САЛЬДО.ру - скорая помощь бухгалтеруНастройки: 04:2227-04-2024
Суббота

 
Эксперты компании "Референт"
Mатериал предоставлен компанией "Референт"

Консультации от компании "Референт" (выпуск N 335)

Организация продает другой организации рабочее место менеджера: компьютер с установленными на нем лицензионными программами. Как правильно продать эти программы? Какими договорами и проводками пользоваться?
Как правило, использование Вами приобретенной компьютерной программы ограничивается только правом одноразовой инсталляции этой программы на конкретный персональный компьютер.
Как следует из вопроса, это свое право Вы уже использовали.
Полагаем, что условия использования Вами приобретенных ранее компьютерных программ (лицензионные условия) не предусматривают Вашего права на их перепродажу (передачу прав на них по сублицензионным договорам) иным лицам.
Поэтому говорить о продаже именно компьютерных программ несколько некорректно.
В Вашем случае можно говорить о продаже только персонального компьютера с установленным на него лицензионным программным обеспечением.
То есть, программное обеспечение будет являться элементом комплектации продаваемого персонального компьютера.
В спецификации к договору купли-продажи персонального компьютера, наряду с его техническим характеристиками, следует указать на наличие установленных на компьютер программ (наименование и т.п.).
В соответствии со статьей 456 ГК РФ продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.
Поэтому при передаче компьютера Вам следует передать покупателю также и документы, подтверждающие законность установки на этом компьютере соответствующих компьютерных программ.

Отражение в учете реализации компьютера зависит от того, в каком виде (товар или основное средство) он был у Вас учтен до продажи.

Если речь идет о продаже компьютера, приобретенного для перепродажи, то расходы по приобретению Вами ранее компьютерных программ, также как и расходы по приобретению самого компьютера, будут в совокупности являться теми расходами, которые Вы можете признать в момент признания дохода от реализации персонального компьютера.

Если речь идет о продаже персонального компьютера, который ранее был учтен у Вас как объект основных средств, то эта операция по выбытию основного средства отражается по правилам пунктов 29-31 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01.
Судьба компьютерных программ в этом случае зависит от того, как были у Вас ранее отражены расходы по их приобретению.
Если стоимость приобретенных программ была сразу списана в расходы, то она не восстанавливается.
Если стоимость компьютерных программ была учтена в первоначальной стоимости основного средства, то она вместе со всей балансовой стоимостью компьютера будет учтена в расходах в момент его продажи.

Предположим, что первоначальная и продажная стоимость компьютера - 118 000 руб., сумма начисленной амортизации к моменту продажи - 40 000 руб.
При продаже:
Дебет 76 Кредит 91-1 - 118 000 руб. - отражена задолженность покупателя;
Дебет 51 Кредит 76 - 118 000 руб. - поступили деньги от покупателя;
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС" - 18 000 руб. - начислен НДС;
Дебет 01 субсчет "Выбытие основных средств" Кредит 01 - 118 000 руб. - списана первоначальная стоимость компьютера;
Дебет 02 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств" - 40 000 руб. - списана сумма начисленной амортизации;
Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет "Выбытие основных средств" - 78 000 руб. - списана остаточная стоимость компьютера;
Таким образом, прибыль от продажи компьютера составит 22 000 руб. (118 000 - 18 000 - 78 000).
В конце месяца:
Дебет 91-9 Кредит 99 - 21 000 руб. - отражена прибыль от продажи компьютера.

Если стоимость ранее приобретенных компьютерных программ была учтена Вами на счете 97 "Расходы будущих периодов", то оставшуюся (несписанную) стоимость Вы учтете в расходах в момент продажи компьютера.

*****

В 4 квартале 2010 года были списаны на расходы по бухгалтерскому и налоговому учету стеклопакеты. Сейчас они были признаны поставщиком бракованными и мы эти стеклопакеты им вернули. Каким образом правильнее восстановить стеклопакеты в учете? Сделать корректировку в данный момент по Д-т 10.8 - К-т 20? Корректна будет эта проводка? Убрать в списании материалов по счету 10.8 эти позиции из 2010 года и сдать корректировку декларации по налогу на прибыль за 2010 год? А формы NN 1 и 2 - тоже корректировку?
В соответствии с пунктом 1 статьи 54 НК РФ при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 НК РФ налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию при обнаружении в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.
В 2011 году Вы не выявили операцию, неучтенную в 2010 году.
Из Вашего вопроса следует, что в 4 квартале 2010 года Вы правомерно и обоснованно учли в составе расходов стоимость стеклопакетов. У Вас были правильно оформлены документы на их приобретение. Стеклопакеты использовались Вами в деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, в 4 квартале 2010 года Вы не совершили ошибку (искажение), повлекшую искажение в бухгалтерском и налоговом учете, а также занижение налога на прибыль.
Следовательно, у Вас нет оснований для перерасчета налоговой базы 2010 года и внесения изменений в бухгалтерский учет и отчетность 2010 года.
В 2011 году у Вас возникли новые документально подтвержденные (акт, переписка, возвратные накладные и т.п.) обстоятельства, при которых Вы расторгли сделку по приобретению стеклопакетов, вернули поставщику бракованные стеклопакеты. У поставщика возникло обязательство по возврату Вам ранее полученной оплаты.
Из Письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 02.06.2010 г. N 03-03-06/1/370 следует, что подобное расторжение договора купли-продажи следует рассматривать как самостоятельную хозяйственную операцию, а связанные с таким расторжением доходы и расходы продавца необходимо отразить в налоговом учете в периоде, в котором договор считается прекращенным.
Полагаем, что зеркально и у покупателя связанные с таким расторжением доходы и расходы необходимо отразить в налоговом учете в периоде, в котором договор считается прекращенным.
В соответствии с пунктом 10 статьи 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде.
В соответствии с пунктом 80 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34н) прибыль или убыток, выявленные в отчетном году, но относящиеся к операциям прошлых лет, включаются в финансовые результаты организации отчетного года.
Таким образом, в 2011 году (в периоде расторжения сделки с поставщиком и возврата стеклопакетов) у Вас возникает внереализационный доход в размере, соответствующем расходу, признанному в 4 квартале 2010 года.
Бухгалтерские записи и налоговый учет прошлого периода не корректируются.

Кольцов Ю.В.
"ЮВК-Аудит"

*****

Предприятие на УСНО, вид деятельности - код ОКВЭД 64.20 - деятельность в области электросвязи. Имеет ли право предприятие на пониженные тарифы по взносам во внебюджетные фонды в 2011 году?
Нет не имеет. Перечень видов экономической деятельности, по которым установлены пониженные тарифы отчислений во внебюджетные фонды, уточнен Федеральными законами от 16.10.2010 N 272 и от 28.12.2010 N 432.

Генеральный директор Власюк А.Т.
НПП "Аудитор"

*****

Фирма в 2009 году меняла режим налогообложения. До какого числа фирма должна была уведомить налоговую о смене режима? На какие документы можно сослаться?
Общий режим налогообложения в соответствии с налоговым кодексом РФ применяется ко всем организациям налогоплательщикам.
Смена общего режима на специальные налоговые режимы может быть при наличии соответствующих условий, при этом, организация в большинстве случаев в октябре предшествующего года подает в налоговый орган заявление с указанием условий, позволяющих перейти на специальный налогооблагаемый режим (ст.ст. 346.3 НК РФ, 346.13 НК РФ).
Если же по условиям деятельности происходит смена специального режима налогообложения на общий, то в течении 15 календарных дней (по сельхозналогу одного месяца) налогоплательщик обязан сообщить в налоговую инспекцию о переходе на иной режим налогообложения, или в срок до 15января года , в котором намечен переход иной режим налогообложения (пп. 4, 5 ст. 346.13 НК РФ, п. 5 ст. 346.3 НК РФ).

Генеральный директор Власюк А.Т.
НПП "Аудитор"

*****

В ПФР за 2010 год был сдан на почту отчет с опозданием на 1 день. За 1 кв, полугодие, и 9 месяцев сдавалось все в срок. И оплата тоже была в срок. Начислено за год страховая часть - 1 345 358, и накопительная часть - 434 601. Общая сумма 1 779 959, и с нее теперь ПФР начисляет штраф 5%. За 4 квартал было начислено соответственно суммарно к оплате 453147 руб., к доплате же за последний месяц отчетного года суммарно всего 149 758 руб. С какой суммы правильно должен быть начислен штраф?
В соответствии со ст. 46 закона 24.07.2009 N 212-ФЗ, при несвоевременном представлении расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета . влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Если Ваша организация своевременно (при выплате заработной платы) перечисляла страховые взносы, то максимальная сумма, подлежащая доплате . это сумма начисленных взносов за последний месяц квартала, поэтому сумма по годовому расчету . никак не может быть базой для начисления штрафа.
Если все обстоит именно так, как Вы описали, то Вам нужно получить решение территориального органа ПФР и обжаловать его в суде.

Генеральный директор,атт.аудитор Черняков А.Б.
"АСОН-АУДИТ"