САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 22:3219-04-2024
Пятница

 
Материал предоставлен газетой "Московский налоговый курьер""
Издательско-консультационная компания "Статус-Кво97"

Вопросы и ответы

Правомерно ли принимать к учету в целях ст. 252 НК РФ кассовый чек в качестве первичного учетного документа, подтверждающего расходы, произведенные организацией?

Кассовый чек может быть рассмотрен в качестве первичного учетного документа, подтверждающего расходы для целей исчисления налога на прибыль.

Согласно Федеральному закону от 22.05.2003 ≤ 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон ≤ 54-ФЗ) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт, обязаны применять контрольно-кассовую технику (далее - ККТ), включенную в Государственный реестр, и выдавать в момент оплаты, отпечатанные ККТ кассовые чеки.
Пользователи должны применять исправную ККТ, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти).
Письмом от 05.01.2004 ≤ 16-00-17/2 Минфин России разъясняет, что кассовый чек, выданный при применении ККТ, является юридическим документом, подтверждающим исполнение обязательств по договору купли-продажи (оказания услуги) между покупателем (клиентом) и соответствующим юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, и составляется в момент совершения операции, как того требует Федеральный закон от 21.11.96 ≤ 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон ≤ 129-ФЗ).
Кассовый чек является первичным учетным документом и должен содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные в п. 4 Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.93 ≤ 745, действующего в части, не противоречащей Закону ≤ 54-ФЗ.
На выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе, контрольных лентах могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к ККТ, с учетом особенностей сфер их применения.
Информация на кассовом чеке о денежных расчетах, проведенных на ККТ, значима для правильного исчисления налогов, а также необходима для полного документального подтверждения расходов.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с разделом 5 Методических рекомендаций по применению главы 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом МНС России от 20.12.2002 ≤ БГ-3-02/729, порядок оформления документов предусмотрен нормативными правовыми актами соответствующих органов исполнительной власти, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право утверждать порядок составления и формы первичных документов, которыми оформляются хозяйственные операции.
В частности, для подтверждения произведенных расходов для учета их в целях налогообложения прибыли первичные документы должны соответствовать требованиям Закона ≤ 129-ФЗ, которым определен порядок оформления первичных документов и наличия в них обязательных реквизитов. (Основание: письмо МНС России от 30.05.2003 ≤ 02-1-16/57-У885.)
Согласно ст. 9 Закона ≤ 129-ФЗ все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, служащими первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, определенные указанной статьей.
Таким образом, если расходы организации подтверждены документами, соответствующими требованиям Закона ≤ 129-ФЗ, указанные документы, в том числе кассовый чек, могут быть рассмотрены в целях документального подтверждения учитываемых при налогообложении прибыли затрат.

Разъяснения подготовлены советником налоговой службы РФ III ранга Т.И. Журавлевой и референтом налоговой службы I ранга К.В. Воскресенской на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. ≤ 29-12/34067 от 19.05.2004, подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы РФ I ранга Ю.А. Мавашевым.

Предприятие, применяющее в 2003 году упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов), приобретает товары у поставщиков и передает их на реализацию по договорам комиссии в розничные магазины (комиссионеры), которые фактически реализуют товар потребителю.
Полученный от комиссионера товар ненадлежащего качества, возвращенный потребителем, в соответствии со ст. 475 ГК РФ предприятие отправляет назад поставщику, взамен получая денежные средства.
Вправе ли предприятие уменьшить сумму налогооблагаемого дохода на сумму возвращенных потребителю денежных средств за товар ненадлежащего качества в связи с расторжением договора купли-продажи?

Возмещая комиссионеру сумму денежных средств, выплаченных потребителю в связи с возвратом некачественного товара, комитент, применяющий упрощенную систему, вправе уменьшить ранее полученные доходы от реализации товаров. После возврата поставщику указанного товара и получения от поставщика денежных средств за такой товар комитент должен уменьшить ранее учтенные расходы на оплату стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации.

В соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества, имущественных прав и внереализационные доходы, учитываемые при налогообложении, определяются организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии со статьями 249 и 250 Кодекса. При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса.
С учетом положений п. 1 ст. 346.17 Кодекса датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод).
Перечень расходов, которые налогоплательщик, перешедший на упрощенную систему налогообложения и выбравший в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе учесть при исчислении налоговой базы по единому налогу, определен п. 1 ст. 346.16 Кодекса. Указанный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
В соответствии с п. 2 ст. 346.16 Кодекса расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса, то есть они должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 346.17 Кодекса расходами налогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты.
Подпунктом 23 п. 1 ст. 346.16 Кодекса в перечень расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, включены расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам).
В соответствии с п. 2 ст. 475 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и п. 1 ст. 18 Закона Российской Федерации от 07.02.92 ≤ 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если оно не было оговорено продавцом, вправе потребовать расторжения договора купли-продажи и возврата уплаченной за товар денежной суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Если потребитель возвращает товар ненадлежащего качества комиссионеру, тот обязан возвратить потребителю уплаченную за товар денежную сумму. Произведенные комиссионером расходы на основании ст. 1001 ГК РФ должно возместить предприятие-комитент. Поэтому комитент, возместивший комиссионеру суммы возвращенных потребителю денежных средств в связи с возвратом товара ненадлежащего качества и применяющий упрощенную систему налогообложения, вправе произвести уточнение налоговой базы по единому налогу в части уменьшения ранее полученных доходов от реализации товаров.
После возврата поставщику полученного от комиссионера товара ненадлежащего качества, возращенного потребителем, и получения от поставщика денежных средств за такой товар предприятие-комитент должно уточнить налоговую базу по единому налогу в части уменьшения ранее учтенных для целей налогообложения расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации. При этом операции по возврату товара ненадлежащего качества и уплаченной за товар денежной суммы должны подтверждаться соответствующими документами.
В соответствии с разъяснениями МНС России, изложенными в письме от 19.12.2003 ≤ 22-1-14/2545@, при возврате налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, уплаченной покупателями за товар денежной суммы уточнение налоговой базы по единому налогу производится, начиная с того отчетного (налогового) периода, в котором данные денежные средства были получены.
Отражение данных операций налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, производится в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Ее форма утверждена приказом МНС России от 28.10.2002 ≤ БГ-3-22/606. Так следует поступать в случае, если возврат товара произведен в текущем налоговом периоде. Если товар возвращен в следующем налоговом периоде, уточнения вносятся в налоговую декларацию по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. При этом корректируются только те показатели, по которым были обнаружены ошибки (искажения).

Разъяснения подготовлены советником налоговой службы РФ III ранга О.А. Болдовой на основании официального письма УМНС России по г. Москве исх. ≤ 21-09/25204 от 14.04.2004, подписанного заместителем руководителя Управления МНС России по г. Москве советником налоговой службы РФ I ранга Л.Я. Сосихиной.