешедший на УСН, не должен восстановливать в декларации суммы НДС по товарам, не использованным до указанного перехода. Данное решение противоречит позиции налоговых органов, неоднократно в своих письмах разъяснявших, что в данной ситуации организация или предприниматель обязаны начислить и уплатить налог в бюджет.

Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.04.04 ≤ А19-15259/03-41-Ф02-981/04-С1 определено, что позиция налоговых органов не принимать к зачету НДС, если в счете-фактуре указан не юридический, а фактический адрес покупателя, незаконна, так как НК РФ не уточняет, какой именно адрес должен быть там указан.

Приказом МНС РФ от 05.04.04 ≤ САЭ-3-21/260@ утверждены формы представления лицензирующими органами сведений о выданных организациям, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам лицензиях (разрешениях), суммах и сроках уплаты сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов. Кроме того, к каждой форме представления указанных сведений в виде приложений утверждены рекомендации по их заполнению.

Постановлениями ФАС Северо-Западного округа ≤ А56-29319/03 и ≤ А66-8582-03 определено, что, несмотря на то, что по ЕСН и по пенсионным взносам одна и та же облагаемая база, льготы по ЕСН не применяются при исчислении страховых пенсионных взносов. Это касается в числе прочего и льгот, представляемых организациям инвалидов.

На сайте в Интернет размещена информация о том, что в настоящее время только производители сельхозпродукции имеют право реструктуризировать задолженность по налогам.

Приказом МНС РФ от 11.06.04 ≤ САЭ-3-09/363 определено, что после регистрации транспортного средства ГИБДД обязана направить сведения о его владельце в налоговую инспекцию. Налоговые органы, в свою очередь, должны поставить автовладельца на учет как налогоплательщика по месту нахождения автомашины. Поставить автовладельца на учет налоговые органы должны в течение 5 дней со дня получения сведений из ГИБДД.

Письмом МНС РФ от 29.06.04 ≤ 03-1-08/1462/17 подтверждено, что услуги по охране имущества, оказываемые подразделениями ВОХР гражданам и организациям на основе заключенных договоров, не признаются объектом обложения НДС. Данная Позиция определена Постановлением Президиума ВАС РФ от 25.11.03 ≤ 10500/03. Однако, если подразделения ВОХР выставляют счета-фактуры с НДС, то налог уплачивается в бюджет, однако к вычету НДС не принимается.

С 29.06.04 государственный реестр контрольно-кассовой техники, разрешенный к применению, ведет Федеральное агентство по промышленности.

Письмом МНС РФ от 06.05.04 ≤ 04-2-07/4 разъяснено, что оплата дополнительного отпуска гражданам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.

Письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 13.05.04 ≤ 03-36ин/17-03 разъяснен вопрос выдачи лицензий образовательным учреждениям и научным организациям после 09.03.04.

Президент РФ В.В. Путин 29.06.04 подписал Федеральный закон, согласно которому МНС лишается своего статуса и преобразовывается в Федеральную налоговую службу (ФНС), находящуюся в ведении Минфина РФ. Тем не менее, МНС РФ будет пока существовать, так как Распоряжением Правительства РФ срок ликвидации упраздненных министерств и ведомств продлен до 01.09.04.

Письмом Минфина РФ от 10.06.04 ≤ 03-02-05/2/35 разъяснено, что организации-лизингодатели могут списывать на затраты весь убыток от реализации предмета лизинга, учитываемого на балансе у лизингополучателя, сразу же, как только последний получит этот предмет в собственность.

Федеральным законом от 30.06.04 ≤ 60-ФЗ внесены изменения в главу 29 "Налог на игорный бизнес" части второй НК РФ. Изменения касаются, в частности, порядка регистрации (постановки на учет) в налоговых органах объектов налогообложения. Так, с 01.01.05 каждый объект налогообложения налогом на игорный бизнес подлежит регистрации (постановке на учет) в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения, тогда как в настоящее время налогоплательщики регистрируют (ставят на учет) объекты налогообложения налогом на игорный бизнес в налоговом органе по месту своей регистрации (постановки на учет) в качестве налогоплательщика. Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта РФ, где устанавливаются объекты налогообложения, с 01.01.05 будут обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта налогообложения. Кроме того, уточняются положения главы 29 НК РФ, устанавливающие порядок исчисления налога на игорный бизнес при установке новых объектов налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода и при выбытии объектов налогообложения до 15-го числа (включительно) текущего налогового периода.

Письмом МНС РФ от 27.02.04 ≤ 03-1-08/553/15 разъяснено, что если получение авансовых платежей под поставку товаров и реализация указанных товаров производится в одном налоговом периоде, то в декларации по НДС за истекший налоговый период отражаются суммы данного налога, исчисленные с сумм авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок, и с реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг). При этом в декларации подлежат отражению и суммы НДС, начисленные с авансов и предоплаты, принимаемые к вычету в налоговом периоде при реализации товаров (работ, услуг). Кроме того, в Письме отмечено, что для принятия к вычету НДС счет-фактура должен быть заполнен с указанием всех обязательных реквизитов, перечисленных в пунктах 5 и 6 ст. 169 НК РФ, в частности, в счете-фактуре должен быть указан номер платежно-расчетного документа в случае получения авансовых и иных платежей в счет предстоящих поставок.

Кассовые чеки, опускаемые гражданами в специальные ящики, размещенные в территориальных налоговых инспекциях, могут стать поводом для выездной проверки. Это связано с тем, что современные модели ККМ пробивают так называемый проверочный код. В МНС РФ разработано и тестируется программное обеспечение, с помощью которого эксперты управлений МНС будут проверять соответствие этого кода и прочих данных на чеке. Если они будут различаться, то организации, которая выдала такой чек, выездной проверки не избежать.

Письмом МНС РФ от 09.06.04 ≤ 03-02-05/1/52 разъяснено, что в случаях, когда у предприятия, применяющего упрощенную систему налогообложения, в течение налогового периода сменился учредитель, и доля участия других организаций в этой организации превысила 25%, предприятие должно перейти на обычный режим налогообложения. Причем сделать это необходимо с начала налогового периода, в котором произошло изменение.

Закрытым Письмом МНС РФ от 13.05.04 ≤ 03-1-08/1191/15 на места направлен свод писем по применению действующего законодательства по НДС. При вынесении решений ссылаться на указанные письма запрещено. Рассмотрены, например, следующие вопросы. Отсутствие факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в случае, если он все же осуществляет предпринимательскую деятельность, например, сдает помещение в аренду, не является основанием для неуплаты НДС. Если налоговый орган сможет доказать в суде, что деятельность физического лица содержит признаки предпринимательской деятельности, то услуги по предоставлению им в аренду имущества облагаются НДС независимо от количества объектов, находящихся у него в собственности. Что касается освобождения от уплаты НДС согласно п. 1 ст. 145 НК РФ (в связи с непревышением объемом выручки за последние 3 календарных месяца установленного кодексом лимита), то здесь налоговые органы под давлением Конституционного суда РФ (Определение от 10.11.02 ≤ 313-О) пошли навстречу налогоплательщикам. Если организация осуществляет несколько видов деятельности и реализует в том числе подакцизные товары, то при ведении раздельного учета реализации подакцизных и обычных товаров, она может не платить НДС по операциям с неподакцизными товарами. Затронуты вопросы безвозмездной передачи товаров в рекламных целях, при благотворительной деятельности и другие спорные моменты.

Приказом МНС РФ от 15.06.04 ≤ САЭ-3-21/368 утверждены форма сведений о полученной налогоплательщиком лицензии (разрешении) на пользование объектами водных биологических ресурсов, суммах сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов, а также рекомендации по ее заполнению.

Письмом Минфина РФ от 26.05.04 ≤ 04-02-05/4/14 разъяснено, что командированному работнику, помимо прочего, должны оплачивать расходы по проезду транспортом общего пользования (кроме такси) к станции, пристани, аэропорту, если они находятся за чертой населенного пункта. При этом такие расходы учитываются при расчете налога на прибыль. Если же организация для доставки работников, например, в аэропорт, прибегает к услугам транспортно-экспедиторской компании, то уменьшить налог на прибыль, по мнению Минфина РФ, не получится.

Приказом Минкультуры РФ от 26.05.04 ≤ 7 утверждены и введены в действие с 26.05.04 формы бланков документа, подтверждающего наличие лицензии на осуществление деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей, и приложения к нему. Установлено, что переоформление документов (приложений к ним), подтверждающих наличие лицензий, предоставленных ранее на осуществление указанного вида деятельности и оформленных на бланках с реквизитами упраздненных МПТР РФ и Минкультуры РФ, производится в случае возникновения необходимости внесения изменений в указанные документы.

Письмом Минфина РФ от 09.06.04 ≤ 03-02-05/2/34 разъяснено, что налогоплательщики, применяющие упрощенную систему, могут учитывать в составе материальных расходов стоимость приобретенной спецодежды и уменьшать на нее полученные доходы. Однако стоимость спецодежды можно отнести к материальным расходам, только если эта одежда приобретена для работников тех профессий, которые указаны в Постановлении Минтруда РФ от 18.12.98 ≤ 51 "Об утверждении правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты".

Письмом МНС РФ от 01.07.04 ≤ 21-2-05/74@ разъяснен порядок уплаты НДПИ, а из Письма МНС РФ от 11.06.03 ≤ СА-6-22/657@ исключено положение, в соответствии с которым владельцы платных автостоянок не могли применять систему единого налога на вмененный доход.

Письмом Минфина РФ от 12.05.04 ≤ 04-04-04/57 разъяснены вопросы выплаты пособий по временной нетрудоспособности в организациях, перешедших на "упрощенку". В Письме разъяснено, что такие пособия могут быть выплачены за счет средств ФСС только в пределах МРОТ (в настоящее время 600 руб.), если "упрощенцы" не выплачивают добровольные взносы. Сумму же пособия, выплачиваемого за счет собственных средств, можно учесть при выплате единого налога, причем независимо от выбранного объекта налогообложения.

Письмом Минфина РФ от 10.06.04 ≤ 03-05-12/45 разъяснено, что если имущество организации используется в сферах деятельности, как переведенных, так и не переведенных на уплату ЕНВД, и по данному имуществу невозможно обеспечить раздельный бухгалтерский учет, то стоимость имущества, являющегося объектом налогообложения по налогу на имущество, следует определять пропорционально сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной в процессе иной деятельности, в общей сумме выручки от реализации продукции.

Приказом МНС РФ от 07.07.04 ≤ САЭ-3-22/414 утверждена новая форма заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения. Этим же документом утверждены и новые формы уведомлений о возможности и невозможности применения "упрощенки", об отказе от нее, а также форма сообщения об утрате права быть "упрощенцем".

Приказом МНС РФ от 07.07.04 ≤ САЭ-3-22/415@ утверждены новые формы документов для применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Письмо МНС РФ от 12.05.04 ≤ 33-0-11/330 разъяснено, что при наличных расчетах между организациями в обязательном порядке выбивается кассовый чек и выписывается приходный кассовый ордер. Вместе с тем квитанция к "приходнику" при наличии напечатанного на ней кассовым аппаратом полноразмерного фискального оттиска приравнивается к кассовому чеку.

Письмом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.06.04 ≤ 01/52-04-32 разъяснено, что нормативы площадей для аптечных организаций, предусмотренные Отраслевым стандартом "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", утвержденным Приказом Минздрава РФ от 04.03.03 ≤ 80, не носят обязательного характера и не могут применяться при лицензировании фармацевтической деятельности.

Письмом МНС РФ от 12.05.04 ≤ 33-0-14/328 разъяснено, что из общего правила применения ККТ при осуществлении денежных расчетов с населением есть исключения. Например, организация или предприниматель оказывают гражданам услуги. В этом случае они могут вместо кассового чека выдать бланк строгой отчетности. Правда, ФЗ-54 не уточняет, какие именно услуги подпадают под такое благо. В Письме сообщено, что организации, которые ремонтируют или заменяют двери, а также врезают замки, могут выдавать своим заказчикам вместо кассового чека бланк строгой отчетности. При этом применяются бланки БО-1, БО-3, утвержденные Письмом Минфина РФ от 20.04.95 ≤ 16-00-30-33.

На сайте МНС РФ размещены разъяснения по использованию индивидуальными предпринимателями личных автомашин для работы. Так, предприниматель, использующий личный автомобиль в своей основной деятельности, вправе уменьшить полученные доходы на сумму расходов, связанных с эксплуатацией машины. Чтобы воспользоваться этим правилом, предприниматель должен оформлять путевые листы, вести журнал их регистрации, собирать чеки ККМ на покупку топлива, а также вести отчет о расходе топлива и смазочных материалов.

Приказом МНС РФ от 15.06.04 ≤ САЭ-3-04/366@ утверждены формы налоговой декларации по НДФЛ и инструкция по их заполнению. По форме ≤ 3-НДФЛ отчитываться теперь будут как резиденты, так и нерезиденты РФ. Отчитываться по новой форме необходимо по доходам, полученным начиная с 01.01.04. Новая форма декларации ≤ 4-НДФЛ предназначена для предпринимателей, заявляющих доход в начале года и перечисляющих авансовые платежи по налогу. Эту форму необходимо заполнять по доходам, полученным с 01.01.05.

Приказом МНС РФ от 03.06.04 ≤ САЭ-3-02/351 внесены изменения в декларацию по налогу на прибыль организаций и в инструкцию по ее заполнению. В основном изменения в декларации предназначены для сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые не перешли на уплату единого налога. Согласно дополнениям сельхозпроизводители должны будут заполнять и предоставлять в налоговую инспекцию титульный лист и лист 02 со всеми его приложениями. По разъяснениям, данным МНС РФ, декларацию по налогу прибыль за I полугодие 2004 года можно сдавать по старой форме, поскольку от старой декларации она отличается незначительно. Организациям, которые уплачивают ежемесячные авансовые платежи от фактической прибыли, необходимо будет в дальнейшем дополнительно заполнять в составе промежуточной отчетности подразделы 1.3 и 1.4 (для налога с дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам).

Письмом МНС РФ от 01.07.04 ≤ 21-2-05/74@ доведен до сведения порядок уплаты налога на добычу полезных ископаемых.

В соответствии с Указом Президента от 08.07.04 ≤ 857 платежи за полученные электрическую и тепловую энергию и газ, а также нефть и нефтепродукты не могут быть списаны со счета организации на основании измеренных показателей без ее акцепта. До настоящего времени производители энергии могли выставлять счет на стоимость израсходованной энергии и сразу списывать сумму задолженности в порядке инкассо. Теперь такой порядок отменен. Без согласия организации деньги с ее счета списываться не будут. Безакцептное списание останется возможным только в том случае, если оно установлено в договоре потребителя с производителем энергии. Данный порядок вступает в силу с 08.07.04 и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.03.96.

Письмом Минфина РФ от 17.06.04 ≤ 03-02-05/3/51 разъяснено, что несвоевременное представление расчета по налогу на операции с ценными бумагами влечет за собой ответственность по ст. 119 НК РФ.

Письмом МНС РФ от 28.05.04 ≤ 21-3/04/44 разъяснено, что если организации социально-культурной сферы осуществляют одновременно с основной деятельностью иные виды деятельности, то основные средства, полностью используемые для других видов деятельности, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

МНС РФ предлагает скачать на своем сайте программу "Налогоплательщик ЮЛ" версии 2.97, предназначенную для заполнения налоговой отчетности и передачи данных в налоговые органы в электронном виде.

Определением Конституционного Суда РФ ≤ 138-О установлено, что частота увольнений работника больше не влияет на его стаж и на размер больничных. В Определении сообщается, что норма Постановления СМ СССР от 13.04.73 ≤ 252 о том, что стаж работника прерывается, если он в течение года сменил 2 места работы, неконституционна.

Письмом МНС РФ от 21.06.04 ≤ 22-0-10/1078 подтверждено, что организации, которые оказывают услуги по хранению автотранспортных средств на платных автостоянках, могут быть переведены на уплату ЕНВД.

Постановлением ФАС Северо-западного округа от 11.03.04 ≤ А56-38383/03 определено, что если организация один раз не отразила в бухгалтерском учете ту или иную операцию, то налоговые органы не должны привлекать ее к ответственности по ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов.

Постановлением ФАС Северо-западного округа от 04.03.04 ≤ А56-26096/03 определено, что налоговые органы не должны штрафовать организацию за просрочку уплаты НДФЛ с заработной платы своих сотрудников. Тем не менее, в подобной ситуации они могут начислить пени.

Письмом Минфина РФ от 22.06.04 ≤ 03-02-04/5 разъяснено, что замена вышедших из строя деталей компьютера признается не модернизацией, а ремонтом основных средств, даже если у компьютера при этом меняются эксплуатационные характеристики. Это означает, что расходы на замену отдельных частей компьютера можно отнести к затратам на ремонт основных средств.

На сайте МНС РФ размещены разъяснения по исчислению транспортного налога. Так, при изменении мощности автомобиля из-за замены двигателя рассчитывать транспортный налог исходя из новой мощности необходимо с месяца, в котором установлен новый двигатель. Если техпаспорт транспортного средства не содержит данных о мощности двигателя, то такие данные можно получить только по заключению экспертной комиссии, например по заключению производителя транспорта. В случае, когда данные о мощности двигателя в техпаспорте расходятся с показателем, приведенным в свидетельстве о регистрации транспортного средства, то для исчисления налога необходимо брать данные паспорта.

Письмом от 17.06.04 ≤ 03-02-05/3/51 Минфин РФ напоминает, что налог на операции с ценными бумагами пока действует.

Письмом Минфина РФ от 24.06.04 ≤ 03-05-10/75 разъяснен порядок индексации ставок земельного налога в 2004 году. Так в текущем году применяются ставки земельного налога, которые действовали в 2003 году, но с коэффициентом 1,1. Это определено ст. 7 Федерального закона от 07.07.03, в которой есть оговорка, что указанный коэффициент не применяется в отношении земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения.

Письмом МНС РФ от 07.07.04 ≤ 33-0-11/433@ приведен перечень моделей ККТ, срок регистрации которых в налоговых органах продлен до 01.09.04 и 01.10.04. В Письме также разрешено регистрировать несколько моделей ККТ с криптографической защитой фискальных данных до 01.01.08.

По разъяснениям МНС РФ МУПы, ГУПы и адвокаты могут применять "упрощенку". По признанию же расходов "упрощенцев" разъяснения менее приятны. Так, запрещено включать в расходы затраты на оплату услуг аудиторской фирмы по ведению учета, компенсации на использование личного транспорта можно включать в расходы только в пределах норм и только после их фактической выплаты. Хорошо хоть, что пенсионный внос учитывается в составе расходов при расчете налога "упрощенцем".

Приказом МНС РФ от 16.07.04 ≤ САЭ-3-13/426@ внесены изменения в формат представления отчетности в электронном виде.

Письмом Минфина РФ от 23.06.04 ≤ 03-03-11/107 разъяснено, что если услуги были оказаны в одном отчетном периоде, а счета-фактуры организация получила уже после сдачи декларации за этот период, то суммы НДС она принимает к вычету в том периоде, в котором получила счета-фактуры.

Письмом Минфина РФ от 17.06.04 ≤ 03-03-11/100 разъяснено, что налогоплательщики могут получить вычет по НДС только на основании счета-фактуры и документа, подтверждающего уплату налога. При покупке товаров за наличный расчет таким документом признается кассовый чек и поэтому, если организации при оплате товара не выдан кассовый чек, то принять к вычету сумму НДС она не может.

Определением Конституционного Суда РФ от 08.04.04 ≤ 168-О подтверждено, что налогоплательщик не имеет права принять НДС к вычету, если товары или услуги оплачивались векселем третьих лиц, который не подтвержден встречным платежом.

Определением Конституционного Суда РФ от 08.04.04 ≤ 167-О подтверждено, что право на оплачиваемый учебный отпуск имеют только граждане, которые получают первое высшее образование. По мнению Суда, это не мешает работодателю предусмотреть в трудовом договоре такие гарантии для работника, вторично получающего высшее образование.

Письмом Минфина РФ от 05.05.04 ≤ 04-02-05/2/18 разъяснено, что при аренде жилых помещений, не исключенных из жилого фонда, организация не имеет права принимать расходы по такой аренде в целях налогообложения прибыли. Тем не менее, арбитражная практика по данному вопросу складывается в пользу налогоплательщиков (см., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11.05.04 по делу ≤ ФО4/2552-552/А46-2004).

Письмом МНС РФ от 07.05.04 ≤ 22-1-14/853 разъяснено, что расходы по строительству объектов основных средств и расходы на приобретение и достройку объектов незавершенного строительства не могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении единого налога, взимаемого в связи с применением "упрощенки", так как данные расходы поименованы также в ст. 382 НК РФ, которая не учитывается при применении "упрощенки".

Определением Конституционного Суда РФ от 08.04.04 ≤ 169-О подтверждено, что если налогоплательщик для расчетов с поставщиками использует заемные средства, то он не может принять к вычету НДС, уплаченный этим поставщикам, пока не вернет заем.

Письмом Минфина РФ от 30.04.04 ≤ 04-02-05/1/33 разъяснено, что признать расходы налогоплательщика, понесенные по гражданско-правовым договорам можно и в том случае, когда не составлялся акт выполненных работ. Исключение составляют сделки, когда составление акта является обязательным в соответствии с гражданским законодательством и (или) заключенным договором. В этой ситуации без акта учесть расходы будет нельзя.